«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций»


Скачать 274.41 Kb.
Название«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций»
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Технологическая карта практического занятия.

Дисциплина (профессиональный модуль): «Фармакология».

Специальность: сестринское дело.

Курс: 1 Семестр: 1

Тема: «Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций».

Группы/подгруппы: 11 М группа, 1 подгруппа.

Преподаватель: Политова Г.В.

Продолжительность: 90 мин. Место проведения: доклинический кабинет.

Цели учебного занятия:

Образовательная: Научить студента применять знания и умения по теме: «Современные твердые ЛФ. Особенности применения ЛС в капсулах, значение. Мягкие ЛФ, особенности действия и применения» в ЛПУ на производственной практике. ПК 2.1 – представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства, ПК 2.2 – осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.4 – применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования, ПК 2.6 – вести утвержденную медицинскую документацию, ПК 4.5- работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией, ПК 5.3 – организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.

Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК 6 – работать в коллективе и команде, ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Знать: Источники получения лекарственных веществ. Пути изыскания новых ЛС. Структуру рецепта. Общие правила составления рецепта формы №107/у. Правила учета и хранения ЛС в аптеке и ЛПУ. Знать определения лекарственного вещества, лекарственного препарата, лекарственной формы. Принятые обозначения и сокращения при выписывании рецепта. Понятие о твердых, мягких, жидких ЛС и ЛС для инъекций. Определение. Знать общую характеристику, правила выписывания в рецепте.

Уметь: определить ЛВ, ЛП, ЛФ. Выполнить задание для закрепления знаний по рецептуре (выписать рецепты твердых и мягких ЛС с использованием справочной литературы), определить условия для хранения, дать рекомендации по применению, провести анализ рецепта.

Иметь практический опыт:----------------------

Образовательные технологии: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.

Методы и приемы обучения: объяснительно–иллюстративный метод, частично-поисковый метод.

Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: рецептурные бланки, упаковки от ЛС, рекламные буклеты и аннотации к различным твердым и мягким ЛС, рецептурные справочники, методические указания для студентов.

Технические средства обучения: телевизор, DVD.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):

Литература:

Основные учебные издания: В.В. Майский – «Фармакология» - стр. 27 – 29, 44 – 47. Д.А. Харкевич – «Фармакология с общей рецептурой». Н.Б. Анисимова – «Руководство по общей рецептуре».

Дополнительная литература:

М.Д. Гаевый - Фармакология с рецептурой, Н.И. Федюкович – Фармакология, учебник для колледжей, Н.И. Федюкович - Рецептурный справочник для фельдшеров и медицинских сестер, М.Б. Ингерлейб - Полный лекарственный справочник медсестры, Э.Г. Громова - Справочник по лекарственным средствам, М.Д. Машковский - Лекарственные средства.

Межпредметные и внутрипредметные связи: латинский язык, психология, терапия, хирургия и др. клинические дисциплины.

Хронологическая карта занятия



Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент

2

2.

Постановка целей, начальная мотивация

3

3.

Определение исходного уровня знаний

15

4.

Вводный инструктаж

10

5.

Самостоятельная работа

31

6.

Заключительный инструктаж

5

7.

Заполнение дневников и др.

10

8.

Подведение итогов

3

9.

Задания для самостоятельной работы студентов

3

10.

Уборка рабочего места

3

Определение исходного уровня знаний:

Фронтальный опрос, карточки с письменными заданиями, тестовый контроль.

Вводный инструктаж:

соблюдение техники безопасности на рабочем месте. В качестве вводного инструктажа показ мультимедийной презентации по введению в фармакологию, рациональному приему ЛС с учетом пищи и ознакомление с классификацией ЛФ. Ознакомление с образцами твердых ЛФ (порошков, таблеток, драже, капсул, гранул, карамелей, пастилок). С образцами мягких ЛФ (мазей, паст, суппозиториев, пластырей, гелей, пленок), жидких ЛФ и ЛС для инъекций . Ознакомление с формой рецептурных бланков и правилами заполнения рецептурных бланков формы №107/у. Общие правила пользования рецептурными справочниками.

Самостоятельная работа:

выполнение заданий по рецептуре, используя справочник (выписывание твердых и мягких ЛФ). Проведение анализа структуры рецепта, выполнение тестовых заданий, составление кроссворда по ЛФ из 8 – 10 слов, изучение нормативных документов.

Заключительный инструктаж:

довести до логического завершения все наши действия (выписывание твердых и мягких ЛФ на рецептурных бланках, выполнение тестовых заданий, составление кроссворда). Выяснить у студентов, какие возникли неясности в ходе урока, внести точность и еще раз разъяснить, если таковые имеются.

Заполнение дневников:

В дневниках записывается вся проделанная за урок работа.

Тема: «Современные твердые, мягкие и жидкие ЛФ. ЛС для инъекций.».

Студент должен знать: источники получения ЛВ. Пути изыскания новых ЛС. Структуру рецепта. Общие правила составления рецепта формы №107/у. Правила учета и хранения ЛС в аптеке и ЛПУ. Знать определения ЛВ, ЛП, ЛФ. Принятые обозначения и сокращения при выписывании рецепта. Понятие о твердых и мягких ЛС. Определение и виды порошков. Определение, состав мазей, паст, суппозиториев, пластырей, гелей, пленок, настоев, настоек, отваров, экстрактов, растворы для инъекций. Иметь представление о неогаленовых препаратах. Знать общую характеристику, правила выписывания в рецепте.

Студент должен уметь: определить ЛВ, ЛП, ЛФ. Выполнить задание для закрепления знаний по рецептуре (выписать рецепты твердых ЛС - таблетки, порошки простые и сложные, капсулы мази, пасты, свечи и мягких - мази, пасты, свечи ЛС, настои, настойки, отвары, экстракты, растворы для инъекций в ампулах и флаконах), определить условия для хранения, дать рекомендации по применению, провести анализ структуры рецепта.

Выполнение тестовых заданий.

Выписывание рецептов на твердые и мягкие ЛФ, жидкие ЛФ, ЛС в ампулах и флаконах, анализ структуры рецепта, составление кроссворда, изучение нормативных документов.

Подведение итогов:

студенты должны самостоятельно, пользуясь рецептурным справочником, выписывать рецепты на твердые и мягкие ЛС. Должны различать ЛП, ЛС, знать основные формы твердых и мягких ЛС.

Грамотно и логично разбираться в структуре рецепта, правильно выписывать рецепты, правильно отвечать на тестовые задания.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Подготовить реферативное сообщение: «Новейшие ЛФ», «Современные методы стерилизации ЛФ для инъекций».

Упражнения по рецептуре с использованием справочной литературы с рекомендациями по применению различных твердых и мягких ЛС.


Технологическая карта практического занятия.

Дисциплина (профессиональный модуль): «Фармакология».

Специальность: сестринское дело.

Курс: 1 Семестр: 1

Тема: «Фармакодинамика. Фармакокинетика. Виды побочных действий». «Антисептические и дезинфицирующие средства».

Группы/подгруппы: 11 М группа, 1 подгруппа.

Преподаватель: Политова Г.В.

Продолжительность: 90 мин. Место проведения: доклинический кабинет.

Цели учебного занятия:

Образовательная: Научить студента применять знания и умения по теме: «Общая фармакология. Фармакодинамика. Фармакокинетика. Виды побочных действий. Комбинированные препараты» в ЛПУ на производственной практике. ПК 2.1 – представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства, ПК 2.2 – осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.3 – сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами, ПК 2.4 – применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования, ПК 2.6 – вести утвержденную медицинскую документацию, ПК 4.5- работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией, ПК 5.3 – организовывать и оказывать специализированную сестринскую помощь пациентам.

Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Знать: Пути введения ЛС. Всасывание ЛС при различных путях введения. Распределение ЛВ в организме, биотрансформация, пути выведения. Виды действия ЛВ, виды доз. Зависимость действия ЛП от возраста, индивидуальных особенностей организма. Изменения действия ЛВ при повторных введениях. Виды побочных эффектов аллергической и неаллергической природы. Токсическое действие ЛВ. Бактерицидное и бактериостатическое действие противомикробных средств. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии. Основные группы ЛФ, пути введения. Побочные эффекты, виды реакций и осложнений. Особенности действия и применения отдельных антисептических и дезинфицирующих средств. Правила заполнения рецепта.

Уметь: выписать дезинфицирующие и антисептические средства с использованием справочной литературы. Ориентироваться в номенклатуре ЛС. Давать рекомендации пациенту по применению ЛС. Оценить побочный эффект. Оценить изменение действия ЛС при повторном введении. Оценить эффект кумуляции, привыкания при повторных введениях препарата.

Иметь практический опыт:----------------------

Образовательные технологии: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.

Методы и приемы обучения: объяснительно–иллюстративный метод, частично-поисковый метод.

Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: рецептурные бланки, упаковки от ЛС, рекламные буклеты и аннотации, рецептурные справочники, методические указания для студентов.

Технические средства обучения: телевизор, DVD.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):

Литература:

Основные учебные издания: В.В. Майский – «Фармакология» - стр.53 - 69. Д.А. Харкевич –«Фармакология с общей рецептурой». Н.Б. Анисимова – «Руководство по общей рецептуре».

Дополнительная литература:

М.Д. Гаевый - Фармакология с рецептурой, Н.И. Федюкович – Фармакология, учебник для колледжей, Н.И. Федюкович - Рецептурный справочник для фельдшеров и медицинских сестер, Э.Г. Громова - Справочник по лекарственным средствам, М.Д. Машковский - Лекарственные средства.

Межпредметные и внутрипредметные связи: латинский язык, психология, терапия, хирургия и др. клинические дисциплины.
Хронологическая карта занятия



Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент

2

2.

Постановка целей, начальная мотивация

3

3.

Определение исходного уровня знаний

15

4.

Вводный инструктаж

10

5.

Самостоятельная работа

31

6.

Заключительный инструктаж

5

7.

Заполнение дневников и др.

10

8.

Подведение итогов

3

9.

Задания для самостоятельной работы студентов

3

10.

Уборка рабочего места

3

Определение исходного уровня знаний:

Фронтальный опрос, карточки с письменными заданиями, тестовый контроль.

Вводный инструктаж:

соблюдение техники безопасности на рабочем месте. В качестве вводного инструктажа показ мультимедийной презентации по путям введения ЛС, всасывании, распределении, биотрансформации, путях экскреции, хронофармакология. Антисептические и дезинфицирующие средства.

Самостоятельная работа:

Составление таблиц по побочным действиям аллергической и неаллергической природы, путям введения и выведения ЛС. Таблицы по применению дезинфицирующих и антисептических средств. Умение давать рекомендации по применению ЛС. Выполнение тестовых заданий, составление кроссворда по терминам из 8 – 10 слов, обсуждение основных вопросов раздела «Общая фармакология».

Заключительный инструктаж:

довести до логического завершения все наши действия (составление таблиц по побочным действиям аллергической и неаллергической природы, путям введения и выведения ЛС, таблиц по применению дезсредств и антисептиков, составление кроссворда). Выяснить у студентов, какие возникли неясности в ходе урока, внести точность и еще раз разъяснить, если таковые имеются.

Заполнение дневников:

В дневниках записывается вся проделанная за урок работа.

Тема: «Фармакодинамика. Фармакокинетика. Виды побочных действий. Комбинированные препараты». «Антисептические и дезинфицирующие средства».

Студент должен знать: Пути введения ЛС. Всасывание ЛС. Распределение ЛВ в организме, биотрансформация, пути выведения. Виды действия ЛВ, виды доз. Зависимость действия ЛП от возраста, индивидуальных особенностей организма. Изменения действия ЛВ при повторных введениях. Виды побочных эффектов аллергической и неаллергической природы. Бактерицидное и бактериостатическое действие противомикробных средств. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии. Основные группы ЛФ, пути введения. Побочные эффекты, виды реакций и осложнений. Особенности действия и применения отдельных антисептических и дезинфицирующих средств.

Студент должен уметь: выписать ЛП с использованием справочной литературы. Ориентироваться в номенклатуре ЛС. Давать рекомендации пациенту по применению ЛС. Оценить побочный эффект. Оценить изменение действия ЛС при повторном введении.

Выполнение тестовых заданий.

Заполнение таблиц по побочным действиям аллергической и неаллергической природы, таблиц по особенностям назначения ЛС лактирующим женщинам, пожилым лицам, дезинфектантам и антисептикам.

Составление кроссворда.

Подведение итогов:

студенты должны ориентироваться в номенклатуре ЛС. Знать пути введения и выведения ЛС. Давать рекомендации пациенту. Оценивать побочный эффект. Составить кроссворд составление кроссворда по терминам. Грамотно и логично разбираться в структуре рецепта, правильно выписывать рецепты, правильно отвечать на тестовые задания.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

Подготовить реферативное сообщение: «Пути изыскания новых ЛС», «Понятие о токсическом, эмбриотоксическом действии ЛВ». «История открытия антисептиков», «Техника безопасности при работе с антисептиками», «Антисептики растительного происхождения». Упражнения по рецептуре с использованием справочной литературы с рекомендациями по применению различных ЛС.

Технологическая карта теоретического (лекционного) занятия.

Дисциплина (профессиональный модуль) - «Фармакология».

Специальность: сестринское дело.

Курс: 1 Семестр: 1

Тема: «Современные твердые лекарственные средства, особенности применения».

Группа: 11-М

Преподаватель: Политова Г.В.

Продолжительность: 90 мин Место проведения: лекционный зал АФ НМК

Цели учебного занятия:

Образовательная: закрепить знания о структуре рецепта, правилах составления рецепта, обозначениях, сокращениях. Изучить тему: «Современные твердые ЛС, особенности применения». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Подготовить студента к применению знаний в ЛПУ на учебной и производственной практике. ПК 2.1 – представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства, ПК 2.2 – осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.3 – сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами, ПК 2.4 – применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования, ПК 2.6 – вести утвержденную медицинскую документацию, ПК 4.5- работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией, ПК 5.3 – организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.

Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Воспитательная: способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Требования к знаниям и умениям:

Знать: виды современных твердых ЛС, их состав, особенности их применения. Правила заполнения рецепта на различные твердые лекарственные средства.

Тип лекции: информационная.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, исследовательский метод.

Средства обучения:

Учебно-наглядные, натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы, схемы.

Технические средства обучения: проектор, DVD.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):

Межпредметные и внутрипредметные связи: психология, латинский язык, анатомия, история медицины, терапия, хирургия и др. клинические дисциплины.
Хронологическая карта занятия




Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент

2

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

- актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).

2


2

2

2

3.

Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом)

70

4.

Обобщение и систематизация изученного материала

5

5.

Подведение итогов

3

6.

Характеристика рекомендуемой литературы.

2


Вступление, мотивация изучения темы:

Наиболее употребительными из твердых ЛФ являются таблетки и драже. Они удобны для приема, хранения и транспортировки. В настоящее время большинство ЛС для назначения внутрь выпускается в виде таблеток и драже. Лишь в том случае, когда отсутствуют таблетки или драже необходимого состава, ЛВ для назначения внутрь выписывают в виде порошка. Изготавливают таблетки с помощью специальных автоматов путем прессования медикаментов. Выписывая таблетки в рецептах, надо помнить, что никаких указаний об изготовлении, вспомогательных веществах, которые входят в их состав, в рецептах не делают. К готовым твердым ЛФ относятся гранулы, карамели, пастилки, таблетки, карандаши лекарственные, иногда порошки. Из твердых ЛФ, изготавливаемых в аптеке, иногда применяют пилюли, изготавливают и порошки.
Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:

Что такое рецепт? Каким документом является рецепт? На каком языке выписывается рецепт? На каком языке выписывается сигнатура? Как по латыни будет «быстро», «немедленно»? Сколько ЛС можно выписывать на 1 рецептурном бланке? Какие рецептурные бланки для наркотических ЛС? Как по латыни будет «поровну», «добавить до»? Как по латыни будет «смешай, выдай, обозначь»?
Основная часть лекции:

Таблетка – это дозированная твердая ЛФ, получаемая фабрично-заводским способом и предназначенная для приема внутрь, а также иногда с целью приготовления растворов для наружного применения. Таблетки имеют вид округлых или овальных пластинок с плоской или двояковыпуклой поверхностью. В состав таблеток входят вспомогательные вещества, например сахар, крахмал, сода, какао. Таблетки могут быть покрыты оболочкой. Для покрытия таблеток используют пшеничную муку, крахмал, сахар, какао, краски, лаки пищевые. Некоторые таблетки, в состав которых входит несколько ЛВ в определенных дозах, имеют специальное название. Например: аэрон, никошпан, фенацитин и др. Драже – это это дозированная твердая ЛФ, получаемая путем многократного наслаивания лекарственных и вспомогательных веществ на сахарные гранулы, изготавливаемые заводским способом. Порошки - это дозированная твердая ЛФ для наружного и внутреннего применения, обладающая свойством сыпучести. Различают порошки простые и сложные, разделенные и неразделенные. При выписывании порошка внутрь, если у него сложный состав, указывают дозы каждого вещества и далее - «смешай, выдай, обозначь». При выписывании простого порошка обозначают его разовую дозу. В тех случаях, когда порошок обладает неприятным вкусом и запахом, раздражающими свойствами, их назначают в капсулах, изготавливаемых заводским способом.
Обобщение и систематизация изученного материала:

Таблетка – это дозированная твердая ЛФ, получаемая фабрично-заводским способом и предназначенная для приема внутрь, а также иногда с целью приготовления растворов для наружного применения. Драже – это это дозированная твердая ЛФ, получаемая путем многократного наслаивания лекарственных и вспомогательных веществ на сахарные гранулы, изготавливаемые заводским способом. Порошки - это дозированная твердая ЛФ для наружного и внутреннего применения, обладающая свойством сыпучести. Простые порошки состоят из 1 вещества, сложные – из 2 и более. При выписывании неразделенного порошка указывают название и его общее количество, когда точность дозировки не имеет большого значения. Разделенные порошки выписываются в виде отдельных доз. Масса неразделенного порошка может быть от 0,1 до 1-1,5 г. Если доза ЛВ меньше, добавляют молочный сахар до средней дозы порошка. Желатиновые капсулы представляют цилиндры из специальных полимеров. Их используют для предохранения ЛВ от действия желудочного сока.
Подведение итогов:

Что относится к твердым ЛФ? Что такое таблетка? Что такое таблетка? Что такое порошок? Что такое драже? Что такое капсулы? Что такое дозированный порошок? Что такое недозированный порошок? Что такое сложный порошок? Что такое простой порошок?

Характеристика рекомендуемой литературы:

Фармакология с общей рецептурой - Д.А. Харкевич. Фармакология - В.В. Майский. Фармакология с рецептурой - М.Д. Гаевый, П.А. Галенко-Ярошевский. Фармакология - Н.И. Федюкович, Руководство по общей рецептуре - Н.Б. Анисимова. Рецептурный справочник для фельдшеров и медицинских сестер - Н.И. Федюкович. Полный лекарственный справочник медсестры - М.Б.Ингерлейб. Справочник по лекарственным средствам - Э.Г. Громов

Технологическая карта теоретического (лекционного) занятия.

Дисциплина (профессиональный модуль) - «Фармакология».

Специальность: сестринское дело.

Курс: 1 Семестр: 1

Тема: «Современные мягкие лекарственные формы, особенности применения».

Группа: 11-М

Преподаватель: Политова Г.В.

Продолжительность: 90 мин Место проведения: лекционный зал АФ НМК

Цели учебного занятия:

Образовательная: закрепить знания о современных твердых лекарственных средствах, особенностях применения. Изучить тему: «Современные мягкие ЛФ, особенности применения». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Подготовить студента к применению знаний в ЛПУ на учебной и производственной практике. ПК 2.1 – представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства, ПК 2.2 – осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.3 – сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами, ПК 2.4 – применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования, ПК 2.6 – вести утвержденную медицинскую документацию, ПК 4.5- работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией, ПК 5.3 – организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.

Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Воспитательная: способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 7 – брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Требования к знаниям и умениям:

Знать: современные мягкие ЛФ, их состав, вспомогательные вещества, особенности применения, порядок выписывания рецептов на мягкие ЛФ.

Тип лекции: информационная.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, исследовательский метод.

Средства обучения:

Учебно-наглядные, натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы, схемы.

Технические средства обучения: проектор, DVD.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):

Межпредметные и внутрипредметные связи: психология, латинский язык, анатомия, история медицины, терапия, хирургия и др. клинические дисциплины.
Хронологическая карта занятия




Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент

2

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

- актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).

2


2

2

2

3.

Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом)

70

4.

Обобщение и систематизация изученного материала

5

5.

Подведение итогов

3

6.

Характеристика рекомендуемой литературы.

2



Вступление, мотивация изучения темы:

К мягким ЛФ относят мази, пасты, суппозитории, гели, пластыри, лекарственные пленки. Мази получают путем смешивания ЛВ со специальными формообразующими веществами – мазевыми основами. Готовят мази чаще всего фабрично-заводским способом. Выписывают в сокращенной форме (готовые ЛФ) и в развернутой форме ( если необходимо изготовить сложную мазь), тогда указывают все , входящие в состав вещества., мазевые основы. Пасты более длительно, чем мазь удерживаются на месте приложения благодаря большому содержанию порошкообразных веществ, обладающими адсорбирующими свойствами, что способствует их противовоспалительному эффекту. Суппозитории относятся к дозированным ЛФ. При комнатной температуре они имеют твердую консистенцию, при температуре тела расплавляются. Изготавливают чаще фабрично-заводским способом, иногда в аптеках. Суппозитории, которые изготавливают в аптеке, выписывают в развернутой форме. Различают суппозитории ректальные и вагинальные.

Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:

Что относится к твердым ЛФ? Что такое таблетка? Что такое порошок? Что такое драже? Что такое капсулы? Что такое дозированный порошок? Что такое недозированный порошок? Что такое сложный порошок? Что такое простой порошок?

Основная часть лекции:

Мазь – это мягкая ЛФ для наружного применения. В качестве мазевых основ используют вазелин, ланолин, нафталан, воск, парафин, масло вазелиновое. При выписывании мази в развернутой форме в рецепте указывают все входящие в состав мази вещества: и ЛС, и мазевые основы с указанием их количества. Пасты – разновидность мазей. Они отличаются от мазей большим содержанием порошкообразных веществ (не менее 25%, но не более 65%) и в связи с этим имеют более густую консистенцию. Добавляют индифферентные порошки: окись цинка, тальк, крахмал. Выписывают их (за исключением официнальных) в развернутой форме прописи. Суппозитории относятся к дозированным ЛФ. Они состоят из ЛВ и основы. Лучшей основой является масло какао (однородная масса плотной консистенции, желтоватого цвета с температурой плавления 30-34 С). ЛВ в вагинальных суппозиториях применяют для местного действия, а в ректальных – для резорбтивного действия. Некоторые суппозитории сложного состава имеют специальные названия, такие выписывают без указания входящих в их состав ЛВ и их доз. Суппозитории, которые изготавливают в аптеке, выписывают в развернутой форме. Указывают ЛВ и их количества на 1 суппозиторий, затем указывают масло какао, его количество обычно не обозначают, а пишут «сколько потребуется, чтобы получить суппозиторий» - q. s. После этого – выдай такие дозы числом и указывают количество.

Обобщение и систематизация изученного материала:

К мягким ЛФ относят мази, пасты, суппозитории, гели, пластыри, лекарственные пленки. Мазь – это мягкая ЛФ для наружного применения. В качестве мазевых основ используют вазелин, ланолин, нафталан, воск, парафин, масло вазелиновое. Пасты – разновидность мазей. Они отличаются от мазей большим содержанием порошкообразных веществ (не менее 25%, но не более 65%) и в связи с этим имеют более густую консистенцию. Добавляют индифферентные порошки: окись цинка, тальк, крахмал. Различают суппозитории ректальные и вагинальные. Суппозитории относятся к дозированным ЛФ. Они состоят из ЛВ и основы (масло какао).
Подведение итогов:

Что относится к мягким ЛФ? Что такое мазь? Что такое паста? Что такое суппозитории? Что является основой для мазей? Что является основой для суппозиториев? Чем мазь отличается от пасты? Что такое масло какао и как его дозируют в рецепте?

Характеристика рекомендуемой литературы:

Фармакология с общей рецептурой - Д.А. Харкевич. Фармакология - В.В. Майский. Фармакология с рецептурой - М.Д. Гаевый, П.А. Галенко-Ярошевский. Фармакология - Н.И. Федюкович, Руководство по общей рецептуре - Н.Б. Анисимова. Рецептурный справочник для фельдшеров и медицинских сестер - Н.И. Федюкович. Полный лекарственный справочник медсестры - М.Б.Ингерлейб. Справочник по лекарственным средствам - Э.Г. Громова.

Похожие:

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Введение в рецептуру. Рецепт. Мягкие лекарственные формы. Твердые лекарственные формы

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» iconЛекарственные средства во всех лекарственных формах, которые отпускаются...

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» iconПеречень
Наркотические средства, психотропные и лекарственные вещества, предметы медицинского назначения

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» icon4. Какие лекарственные средства могут быть использованы для выявления скрытого наркомана
Какое лекарственное средство применяют при болях, связанных со спазмом гладкой мускулатуры

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» iconНациональный стандарт российской федерации средства лекарственные для ветеринарии
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии...
Ознакомиться с основными положениями приказов мз РФ о правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске, о мерах...

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» icon«Приемочный контроль, хранение и первичный учет лекарственных препаратов...
Такие лекарственные средства с обозначением: «Забраковано при приемочном контроле» хранятся в аптеке изолированно от других лекарственных...

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» iconМетодическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства,...
Составитель: Егорова Л. И. – преподаватель первой квалификационной категории дисциплин Фармакология, Основы латинского языка с медицинско...

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» iconСамсонова Евгения «Маркетинговые коммуникации в аптечном бизнесе»
Эта категория – лекарственные средства. Человек – существо уязвимое и подверженное различным болезням, именно поэтому каждый уже...

«Современные твердые и мягкие лекарственные формы. Современные жидкие лекарственные средства для внутреннего и наружного применения. Лекарственные средства для инъекций» icon«Наркотические и ненаркотические анальгетики» для специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Наркотические и ненаркотические анальгетики»....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск