Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима


Скачать 284.76 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации противоэпидемического режима
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк доверенности > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации

по организации

противоэпидемического режима

работы в процедурных

и перевязочных кабинетах

клинико-диагностических отделений*

(извлечения)

1. Общие положения

Данные Методические рекомендации предназначены для врачебного и среднего медицинского персонала клинико-диагностических отделений лечебно-профилактических и амбулаторно-поликлиническмх учреждений.

В каждом клинико-диагностическом отделении с учетом специфики его работы начальником (заведующим) подразделения при необходимости разрабатываются дополнения к данным Методическим рекомендациям, согласованные с эпидемиологом стационара.

Ответственность за организацию и проведение комплекса мероприятий по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима и профилактике внутрибольничных инфекций в отделениях (поликлинике), в т. ч. в процедурных и перевязочных кабинетах, возлагается на начальников (заведующих) клинико-диагностических отделений (поликлиник) и старших медицинских сестер.

___________________________

* Настоящие рекомендации разработаны доктором медицинских наук, профессором кафедры эпидемиологии медико-профилактического факультета послевузовского профессионального образования ММА им. И.М. Сеченова, главным эпидемиологом Главного военного клинического госпиталя им. И.Н. Бурденко В.Г. Акимкиным на основе требований действующих нормативных документов. Утверждены начальником ГВКГ им. Бурденко В.М. Клюжевым 03.11.03 г. Приводятся в качестве примера.
С каждым сотрудником в соответствии с действующими нормативно-распорядительными документами Минздрава России в целях предупреж­дения профессиональных заболеваний (в том числе внутрибольничных ин­фекций) и производственного травматизма проводится инструктаж но без­опасным приемам и методам работы, который подразделяется на: вводный (при приеме на работу), первичный на рабочем месте и периодический (повторный).

Инструктаж медицинского персонала на рабочем месте и доведение положений данных Методических рекомендаций проводится (под роспись) начальниками (заведующими) подразделений при приеме на работу и в даль­нейшем не реже одного раза в год. Проведение инструктажа должно быть зарегистрировано в специальном журнале.

В соответствии с приказами Минздрава России от 29.09.89 № 555 и от 14.03.96 № 90 все лица, принимаемые на работу в клинико-диагностические отделения лечебно-профилактических учреждений и работающие в них, в обязательном порядке проходят соответствующие медицинские осмотры, лабораторные и функциональные обследования (приложение 1).
2. Стандарт оснащения ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА.

Оснащение процедурного кабинета включает:

  • рабочий стол медицинской сестры — 1 шт.;

  • стул для медицинской сестры — 1 шт.;

  • стул для больного (винтовой) — 1 шт.;

  • столик для внутривенных инъекций (размер 25 х 50 см, высота 75 - 80 см);

  • кушетка медицинская — 1 шт.;

  • медицинский шкаф для медикаментов, растворов, инструментария, необходимого для работы — 1-2 шт.;

  • медицинский инструментарий: зажим кровоостанавливающий - 4, корнцанг - 2, пинцет анатомический - 2, пинцет анатомический малый - 2, ножницы хирургические - 2, роторасширитель - 1, языкодержатель — 1;

  • инструментальные столы — 5 шт., в том числе:

  • для хранения стерильного бикса, укладок со стерильными шариками, стерильных пинцетов и другого инструментария (условно-стерильный стол);

  • для храпения спирта, лекарств в упаковках, одноразовых шприцев, подсобных ножниц, лейкопластыря и других не подвергающихся стерилизации предметов (нестерильный стол);

  • стол для подготовки к гемотрансфузии;

  • подсобный стол для размещения бикса после извлечения его из транспортировочного мешка;

  • стол (тумбочка, стойка) для хранения дезинфицирующих препаратов и приготовления их рабочих растворов.

  • контейнеры для отправки пробирок с кровью в лабораторию - 1-2 шт.;

  • тумбочка для хранения моющих и дезинфицирующих средств, ветоши, химических индикаторов, тест-контролей и др. — 1-2 шт.;

  • раковина;

  • холодильник бытовой — 1 шт.;

  • воздушный стерилизатор — 1 шт.;

  • штативы для внутривенных капельных вливаний — 4—6 шт.;

  • штативы для пробирок — 2 шт.;

  • каталка для перевозки биксов — 1 шт.;

  • емкости* (по 1 шт.) для дезинфекции:

  • использованных лотков и стеклянных шприцев (при необходимости);

  • одноразовых шприцев;

  • резиновых перчаток;

  • использованных систем для переливания крови и кровезаменителей;

  • использованных шариков.

  • емкость* для моющего комплекса (+ термометр водяной);

  • емкости* мерные для дезинфицирующих и моющих средств - 2 шт.;

  • емкость* для дистиллированной воды;

  • емкость* с дезраствором для пинцета (корнцанга);

  • лотки почкообразные — 4 шт.;

  • кюветы эмалированные.малые или средние — 4 шт.;

  • уборочный инвентарь для текущей и генеральной уборки: **

  • ведра для мытья полов и стен — по 2 шт.;

  • емкости для обработки предметов обстановки, поверхностей — 2 шт.;

  • швабры для мытья полов и стен — по 2 шт.

  • аптечка "Анти-СПИД" и инструкция по ее использованию — 1 шт.;

  • подушечка для внутривенных инъекций — 2 шт.;

  • жгут резиновый для инъекций — 2 шт.;

  • перчатки резиновые (латексные) — 5—10 пар.;

  • шприцы одноразовые — 100—200 шт.;

  • системы для переливания крови и кровезаменителей одноразовые - 10-20 шт.;

  • дезинфекционные и моющие средства (на 7 дней работы);

  • термовременные бумажные индикаторы;

  • набор реактивов для определения остаточных количеств крови и моющих средств с помощью азопирамовой и фенолфталеиновой проб;

  • облучатель бактерицидный ультрафиолетовый — 1—2 шт. (мощ­ность бактерицидных ламп должна быть не менее 1 Вт на 1 м);

настенный светильник в зоне проведения инъекций (при недо­статочном общем искусственном и естественном освещении);

  • ведро педальное для мусора — 1 шт

* Все емкости должны быть промаркированы несмываемой краской, снабжены крышками (емкости для дезрастворов) и использоваться строго по назначению.

** Уборочный инвентарь может храниться в шкафу (тумбочке) в процедурной (перевязочной) или в специально отведенном помещении и должен иметь четкую маркировку с указанием предназначения; для генеральной уборки должен быть предусмотрен отдельный комплект инвентаря
Помещение процедурного кабинета (так же, как и перевязочного) функ­ционально разделяется на две зоны: чистую и условно чистую. В чистой зоне размещаются: стол со стерильным инструментарием, сухожаровой шкаф, холодильник, шкаф для медикаментов и инструментария. В чистую зону не допускаются пациенты и посторонние лица. В условно чистой зоне раз­мещается остальное оборудование: рабочий стол медицинской сестры, ку­шетка, стол с дезинфицирующими растворами, раковина и др.
3. Стандарт оснащения ПЕРЕВЯЗОЧНОГО КАБИНЕТА

Оснащение перевязочного кабинета кроме предметов, перечисленных в разделе 2, включает:

  • операционно-перевязочный стол;

  • стол со стерильными инструментами;

  • бестеневую хирургическую лампу.

При этом из перечня оснащения процедурного кабинета (раздел 2) исключаются:

  • столик для внутривенных инъекций;

  • контейнер для отправки пробирок с кровью в лабораторию;

  • принадлежности для проведения внутривенных инъекций.

4.Алгоритм подготовки процедурного (перевязочного) кабинета к работе

Все подготовительные работы проводятся процедурной (перевязочной) медицинской сестрой в начале рабочего дня в повседневной спецодежде в следующем порядке:

  1. Готовятся рабочие растворы для дезинфекции шприцев, игл, оборудования, использованных шариков, перчаток.

  2. Поверхности всех рабочих столов протираются стерильной ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе.

  3. Включается бактерицидный облучатель на 60 минут.

  4. Биксы (или специальные многослойные пакеты из различных материалов — крафт-пакеты, комбинированные или пакеты из крепированной бумаги и др.), доставленные в процедурную (перевязочную) из центрального стерилизациониого отделения (ЦСО), вынимаются из транспортировочного защитного чехла (мешка) — полотняного (брезентового, текстильного) или пластикового — и ставятся на подсобный стол. Наружная поверхность биксов перед вскрытием подвергается дезинфекции.

  5. Накрывается стол для нестерильных лекарств и инструментов (мази,
    одноразовые шприцы, подсобные ножницы и т. д.).

5. Алгоритм вскрытия бикса

5.1. Перед вскрытием бикса обязательно отмечается дата и время вскры­тия (на специальной бирке). Внимание! Срок использования стерильного материала после вскрытия бикса — не более 24 часов.

5.2. Процедурная(перевязочная) сестра, одетая в повседневную рабочую спецодежду, тщательно(не менее 1-2 мин) моет руки теплой проточной водой с двукратным намыливанием, используя жидкое мыло в дозаторах, мыльную стружку или мыло в мелкой расфасовке, вытирает чистым полотенцем или (лучше) одноразовой салфеткой. Затем проводит гигиеническую дезинфекцию рук кожным антисептиком(70% этиловый спирт, 0,5% водный раствор хлоргексидина биглюконата, «лизанин» и др.) путем последовательного протирания двумя стерильными тампонами с антисептиком в течение 1 мин на каждую руку.

5.3. Вскрывает крафт-пакет со стерильной рабочей одеждой, которую надевает в следующем порядке: хирургический халат, медицинскую шапочку(косынку), 4-слойную маску, резиновые (латексные) перчатки.

5.4. Открывает крышку бикса; аккуратно берет первый стерильный шарик, лежащий на упакованном пинцете сверху выстилающей пеленки, смачивает70% спиртом или раствором антисептика, тщательно (по схеме) обрабатывает кисти рук; затем процедуру повторяет по той же схеме с использованием второго шарика.

5.5. Берет из мягкой упаковки пинцет(корнцанг).

5.6. Стерильным инструментом вынимает бумажный термовременной индикатор. Цвет индикатора сравнивает с эталоном: если он соответствует эталону, то приклеивает его на бирку на весь период использования бикса.

5.7. Если цвет индикатора не соответствует эталону, ставит в известность старшую медицинскую сестру отделения; после выяснения причины доукомплектовывает бикс использованными предметами ( в соответствии с пп.9.2-9.5) и направляет в ЦСО на повторную стерилизацию.
6. Алгоритм накрытия стерильного стола в перевязочной.

  1. Порядок подготовки кабинета к работе изложен в разделе 4.

  1. Перевязочная медицинская сестра моет руки, обрабатывает их кожным антисептиком (п. 5.2) и надевает стерильную одежду (п.5.3).

  2. Открывает бикс в соответствии с пп.5.4-5.7
    6.4.Используя стерильный пинцет (корнцанг), аккуратно развертывает выстилающую пеленку так, чтобы ее концы оставались внутри бикса.

6.5. Пинцетом (корнцангом) из бикса достает стерильные укладки (крафт-пакеты) с шариками (по 20-25 шт) и индивидуальные укладки для перевязки (состав последних – п.6.6.9).

Примечание: Пинцет(корнцанг) хранится в стерильной банке с дезинфицирующим раствором ( в дезрастворе должны находиться толко стерильные концы пинцета до места касания рук; корнцанг погружается не менее чем на ¾ длины) Смена стерильных банок с дезраствором и пинцета должна осуществляться через 6 часов. В качестве дезинфектантов для хранения пинцетов и корнцангов рекомендуется использовать1% водный раствор хлоргексидина биглюконата .

6.6. Порядок накрытия стерильного стола (накрывается на б часов работы!):

6.1.1. Стерильным пинцетом (корнцангом) из бикса достать стерильную простыню, взять в левую руку.

  1. Пинцет положить в емкость с дезинфекционным раствором.

  2. Развернуть стерильную простыню на вытянутых руках над столам так, чтобы она была сложена в два слоя, и разложить на столе так, чтобы нижний край свисал со стола на 20 см.

  3. Разложить вторую стерильную простыню в той же последовательности.

  4. Взять третью стерильную простыню, свернуть в 4 слоя и положить поверх второй простыни (4 слоя снизу и 4 слоя сверху).

  5. Сзади захватить все 8 слоев простыней с двух сторон двумя зажимами, спереди двумя зажимами захватить только 4 верхних слоя простыней.

  6. На бирке поставить дату и время накрытия стерильного стола, свою подпись; бирку прикрепить к простыне.

  7. При необходимости стерильный стол открывается путем откидывания 4 слоев простыни двумя руками за передние зажимы.

  8. Стерильным пинцетом (корнцангом) берется из бикса индивидуальная укладка для перевязки и кладется в стерильный лоток на стерильном столе. Затем укладка разворачивается и инструменты раскладываются на салфетке в удобном для работы порядке.

Состав индивидуальной укладки для перевязки: тканевая салфетка размером 25 х 30 см, ножницы (1), зажимы (2), пинцет (1), шарики (5), марлевые малые салфетки (4), большая марлевая салфетка (1). В зависимо­сти от профиля отделения комплектация укладки для перевязки может меняться.

Внимание! Стерильными инструментами и перевязочным материалом из укладки можно работать не более 6 часов, после чего неиспользован­ные материалы подлежат повторной стерилизации.
7. Алгоритм проведения перевязки

7.1. Подготовительный этап:

  1. Алгоритм проведения подготовки перевязочного кабинета к работе изложен в разделах 4—6.

  2. Перед проведением перевязок медицинский персонал моет и обрабатывает руки в соответствии с п. 5.2.

  3. Надевается стерильная рабочая одежда в соответствии с п. 5.3. Руки в перчатках протираются шариком, смоченным раствором кожного антисептика.

  4. Вскрывается стерильный бикс (пп. 5.4-5.7).

  5. Перед началом проведения перевязок перевязочный стол, поверх­ность которого ранее была продезинфицирована (раздел 4), накрывается стерильной простыней, взятой из бикса, поверх которой укладывается продезинфицированная клеенка (целлофановая пленка).

7.2. Порядок смены повязки:

7.2.1. Старая повязка снимается и помещается в емкость с дезраствором, при этом на ране оставляется последняя салфетка.

  1. Первым зажимом из индивидуальной укладки проводится туалет кожи шариком с антисептическим раствором.

  2. Снимается последняя салфетка с раны. Первый пинцет сбрасывается в дезинфицирующий раствор.

  3. Вторым пинцетом и шариком из укладки обрабатывается рана антисептическим раствором.

  4. Третьим пинцетом и ножницами (при необходимости) снимаются швы.

  5. Третьим и вторым пинцетами (зажимами) накладывается асептическая повязка на рану.

  6. Повязка фиксируется (клеолом или другим способом).

  7. Весь использованный инструментарий помещается в емкость с дезинфицирующим раствором и закрывается крышкой. Концентрация раствора и время экспозиции определяется в соответствии с методическими указаниями по применению дезинфицирующего средства (раздел 8).

  8. После перевязки каждого пациента клеенка (пленка) перевязочного стола протирается ветошью, смоченной дезраствором. При перевязке пациента с признаками нагноения раны, кроме того, заменяется простыня.

  9. Использованные шарики, тампоны подвергаются дезинфекции, после
    чего собираются в одноразовые пластиковые пакеты желтого цвета, которые
    после заполнения герметизируются и удаляются из отделения для утилизации.

7.2.11.Через каждые 2 часа интенсивной работы перевязочная должна
закрываться на 30—60 минут для проведения текущей уборки, проветривания и кварцевания. При этом заменяется простыня на перевязочном столе.

Работа перевязочной осуществляется в соответствии с утвержденным начальником отделения графиком, который вывешивается на двери кабине­та или другом видном месте.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconПрограмма производственной практики помощник младшего медицинского...
Освоение и отработка практических навыков поддержания лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима...

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconПрограмма производственной практики помощник младшего медицинского...
Освоение и отработка практических навыков поддержания лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима...

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconМетодические рекомендации по организации и прохождению производственной
Методические рекомендации по организации и прохождению произ- водственной практики являются частью учебно-методического комплекса...

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconМетодические рекомендации по организации и прохождению производственной практики пм
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса...

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconМетодические рекомендации о порядке организации и проведения служебной...
Настоящие методические рекомендации (далее Рекомендации) определяют порядок организации и проведения служебной проверки (служебного...

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconМетодические рекомендации о порядке организации и проведения служебной...
Настоящие методические рекомендации (далее Рекомендации) определяют порядок организации и проведения служебной проверки (служебного...

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconРекомендации по созданию первичной профсоюзной организации Казань, 2010 г
Вашему вниманию брошюру «Методические рекомендации по созданию первичной профсоюзной организации». В ней подробно рассматриваются...

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconМетодические рекомендации по организации процедуры итоговой аттестации...
России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового...

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации по организации противоэпидемического режима iconМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций...
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск