ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ИМ. А.И. КОЖЕВНИКОВА
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе
_________________С.Н. Цыбусов
«_____»_________________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
«УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»
Специальность: 060105 «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» Медико-профилактический факультет – курс II, семестр 3
Форма обучения: очная
Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетных единиц (72 часа)
Форма итогового контроля: зачет
2013
При разработке рабочей программы учебной практики в основу положены:
Методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по специальности: 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» августа 2010г., №847.
Учебный план по специальности: 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО «НижГМА» «____»_________________201__г.,
Составители рабочей программы:
Меньков Андрей Викторович, д.м.н., доцент.
Рабочая программа учебной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей хирургии им. А.И. Кожевникова
от «14» июня 2013 г. Протокол № 9 Заведующий кафедрой общей хирургии им. А.И. Кожевникова
профессор, д.м.н. Овчинников В.А.
СОГЛАСОВАНО
Председатель цикловой методической комиссии по хирургии
профессор, д.м.н. Базаев А.В. «___» ______________ 20__г. СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ Потёмина Т.Е. «___» ______________ 20__г.
1. Цель и задачи учебной практики «уход за больными хирургического профиля», ее место в учебном процессе.
Целью учебной практики «уход за больными хирургического профиля» является закрепление и углубление теоретической подготовки, приобретение умений по уходу за больными, использованию медицинского оборудования и инструментария, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в объеме работы младшего медицинского персонала путем непосредственного участия в работе хирургического стационара, а также развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере. Задачи учебной практики «уход за больными хирургического профиля»:
- закрепление и углубление знаний об особенностях работы, наблюдения и ухода за больными с различными хирургическими заболеваниями с позиций младшего медицинского персонала;
- формирование способностей по организации труда медицинского персонала в медицинских организациях, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;
- формирование способностей по организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности. 2. Место учебной практики в структуре ООП 2.1 Учебная практика «уход за больными хирургического профиля» относится к циклу С5 «Учебные и производственные практики».
К прохождению учебной практики допускаются студенты, завершившие теоретический курс программы обучения 3 семестра 2- ого курса и прошедшие симуляционную практическую подготовку по программе «стандартизованный пациент».
2.2. Прохождение учебной практики базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин:
- «Основы ухода за больными хирургического профиля»
- «Основы ухода за больными терапевтического профиля». 3. Требования к результатам освоения учебной практики:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурных (ОК):
- способностью к научному анализу социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);
Профессиональных (ПК):
- способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов (ПК-10);
- способностью и готовностью к оценке состояния фактического питания населения, к участию в разработке комплексных программ по оптимизации и коррекции питания различных групп населения, в том числе с целью преодоления дефицита микронутриентов, и для проживающих в зонах экологической нагрузки (ПК-12);
- способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), производства и реализации продуктов питания, детских учреждений (ПК-14);
- способностью и готовностью к оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения (ПК-21);
- способностью и готовностью к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни (ПК-27).
В результате прохождения учебной практики студент должен:
Знать:
- штатно-организационную структуру и функциональные обязанности младшего и среднего медицинского персонала приёмного отделения, хирургических отделений, операционного блока, отделения реанимации интенсивной терапии;
- организацию и порядок посещений больного;
- организацию, порядок и санитарное обеспечение питания хирургического больного;
- основы клинической гигиены тела хирургического больного;
- правила ношения специальной одежды персоналом, выявление и санация бактерионосительства среди медицинского персонала;
- правила работы с биологическими материалами;
- методы хирургической обработки рук;
- вопросы санитарной подготовки больного к операции;
Уметь:
- осуществлять смену нательного и постельного белья, проводить контроль и санитарную обработку личных вещей больного; тела пациента;
- осуществлять санитарную обработку тела пациента;
- проводить профилактику пролежней;
- осуществлять кормление тяжёлых больных;
- оказать первую медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях (при шоке, кровотечении, нарушении дыхания, рвоте);
- проводить мероприятия по охране окружающей среды в хирургическом отделении (проветривание, кварцевание палат, перевязочных, манипуляционных);
Владеть:
- навыками обработки рук (бытовой и гигиенический уровни);
- навыками надевания перчаток медицинским персоналом;
- навыками смены нательного и постельного белья;
- навыками проведения мероприятий по уходу за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта у тяжелых больных;
- навыками профилактики пролежней;
- навыками кормления тяжёлых больных;
- навыками проведения ежедневной и генеральной уборки помещений хирургического стационара (палат, перевязочных, операционных);
- навыками проведения мероприятий по охране окружающей среды в хирургическом отделении (проветривание, кварцевание палат, перевязочных, манипуляционных).
4. Объем учебной практики и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.
Вид учебной работы
| Всего зачетных единиц/дней
| Семестры
| № 3
| часов
| 1
| 2
| 3
| Аудиторные занятия (всего), в том числе:
| 2/72
| 72
| Лекции (Л)
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ),
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:
| -
| -
| История болезни (ИБ)
| -
| -
| Курсовая работа (КР)
| -
| -
| Реферат (Реф)
| -
| -
| Расчетно-графические работы (РГР)
| -
| -
| Подготовка к занятиям (ПЗ)
| -
| -
| Подготовка к текущему контролю (ПТК))
| -
| -
| Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
| -
|
| Вид промежуточной аттестации (*)
| зачет (З)
| зачет
| зачёт
| экзамен (Э)
| -
| -
| ИТОГО: Общая трудоемкость
| дней
| 18
| 18
| ЗЕТ
| 2
| 2
|
(*) – форма отчетности определяется конкретным вузом. 5. Содержание учебной практики: 5.1. Содержание разделов учебной практики – подразделение на разделы не предусмотрено ФГОСом. 5.2. Разделы учебной практики и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами
№ п/п
| Наименование последующих дисциплин
| Номера разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
| 1
| Пропедевтика внутренних болезней
| +
| 2
| Общая хирургия, лучевая диагностика
| +
| 3
| Факультетская терапия, профессиональные болезни
| +
| 4
| Госпитальная терапия, эндокринология
| +
| 5
| Поликлиническая терапия
| +
| 6
| Урология
| +
| 7
| Общественное здоровье и здравоохранение, экономика
| +
| 8
| Фтизиатрия
| +
| 9
| Инфекционные болезни
| +
| 10
| Онкология, лучевая терапия
| +
| 11
| Микробиология
| +
| 12
| Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
| +
| 13
| Оториноларингология
| +
| 14
| Госпитальная хирургия, детская хирургия
| +
| 15
| Факультетская хирургия
| +
| 16
| Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия
| +
| 17
| Психиатрия, медицинская психология
| +
| 18
| Акушерство и гинекология
| +
|
5.3. Разделы учебной практики и виды занятий. Учебная практика проводится в виде самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, поэтому виды занятий не предусмотрены ФГОСом. 6. Лекции - не предусмотрен ФГОСом. 7. Практические занятия (семинары) не предусмотрены ФГОСом. 8. Лабораторный практикум - не предусмотрен ФГОСом. 9. Самостоятельная работа студентов – см. раздел 5.3. 10. Примерная тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрены ФГОСом. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 11.1. Основная литература
п/№
| Наименование
| Автор (ы)
| Год, место издания
| Кол-во экземпляров
| в
библиотеке
| на кафедре
| 1
| 2
| 3
| 4
| 7
| 8
|
| Общий уход за хирургическими больными
| Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т.
| М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. . - 288 с.
|
| 1
|
| Уход за хирургическими больными. Учебное пособие
| Чернов В.Н., Таранов И.И., Маслов А.И.
| Москва: ИКУ «МарТ», Ростов н/Д, 2004. – 224 с.
|
| 1
|
| Клинический уход за хирургическими больными. Уроки доброты: учебное пособие.
| Шевченко А.А.
| Москва.: ГЭОТАР–Медиа, 2007. – 416 с.
|
| 1
|
11.2. Дополнительная литература
п/№
| Наименование
| Автор (ы)
| Год, место издания
| Кол-во экземпляров
| в
библиотеке
| на кафедре
| 1
| 2
| 3
| 4
| 7
| 8
|
| Сестринское дело в хирургии: практикум: Учеб. пособие для сред. проф. образования. / под ред. Б.В. Кабарухина
| Барыкина Н.В., Чернова О.В.
| Ростов на /Дону: Феникс, 2003. - 476 с.
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Материально-техническое обеспечение 1.Учебно-методический стенд по общему уходу за больными.
2. Комплект ухода за больными.
3. Учебные стенды.
4. Интернет ресурсы: www.studentmedlib.ru – консультант студента (электронная библиотека). 13. Методические рекомендации по организации учебной практики
Учебная практика является обязательным разделом и представляет собой самостоятельную профессиональную деятельность в объеме работы младшего медицинского персонала под контролем медсестры, имеющей сертификат специалиста.
Во время прохождения учебной практики в отделениях студенты закрепляют теоретические знания, полученные на практических занятиях, осваивают практические навыки по уходу за больными, осуществляют наблюдение и уход за больными с острыми и хроническими хирургическими заболеваниями и травмами. Проводят несложные медицинские манипуляции, осуществляют мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов.
В период прохождения учебной практики каждый студент ведет дневник, в котором отражается объем выполненной работы и освоенных практических навыков.
13.1. Организационные мероприятия Учебная практика студентов 2 курса медико-профилакического факультета по уходу за больными хирургического профиля проводится в хирургических отделениях ЛПУ.
Студенты проходят учебную практику строго согласно списку распределения учебных групп по хирургическим отделениям. Перед прохождением практики все студенты должны пройти медицинский осмотр и оформить “Медицинскую книжку”.
В первый день практики студенты являются в соответствующие больницы к 8-00 к главным врачам. Учебная практика начинается с вводной лекции, посвященной организации и особенностям данного курса практики, требованиям, предъявляемым к студентам, о медицинской этике и деонтологии. Студенты знакомятся с графиками своей работы, структурно-функциональными подразделениями учреждения.
Непосредственными руководителями практики являются старшие медицинские сестры отделений, заведующие отделениями, к которым прикреплены студенты. Непосредственный руководитель практики ЛПУ проводит вводный и на рабочем месте инструктаж по технике безопасности с отметками в соответствующих журналах, распределяет студентов на рабочие места, составляет график работы студента, ведет учет работы и оценивает её. ЛИСТОК учета вводного инструктажа. Дата инст-руктажа
| Наименование подразделения, в которое направляется
инструктируемый
| Фамилия И. 0. и
должность
инструктирующего
| Подпись
| Инструктирующего
| Инструктируемого
|
| |
|
|
|
Ассистент кафедры, курирующий практику студентов, составляет согласованное с руководством ЛПУ расписание работы студентов, осуществляет методическое руководство практикой и контроль за её прохождением в соответствии с утвержденной программой.
Ежедневно студентами ведутся дневники учета выполненной работы. В дневнике регистрируется весь объем работы проделанный за день. Обязательно отмечается дата и время работы. Дневниковые записи в конце рабочей смены должны заверяться подписью непосредственного руководителя. Добросовестность и правильность ведения дневника систематически контролируется руководителем по учебной практике
В последний день практики непосредственный руководитель пишет в дневник студентов характеристику. В характеристике должны быть отражены:
а) уровень теоретической подготовки;
б) овладение практическими навыками;
в) выполнение основ деонтологии (авторитет студентов среди больных, родственников).
Дневник заверяется печатью лечебного учреждения.
Преподаватели кафедры, курирующие прохождение практики, в последний день практики, проверяют дневники и проводят итоговое собеседование. Учитывается характеристика непосредственных руководителей практики.
Оценка практики проводится сотрудниками кафедры во время аттестации с учетом характеристик непосредственных руководителей практики, качества оформления дневника и опроса студентов. 13.2. Обязанности студента в период прохождения учебной практики
выполнять задания в соответствии с программой учебной практики;
выполнять правила внутреннего трудового распорядка подразделения ЛПУ, в котором проходит практика;
соблюдать санитарный режим в отделении;
соблюдать правила техники безопасности;
строго соблюдать этические и деонтологические принципы во взаимоотношениях с медицинским персоналом подразделений ЛПУ и пациентами;
иметь медицинский халат, шапочку, хирургический костюм, маску, сменную обувь;
нести ответственность за качество выполняемой работы;
ежедневно заполнять дневник производственной практики;
13.3. Форма дневника учебной практики ДНЕВНИК
учебной практики
«уход за больными» студента__курса___группы
медико-профилактического факультета НижГМА
Ф.И.О._______________________________________ Место прохождения практики___________________
Время прохождения практики с _______по________
Ф.И.О. руководителя практики от ЛПУ (старшей сестры отделения)
Ф.И.О. руководителя ЛПУ
Ф.И.О. руководителя практики от НижГМА Внутренние страницы дневника оформляются по следующей форме:
Дата
| Выполненная работа
| Подпись руководителя практики от ЛПУ (старшей сестры отделения)
|
|
|
|
Примерный план записи в дневнике
В первый день студенты записывают данные знакомства с базой производственной практики: отделение, палаты, число коек, контингент больных, организация работы подразделения, оснащенность. В последующие дни в дневнике в краткой форме отражается вся работа, которую выполнил студент самостоятельно, либо в качестве помощника, либо присутствовал при выполнении. Указываются различные выполненные манипуляции, их количество (для составления сводного отчета о выполненных практических навыках за период практики по каждой позиции).
Образец сводного отчёта: 1
| Проведение санитарной обработки больного.
| 35 больных
| 2
| Транспортировка больных в операционную.
| 20 больных
| 3
| Ежедневная санитарная уборка помещений хирургического отделения (палат, перевязочных).
| 25 помещений
| 4
| Генеральная уборка помещений хирургического отделения (палат, перевязочных).
| 25 помещений
| 5
| Участие в кормлении тяжёлых больных
| у 12 больных
| 6
| Участие в смене нательного и постельного белья
| у 15 больных
|
На последней странице дневника оформляется отзыв о работе студента, который подписывается руководителем практики от ЛПУ (старшей сестрой отделения) и руководителем практики от НижГМА Заключительная страница: ХАРАКТЕРИСТИКА
Указывается фамилия, имя, отчество студента, № курса и группы.
В содержании характеристики отражаются место и сроки прохождения практики, вид практики, объем выполненной работы, уровень теоретической подготовки, степень освоения практических навыков, выполнение основ деонтологии, дисциплинированность, инициативность. Руководитель практики от больницы _____________________ Фамилия И.О.
подпись Руководитель практики от НижГМА ______________________ Фамилия И.О.
подпись М.П. Главный врач больницы __________________________ Фамилия, И.О.
подпись Дата ____________________
14. Оценочные средства для контроля
14.1. Виды контроля, формы оценочных средств
№ п/п
| № семестра
| Виды контроля
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Оценочные средства
| Форма
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| 1
| ВК
| учебная практика «уход за больными хирургического профиля»
| зачёт
|
| 1
| ТК
|
| дневник
|
| 1
| ПК
|
| дневник
| 14.2.Примеры оценочных средств:
для входного контроля (ВК)
| зачёт
| для текущего контроля (ТК)
| контроль ведения дневника учебной практики
| для промежуточного контроля (ПК)
| контроль своевременного заполнения дневника учебной практики
|
15. Лист изменений.
№
| Дата внесения изменений
| № протокола заседания кафедры, дата
| Содержание изменения
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |