Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Свердловской области
«Верхнетуринский механический техникум»
Учебно-методическое сопровождение
курсового проектирования студентов
по учебной дисциплине
«Технологическая оснастка»
Козлова Тамара Ивановна,
преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории
|
624320, г. Верхняя Тура, Свердловская область,
ул. Гробова, д. 1а,
8(343)44 – 4 – 73 - 11
Содержание
| Пояснительная записка
| 3
|
| Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, определенные ФГОС СПО по учебной дисциплине ОП.09 Технологическая оснастка
| 4
|
| Материалы для оценки сформированности умений, знаний и компетенций в рамках курсового проекта
| 5
|
| Содержание учебного материала при подготовке студентов к защите курсового проекта
| 10
|
| Перечень литературы, рекомендуемой к использованию при выполнении курсового проекта
| 11
|
| Перечень Интернет-ресурсов и материалов на электронных носителях
| 12
|
| Календарный план выполнения курсового проекта
| 13
|
| Методические указания к выполнению курсового проекта
(без приложений)
| 15
|
Пояснительная записка
Курсовой проект является завершающим этапом в изучении дисциплины ОП.09 Технологическая оснастка. Курсовое проектирование рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и имеет целью систематизировать и закрепить знания студентов, развить способности к самостоятельной работе, приобрести опыт работы в области проектирования оснастки.
Основу курсового проекта составляет разработка станочного зажимного приспособления с механизированным зажимом для конкретной детали на заданную технологическую операцию. Принятые в курсовом проекте решения должны быть экономически обоснованы, обеспечить заданные технические условия на изготовление детали.
Учебно-методическое сопровождение курсового проекта по учебной дисциплине ОП. 09. Технологическая оснастка откорректировано в соответствии с требованиями ФГОС, СТП «ВТМТ» 2009 и предназначено для студентов всех форм обучения специальности 151901 «Технология машиностроения» при выполнении курсового и дипломного проекта.
При выполнении и защите курсового проекта некоторые ОК и ПК проявляются частично.
Даны методика и порядок проектирования приспособлений для установки и закрепления заготовок при их обработке на металлорежущих станках; приведен алгоритм расчета суммарной погрешности приспособления, режимов резания, параметров привода, приведены примеры расчета прочности наиболее нагруженной детали приспособления; справочные материалы.
Темы курсовых проектов подбираются преподавателем и утверждаются на заседании цикловой комиссии, являясь в дальнейшем заданием для курсового проекта профессионального модуля ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин и выполнения дипломного проекта (при применении сквозного проекти-рования в техникуме). Темы курсовых проектов: «Спроектировать приспособление для обработки детали на операцию»
№
п/п
| Наименование
деталей
| Вид обработки
| Тип приспособления
| 1
| Втулки
| Подрезка торца
Обточка верха
Растачивание отверстия
Зенкерование отверстия
Проточка канавки
Фрезерование пазов, лысок
Сверление отверстий
| Патроны и оправки цанговые и др.
Тиски призматические
Кондукторы для сверления
| 2
| Шестерни
| 3
| Колеса зубчатые
| 4
| Вкладыши
| 5
| Валики
| 6
| Оси
| 7
| Стаканы
| 8
| Валы
| Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, определенные ФГОС СПО по учебной дисциплине
ОП.09 Технологическая оснастка
В результате усвоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- осуществлять рациональный выбор станочных приспособлений для обеспечения требуемой точности обработки;
знать:
- назначение, устройство и область применения станочных приспособ-лений;
- схемы и погрешность базирования заготовок в приспособлениях.
Формируемые компетенции при выполнении курсового проекта
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
| ОК 3
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
| ОК 4
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
| ОК 5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
| ОК 6
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
| ОК 8
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
| ОК 9
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
| ПК 1.1
| Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей
| ПК 1.2
| Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования
| ПК 1.3
| Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции
| ПК 1.5
| Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей
| ПК 3.2
| Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации
| Материалы для оценки сформированности умений и знаний профессиональных и общих компетенций в части курсового проекта по дисциплине «Технологическая оснастка» В результате выполнения курсового проекта обучающийся должен:
уметь:
- осуществлять рациональный выбор станочных приспособлений для обеспечения требуемой точности обработки;
знать:
- назначение, устройство и область применения станочных приспособлений;
- схемы и погрешность базирования заготовок в приспособлениях. Формируемые компетенции при выполнении курсового проекта
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
| ОК 3
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
| ОК 4
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
| ОК 5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
| ОК 6
| Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
| ОК 8
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
| ОК 9
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
| ПК 1.1
| Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей
| ПК 1.2
| Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования
| ПК 1.3
| Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции
| ПК 1.5
| Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей
| ПК 3.2
| Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации
| Основные требования к структуре, содержанию и оформлению курсового проекта (более подробно представлены в Методических рекомендациях для студентов по выполнению курсового проекта): курсовой проект состоит из текстовой и графической части.
Текстовая часть, включает:
пояснительную записку объёмом не более 30 страниц оформленную черными чернилами четко и аккуратно или печатным текстом (формат А4),
спецификацию на сборочный чертеж приспособления по ГОСТ 2.106 – 96,
операционную карту,
карту эскиза на операцию.
Графическая часть:
сборочный чертеж приспособления формат А1.
Остальные требования оформления текстовой и графической части должны соответствовать ГОСТ 2.105-95 и Стандарту предприятия СТП «ВТМТ» 2009. Требования к защите проекта:
доклад с регламентом 5 – 7 минут (чёткое и краткое изложение основных положений курсового проекта);
ответы на вопросы членов комиссии должны быть краткими, чёткими и убедительными.
Показатели оценки выполнения проекта
Проверяемые умения знания, общие компетенции
| Показатели оценки результатов
| Оценка
(да, нет)
| У1 Осуществлять рациональный выбор станочных приспособлений для обеспечения требуемой точности обработки
| Правильное выполнение обязательных расчетов погрешности базирования выполнены в соответствие с методикой.
Правильное выполнение обязательных расчетов режимов резания, параметров силового привода, детали приспособления на прочность выполнены в соответствие с принятой методикой.
|
| З1 Назначение, устройство и область применения станочных приспособлений
| Правильно выбрана конструкция приспособления - в соответствии с типом: производства, детали, оборудования.
Правильное объяснение назначения и принципа действия проектируемого приспособления, соответствующее алгоритму
|
| З2 Схемы и погрешность базирования заготовок в приспособлениях
| Точное применение выбора схемы базирования, соответствующее требованиям точности, заданной чертежом детали.
|
| ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей
| Разработка конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД
|
| ПК 1.2 Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования
| Выбор схемы базирования заготовки в соответствии с требованиями ГОСТ 21495-76
|
| ПК 1.3 Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции
| Проект технологической операции в маршруте изготовления детали соответствует типовому технологическому процессу
резания
|
| ПК 1.5 Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей
| Правильная разработка конструкторской документации с использованием специализированного программного обеспечения Компас
|
| ПК 3.2 Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации
| Правильная разработка технологической операции, соответствующая требованиям технической документации к качеству детали
|
| ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
| Осуществление учебной деятельности основано внутренним побуждением и потребностями в собственном профессиональном росте и совершенствовании
|
| ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффектив-ность и качество
| Рациональное распределение времени на всех этапах выполнения курсового проекта соответствует нормативным срокам выполнения курсового проекта.
Определение задачи деятельности, с учетом поставленной руководителем цели
|
| ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестан-дартных ситуациях и нести за них ответствен-ность
| Точное решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в соответствии с поставленной задачей
|
| ОК 4 Осуществлять поиск и использование инфор-мации, необходимой для эффективного выпол-нения профессиональных задач, профессиональ-ного и личностного развития
| Правильный выбор информации, выделение в ней главного, структурирование.
Рациональное осуществление самостоятельного поиска путей повышения профессионального и личностного развития
|
| ОК 5 Использовать информационно-комму-никационные технологии в профессиональной деятельности
| Объективное использование глобальных источников поиска информации как средства повышения эффективности деятельности для выполнения этапов курсового проекта
|
| ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
| Корректная организация взаимодействия, приносящего максимальную пользу выполнения работы.
Бесконфликтное общение с обучающимися, преподавателями
|
| ОК 8 Самостоятельно определять задачи про-фессионального и лич-ностного развития, зани-маться самообразовани-ем, осознанно планиро-вать повышение квалифи-кации
| Правильное самостоятельное выполнение этапов курсового проекта соответствует достижению задач профессионального и личностного роста
|
| ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессио-нальной деятельности
| Правильное определение собственных профессиональных затруднений и средств их преодоления
|
|
Показатели оценки защиты проекта
Проверяемые общие компетенций, знания, умения
| Показатели оценки результата
| Оценка
(да, нет)
| З 1 Назначение, устройство и область применения станочных приспособлений
| Точное раскрытие актуальности и информационной емкости представляемой темы соответствует алгоритму
|
| З 2 Схемы и погрешность базирования заготовок в приспособлениях
| Правильное изложение Правила 6-ти точек в соответствии с требованиями ГОСТ 21495-76.
Расчет погрешности базирования заготовки соответствует предлагаемой методике
|
| ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей
| Точное и быстрое чтения чертежей соответствует правилам.
Качественный анализ технологической документации соответствует требованиям ЕСТД
|
| ПК 3.2 Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации
| Логичное построение подготовленного доклада соответствует требуемым критериям
|
| ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
| Правильное обоснование выбора метода и способа подбора материала обеспечивают полноту раскрытия темы курсового проекта
|
| ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
| Точное совпадение результатов самоанализа и экспертного анализа разработанного проекта
|
| ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
| Аргументированное, доказательное представление и отстаивание своего мнения с соблюдением этических норм при ответах на вопросы
|
| ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
| Правильный выбор и обоснованность ответов на вопросы членов комиссии соответствуют требуемому эталону
|
|
Содержание учебного материала при подготовке студентов
к защите курсового проекта
Роль станочных приспособлений при механической обработке деталей.
Классификация приспособлений по их назначению.
Классификация приспособлений по их степени специализации.
Основные элементы приспособлений и их назначение.
Понятие о базах.
Схема базирования призматических деталей.
Схема базирования длинных цилиндрических деталей.
Правило 6-ти точек.
Основные правила выбора технологических баз.
Полное или частичное базирование заготовок.
Погрешность базирования заготовок.
Виды установочных элементов приспособления.
Классификация зажимных устройств приспособления.
Классификация механизированных приводов приспособлений.
Направляющие элементы приспособлений.
Делительные и поворотные элементы приспособлений.
Корпуса приспособлений.
Машинные тиски.
Универсально-сборные приспособления (УСП).
Базирование коротких цилиндрических деталей.
Опишите шифр станка.
Способы регулирования частоты вращения шпинделя и подачи.
Способы обработки различных поверхностей на станках.
Типы станков.
Многошпиндельные автоматы и полуавтоматы; устройство, движения, принцип работы, методы работ.
Классификация сверлильных станков, виды работ.
Фрезерные станки; назначение, виды выполняемых работ, устройство.
Перечень литературы,
рекомендуемой к использованию при выполнении курсового проекта
1
| Ансеров М.А. Приспособления для металлорежущих станков, М., 1996*
| 2
| Анурьев В.И. Справочник конструктора машиностроителя в 3 томах, М., 1980*
| 3
| Антонюк, Справочник конструктора по расчету и проектированию станочных приспособлений, 1969*
| 4
| Балабанов А.Н., Краткий справочник технолога – машиностроителя, М., «Издательство СТАНДАРТОВ», 1992
| 5
| Белоусов А.П. Проектирование станочных приспособлений, М., 1980
| 6
| Вардашкин Б.Н., Данилевский В.В., Станочные приспособления, Справочник в 2 томах. М.,1984
| 7
| Гельфгат Ю.И. Сборник задач и упражнений по «Технологии машиностроения». М., 1975*
| 8
| Горошкин А.К. Приспособления для металлорежущих станков: справочник. М., 1979*
| 9
| Проектирование и расчет приспособлений - Горохов'86*
| 10
| Добрыднев И.С. Курсовое проектирование по предмету «Технология машиностроения», М., 1985*
| 11
| Корсаков В.С., Основы конструирования приспособлений, М., 1983*
| 12
| Косилова А.Г., Мещеряков Р.К. Справочник технолога машиностроителя в 2 томах, М., 1986*
| 13
| Общемашиностроительные нормативы режимов резания для технического нормирования работ на металлорежущих станках, часть 1, М., 1974*
| 14
| Под ред. Панова А.А., Обработка металлов резанием: Справочник технолога, М., 1988
| 15
| Ревин С.А. Методические указания по проектированию технологических процессов механической обработки деталей машин, часть VII, М., 1979
| 16
| Схиртладзе А.Г. и др. Станочные приспособления, Альбом
| 17
| Уткин Н.Ф., Базирование и закрепление заготовок в приспособлениях: Учебное пособие, Л., 1984
| 18
| Черпаков Б.И. Технологическая оснастка: учебник для учреждений среднего профессионального образования, М., 2003
|
Знаком *отмечены источники, разрешенные к применению в электронном варианте (Протокол № 1 от 15 октября 2013 года ПЦК специальности Технология машиностроения)
Перечень Интернет-ресурсов и материалов
на электронных носителях
Календарный план выполнения курсового проекта по дисциплине «Технологическая оснастка»
Этапы выполнения КП
| №
недели
| %
выполнения
| Содержание этапа
| Общая часть
| 1
| 1
| Выдача задания. Введение
| 2
| 2
| Назначение, устройство, принцип работы приспособления
| 3
| 2
| Проверка условия выполнения Правила 6-ти точек
| 3
| 5
| Расчет погрешности базирования и установки детали в приспособлении
| Технологическая часть
| 4
| 15
| Расчёт режимов резания
| 5
| 5
| Расчет силы резания, мощности резания
| 6
| 3
| Расчет основного технологического времени
| 6
| 7
| Заполнение ОК и КЭ
| Конструкторско-расчетная часть
| 7
| 7
| Расчет усилия зажима заготовки
| 7
| 6
| Расчет параметров механизированного привода
| 12
| 5
| Расчет одной детали приспособления на прочность
| Оформление графической части курсового проекта
| 9 - 11
| 15
| Разработка сборочного чертежа
| 13
| 10
| Рабочие чертежи деталей приспособления
| 13
| 5
| Оформление спецификации
| Техника безопасности при эксплуатации приспособления
| 14
| 2
| Основные правила техники безопасности при эксплуатации приспособления
| Оформление текстовой части курсового проекта
| 14 - 15
| 10
| Пояснительная записка
| |