Скачать 318.51 Kb.
|
Министерство образования и науки Красноярского края Туринская коррекционная школа-интернат VIII вида Рассмотрена Согласована Утверждена МО учителей Заместитель директора Приказ №_____ Протокол № ____ по УВР С.И.Карачакова от «___»___2014г. от «___»___2014г. Директор школы Руководитель МО С.А.Бети _____________ Адаптированная образовательная программа по социально-бытовой ориентировке 5-9 кл. Составила: Гордеева Н.В. 2014-2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Программа создана на основе: 1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 2. Образовательной программы по социально-бытовой ориентировке для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Мирский С.Л.,Журавлев Б.А., Васенков Г.В.Сборник 1. Издательство «ВЛАДОС», 2000 год, под редакцией В.В. Воронковой. Структура документа. Программа включает три раздела: 1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения. 2.Требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе отдельно и требования к знаниям выпускников. 3. Основное содержание с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам. Общая характеристика изучаемого предмета. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Цели. Изучение социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей: - практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду; - формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социальной адаптации в обществе; - повышение общего уровня развития обучающихся, расширение их кругозора; - воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости. Задачи. Изучение социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе направлено на решение следующих задач: - воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости; - воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное и экономное отношение, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; - воспитание стремления и желания творческого отношения к домашнему труду, интереса к национальным традициям; - развития обоняния, осязания, ловкости, скорости. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета СБО являются: - индивидуальная, групповая, коллективная деятельность обучающихся; - изучение и соблюдение правил техники безопасности; - составление плана работы и его реализация, осуществление самоконтроля; - библиографические умения и навыки: умение пользоваться словарями, каталогами библиотек, оглавлениями; - измерять величины (время, масса, объём); - написание текста на заданную тему. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используется наглядные средства обучения, демонстрация учебных диафильмов. Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков это опрос пройденного материала, карточки-задания. Занятия по СБО тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, труда. Место предмета в учебном плане В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» в 5 классе предусмотрено по 1 часу в неделю, в 6-9 классах - по 2 часа в неделю и составляет 306 часа. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При составлении тематического планирования учитывалось время года и потребности школы. Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренной программой и учтены санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Домашние задания, как правило, не задаются. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. К концу обучения в 5 классе учащиеся должны знать: - последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями; о вреде курения, алкоголя; - требования к осанке при ходьбе; правила поведения при встрече и расставании; формы обращения с просьбой, вопросом; правила поведения за столом; - виды одежды, обуви и их назначение; правила ухода за одеждой и обувью; - основные транспортные средства; варианты проезда до школы; - виды жилых помещений в городе и деревне; почтовый адрес своего дома и школы- интерната; правила организации рабочего места школьника; - виды магазинов; правила поведения в магазине; правила покупки товаров; - родственные отношения в семье; состав семьи; - значение питания; правила безопасной работы режущими инструментами; правила сервировки стола; правила мытья посуды и уборки помещения. Обучающие должны уметь: - совершать вечерний туалет; стричь ногти на руках, ногах; беречь зрение; - следить за своей осанкой, походкой; правильно сидеть за столом; правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях; вежливо обращаться с просьбой; - различать одежду и обувь в зависимости от назначения; сушить и чистить одежду; подготавливать одежду и обувь к хранению; подбирать крем и чистить обувь; - соблюдать правила поведения в общественном транспорте и правила дорожного движения; - писать адрес на почтовых открытках; соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении; - выбирать необходимые продукты питания; оплатить, проверить чек и сдачу; культурно вести себя с работниками торговли; - записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила поведения в семье; - прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; нарезать хлеб, сырые и вареные овощи; строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами. 5 класс Содержание программы учебного курса Вводное. Личная гигиена – 6ч. Знакомство с кабинетом и правилами поведения в нем. Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. Предметы и средства личной гигиены. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли. Практические работы: выполнение утреннего туалета; стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног; установка настольной лампы на рабочем месте. Культура поведения – 3ч. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом. Практические работы: ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании и за столом. Одежда и обувь – 3ч. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению. Практические работы: сушка и чистка школьной формы, домашней одежды, обуви. Транспорт - 4 ч. Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Экскурсия. Коллективные поездки в транспорте. Жилище – 3ч. Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции - комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы – интерната. Практические работы: заполнение почтового адреса на открытке; организация рабочего места школьника. Семья – 2ч. Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни рождения их. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. Питание - 8ч. Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола. Практические работы: чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов; нарезка хлеба, сырых и вареных овощей; строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами; приготовление бутербродов, салата; вареных яиц; сервировка стола; мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения. Торговля - 5 ч. Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных. Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария. Продуктовые специализированные: «Булочная», «Овощи и фрукты» и другие. Виды товаров фасованные и в развес и розлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности, стоимость. Хранение товаров фасованных и в развес, разлив. Практические работы: экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы; определенные сроки годности; приобретение продукта, проверка чека и сдачи. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. К концу обучения в 6 классе учащиеся должны знать: правила закаливания организма; приемы обтирания и мытья ног; правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; о вреде наркотиков и токсических веществ; значение опрятного вида человека; поддержание одежды в порядке; правила и приемы ручной стирки изделий из хлобчатобумажных тканей; глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.; санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющимися и режущимися инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами; правила стирки изделий из хлобчатобумажных и шелковых тканей; гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; правила пользования электропылесосом; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами; виды междугороднего транспорта; стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов); порядок приобретения билетов и талонов; компостирование билетов; основные виды продовольственных магазинов и их отделы; виды специализированных продовольственных магазинов; виды и стоимость различных товаров; порядок приобретения товаров; правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях; способы ведения разговора со старшими, сверстниками; место работы и должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников; как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи; свои права и обязанности в семье; способы выбора доброкачественных продуктов; приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния; способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда; способы вызова врача на дом; меры по предупреждению глистных заболеваний; функции основных врачей-специалистов; основной состав домашней аптечки и инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку; о возможном вреде самолечения; основных средства связи; виды почтовых отправлений; стоимость услуг при отправке писем и телеграмм; виды детских учреждений и назначение; адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем занимаются в них дети. Учащиеся должны уметь: закаливать свой организм; соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий; отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость; пришивать пуговицы, петли, кнопки, вешалки; зашивать одежду по распоровшемуся шву; подшить платье, брюки, рубашки; подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажной тканей; стирать изделия из цветных хлобчатобумажных тканей; гладить их; производить сухую и влажную уборку помещения; чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи; чистить мебель; соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами; выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу; ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; определять направление и зоны; подбирать продукты к ужину с учетом различных меню; обращаться к продавцу, кассиру; культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками; рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности; выполнять определенные обязанности в семье; пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; составить рецепт блюда; вымыть, вычистить посуду; записаться на прием к врачу; вызвать врача на дом; в экстренных случаях врачей «скорой помощи»; приобрести лекарство в аптеке; находить индекс почтового отделения по справочнику; записать адрес на конверте; составить текст телеграммы; заполнить телеграфный бланк, подсчитывать стоимость телеграммы; обращаться к работникам ДДТ; правильно вести себя на занятиях, в игротеке; соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах. 6 класс Содержание программы учебного курса Вводное. Личная гигиена – 6 ч. Вводное. Ознакомление с содержанием работ. Правила поведения в кабинете. Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения – контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых. Практические работы: выполнение физических упражнений – утренняя зарядка; уход за глазами (промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками); проверка зрения у окулиста. Одежда и обувь – 8 ч. Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, петель, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из хлобчатобумажных тканей. Глажение фартуков, косынок, салфеток и др. Практические работы: пришивание пуговиц, вешалок к одежде; стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами. Транспорт – 4ч. Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет). Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные работы. Жилище – 6 ч. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью, в зависимости от покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.). Практические работы: уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал). Торговля – 6ч. Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, хозяйственные и др. Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара предусмотренного правилами торговли. Практические работы: экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком; приобретение доступного по цене товара, проверка чека и сдачи. Культура поведения – 4 ч. Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке). Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Практические работы: сюжетная игра «Посещение театра»; правила поведения в зрелищных и культурно- просветительных учреждениях; Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Семья – 4ч. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. Права и обязанности каждого члена семьи. Практические работы: родственные отношения в семье; запись сведений о других членах семьи. Питание – 10ч. Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических средств. Практические работы: чтение рецептов, приготовление продуктов; приготовление каши, картошки и других блюд; строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи; мытье посуды с применением химических моющих средств. Медицинская помощь – 8 ч. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы и др. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация. Меры предупреждения глистных заболеваний. Практические работы: экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видами отпуска товара (по рецепту, без рецепта); готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования. Средства связи – 8ч. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, денежный перевод, телеграмма). Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Практические работы: написание адреса на почтовых конвертах и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Их отличие. Определение стоимости телеграммы. Экскурсия на почту. Учреждения, организации – 4ч. Дошкольные учреждения – детские сады, школа, УВК (детский сад- школа) – учебно-воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение. Практические работы: экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков; выбор кружка с учетом своих интересов для организации свободного времени. Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе. Учащиеся должны знать: правила личной гигиены девушки и юноши; правила ухода за кожей лица и волосами; особенности стирки цветного и белого белья; правила пользования моющими средствами; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды и стирке в ручную и с помощью стиральной машины; санитарно-гигиенические требования – последовательность и особенности глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей; назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную; правила пользования прачечной самообслуживания; правила ухода за младшими детьми; различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки; последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; виды моющих средств, используемых при уборке, правила ухода за полами в зависимости от его покрытия; функции железнодорожного транспорта; тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий); примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния; виды справочных служб, камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа; о сроке и месте возврата приобретенного билета; правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приема подарков; ассортимент на которых отделов промтоварных магазинов; стоимость отдельных товаров; значение первых, вторых блюд; правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи; меры по предупреждению переломов; виды доврачебной помощи; правила обработки раны и наложения повязки; меры предупреждения осложнений после микротравмы; правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины); перечень предметов, посылаемых бандеролью, в посылке; максимальный вес почтовых отправлений; виды и способы упаковок; виды почтовых отправлений; местонахождение ближайшего сельскохозяйственного предприятия; названия цехов, отделов, рабочих специальностей; виды выпускаемой продукции. Учащиеся должны уметь: определить тип кожи и волос; подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос; правильно ухаживать за лицом и волосами; ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат; стирать белое белье в ручную и с помощью стиральной машины; гладить одежду и белье; ухаживать за младшими детьми; объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры; помогать младшим при уборке игрушек; рассказывать им сказки; петь с ними детские песенки; убирать жилые помещения; ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические вещества; ориентироваться в расписании; приобретать билеты ж/д кассе; обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону; ознакомиться с правилами пользования железнодорожным транспортом; выполнять правила безопасности во время поездки в железнодорожном транспорте; культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т. д.); выбирать подарки; изготавливать простые сувениры; вручать и принимать подарки; приобретать некоторые товары в промтоварном магазине; подсчитывать стоимость покупок; правильно вести себя в магазине; пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, взбивалкой (миксером) и др.; приготовить первое блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов; составить меню завтрака, обеда, ужина на день; использовать лекарственные растения при оказании первой помощи; готовить настои. Отвары из лекарственных растений; обрабатывать раны, накладывать повязки; заполнить бланк на отправку бандероли, посылки; составить опись посылаемых предметов; упаковывать бандероль, посылку в твердой упаковке; определить стоимость почтовых отправлений; обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия 7 класс Содержание программы учебного курса. |
Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch – Schritte 5» «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса И. Л. Бим разработана... | ... | ||
... | ... | ||
... | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.... | ||
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо... | ||
Типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии,... | На основе Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н. «Программа курса к умк «Английский с удовольствием» для учащихся 2-11 классов общеобразовательных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |