Доклад территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и об эффективности государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения в 2013г.
В 2013г. штатная численность ТО Росздравнадзора по Республике Калмыкия составила – 13 должностей, фактическая численность федеральных государственных гражданских служащих на конец года – 12 человек, укомплектованность – 92,3% (в 2012г. – 100%).Функционируют 3 отдела:
Отдел контроля и надзора в сфере медицинской деятельности;
Отдел контроля обращения медицинской продукции;
Отдел финансового, правового и кадрового обеспечения.
Количество сотрудников исполняющих контрольно – надзорные функции по штату – 10 человек, занято – 9. На 01.01.2014г. – 1 вакантная должность государственного инспектора в отделе контроля и надзора в сфере медицинской деятельности.
Из числа сотрудников, исполняющих контрольно – надзорные функции, имеют высшее медицинское образование 4 сотрудника, в т.ч. руководитель и заместитель руководителя, высшее юридическое образование – 1 сотрудник, высшее фармацевтическое образование – 2 сотрудника, высшее экономическое образование – 1 сотрудник, среднее профессиональное медицинское образование – 1 сотрудник.
Второе высшее юридическое образование имеет руководитель ТО.
На курсах повышения квалификации прошли обучение 4 (44,4%) сотрудника, из них по вопросам:
организация деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ – 1 (2010г.);
организационные основы государственной гражданской службы РФ – 1 (2012г.);
совершенствование системы управления государственным контролем и надзором в органах государственной власти – 2 (2012г.)
Создавшаяся ситуация связана с тем, что в 2013 году освобождены от замещаемой должности и уволены 7 федеральных государственных гражданских служащих из них:
- по соглашению сторон – 3 служащих;
- по инициативе гражданского служащего – 2 служащих;
- в порядке перевода в другой государственный орган – 1 служащий;
- в связи с сокращением должностей гражданской службы – 1 служащий. За отчетный период ТО Росздравнадзора по РК проведено 175 комплексных и тематических проверок по контролю в области охраны здоровья граждан в отношении:
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 165проверок;
органа управлением здравоохранения (министерство здравоохранения) РК – 10 проверок.
Количество плановых проверок – 87, в т. ч. 3 проверки в отношении Минздрава РК.
Количество внеплановых проверок – 88, в т. ч. 7 проверок в отношении Минздрава РК.
Основаниями для проведения внеплановых проверок послужили:
1)информация от организаций и письменные обращения граждан – 26, из них:
угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан – 9;
причинение вреда жизни и здоровью граждан – 6;
нарушение прав и законных интересов гражданина действиями (бездействием) иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанных с невыполнением ими обязательных требований – 11;
2)поручение Росздравнадзора, в т.ч. по фактам письменного обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти – 40;
3)требование прокуратуры РК – 10;
4)иные основания – 1;
5)истечение срока исполнения предписания – 4.
Кроме того, сотрудники ТО приняли участие в 9 проверках в составе комиссий:
МВД РФ по РК – 1 в международной операции по пресечению оборота фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов;
Прокуратуры РК – 7;
1 проверка в Минздраве РК проведена совместно с УФСБ РФ по РК. В рамках комплексных и тематических проверок, проведенных сотрудниками ТО в 2013г., было исполнено 797 проверок по выполнению государственных функций по контролю в сфере здравоохранения.
Средняя нагрузка на 1 сотрудника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю составила 88,6.
Экспертные организации аккредитованные в установленном порядке в республике отсутствуют. Всего аккредитованы в качестве экспертов 46 врачей – специалистов по профилям: педиатрия, терапия, пульмонология, травматология – ортопедия, анестезиология и реаниматология, хирургия, неонатология, организации здравоохранения и общественного здоровья, включая экспертизу временной нетрудоспособности и качество медицинской помощи, неврология, нейрохирургия, эндокринология, кардиология, гастроэнтерология, оториноларингология, акушерство и гинекология, ультразвуковая диагностика, фармацевтическая деятельность, патологическая анатомия.
В 2013 году ТО привлекались 6 аккредитованных экспертов к 5 проверкам в медицинских организациях:
- БУ РК «Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи»;
- БУ РК «Детская поликлиника»;
- БУ РК «Женская консультация»;
- БУ РК «Республиканская детская больница».
В целях предотвращения правонарушений в области охраны здоровья граждан ТО проводится методическая работа в виде семинаров, рабочих совещаний, рассылки информационных писем Росздравнадзора, размещения информации на сайте ТО Росздравнадзора по РК, включая сведения о Федеральных законах и нормативных правовых актов РФ. Кроме того, практикуются выступления на коллегиях и совещаниях Минздрава РК.
Выполнение ТО Росздравнадзора по Республики Калмыкия в 2013г. государственных функций по контролю/ надзору по направлениям деятельности:
Контроль за соблюдением Порядков и стандартов оказания медицинской помощи
В 2013г. ТО Росздравнадзора по Республики Калмыкия проведено 131 (в 2012г. – 44) проверка, в т. ч.:
соблюдение Порядков оказания медицинской помощи по профилям заболеваний – 83(плановые – 42, внеплановые – 41);
соблюдение стандартов оказания медицинской помощи по профилям заболеваний – 48(плановые – 27, внеплановые – 21).
Кроме того, контроль за соблюдением Порядков и стандартов проводился также в рамках контрольных мероприятиях за реализацией ПНП «Здоровье» по направлениям: совершенствование медицинской помощи пострадавшим при ДТП, больным с сердечно – сосудистыми заболеваниями и больным туберкулезом, реализацией программы ОНЛП.
Основаниями для внеплановых проверок послужили:
1)информация от организаций и письменные обращения граждан, требования прокуратуры РК по письменным обращениям граждан:
угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан – 9(2012г. – 2);
причинение вреда жизни и здоровью граждан – 6(2012г. –12);
нарушение прав и законных интересов гражданина действиями (бездействием) иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанных с невыполнением ими обязательных требований – 11(2012г. – 18);
2)поручение Росздравнадзора – 5; 3)требование прокуратуры РК – 8
Количество Порядков, проверенных ТО в 2013г. – 37, что составляет 61,7 % от общего количества.
Всего проверена деятельность Министерства здравоохранения Республики Калмыкии и 74 юридических лиц из них: федеральных – 8,государственных – 55, организаций частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей – 11(в 2012г. – 26).
По итогам проверки были выявлены нарушения действующего законодательства РФ у 67 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были приняты меры:
выдано предписаний – 126(2012г. – 41);
составлены и направлены на рассмотрение судов протоколы об административном правонарушении – 4;
информация направлена в Прокуратуру Республики Калмыкия – 28,по которым были приняты меры прокурорского реагирования, включая предъявление судебного иска в пользу пострадавших;
информация направлена в Росздравнадзор – 5;
выдано Минздраву Республики Калмыкия предписание об устранении нарушений – 22;
направлена информация Минздраву Республики Калмыкия – 40;
направлена информация в другие организации – 12.
Результаты проверки Минздрава РК свидетельствуют о серьезных дефектах:
не разработаны схемы маршрутизации больного по 38 (63,3%) профилям заболеваний;
не приняты меры по соблюдению прав граждан на гарантированную бесплатную медицинскую помощь. Республиканский норматив финансовых затрат территориальной программы Госгарантий, установленный изначально ниже федерального, не выполнен;
приказами Министерства разрешено предоставлять платные медицинские услуги при оказании скорой, экстренной и неотложной медицинской помощи взрослым и детям;
не проводится ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
не улучшается работа по письменным обращениям граждан, включая вопросы этики и деонтологии;
не решены вопросы подготовки кадров по специальности «медицинская реабилитация» и организации оказания в медицинских учреждениях реабилитационной, паллиативной помощи и восстановительного лечения;
не решены вопросы оказания специализированной медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний организациями соседних регионов ввиду невозможности предоставления в республике;
Анализ контрольных мероприятий в медицинских организациях свидетельствует, что помимо нарушений штатных нормативов и стандартов оснащения медицинским оборудованием, в т. ч. по причине недостаточного финансирования здравоохранения республики, имеют место системные нарушения:
несоблюдение сроков госпитализации и этапов оказания медицинской помощи;
несоблюдение клинических протоколов оказания медицинской деятельности по профилю «акушерство и гинекология», «неонотология», «реаниматология» и т. д.;
несоблюдение положений к организации деятельности кабинетов, отделений и больниц, установленные Порядками по профилям заболеваний, в т. ч. лицам отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу;
несоблюдение стандартов оказания медицинской помощи: сокращение объема диагностических исследований, консультативных осмотров и неполное лекарственное обеспечение;
дефекты ведения первичной медицинской документации;
отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
формальная работа врачебной комиссии медицинских организаций по
экспертизе качества медицинской помощи;
недостаточный уровень мероприятий по профилактике заболеваний;
Также следует отметить, что в 2013г. отмечен дефицит ЖНВЛП и расходного материала в госпитальном секторе из – за недостаточного финансирования программы Госгарантий.
Эффективность и результативность выполнения государственной функции по контролю/надзору за соблюдением Порядков и стандартов
оказания медицинской помощи В 2013г. ТО Росздравнадзора по РК проведено проверок по указанным государственным функциям на 66,0% больше чем в 2012г.
Доля принятых мер по результатам контрольных мероприятий:
выдано 126 предписаний об устранении выявленных нарушений (96,2% от общего количества проверок);
составлены и направлены в суды 4 (2,8%) протокола об административном правонарушении по ч.1,2 ст.19.20 КоАП РФ;
принято 3(75,0%) положительных решений судами:
- приостановление действия лицензии – 1 (ЧОУ НОШ «Перспектива»);
- устное замечание должностному лицу – 1 (главный врач БУ РК «Целинная ЦРБ»;
- административный штраф в размере 70,0 тыс. руб. (КООУ РК «Верхне –Яшкульская санаторная школа-интернат»). В 1 случае решение Городского суда г. Элисты о наложении административного штрафа в размере 170,0 тыс. руб. БУ РК «Перинатальный центр» по факту безлицензионной деятельности по УЗ – диагностике в амбулаторных условиях на платной основе, было отменено решением Верховного суда Республики Калмыкия.
Отсутствуют случаи оспаривания результатов проверки и признания их в установленном порядке недействительными;
выданоМинздраву Республики Калмыкия предписаний об устранении выявленных нарушений в области охраны здоровья граждан по итогам проверок медицинских организаций – 22;
по информации ТО были приняты меры прокурорского реагирования;
медицинскими организациями устранены нарушения, за исключением мер по укреплению материально-технической базы и укомплектования врачебными кадрами;
Контроль за соблюдением осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований
За анализируемый период ТО Росздравнадзора по РК проведены 89 проверок по контролю за соблюдением порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, из них:
- плановые – 73;
- внеплановые – 16 на основании письменных обращений граждан, информации от юридических лиц и организаций, поручений прокуратуры и Росздравнадзора.
По итогам контрольных мероприятий выдано предписаний – 32.
|