Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 5» г. Сосногорска
ГОУ РК «СКШИ № 5» г. Сосногорска
Методическая разработка урока «Заполнение извещения на отправку посылки»
Класс 7
Разработчик:
Денисова Ольга Александровна
Должность: учитель
г. Сосногорск
2016
Пояснительная записка
| Предмет
| Социально-бытовая ориентировка
| Класс
| 7
| Тип урока
| Урок «открытия» нового знания
| Тема
| Заполнение извещения на отправку посылки
| Цель
| научить обучающихся заполнять извещение на отправку посылки
| Задачи
| Образовательные: формировать знания обучающихся о заполнении почтовых бланков, о видах и способах упаковки, об определении стоимости отправки простой и ценной посылки.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся через формирование зрительного восприятия и логического мышления.
Воспитательные: практическая подготовка к жизни и формирование социальной компетентности обучающихся
| УУД
| I этап. Мотивация к учебной деятельности
| Личностные: самоопределение , смыслоообразование, учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
| II этап. Актуализация знаний
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности; смыслоообразование.
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; использование знаково-символических средств; построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
| III этап. Пробные действия. Этап выявления места и причины затруднения
Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслоообразование.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; использование знаково-символических средств; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
|
| IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения
Личностные: самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: познавательная инициатива, планирование, прогнозирование.
Познавательные: постановка познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств, построение речевых высказываний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
|
| V этап. Реализация построенного проекта
Личностные: осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: познавательная инициатива.
Познавательные: использование знаково-символических средств, поиск необходимой информации, установление причинно-следственных связей, доказательство.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения.
| VI этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Регулятивные: контроль, коррекция.
Познавательные: подведение под понятие, использование знаково-символических средств, построение речевых высказываний, выведение следствий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
|
| VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив
Познавательные: анализ, сравнение, использование знаково-символических средств.
Коммуникативные: адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
|
| VIII этап. Включение в систему знаний. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, свободная ориентация и восприятие текста, его понимание, построение речевых высказываний, выведение следствий,
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
|
| постановка вопросов; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; управление поведением партнера.
| IX этап. Этап рефлексии. Личностные: внутренняя позиция обучающегося; самооценка на основе критерия успешности; эмпатия, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения; планирование учебного сотрудничества.
| Планируемые результаты
| Предметные.
Знать: правила заполнения почтовых бланков, виды и способы упаковки, стоимость отправки простой и ценной посылки.
Уметь: заполнять извещение на посылку, выбирать вид упаковки, оплачивать посылку.
Личностные: социализация обучающихся, коммуникативные навыки.
| Основные понятия
| Извещение на посылку, адресат, отправитель, адрес, оператор почтовой связи, почта, письмо, посылка, бандероль.
| Предваритель-
ная работа
| Экскурсия на почту, оформление стенда «Человек и профессия», беседа на тему «История возникновения почты».
| Методическое оснащение урока
| Технические средства обучения (стенды для показа рисунков, образцов почтовых отправлений), компьютер, проектор. Образцы посылочных ящиков: картонные, обшитые тканью; бандероль. Предметы, разрешенные и запрещенные для пересылки (рисунки, муляжи).
Слова с выделенными орфограммами.
Индивидуальный раздаточный материал для чтения, бланки на отправление посылки с заданием разной степени сложности, карточки для тестирования по теме. Посылки для проблемного задания.
| Методы
| Показ, рассказ, беседа, наблюдение, ролевая игра, фронтальный опрос, индивидуальная работа
| Межпредмет-
ные связи
| Письмо и развитие речи, математика, история.
| Образователь-
ные технологии
| Объяснительно-иллюстративные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые.
| Принципы обучения
| -воспитывающей и развивающей направленности обучения;
-систематичности и последовательности;
-связи обучения с жизнью
-коррекции в обучении;
-сознательности и активности учащихся;
-индивидуального и дифференцированного подхода
| Технологическая карта урока
№
| Этапы урока
| Организация этапа, оборудование
| Основное содержание этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающегося
| 1
| I этап. Мотивация к учебной деятельности:
Цель: включение в учебную деятельность на личностно - значимом уровне
- актуализация требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- установление тематических рамок (“могу”)
| Цитата к уроку. Большой успех-это сумма всех малых шажков, которые мы делаем ежедневно.
(слайд 2)
| Настраивает на урок и повышает мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
- Как вы понимаете это выражение?
- (ответы детей)–
- Обобщение всего сказанного: чтобы добиться успеха в жизни, быть хорошим человеком, приносить пользу себе и людям, надо ежедневно трудиться, не стоять на месте, и каждый день познавать что-то новое. Вот и сегодня мы с вами постараемся узнать то новое, что пригодится вам в жизни, когда вы станете взрослыми, самостоятельными людьми.
| Рассуждают, обобщают, сами приходят к выводу о том, что нужно сделать человеку, чтобы добиться успеха в жизни.
| 2
| Актуализация знаний
Цель:
-готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
- воспроизведение знаний и способностей, достаточных для построения нового способа действий;
- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.
| Вводная беседа
(слайд 3)
| - Назовите основные средства связи
| - почта, телефон, телеграф, Интернет
| На доске вывешиваются слова, с обозначением орфограмм, где можно допустить ошибки. Учитель обращает внимание на правильное написание данных слов.
Почта
Телефон
Телеграф
Интернет
|
| Обучающиеся проговаривают данные слова.
| - Давайте вспомним и дадим определение, что такое почта?
| - Почта – это учреждение связи, где можно отправить и получить почтовые отправления. (слайд 1)
| - Назовите профессии, которые связаны с почтой (проводится словарная работа)
| - Оператор связи
Почтальон
| - Какие почтовые отправления вы знаете?
| -Обучающиеся отвечают, опираясь на слайд. (№1)
| 3
| III этап. Пробные действия. Этап выявления места и причины затруднения
Цель: выявление места и причины затруднения
- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем
| Карточки с заданием.
Работа по вопросам.
| Перед учащимися образец описи вложения в бандероль, образец заполнения конверта, образец извещения на посылку.
- В чем сходство данных почтовых бланков?
| Обучающиеся сравнивают, рассуждают, учатся находить сходство и различие в почтовых отправлениях.
- Есть место для написания адреса отправителя, адресата
| - В чем различие?
| - В описи нужно вписать предметы, которые мы отправляем и их ценность. В извещении на посылку есть новые поля для заполнения.
| - В чем можем встретить затруднения в заполнении извещения на посылку?
| - Не знаем, как заполнить верхнюю строку, место, где надо предоставить данные паспорта, как заполнить обратную сторону извещения.
| - Ребята, как вы думаете, достаточно ли будет нам уже имеющихся знаний, чтобы правильно заполнить извещение?
| - Нет
| - Что же нам делать? Что мы можем предпринять, чтобы решить данную проблему?
| - Рассмотреть внимательно извещение, разобраться с тем, какие данные мы должны вписать в каждую строку.
| 4
| IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения:
Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем.
Учащиеся в коммуникативной форме работают над:
- определением цели (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
- согласованием темы урока;
- построением плана достижения цели и определением средств для достижения цели - алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель
| Работа с цифровым заданием, презентацией и наглядным материалом.
| Перед детьми лежит шифр.
Задание: определите зашифрованное слово.
10, 9, 3, 6, 27, 6, 15, 10, 6.
А
1
| Б 2
| В 3
| Г 4
| Д 5
| Е
6
| Ё 7
| Ж 8
| З 9
| И 10
| Й 11
| К 12
| Л 13
| М 14
| Н 15
| О 16
| П 17
| Р 18
| С 19
| Т 20
| У 21
| Ф 22
| Х 23
| Ц 24
| Ч 25
| Ш 26
| Щ 27
| Ъ 28
| Ы 29
| Ь 30
| Э 31
| Ю 32
| Я 33
|
|
|
|
Зашифрованное слово – ИЗВЕЩЕНИЕ
| Объявление темы урока (слайд 4)
| Тема нашего урока «Заполнение извещения на отправку посылки».
- Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Цель нашего урока?
| - Мы должны научиться заполнять извещение на посылку
| Построение плана урока.(слайд 5)
| -Давайте вместе построим план урока. (Пункты плана даны вразбивку, надо определить правильную последовательность). Что и в какой последовательности мы будем делать. Определяем, что обучающиеся уже знают.
| -1. Значение слов: АДРЕСАТ, ОТПРАВИТЕЛЬ.
2. Последовательность написания адреса.
3. Заполнение извещения.
4. Проверка выполненного задания по предложенному алгоритму
| -Работа в тетради. Записать тему урока
|
| Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь
| - Словарная работа. (Чтение учителем лексического значения слова посылка из словаря Ожегова.) (слайд 6)
| - Посылка – упакованная вещь (вещи), пересланная кому-нибудь по почте или с кем-нибудь.
- Что такое посылка, как почтовое отправление?
| - Посылка - это почтовое отправление, весом до 10 кг.
|
| V этап. Реализация построенного проекта.
Цель: усвоение нового способа действий
- обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися;
-определение оптимального варианта;
- использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
| Задание на внимание и память.
Работа с презентацией. Слайд по рассказу А. П. Чехова «Ванька» (слайд 7)
(слайд 8)
| - Кто такой отправитель?
| - Отправитель - это лицо, которое отправляет почтовое отправление.
| - Кто такой адресат?
| - Адресат – это лицо, которому предназначено почтовое отправление.
| - Кто из действующих лиц адресат? А кто отправитель?
| - Адресат – дедушка Константин Макарыч. Отправитель – Ванька.
| - Как вы думаете, дойдет ли письмо до дедушки?
Почему? Какие сведения не указал Ванька?
| Ответы обучающихся.
| - Давайте вспомним последовательность написания адреса.
| - Ф.И.О. адресата или отправителя
Индекс
улица
дом
квартира
населенный пункт
название области,
республики, страны
|
| Физкультминутка (слайд 9,10)
| Зрительная гимнастика .
| 5
| VI этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей в его выполнении.
- решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма.
| Задание. Рассматриваем извещение на посылку.
Вспоминаем, что посылки бывают простые и ценные.
| - Для чего нужно оценивать посылку?
| - Если вдруг потеряется или придет в негодность, то отделение связи должно выплатить стоимость посылки. (Рассматриваем на какой строчке мы записываем ценность посылки)
| - Что еще необходимо нам иметь для заполнения извещения?
| - Паспорт.
| - Где будем смотреть данные паспорта: номер, серию, кем выдан.
| - На страницах…….. ( с детьми желательно рассмотреть необходимые страницы в паспорте)
| Задание: Совместно заполняем 1 часть бланка (верхнюю таблицу), опираясь на презентацию.
(слайд 11)
| Объясняю и помогаю заполнять таблицу, опираясь на презентацию
| Заполняют таблицу
| 6
| VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели
- самостоятельное выполнение задания на новый способ действий;
- самостоятельная проверка по эталону
| Задание. Обучающиеся заполняют самостоятельно нижнюю таблицу извещения, сверяясь по предложенному эталону.
| Обучающимся раздает дифференцированные задания:
- извещения с незаполненным нижнем полем для сильных учеников, - извещения, заполненные наполовину для слабых обучающихся.
| Ребята заполняют извещения.
| 7
| VIII этап. Включение в систему знаний.
Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания
- фиксирование соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
| Самооценка. Рефлексия деятельности
(слайд 12-18)
| У нас с вами состоялась экскурсия на почту.
- Как называют человека, который проводит экскурсию?
Сегодня экскурсоводом у нас будет …..
| - Человека, который проводит экскурсию, называют экскурсовод.
- Мы с классом ходили на экскурсию на почту, которая находится по адресу город Сосногорск, улица Маяковского, дом 3. Нас встретила заведующая почтовым отделением……… Она провела нас в сортировочный цех, где почтовый работник сортирует корреспонденцию (письма, газеты и журналы, извещения на посылки и бандероли) по адресам. Нам рассказали, какие еще услуги может предоставлять почта – отправлять почтовые переводы, оплачивать коммунальные услуги, отправлять и получать посылки, бандероли, письма. Здесь можно за отдельную плату пользоваться почтовым ящиком, купить конверты, открытки, упаковочную тару для отправки бандеролей и посылок. Еще можно выйти в Интернет, сделать копии документов, распечатать какую-либо информацию.
Для посетителей есть информация на стендах, что можно отправлять в посылке и бандероли, как правильно написать адрес
Затем нам показали пункт хранения посылок. ) Мы даже попробовали собрать коробку для посылки.
Нам рассказали и видах упаковок посылок: посылки могут отправляться в специальных картонных коробках, обшитые тканью, в конвертах.
Показали пломбу, которой опечатывают посылки. М узнали много нового и интересного, а также получили знания, которые могут пригодиться нам в жизни.
|
|
| Задание. Проигрывание сюжетно-ролевых ситуаций и использованием карточек разного уровня сложности (индивидуально-дифференцированные задания).
Обучающимся предложены заполненные извещения с пропусками в записях адреса, необходимо исправить недочеты и обратиться к работнику почты (роль почтового работника исполняет обучающийся или учитель).
| Учитель объясняет задание и выполняет роль оператора почтовой связи в проигрывании сюжетно-ролевых ситуаций
| Обучающиеся исправляют недочеты в написании адреса и оформлении извещения на посылку. Участвуют в проигрывании сюжетно-ролевых ситуаций.
Приветствие
| Здравствуйте (добрый день)
| Выражение просьбы
| Я хотел(а) бы отправить посылку
| Вопрос оператора
| Простую или ценную
| Ответ отправителя
| ……..
| Вопрос оператора
| Есть ли запрещенные к отправке вложения?
| Ответ отправителя
| Запрещенных вложений нет
| Предложение оператора
| Заполните бланк.
| Ответ отправителя
| Я уже заполнил(а) бланк
| Предложение оператора
| Дайте, пожалуйста, бланк и посылку
| Сообщение оператора
| Вы должны заплатить ….. руб
|
|
|
| Творческое домашнее задание.
| Объясняет домашнее задание:
- Со словами, относящимися к данной теме, составить кроссворд.
| Записывают домашнее задание.
|
| IX этап. Этап рефлексии:
· Рефлексия и самооценка обучающимися своей учебной деятельности
· Соотнесение обучающимися своих целей и результатов
· Планирование обучающимися целей дальнейшей деятельности
| Работа по вопросам
(слайд 19)
| -Что вы сегодня узнали и чему научились?
- Как вы считаете, где и когда могут пригодиться вам полученные знания?
- Довольны ли вы вашей работой?
- Оцените свою работу с помощью смайликов.
Первый – отлично, все понятно, все получилось.
Второй смайлик – поработали хорошо.
Третий – работа вызвала трудности.
Учитель. Спасибо за урок.
|
| |