Скачать 0.63 Mb.
|
Областной конкурс «Уроки толерантности» Номинация «Проект» Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», г. Екатеринбург Авторы: Яровикова Елена Анатольевна, директор Юрочкина Наталья Александровна, начальник отдела Шуманская Татьяна Захаровна, педагог-психолог Верещака Анна Борисовна, социальный педагог «Толерантность и ценности семьи» Краткая аннотация проекта Современные тенденции развития общества определяются формированием глобального информационного пространства, значительным расширением межкультурного взаимодействия между людьми, массовой миграцией населения, ростом числа межнациональных и межконфессиональных браков. Все это актуально и для России – страны многонациональной и многоконфессиональной, страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность, терпимость к другим становится социально-психологической необходимостью. Проблема толерантности актуальна не только в контексте межнациональных, межконфессиональных отношений, но и межличностных и внутрисемейных отношений. Формирование установок толерантного, терпимого отношения к другим людям, а также членам своей семьи, к детям, осознание непреходящей ценностей семьи в быстро меняющемся мире – важнейшая социально-психологическая задача, направленная на стабилизацию общества. Мы все родом из детства. С самого раннего возраста начинается формирование системы ценностей жизни. И в этом растущем деревце, в ребенке, как всегда, все начинается с корней, с семьи. Именно поэтому с самого раннего возраста важно сформировать у ребенка черты личности толерантной, умеющей уважать индивидуальность другого человека; развить у него способности предупреждать конфликты и разрешать их цивилизованно; быть ответственным за свою судьбу, за будущую семью и детей. Методических разработок, касающихся толерантности в семье и формирования семейных ценностей, явно недостаточно. Именно поэтому мы определили для себя как актуальнейшую задачу разработать цикл психолого-педагогических занятий в форме тематических классных часов, направленных на формирование ценностей семьи и личности, развитие толерантности в отношениях с окружающими, в том числе близкими и родными. Необходим комплексный системный подход и программная форма работы по психолого-педагогической поддержке педагогов, занимающихся вопросами формирования и развития толерантности у детей, и взаимодействием с семьей, как основным социальным партнером школы. Наш проект направлен на создание психолого-педагогических условий в образовательной среде для формирования ценностей семьи и личности в процессе развития толерантности школьников. Используемые психолого-педагогические подходы направлены на гуманизацию образовательной среды, гармонизацию развития личности, формирование установок на создание в будущем полноценной семьи, воспитывающей детей, толерантных отношений к людям, в том числе близким. Проект включает разработку, апробацию, внедрение методических рекомендаций к циклу из пяти тематических классных часов по формированию толерантных отношений и семейных ценностей у младших школьников и тематическое родительское собрание. Цикл занятий включает инновационные формы и методы взаимодействия педагога с детьми, способствующих созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы, помогает росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения. Разработка вносит свой вклад в расширение методической базы для проведения педагогами и психологами уроков, классных часов, родительских и совместных детско-родительских собраний, мероприятий. Проект был отмечен Грантом на конкурсе социально-значимых проектов Администрации г. Екатеринбурга в 2007году. Реализуется с 2007 года, в нем участвовали 8168 учащихся и 373 педагога. Пояснительная записка. Толерантность можно рассматривать в двух контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности); в контексте ценностного отношения к людям как к представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных) групп. Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Чем раньше начинается этот процесс, тем больших результатов мы сможем достичь. Важнейшую роль в формировании толерантной личности играет семья и именно в ней ребенок приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к родным, своим близким. Цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к ценности человеческого достоинства. Психологический смысл толерантных отношений состоит в том, что толерантный человек настроен миролюбиво, его мышление открыто и готово принять существующие различия, его поведение многовариантно. Он заинтересован, хочет и умеет находить пути для развития конструктивных взаимодействий с окружающими людьми. Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида деятельности обучаемых должна быть разной. Так, поскольку у детей и младших школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, работать с ними логично с учетом этого факта. Именно обращение к эмоциональной сфере (например, через рисунок, ролевые игры, театрализацию ситуаций, или чувства, связанные со значимыми событиями) позволяет формировать у детей естественную мотивацию в приобретении новых знаний и затем закрепить в опробовании новых форм поведения, которое характеризуется большей толерантностью. Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или опробование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности. Научить детей принимать и понимать других людей, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать на основе согласия – актуальная задача семьи и школы. Трудно воспитывать толерантного человека, если он растет в семье, где сформировались формы интолерантного поведения; неуважения к близким, нетерпимости к интересам и желаниям других членов семьи. Поэтому особенно важным является расширение методической педагогической базы для проведения учителями и психологами уроков, классных часов, родительских и совместных детско-родительских собраний, мероприятий. Они в интерактивной, игровой, творческой форме развивают толерантные формы взаимоотношений, прежде всего, в семье. Поэтому решение данной задачи родители и учителя могут объединить усилия. Проект «Толерантность и ценности семьи» базируется на современных научных подходах к развитию и социализации детей и разработан с учетом психофизиологических особенностей младшего школьного возраста. Проект включает:
Проект предусматривает обобщение и распространение опыта проведения занятий в ОУ г. Екатеринбурга. За 4 года реализации программы в ней приняли участие 8168 учащихся и 373 педагога. Цель проекта: формирование и развитие толерантных отношений и семейных ценностей у младших школьников (4 класс). Задачи: 1. Исследовать состояние развития толерантных установок у младших школьников. Первичное и итоговое анкетирование. 2. Разработать цикл психолого-педагогических занятий, направленных на формирование толерантных отношений и ценностей семьи для младших школьников. 3. Оказать методическую и психолого-педагогическую поддержку педагогам в создании условий, способствующих развитию у школьников черт толерантной и ответственной личности. 4. Апробировать, обобщить и распространить опыт проведения развивающих занятий по формированию ценности семьи и личности как важного аспекта развития толерантности школьников в ОУ г. Екатеринбурга. Концепция духовно-нравственного развития школьников, определившая основные задачи воспитания, особое значение придает сфере семейной культуры. Задачи в этой области определены так:
В связи с этим возникло противоречие, которое заключается с одной стороны в потребности современного общества в формировании позитивного, бережного отношения к ценностям семьи, развития семейных толерантных отношений, с другой стороны на сегодняшний день нет достаточно эффективных программ, позволяющих педагогам и психологам решать эту важнейшую задачу. Разработанная нами программа занятий со школьниками в рамках тематических классных часов и родительское собрание «Толерантность в семье» призвана внести свой вклад в решении этих непростых проблем. Важным является проведение родительского собрания после завершения цикла занятий с детьми, с тем чтобы была возможность представить родителям работы, созданные детьми и предусмотренные психолого-педагогическими технологиями проведения занятий. Во многих школах – участниках нашего проекта занятия с детьми по нашей программе стали импульсом к системной работе ОУ по развитию толерантности, в которую успешно вовлечено родительское сообщество. Созданный нами проект вносит свой вклад в расширение методической педагогической базы для проведения учителями и психологами уроков, классных часов, родительских и совместных детско-родительских собраний, мероприятий. Отличительной чертой проекта является превентивный подход к построению, подбору содержания и технологий проведения занятий с учащимися, основанный на учёте возрастных психологических особенностях детей младшего школьного возраста. Нормативные и программные документы:
Разработка проекта опирается на модель образования, базирующуюся на системе ценностей обучающихся, и управленческую деятельность обучающего по организации процесса. В ней выделены важнейшие дидактические принципы.
Реализация проекта осуществляется путем проведения обучающих семинаров, мастер-классов, методических консультаций для педагогов с последующими занятиями для детей. Методическое обеспечение проекта максимально использует современные интерактивные обучающие технологии. Промежуточные и конечные результаты оцениваются через систему мониторинговых мероприятий на основе выделенных критериев эффективности толерантности учащихся. Промежуточные результаты отслеживаются в ходе апробации проекта, конечные результаты – на этапе анализа и обобщения итогов. Результаты оцениваются: 1. Путем проведения анкетирования педагогов после завершения цикла занятий с целью: - выявления трудностей, интересов, мнений, предложений педагогов по итогам проведения занятий - анализ итогов занятий по выделенным критериям (с точки зрения динамики уровня толерантных установок и поведенческих проявлений у детей) 2. Путем проведения анкетирования учащихся до и после завершения цикла занятий с целью: - анализа результатов по трем компонентам – эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Долгосрочный результат – внедрение системы психолого-педагогических занятий по развитию толерантности для учащихся различных возрастных групп и других участников образовательного и воспитательного процессов (педагогов и родителей).
Тематическое планирование занятий с учащимися 4 классов «Толерантность и ценности семьи»
Примечание: продолжительность занятий может варьироваться в зависимости от темпа работы класса. Краткое содержание занятий с учащимися 4 классов Занятие № 1 Тема: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать» Цель: дать понятие «толерантность», формировать толерантные установки у детей, развивать навыки сочувствия, сопереживания. Задачи: – дать понятие о толерантности; – обозначить черты толерантного человека; – развить способность к самопознанию. Материально-техническое обеспечение: карточки с опорными понятиями занятия, плакаты, таблица «Мои лучшие черты» на каждого учащегося, карточки с незаконченными предложениями. План
3. Игры и упражнения, направленные на развитие и воспитание толерантности. Упражнение «Аплодисменты» Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на грустный день».
Занятие № 2 Тема: «Гадкий утенок» Цель: дать понятие интолерантности, развить навыки толерантного поведения. Задачи: – дать понятие «интолерантность» на примере событий сказки; – предоставить детям возможность сопереживания и выражения своих эмоций изобразительными средствами; – дать опыт сопереживания, сочувствия тому, кто отвергнут в своей среде, своей семье. Материально-техническое обеспечение: мультфильмы «Ежик должен быть колючим?», «Гадкий утенок» или текст сказки «Гадкий утенок» на каждого учащегося, доска, мел. |
Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова, П. В. Микова/ Пермь, 2005. С | Формы организации образовательного процесса: традиционные уроки, уроки-викторины, уроки-игры, уроки совершенствования речевых навыков,... | ||
Учащиеся решили оказать помощь учителям и создали книги в Excel по теме «Логические задачи», которые можно использовать на уроке,... | Региональный конкурс методических разработок внеурочных мероприятий по профориентации «Мастерская профориентации». Номинация: Конкурсы,... | ||
Приглашаем пройти обучение по курсу программирования на Java: «Разработка мобильных приложений под Android» для школьников! | Проект – это цепь действий и/или мероприятий, связанных одной целью и задачами, направленных на определенные результаты, достигаемые... | ||
Инновационные педагогические идеи и технологии. Районный конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга... | Исходные данные, занесенные в анкету, априори признаются достоверными, в связи с чем рекомендуется согласование всех её блоков и... | ||
«Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 гг.» и разработанной на ее основе «Концепции непрерывного экологического... | От 35% до 60% питьевой воды, потребляемой населением, не удовлетворяет санитарно-гигиеническим стандартам. Современное состояние... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |