Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Российский центр обучения избирательным технологиям
при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Памятка наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации
2 марта 2008 года
Москва
2008 Авторский коллектив: А.Ю.Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей, член Московской городской избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кандидат юридических наук; С.Ю.Костенко, кандидат исторических наук, В.И.Кривцов, заместитель начальника отдела мониторинговых исследований РЦОИТ при ЦИК России, В.А.Малышев, начальник Управления автоматизированных технологий, обработки и анализа информации Аппарата ЦИК России; А.Е.Любарев, начальник сектора мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов, кандидат юридических наук. Рецензенты: Н.Е.Конкин, секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, В.И.Лысенко, доктор юридических наук.
содержание
Предисловие 4
Часть 1. Подготовка к наблюдению 5
Правовые основы выборов Президента Российской Федерации 5
Основная цель наблюдения 6
Кто может присутствовать в помещении для голосования? 6
Статус наблюдателя, назначение наблюдателя 7
Время работы наблюдателя 8
Полномочия наблюдателя 8
Взаимоотношения наблюдателя и избирательной комиссии 10
Если Вас пытаются удалить из помещения УИК 10
Нарушения и их фиксация 11
Что надо иметь при себе 12
Ответственность за нарушение прав наблюдателя, за нарушения в ходе голосования и при подсчете голосов 13
Часть 2. Этапы наблюдения 14
Начало наблюдения 14
Наблюдение за ходом голосования 15
Выдача бюллетеней в помещении для голосования 16
Голосование по открепительным удостоверениям 16
Голосование вне помещения для голосования 17
Агитация и подкуп избирателей в ходе голосования 18
Завершение голосования и подведение его итогов 18
Заполнение протокола об итогах голосования 19
Этап 1: Погашение неиспользованных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений 19
Этап 2: Работа со списками избирателей 19
Этап 3: Непосредственный подсчет голосов 20
Этап 4: Заполнение остальных строк протокола; проверка контрольных соотношений 22
Этап 5: Окончательное оформление протокола, выдача заверенных копий. Упаковка избирательной документации 23
Завершение работы наблюдателя 24
Приложение 1. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства 25
Приложение 2. Бланк заявления о нарушении процедуры подсчета голосов 26
Приложение 3. Бланк заявления об отказе в своевременном заверении копии протокола участковой комиссии об итогах голосования 27
Приложение 4. Бланк направления наблюдателя на избирательный участок 28
Предисловие Эта памятка подготовлена по заказу РЦОИТ при ЦИК России и является результатом совместного труда специалистов по избирательному праву – представителей как государственных, так и общественных структур. Памятка имеет практическую направленность; она основана не только на законодательстве, но и на опыте организации общественного наблюдения за выборами.
Задача обеспечения честности выборов – общая как для организаторов выборов, так и наблюдателей. Значительную роль в наблюдении могут сыграть не только члены избирательных комиссий и наблюдатели, но и представители средств массовой информации, и даже избиратели. Поэтому эта памятка может быть полезна всем присутствующим на избирательном участке в день голосования и при подсчете голосов.
Данную памятку не следует рассматривать как комментарий к избирательному законодательству. Некоторые положения закона здесь намеренно не упоминаются (например, регламентация досрочного голосования или голосования за рубежом); не рассматриваются также специфические вопросы наблюдения в больницах, санаториях, СИЗО (хотя наблюдатели имеют право присутствовать там).
Памятка разделена на две части. Первая часть содержит общие положения, такие как полномочия наблюдателя, а также методические советы. Вторая часть представляет собой поэтапное описание действий наблюдателя в день голосования и при подсчете голосов. Кроме того, в приложениях приведены образцы заявлений о нарушениях избирательного законодательства.
Содержание данной памятки предполагает, что она должна быть изучена наблюдателем до дня голосования. В день голосования наблюдатель должен иметь памятку при себе и может использовать ее в качестве справочника. Памятка содержит ссылки на конкретные статьи закона, поэтому ее можно использовать для аргументированного обоснования своих утверждений в случае возникновения разногласий между наблюдателем и избирательной комиссией.
Следует отметить, что полноценное наблюдение требует методического и организационного обеспечения со стороны избирательных штабов. Наблюдателя требуется оснастить не только данной памяткой, но также правильно оформленным направлением и другими вспомогательными материалами.
|