ДОКЛАД
об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)
в 2014 году Настоящий доклад подготовлен Федеральной налоговой службой в соответствии с Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215.
Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), осуществляемого налоговыми органами, проведены на основании сведений, содержащихся в форме № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» за 2014 год (данные по указанной форме направлены в Минэкономразвития России письмом ФНС России от 20.01.2015 № ЕД-4-2/496@), если по тексту настоящего доклада не указано иное. 1. Состояние нормативно-правового регулирования
в установленных сферах деятельности В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с учетом изменений и дополнений) основной задачей Федеральной налоговой службы является осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В рамках выполнения указанных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговые органы, в частности:
- осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс);
- контролируют соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- контролируют выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом обязанностей в порядке, утверждаемом ФНС России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
- контролируют своевременность представления налоговых деклараций;
- имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований. Необходимо отметить также, что ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. В рамках выполнения указанной функции ФНС России контролирует своевременность и соблюдение порядка постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах, своевременность представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, а также порядок открытия счета налогоплательщику. Кроме того, налоговые органы осуществляют следующие контрольные функции:
- контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления расчетов;
- контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- контроль в сфере госрегулируемых видов деятельности (при оказании государственных услуг):
лицензионный контроль в сфере производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;
федеральный государственный надзор за проведением лотерей;
лицензионный контроль в сфере организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
проверка технического состояния игрового оборудования;
государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах.
Все мероприятия по контролю в сфере госрегулируемых видов деятельности осуществляются с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 21.07.2014 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения нормативно-правового характера.
Так, в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...» включена норма, предусматривающая осуществление ФНС России государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах.
Указанные изменения нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.11.2014 № 1138 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе», дополняющее Положение о Федеральной налоговой службе:
- подпуктом 5.3.9, в соответствии с которым ФНС России осуществляет государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;
- подпуктом 5.5.14, в соответствии с которым ФНС России ведет государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 № 913 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 № 473).
В этой связи, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2014 № 98н признан утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.01.2013 № 4н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за проведением всероссийских лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения всероссийских лотерей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1185 пункт 9 Положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр дополнен подпунктом «в», предусматривающим, что предметом федерального государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, осуществляемого ФНС России, также является соблюдение организаторами азартных игр требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 6.1 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...».
Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.01.2015 № 2н внесены изменения в Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.10.2011 № 128н.
Наиболее существенные изменения в налоговое законодательство, вступившие в силу с 1 января 2014 г., были внесены Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который направлен на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в том числе с использованием фирм - «однодневок», в части легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных доходов.
Так, в частности:
- при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать, чтобы налогоплательщик представил пояснения, обосновывающие изменения показателей декларации (расчета);
- при проведении камеральной проверки декларации (расчета) с заявленной суммой убытка налоговый орган вправе потребовать, чтобы налогоплательщик представил пояснения, которые обосновывают размер убытка;
- при представлении уточненной декларации (расчета) с уменьшенной суммой налога к уплате по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели, до и после их изменения;
- при представлении уточненной декларации (расчета) с увеличенной суммой убытка по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели, до и после их изменения.
С 1 июля 2014 г. налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.
Кроме того, Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» установлен общий порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, предусмотренным статьями 198 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации, а не только по материалам налоговых органов, направляемых в следственные органы в порядке статьи 32 Налогового кодекса.
Данный закон обеспечивает комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение, и направлен на снятие процессуальных ограничений при возбуждении уголовных дел о налоговых преступлениях, на повышение эффективности раскрытия налоговых преступлений и оптимизации использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью.
II. Организация государственного контроля (надзора) а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного надзора (контроля) В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с учетом изменений и дополнений) налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, за соблюдением законодательства в сфере госрегулируемых видов деятельности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная налоговая служба.
ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФНС России Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные налоговые органы.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальных налоговых органов.
Пунктом 4 Положения о ФНС России, а также положениями о территориальных органах Федеральной налоговой службы, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 № 101н, установлено, что управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня являются территориальными органами Федеральной налоговой службы и входят в единую централизованную систему налоговых органов.
В территориальные органы ФНС России по состоянию на 01.01.2015 входят:
- 84 управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (которым подведомственны 907 соответствующих инспекций ФНС России, в том числе: инспекции по районам - 19, районам в городах - 104, городам без районного деления - 111, межрайонного уровня – 673);
- 9 межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по федеральным округам;
- 9 межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;
- Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;
- Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения;
- Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по камеральному контролю.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная налоговая служба подведомственна Министерству финансов Российской Федерации.
|