ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНО – ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ I СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ Контроль в широком понимании – это, прежде всего, функция управления.
Контроль – это проверка; а также наблюдение с целью проверки.
Контроль – это процесс, требующий определенного промежутка времени, за который необходимо осуществить реализацию контрольной функции с учётом выработанного алгоритма и этапов контроля.
Классно-обобщающий контроль - функция управления процессом обучения и воспитания в конкретном классе, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой учебной и воспитательной деятельности в классе, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, коррекции, поддержки положительных и устранения отрицательных тенденций в практике учебно-воспитательной работы конкретного класса. II ЦЕЛИ КЛАССНО- ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Своевременное получение, анализ и оценка информации о процессе и результатах учебно-воспитательной работы класса;
Выяснение наличия проблем, существующих в классе и определение конкретных действий по их устранению;
Выявление обучающихся, требующих постоянного внимания со стороны учителей-предметников, администрации в отношении учебной деятельности, поведения в классе и лицее;
Выявление педагогов, чья работа требует корректировки, помощи в организации учебной деятельности в классе, поощрение учителей, успешно работающих с детьми, обобщение опыта их деятельности, поддержка инициативы и творческих устремлений.
III ПРИНЦИПЫ КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Административная целесообразность и потребность в контроле;
Своевременность контроля;
Системность контроля в соответствии с учебно-воспитательными задачами лицея;
Ориентация на результаты, которые должен достичь контроль;
Оптимальность и объективность контроля.
IV ВИДЫ КОНТРОЛЯ Моноаспектный- вид контроля, в процессе которого обследуется небольшой аспект учебно-воспитательной работы.
Примеры:
Состояние учебной работы в классе.
Состояние воспитательной работы в классе.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся на уроках математики.
Использование современных форм обучения и воспитания на уроках истории.
Полиаспектный (комплексный, модульный) – вид контроля, при котором обследуется несколько направлений учебно-воспитательной деятельности.
Примеры: Состояние учебной работы в классе.
| Состояние воспитательной работы в классе
| - Организация учебного процесса;
- Работа классного руководителя, учителей-предметников по повышению качества обученности, повышению качества знаний;
- Проверка школьной документации: классного журнала, дневников учащихся, состояния учебников в классе, проверка тематического планирования.
| - Уровень воспитанности;
- Уровень комфортности;
- Уровень сформированности классного коллектива;
-Анализ участия во внеклассной и внешкольной работе;
- Анализ занятости учащихся во внеурочное время;
- Проверка листков здоровья;
- Проверка и анализ внешнего вида лицеистов.
| Фронтальный (системный, целостный) – вид контроля, предполагающий охват параллели классов. Соединяет в себе все виды моноаспектного и полиаспектного контроля.
V КОНТРОЛЬ ПО ВРЕМЕНИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Текущий (в соответствии с планом учебно-воспитательной работы лицея). VI Формы контроля
Наблюдение
Анкетирование учащихся
Анкетирование учителей, родителей
Тестирование учащихся
Контроль ЗУН по всем предметам в форме контрольных работ и тестирования
Диагностика учащихся
Индивидуальные консультации
Проверка школьной документации: поурочного и тематического планирования, классного журнала, дневников учащихся, ученических тетрадей.
VII ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНО- ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Ясная постановка цели классно - обобщающего контроля.
Своевременное проведение классно - обобщающего контроля согласно плану работы администрации.
Четкий выбор объектов контроля, правильное определение элементов и раскрытие их содержания.
Привлечение к классно-обобщающему контролю членов учительского коллектива и психолого-педагогической службы лицея, определение круга основных вопросов для всех проверяющих.
Проведение организационной и инструктивной работы с участниками классно - обобщающего контроля.
VIII АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНО- ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Планирование (распределение обязанностей членов администрации, утверждение плана)
Проведение классно - обобщающего контроля
Обработка полученных данных. (Данные представляются в виде таблиц, графиков).
Письменный анализ полученных данных каждым членом администрации
Анализ полученного материала всеми членами классно-обобщающего контроля.
Обсуждение итогов проверки (на заседании комиссии по проведению КОК, заседании членов психолого-педагогической службы лицея, малом педсовете, собрании учащихся, родительском собрании (при необходимости) и т.д.)
Сопровождение результатов проверки глубоким анализом.
Проведение педсовета «Итоги классно - обобщающего контроля».
Принятие необходимых мер по устранению выявленных недостатков в ходе классно - обобщающего контроля.
Образцы бланков I. МАТЕРИАЛЫ АДМИНИСТРАЦИИИ, ЧЛЕНАМ КОМИССИИ
для проведения классно - обобщающего контроля 1.БЛАНК ПРОВЕРКИ ВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЖУРНАЛОВ
Параметры контроля
| Оформление журнала
классным руководителем
| Заполнение журнала учителем-предметником
| Оценивание
|
|
|
|
|
2.БЛАНК ПРОВЕРКИ ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА
Цель проверки:__________________________________________________________________
Дата проверки:_________Проверяющий:___________________________________________
Классный руководитель:____________________________________________________________
Кол-во уч-ся по списку_____________
Кол-во дневников на момент проверки:_______________
Ф.И.
уч-ся
| Наличие дневника (+ или -)
| Работа с дневниками классного руководителя
| Работа с дневниками учителей-предметников
| Работа
учащихся с дневниками
| Контроль за дневниками
со стороны родителей
| Контроль за ведением дневников
| Выставление текущих отметок
| Выставление текущих отметок
| Связь с родителями, корректность записей
| Выставление текущих отметок
| Выставление отметок за контрольные работы
| Заполнение данных об учителях
| Наличие расписания по неделям
| Наличие записи домашнего задания
| Аккуратность ведения дневника
| Подпись родителей за неделю
| Подпись родителей за неделю
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общие выводы:___________________________________________________________________
Рекомендации:____________________________________________________________________
Составил:__________________________________________/_____________________________/.
3. ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ ПО ИТОГАМ КОНТРОЛЯ ПРОВЕРКИ ДНЕВНИКОВ
(наиболее часто встречающиеся замечания)
Параметры оценки
| Ф.И. ученика
| 1 .Оформление дневника учащимися
|
| А). Обложка дневника;
|
| Б). Титульный лист;
|
| В). Расписание уроков на четверть;
|
| Г). Список учителей;
|
| Д). Записи в дневнике;
|
| Е). Аккуратность ведения.
|
| 2. Выставление оценок.
|
| 3.Контроль за ведением дневника со стороны классного руководителя.
|
| 4. Контроль за ведением дневника со стороны родителей.
|
| 4. БЛАНК ПРОВЕРКИ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель проверки:__________________________________________________________________
Дата проверки:_________Класс:______Учитель:_______________________________________
Проверяющий:______________________________________________________________
1.Выполнение единого орфографического режима:______________________________________
2. Система (регулярность) проверки рабочих тетрадей:___________________________________
3. Качество проверки тетрадей:_______________________________________________________
4. Объём классных работ, разнообразие форм работ:_____________________________________
5. Объём домашних работ:___________________________________________________________
6. Система работы над ошибками:____________________________________________________
7. Выводы и рекомендации:_________________________________________________________
Составил:___________________________________________/_______________________
5. БЛАНК ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССАХ
класс
| учитель
| количество
учащихся
| количество
тетрадей
| система письменных работ
| объём работ
| работа над ошибками
| качество проверки
| соблюдение норм отметок
| работа над каллиграфией
| красная строка
| культура ведения
| стимулирование
| примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. БЛАНК АНАЛИЗА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Предмет:_____________________________________ Класс:________ Дата:_____________
Учитель:_______________________________ Ассистент:___________________________
Кол-во уч-ся по списку:_______чел.
Кол-во выполнявших работу:__________чел.
Выполнили работу на «5»:_____чел. «4»:_____чел. «3»:_____чел. «2»:_____чел.
Стандарт:_______%. Качество:_______%. СОУ:_________%.
№ п/п
| Ф.И. уч-ся
| Проверяемые ЗУН /
кол-во допущенных ошибок у каждого учащегося
| Отметка
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего допущено ошибок
(кол-во уч-ся / %)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ типичных ошибок (заполняет учитель):_________________________________________
Рекомендации (заполняет проверяющий):______________________________________
7. БЛАНК АНАЛИЗА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА УЧИТЕЛЯ- ПРЕДМЕТНИКА
Ф.И.О. учителя___________________________________________________Предмет______________________
Класс _______________Дата проведения_____________Цель посещения_____________________________________
Тема занятия________________________________________________________________________________
№
| Аспект занятия
| Оценка деятельности
| 01.
| Организационный момент.
| Присутствует
| Не на должном уровне
| Отсутствует
| 02.
| Тема и цели занятия.
| Поставлены четко
| Расплывчаты
| Не поставлены
| 03.
| Умение педагога поддерживать внимание обучающихся и их активность на протяжении всего занятия.
| На высоком уровне
| Частично
| Не удалось
| 04.
| Использование субъектного опыта ученика
| Учитель дает возможность ученику сформулировать, защитить свое мнение, использует эти сведения при обсуждении.
| Не на должном уровне
| Не используется
| 05.
| Применение на уроке разнообразного дидактического материала
| Учитель использует различные источники и способы подачи информации, межпредметные и внутрипредметные связи
| Частично
| Учитель ограничен учебником, методичкой
| 06.
| Организация самостоятельной работы на уроке
| Работа организована на различных этапах урока
| Работа организована на одном из этапов урока
| Не было самостоятельной работы
| 07.
| Характер педагогического общения
| Учитель не навязывает своего мнения, создает доброжелательную атмосферу, вызывающую желание участвовать в уроке; создает условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным
| В целом на уроке создана благоприятная атмосфера
| Учитель подавляет учащихся, навязывает свое мнение, создает напряженную обстановку, не обращает внимания на дискомфорт учащихся
| 08.
| Использование разнообразных форм организации учебной деятельности (фронт., индивид., работа в группах, в парах).
| Более двух форм
| Две формы
| Только одна форма
| 09.
| Проявление гибкости учителя в работе на уроке
| Учитель умеет находить педагогически правильное решение в различных, в том числе нестандартных ситуациях, умеет оказать необходимую помощь уч-ся
| Частично
| Учитель не смог принять правильное решение
| 10.
| Мотивация деятельности учащихся
| На протяжении всего занятия
| Частично
| Отсутствует
| 11.
| Речь педагога.
| Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
| 12.
| Рациональное использование времени занятия.
| Рационально
| Частично
| Не рационально
| 13.
| Достижение цели занятия.
| Цель достигнута
| Частично
| Не достигнута
| 14.
| Подведение итогов занятия.
| Да, дана оценка
| Частично
| Не подведены
| 15.
| Наличие домашнего задания.
| Дифференцированное
| Одинаковое для всех
| Отсутствует
| 16.
| Обеспечение оптимальных здоровьесберегающих условий
| На протяжении всего занятия
| Частично
| Отсутствует
| 17.
| Уровень занятия
| ВЫСОКИЙ
| СРЕДНИЙ
| НИЗКИЙ
| Замечания_____________________________________________________________________________
Урок посетил____________________________________________________________________________ 8. БЛАНК АНАЛИЗА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА УЧИТЕЛЯ- ПРЕДМЕТНИКА
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Дата посещения____________________________________________________________________
Учитель___________________________________________________________________________
Предмет___________________________________________________________________________
Класс_____________________________________________________________________________
Цель посещения____________________________________________________________________
Тема урока_________________________________________________________________________
Тип урока__________________________________________________________________________
Цель, задачи урока (кем сформулированы)____________________________________________
Оборудование урока:
ТСО, иллюстрации, наглядные пособия, оформление доски (ключевые моменты темы), выставки, др.
___________________________________________________________________________________
(нужное подчеркнуть) другое указать
Наличие обратной связи с учащимися:
карточки сигнальные и предметные, дидактический материал, таблицы, схемы, чертежи, учебные блоки и модули, др._____________________________________________________________________
(нужное подчеркнуть) другое указать
Организационная деятельность учителя:
| +
| + -
| -
| Учет возрастных и психологических особенностей учащихся
|
|
|
| Стиль педагогического общения
|
|
|
| Соблюдение единства требований, предъявляемых к учащимся
|
|
|
| Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока
|
|
|
| Сменяемость, чередование форм и видов деятельности учащихся
|
|
|
| Оптимальный темп ведения урока
|
|
|
| Рефлексия на всех этапах урока
|
|
|
| Различные виды контроля знаний и умений (фронтальный опрос, индивидуальный, групповой, работы в тетрадях с печатной основой и др.)
|
|
|
| Система оценивания учащихся:
Своевременность выставления оценок
Объективность
Комментирование
Самооценка и взаимооценка
|
|
|
| Анализ домашнего задания
Соответствие норме
Инструктаж, другие методики
Дифференциация
|
|
|
| Обучающая деятельность учителя + + - -
Соответствие содержания урока цели и задачам урока
|
|
|
| Постановка проблемных вопросов или создание проблемных ситуаций
|
|
|
| Организация самостоятельной работы учащихся
|
|
|
| Формирование логических навыков, критического мышления (выделение главного, сравнение, классификация, анализ, обобщение, построение суждения)
|
|
|
| Формирование общеучебных навыков (чтения, пересказа, работы с учебником, словарем, картой, дополн. литературой)
|
|
|
| Развивающая направленность урока
Воспитывающая направленность урока
|
|
|
| Используемые педагогические технологии, в т.ч. здоровьесберегающие_______________________
Учебная мотивация: высокая, низкая, средняя
Способы учебной мотивации______________________________________________________________
Выводы и предложения___________________________________________________________________________
Урок посетил____________________________________________________________________________ 9. БЛАНК ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Ф.И.О. учителя
| Учебный предмет
| Соответствие формулировок тем в классном журнале формулировкам тем, указанных в КТП, рабочей программе, в том числе тем практических занятий и НРК
| Соответствие количества часов, отведённых на изучение темы, количеству фактически данных уроков, в том числе практических занятий и НРК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. БЛАНК УЧЁТА ПРОПУСКОВ УРОКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п
| Ф.И. учащегося
| Общее
количество
пропусков
| Пропуски без причины (количество)
| Пропуски уроков по уважительной причине
|
|
|
|
|
|
11. БЛАНК АНАЛИЗА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наличие воспитательной программы класса
| Наличие плана воспитательной работы
| Организация деятельности
обучающихся по разным направлениям
в соответствии с воспитательной
программой классного руководителя
| Индивидуальная работа с лицеистами,
ведение портфолио
обучающимися
класса
| Взаимодействие с учителями – предметниками,
службами лицея и города
| Работа
с родителями
| |