Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и управления в строительстве
МАРКЕТИНГ
Сборник задач и методические указания к проведению практических занятий для бакалавров по направлениям
080100 «Экономика, 080200 «Менеджмент»
всех форм обучения
М о с к в а 2013
С о с т а в и т е л ь канд. экон. наук, проф. Н.А. Бондарева
Р е ц е н з е н т
Внутренний: канд. экон. наук, доцент Шошинов В.В.
Предисловие Изучение курса «Маркетинга» ставит своей основной задачей формирование у студентов знаний и навыков по изучению товарных рынков, формированию спроса, стимулированию сбыта, политики ценообразования.
В современных условиях хозяйствования руководители и специалисты должны владеть современными методами и принципами маркетинга, уметь применять их в зависимости от сложившейся ситуации на рынке, на предприятии.
Цель данной работы – закрепление и углубление знаний, полученных во время изучения теоретического курса «Маркетинг», а также приобретения практических навыков решения маркетинговых задач, представленных двумя формами: расчетные и ситуационные задачи, которые направлены на:
определение стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;
анализ экономической и социальной деятельной предприятия;
формирование договорной цены;
проведение стратегического и текущего планирования и т. д.
Расчетные задачи требует знаний теоретического материала, маркетингового инструментария, логического размышления.
Ситуационные задачи, известные под названием «кейсы», учат развитию аналитического мышления, выработке стратегических решений, умению работать в команде, разрабатывать и оценивать альтернативные варианты маркетинговых решений.
Данная работа направлена как на специфику отрасли – строительство, так и предлагает широкий спектр задач различной тематики, в том числе с применением кейсового метода обучения.
Одним из эффективных средств закрепления и развития полученных знаний в области маркетинга являются кейсовые ситуации, на основе которых студент принимает самостоятельные решения в области маркетинга.
Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX в. в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской школе бизнеса. В период с 1909 по 1919 г. обучение проходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. В дальнейшем, особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.
Гарвардская школа бизнеса так определяет метод кейсов:
«Это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе». В целом кейсовый метод позволяет решать следующие задачи:
принимать верные решения в условиях неопределенности;
разрабатывать алгоритм принятия решения;
овладевать навыками исследования ситуации, отбросив второстепенные факторы;
разрабатывать план действий, ориентированных на достижение намеченного результата;
применять полученные теоретические знания, в том числе при изучении других дисциплин, для решения практических задач;
учитывать точки зрения других специалистов при принятии окончательного решения.
Таким образом, метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и осуществлять план его осуществления.
Методические указания по практике составлены согласно рабочей программе и базируются на теоретическом материала пособия «Маркетинг» [3].
Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА Задание 1.1 (на понимание терминов)
1. Закончите определения:
_________________- вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена;
________________ - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен;
2. Какой тип маркетинга применяется в следующих случаях;
«У работадателей отрицательный спрос на наем бывших заключенных»;
«Уменьшается число желающих идти в армию»;
«По будням в музеях мало посетителей, а в выходные дни залы переполнены»;
«Москва задыхается в пробках»
3. Согласно теории маркетинга установите соответствие основных задач и типов маркетинга:
Основные задачи
| Тип маркетинга
| 1. Оценка потенциальной емкости рынка и создание условий для превращения скрытого спроса в реальный спрос
2. Поддержание существующего полноценного спроса в условиях динамичной конкурентной среды
3. Восстановление падающего спроса до полноценного уровня
4. Сглаживание колебаний нерегулярного спроса
| □ Синхромаркетинг
| □ Поддерживающий маркетинг
| □ Развивающий маркетинг
| □ Ремаркетинг
|
4. Согласно теории маркетинга установите соответствие между видами спроса и их содержательной интерпретацией:
Вид спроса
| Содержание
| 1. Отрицательный
2. Скрытый
3. Чрезмерный
4. Нерегулярный
5. Полный спрос
| □ значительная часть потребителей отвергает товар
| □ спрос характеризуется краткосрочными и сезонными колебаниями
| □ спрос на определенную марку какого-либо продукта
| □ потребители имеют неудовлетворенные потребности
| □ величина спроса превышает возможности и желание организации по его удовлетворению
| □ спрос на безвредные сигареты
| □ потребители готовы приобрести ровно столько товара, сколько готовы предложить производители
|
5. К каким концепциям маркетинга относятся следующие высказывания:
«На производстве идет внедрение конвейера»;
«Любите клиента – а не товар»;
« Продавец начинает применять «психологическую обработку» клиента»;
«Маркетинговая близорукость»;
«Вы – наш босс»;
«Удовлетворение потребностей в соответствии с интересами общества»
|