Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект»


НазваниеКонкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект»
страница1/4
ТипКонкурс
filling-form.ru > Бланки > Конкурс
  1   2   3   4
Областной конкурс «Уроки толерантности»

Номинация «Проект»

Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский Центр

психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних

«Диалог», г. Екатеринбург

Авторы: Яровикова Елена Анатольевна, директор

Юрочкина Наталья Александровна, начальник отдела

Шуманская Татьяна Захаровна, педагог-психолог

Верещака Анна Борисовна, социальный педагог

«Толерантность и ценности семьи»

Краткая аннотация проекта

Современные тенденции развития общества определяются формированием глобального информационного пространства, значительным расширением межкультурного взаимодействия между людьми, массовой миграцией населения, ростом числа межнациональных и межконфессиональных браков. Все это актуально и для России – страны многонациональной и многоконфессиональной, страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность, терпимость к другим становится социально-психологической необходимостью.

Проблема толерантности актуальна не только в контексте межнациональных, межконфессиональных отношений, но и межличностных и внутрисемейных отношений. Формирование установок толерантного, терпимого отношения к другим людям, а также членам своей семьи, к детям, осознание непреходящей ценностей семьи в быстро меняющемся мире – важнейшая социально-психологическая задача, направленная на стабилизацию общества.

Мы все родом из детства. С самого раннего возраста начинается формирование системы ценностей жизни. И в этом растущем деревце, в ребенке, как всегда, все начинается с корней, с семьи. Именно поэтому с самого раннего возраста важно сформировать у ребенка черты личности толерантной, умеющей уважать индивидуальность другого человека; развить у него способности предупреждать конфликты и разрешать их цивилизованно; быть ответственным за свою судьбу, за будущую семью и детей.

Методических разработок, касающихся толерантности в семье и формирования семейных ценностей, явно недостаточно. Именно поэтому мы определили для себя как актуальнейшую задачу разработать цикл психолого-педагогических занятий в форме тематических классных часов, направленных на формирование ценностей семьи и личности, развитие толерантности в отношениях с окружающими, в том числе близкими и родными.

Необходим комплексный системный подход и программная форма работы по психолого-педагогической поддержке педагогов, занимающихся вопросами формирования и развития толерантности у детей, и взаимодействием с семьей, как основным социальным партнером школы.

Наш проект направлен на создание психолого-педагогических условий в образовательной среде для формирования ценностей семьи и личности в процессе развития толерантности школьников. Используемые психолого-педагогические подходы направлены на гуманизацию образовательной среды, гармонизацию развития личности, формирование установок на создание в будущем полноценной семьи, воспитывающей детей, толерантных отношений к людям, в том числе близким.

Проект включает разработку, апробацию, внедрение методических рекомендаций к циклу из пяти тематических классных часов по формированию толерантных отношений и семейных ценностей у младших школьников и тематическое родительское собрание.

Цикл занятий включает инновационные формы и методы взаимодействия педагога с детьми, способствующих созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы, помогает росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.

Разработка вносит свой вклад в расширение методической базы для проведения педагогами и психологами уроков, классных часов, родительских и совместных детско-родительских собраний, мероприятий. Проект был отмечен Грантом на конкурсе социально-значимых проектов Администрации г. Екатеринбурга в 2007году. Реализуется с 2007 года, в нем участвовали 8168 учащихся и 373 педагога.

Пояснительная записка.

Толерантность можно рассматривать в двух контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности); в контексте ценностного отношения к людям как к представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных) групп.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Чем раньше начинается этот процесс, тем больших результатов мы сможем достичь. Важнейшую роль в формировании толерантной личности играет семья и именно в ней ребенок приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к родным, своим близким.

Цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к ценности человеческого достоинства.

Психологический смысл толерантных отношений состоит в том, что толерантный человек настроен миролюбиво, его мышление открыто и готово принять существующие различия, его поведение многовариантно. Он заинтересован, хочет и умеет находить пути для развития конструктивных взаимодействий с окружающими людьми.

Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида деятельности обучаемых должна быть разной. Так, поскольку у детей и младших школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, работать с ними логично с учетом этого факта. Именно обращение к эмоциональной сфере (например, через рисунок, ролевые игры, театрализацию ситуаций, или чувства, связанные со значимыми событиями) позволяет формировать у детей естественную мотивацию в приобретении новых знаний и затем закрепить в опробовании новых форм поведения, которое характеризуется большей толерантностью.

Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или опробование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.

Научить детей принимать и понимать других людей, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать на основе согласия – актуальная задача семьи и школы. Трудно воспитывать толерантного человека, если он растет в семье, где сформировались формы интолерантного поведения; неуважения к близким, нетерпимости к интересам и желаниям других членов семьи. Поэтому особенно важным является расширение методической педагогической базы для проведения учителями и психологами уроков, классных часов, родительских и совместных детско-родительских собраний, мероприятий. Они в интерактивной, игровой, творческой форме развивают толерантные формы взаимоотношений, прежде всего, в семье. Поэтому решение данной задачи родители и учителя могут объединить усилия.

Проект «Толерантность и ценности семьи» базируется на современных научных подходах к развитию и социализации детей и разработан с учетом психофизиологических особенностей младшего школьного возраста.

Проект включает:

  • методические разработки 5 занятий в форме классных часов с включением активных форм работы для учащихся 4 классов

  • методические рекомендации по проведению тематического родительского собрания «Толерантность в семье»

  • организацию и проведение обучающих семинаров и мастер-классов для педагогов

  • разработку информационно-методического обеспечения занятий, включая электронный вариант

  • организацию и проведение анкетирования педагогов и школьников по итогам проведенных занятий (первичное и итоговое)

Проект предусматривает обобщение и распространение опыта проведения занятий в ОУ г. Екатеринбурга. За 4 года реализации программы в ней приняли участие 8168 учащихся и 373 педагога.

Цель проекта: формирование и развитие толерантных отношений и семейных ценностей у младших школьников (4 класс).

Задачи:

1. Исследовать состояние развития толерантных установок у младших школьников. Первичное и итоговое анкетирование.

2. Разработать цикл психолого-педагогических занятий, направленных на формирование толерантных отношений и ценностей семьи для младших школьников.

3. Оказать методическую и психолого-педагогическую поддержку педагогам в создании условий, способствующих развитию у школьников черт толерантной и ответственной личности.

4. Апробировать, обобщить и распространить опыт проведения развивающих занятий по формированию ценности семьи и личности как важного аспекта развития толерантности школьников в ОУ г. Екатеринбурга.

Концепция духовно-нравственного развития школьников, определившая основные задачи воспитания, особое значение придает сфере семейной культуры. Задачи в этой области определены так:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье,

  • почитание родителей, забота о младших и старших;

  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

В связи с этим возникло противоречие, которое заключается с одной стороны в потребности современного общества в формировании позитивного, бережного отношения к ценностям семьи, развития семейных толерантных отношений, с другой стороны на сегодняшний день нет достаточно эффективных программ, позволяющих педагогам и психологам решать эту важнейшую задачу.

Разработанная нами программа занятий со школьниками в рамках тематических классных часов и родительское собрание «Толерантность в семье» призвана внести свой вклад в решении этих непростых проблем. Важным является проведение родительского собрания после завершения цикла занятий с детьми, с тем чтобы была возможность представить родителям работы, созданные детьми и предусмотренные психолого-педагогическими технологиями проведения занятий.

Во многих школах – участниках нашего проекта занятия с детьми по нашей программе стали импульсом к системной работе ОУ по развитию толерантности, в которую успешно вовлечено родительское сообщество.

Созданный нами проект вносит свой вклад в расширение методической педагогической базы для проведения учителями и психологами уроков, классных часов, родительских и совместных детско-родительских собраний, мероприятий.

Отличительной чертой проекта является превентивный подход к построению, подбору содержания и технологий проведения занятий с учащимися, основанный на учёте возрастных психологических особенностях детей младшего школьного возраста.

Нормативные и программные документы:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании»;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;

  • Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.

Разработка проекта опирается на модель образования, базирующуюся на системе ценностей обучающихся, и управленческую деятельность обучающего по организации процесса. В ней выделены важнейшие дидактические принципы.

  • Принцип деятельности - заключается в том, что обучаемый в процессе обучения является субъектом деятельности.

  • Принцип непрерывности – означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа; непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии и преемственностью между занятиями цикла.

  • Принцип целостности - означает, что у обучающего должно быть сформировано обобщенное, целостное представление об индивидуальных и возрастных особенностях обучаемых.

  • Принцип минимакса – заключается в оптимальном соотношении объема теоретического и практического материала.

  • Принцип психологической комфортности - предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в аудитории доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

  • Принцип творчества – предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в процессе обучения, приобретением каждым обучающимся собственного опыта в работе с окружающими.

Реализация проекта осуществляется путем проведения обучающих семинаров, мастер-классов, методических консультаций для педагогов с последующими занятиями для детей. Методическое обеспечение проекта максимально использует современные интерактивные обучающие технологии.

Промежуточные и конечные результаты оцениваются через систему мониторинговых мероприятий на основе выделенных критериев эффективности толерантности учащихся. Промежуточные результаты отслеживаются в ходе апробации проекта, конечные результаты – на этапе анализа и обобщения итогов.

Результаты оцениваются:

1. Путем проведения анкетирования педагогов после завершения цикла занятий с целью:

- выявления трудностей, интересов, мнений, предложений педагогов по итогам проведения занятий

- анализ итогов занятий по выделенным критериям (с точки зрения динамики уровня толерантных установок и поведенческих проявлений у детей)

2. Путем проведения анкетирования учащихся до и после завершения цикла занятий с целью:

- анализа результатов по трем компонентам – эмоциональному, когнитивному, поведенческому.

Долгосрочный результат – внедрение системы психолого-педагогических занятий по развитию толерантности для учащихся различных возрастных групп и других участников образовательного и воспитательного процессов (педагогов и родителей).

  • 1 этап - методическая разработка тематических классных часов по теме «Толерантность и ценности семьи» для учащихся с 1 по 9 класс.

  • 2-й этап – разработка проекта для родительского сообщества

  • Апробация родительской части проекта на Городском родительском всеобуче на базе Центра «Диалог»

  • Проведение обучающих семинаров, конференций для педагогической общественности.

  • Активизация участия родительской общественности в процесс воспитания толерантности.

  • Публикации в педагогических изданиях.

  • Внедрение проекта в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга.

Тематическое планирование занятий с учащимися 4 классов

«Толерантность и ценности семьи»



Тема занятия

Кол-во час

1.

Урок толерантности, или Учимся сочувствовать

1

2.

Гадкий утенок

1

3.

Толерантность в семье и семейные ценности

1

4.

Семьи бывают разные

1

5.

Когда я стану взрослым.

1




Всего

5

Примечание: продолжительность занятий может варьироваться в зависимости от темпа работы класса.

Краткое содержание

занятий с учащимися 4 классов

Занятие № 1

Тема: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать»

Цель: дать понятие «толерантность», формировать толерантные установки у детей, развивать навыки сочувствия, сопереживания.

Задачи:

– дать понятие о толерантности;

– обозначить черты толерантного человека;

– развить способность к самопознанию.

Материально-техническое обеспечение: карточки с опорными понятиями занятия, плакаты, таблица «Мои лучшие черты» на каждого учащегося, карточки с незаконченными предложениями.

План

  1. Вводная часть. Выявление опыта толерантного поведения детей.

  2. Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек». Анализ ситуаций, высказываний.

3. Игры и упражнения, направленные на развитие и воспитание толерантности.

Упражнение «Аплодисменты»

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на грустный день».

  1. Подведение итогов.

Занятие № 2

Тема: «Гадкий утенок»

Цель: дать понятие интолерантности, развить навыки толерантного поведения.

Задачи:

– дать понятие «интолерантность» на примере событий сказки;

– предоставить детям возможность сопереживания и выражения своих эмоций изобразительными средствами;

– дать опыт сопереживания, сочувствия тому, кто отвергнут в своей среде, своей семье.

Материально-техническое обеспечение: мультфильмы «Ежик должен быть колючим?», «Гадкий утенок» или текст сказки «Гадкий утенок» на каждого учащегося, доска, мел.
  1   2   3   4

Похожие:

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconУроки толерантности сборник методических материалов Пермь 2005 Уроки...
Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова, П. В. Микова/ Пермь, 2005. С

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconОбщая характеристика предмета
Формы организации образовательного процесса: традиционные уроки, уроки-викторины, уроки-игры, уроки совершенствования речевых навыков,...

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconВсероссийский конкурс «Школьный проект» Номинация: проект практико-образовательной...
Учащиеся решили оказать помощь учителям и создали книги в Excel по теме «Логические задачи», которые можно использовать на уроке,...

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconЛаборатория профессиональной ориентации
Региональный конкурс методических разработок внеурочных мероприятий по профориентации «Мастерская профориентации». Номинация: Конкурсы,...

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconКонкурс проводится: с 20 января по 15 марта 2016 г. Номинация: «Лучший...
Приглашаем пройти обучение по курсу программирования на Java: «Разработка мобильных приложений под Android» для школьников!

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconМетодические рекомендации по участию в ежегодном конкурсе проектов...
Проект – это цепь действий и/или мероприятий, связанных одной целью и задачами, направленных на определенные результаты, достигаемые...

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconКонкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга содружества»
Инновационные педагогические идеи и технологии. Районный конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга...

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconРеспубликанский конкурс «Марка качества Чувашской Республики» 2005...
Исходные данные, занесенные в анкету, априори признаются достоверными, в связи с чем рекомендуется согласование всех её блоков и...

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconКонкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие»
«Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 гг.» и разработанной на ее основе «Концепции непрерывного экологического...

Конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» iconПроект «Новая жизнь бытовых отходов» номинация рациональное использование...
От 35% до 60% питьевой воды, потребляемой населением, не удовлетворяет санитарно-гигиеническим стандартам. Современное состояние...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск