Проблемы практического проведения


Скачать 115.4 Kb.
НазваниеПроблемы практического проведения
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы

Проблемы практического проведения

камеральных налоговых проверок



Налоговое законодательство в области организации и проведения налоговых проверок окончательно не сформировалось, многие аспекты их проведения в настоящее время не урегулированы законом. В связи с чем, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями ФНС России, а также нередки противоречия между различными судебными инстанциями.

В работе проведен анализ актуальных и наиболее существенных на сегодняшний день проблем законодательного регулирования порядка проведения налоговых проверок, и предложены пути их решения.

К основным проблемам камеральной проверки, требующим, с одной стороны, ее компьютеризации, а с другой - осложняющим и этот процесс, относятся:

Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в квартал, некоторые (крупные) – 1 раз в месяц. Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько – от 7 до 13, плюс бухгалтерская отчетность (3-5 форм) неограниченное количество справок, расчетов, пояснительных записок, прилагаемых к декларациям. Автоматизация работы налоговой инспекции не позволит решить эту проблему, поскольку ею охватываются такие участки работы по подоходному налогу, которые осуществляются после этапа приема налоговых деклараций от плательщиков, на котором чаще всего и возникают очереди. Поэтому с целью сокращения очередей в инспекциях можно привлечь к приему и первичной обработке деклараций временных работников.

Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и соответственно массовое применение налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.

Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой, по отдельным налогам (например НДС) иные сроки). Кроме того, срок проведения камеральной проверки ограничен 3 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком. Таким образом, в весьма короткий срок (3 месяца) налоговая инспекция должна отработать каждую декларацию два раза - первый раз для начисления налогов «по данным плательщика» в течение 5-10 дней со дня сдачи отчетности и второй - для собственно камеральной проверки.

Отсутствие единого стандартного подхода к проектированию форм налоговых деклараций, делает их крайне неудобными для ручной обработки и непригодными для машинной. В частности, следует отметить отсутствие на бланках контрольных сумм; возможности представления деклараций на двусторонних бланках.

Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме».

Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и т. д.).

С введением в действие ч.1 НК РФ существенно изменилось как само содержание данных видов проверок (в первую очередь камеральных), так и их роль в общей системе налогового контроля.

Безусловно, целью налоговых проверок является не только обеспечение дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений. Однако эта цель может быть обеспечена и более экономичными, а главное, более эффективными с точки зрения ее достижения методами.

Конечно же, налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов и надо сказать, что в истребовании таких документов ничего предосудительного нет. Но на практике, как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них. Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. Поэтому, прежде чем запрашивать у налогоплательщика именно первичные документы, следует убедиться в их необходимости.

По результатам камеральных проверок часто появляются вопросы, которые оспариваются, это связано с несовершенством налогового законодательства, а также с собственными трактовками отдельных положений и законов финансистами и бухгалтерами проверяемых предприятий и специалистами по исчислению налогов.

Минфин РФ предлагает в рамках совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, в частности, конкретизировав вопросы, которые должны проверяться при проведении таких проверок.

Также предлагается установить порядок, в соответствии с которым при выявлении существенных изменений показателей в отчетности по сравнению с показателями отчетности предыдущих периодов налоговый орган вправе направить налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить пояснения.

Дополнительная проблема, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.

При проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов. Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.

После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.

Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное это сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.

В частности, необходимо разграничить и определить формы и мероприятия налогового контроля в современном налоговом законодательстве, с учетом сложившейся практики.

Необходимость дополнения норм статьи 82 НК РФ была предопределена возникающими в практике применения вопросами налогоплательщиков, а также различным их толкованием судебными и налоговыми органами.

Спорные ситуации вынуждали государственные органы, уполномоченные в области финансов, а также уполномоченные в области налогообложения, к изданию целого ряда письменных разъяснений, определяющих “официальную” правовую позицию. Кроме того, применение форм и мероприятий налогового контроля, не предусмотренных налоговым законодательством, приводит к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Относительно самого порядка проведения налоговых проверок после принятия Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ также остался ряд неурегулированных либо требующих доработки положений. К наиболее существенным из них относятся:

- неурегулированность вопроса о возможности проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения, которое не имеет статуса филиала или представительства;

- неясность норм, определяющих перечень документов, истребуемых при проведении камеральной проверки по НДС для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов;

- несовершенство законодательной базы в части регулирования камеральных проверок организаций, осуществляющих экспортные операции;

- отсутствие правовой регламентации ряда вопросов, касающихся

института дополнительных мероприятий налогового контроля;

- неурегулированность вопроса о законности проведения камеральной

проверки и вынесения по ее результатам решения с нарушением установленного Кодексом срока;

- отсутствие нормы, определяющей момент окончания камеральной

проверки.

В связи с тем, что в процессе контрольной работы большое значение имеет методика осуществления налоговых проверок с описанием конкретных приемов проведения налоговых проверок, уточним общий алгоритм проведения камеральной налоговой проверки, который включает в себя несколько этапов. На первом осуществляется предпроверочный анализ налогоплательщиков, второй этап представляет собой непосредственно механизм проведения проверки, на третьем этапе реализуются процедуры оформления результатов проверки дальнейшие взаимоотношения с налогоплательщиком.

Необходимо выработать устойчивые критерии, по которым выявляются нарушители налогового законодательства и становятся объектами камеральных налоговых проверок. В этой связи можно предложить универсализировать методику предпроверочного анализа налогоплательщика, как комплекса осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения камеральной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для камеральной налоговой проверки. Целью его является подготовка к предстоящей камеральной налоговой проверке, выработка оптимальной стратегии предстоящей налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля. Предпроверочный анализ налогоплательщика должен базироваться на принципах: единства; целенаправленности; оперативности; комплексности; поэтапности.

Предпроверочный анализ предлагается проводить в три стадии в следующей последовательности:

1) формирование информационной базы о налогоплательщике;

2) анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика;

3) разработка плана проведения налоговой проверки.

На первой стадии "Формирование информационной базы о налогоплательщике" осуществляется сбор необходимой информации о налогоплательщике и его деятельности, на основе которой будет в дальнейшем осуществляться анализ финансово-экономической деятельности и выработка стратегии налоговой проверки. Итогом этой стадии выступает сформированное досье налогоплательщика.

Виды анализа и мероприятия за 3-х летний период деятельности налогоплательщика, проводимые на второй стадии "Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика" на базе досье налогоплательщика можно систематизировать по:

- анализу динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты; выявляются налогоплательщики с отрицательной динамикой);

- финансовому анализу организации (анализ показателей рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);

- сравнительному анализу показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;

- анализ соответствия налогоплательщика критериям оценки риска осуществляется на основе Концепции системы планирования налоговых проверок;

- анализу сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности;

- анализу выписок банков по счетам налогоплательщика;

- составлению графической схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявление контрагентов - потенциальных участников схем уклонения от налогов;

- анализу доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуальных предпринимателей).

Стадия 1.

Формирование информационной базы о налогоплательщике

- информация, содержащаяся в информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" и т.д.);

- результаты истребований документов в рамках камеральных проверок, а также при проверках контрагентов;

- результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.

- сведения, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в государственные и иные сторонние организации (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);

- "сигнальная" информация, полученная (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);

- информация, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;

- выписки банков по счетам налогоплательщика

Стадия 2.

Анализ показателей деятельности налогоплательщика

Стадия 3.

Разработка плана проведения налоговой проверки

Критерии отбора

Критические точки контроля

Внутренние источники информации

Внешние источники информации

Анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей

Финансовый анализ организации

Сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку

Анализ соответствия налогоплательщика критериям оценки риска

Анализ сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности

Анализ выписок банков по счетам налогоплательщика

Составление схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявление контрагентов - потенциальных участников схем уклонения от налогов

Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (ИП)

Доначисления платежей
Рис.1 Алгоритм предпроверочного анализа налогоплательщика

Необходимо рассмотреть, методические рекомендации, направленные на совершенствование отбора потенциальных кандидатов на камеральную проверку и повышение результативности проверки. В частности, предлагается рассчитывать показатель налоговой нагрузки на основе добавленной стоимости:

,

где: ∑НП - совокупная сумма всех уплаченных налогов организацией (без НДФЛ) по данным налоговых деклараций; ДС - добавленная стоимость.

В отношении критерия опережающего темпа роста расходов над темпами роста доходов, с точки зрения риска совершения налогового правонарушения, показательно только сравнение темпов роста расходов с темпами роста доходов по налоговой (или бухгалтерской) отчетности за календарный год. При этом, если

ТРН > ТДН или ТРБ > ТДБ, то высокая вероятность налоговой проверки,

ТРН < ТДН или ТРБ < ТДБ, то небольшая вероятность налоговой проверки,

где: ТДН - темп роста доходов по данным налоговой отчетности; ТРН - темп роста расходов по данным налоговой отчетности; ТДБ - темп роста доходов по данным бухгалтерской отчетности; ТРБ - темп роста расходов по данным бухгалтерской отчетности.

Третья стадия предпроверочного анализа налогоплательщика "Разработка плана проведения налоговой проверки" является завершающей. Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Данная стадия включает в себя выявление критических точек налогового контроля, примерную оценку сумм возможных доначислений платежей по итогам налоговой проверки.

Эффективность методики проведения камеральной налоговой проверки организаций повысится при автоматизированном ее сопровождении, в частности: подготовки, регистрации и контроля решений и оформление акта.

Важными для решения методическими проблемами развития налогового контроля в России являются вопросы совершенствования механизма досудебного рассмотрения налоговых споров, т.к. он позволяет сократить сумму налоговых выплат на 10%. С введением с 2009 г. обязательного досудебного порядка обжалования решений ФНС число жалоб налогоплательщиков значительно выросло, особенно на решения выездных и камеральных налоговых проверок (60% всех жалоб). На основе анализа и обобщения практики механизма обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов в досудебном порядке определены приоритетные направления по его упорядочению. Для усиления открытости системы налогового контроля необходимо закрепить в НК РФ порядок и процедуры разрешения споров в досудебном порядке. Особенно важно, анализировать случаи удовлетворения жалоб налогоплательщиков, чтобы оперативно корректировать деятельность налоговых органов и наказывать работников, деятельность которых систематически приводят к удовлетворяемым на досудебном или судебном этапе жалобам налогоплательщиков. Кроме того, налоговые органы должны регулярно (по итогам каждого года) размещать в свободном доступе, в том числе на сайтах УФНС России по субъектам РФ, информацию о результатах работы по досудебному урегулированию споров.

Т.В. Бутенко


Похожие:

Проблемы практического проведения iconИнновационные и традиционные методы воспитания и обучения в доу
Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, процессы модернизации и технологического развития, происходящие...

Проблемы практического проведения iconСтатья должна быть выполнена в программе Microsoft Office Word в одном файле
В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера...

Проблемы практического проведения iconМетодическая разработка для проведения занятий со слушателями умц. Тема №13
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований...

Проблемы практического проведения iconДалее Конференция. Дата проведения конференции
Настоящее Положение регламентирует порядок и условия проведения и участия во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные...

Проблемы практического проведения iconМетодические рекомендации практического обучения для студентов специальности...
З 381 Методические рекомендации практического обучения. Омск: ноу спо «Омский гуманитарный колледж», 2013. – 88 с

Проблемы практического проведения iconПроблемы выплаты выходных пособий и заработной платы в ходе проведения...
Конституция Российской Федерации гарантирует право на вознаграждение за труд каждому работнику. Порядок оплаты труда работников регулируется...

Проблемы практического проведения iconПроблемы и перспективы
Петрунин В. В. Проблемы экономической оценки месторождений полезных ископаемых и установления размеров платежей за пользование недрами...

Проблемы практического проведения iconФонд поддержки инвалидов с дцп и черепно-мозговой травмой
Фонд поддержки инвалидов с детским церебральным параличом и черепно-мозговой травмой «Жизнь с дцп», создан родителями детей-инвалидов,...

Проблемы практического проведения iconАктуальные проблемы
Актуальные проблемы гражданского процесса: Учебно-методическое пособие. М. А. Гранат, Тольятти: тгу, 2012. с. 26

Проблемы практического проведения iconРабочая программа Актуальные проблемы «холодной войны»
Учебная дисциплины «Актуальные проблемы «холоднойвойны» предусмотрена компетентно- ориентированным учебным планом по направлению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск