Пояснительная записка статус документа


НазваниеПояснительная записка статус документа
страница1/4
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Бланки > Пояснительная записка
  1   2   3   4



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа создана на основе:
1. Типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года №288(с последующими изменениями и дополнениями).

2.Регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ивановской области (I вариант ) в режиме пятидневной учебной недели.

3. Приказа Департамента образования от 10.05.2012 г. № 785-О « Об утверждении региональных базисных учебных планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I -VIII видов Ивановской области.

4. Образовательной программы В.И. Романиной и Н.П. Павловой по предмету « Социально-бытовая ориентировка» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Владос», 2000 год, под редакцией В.В. Воронковой.
Структура документа:

программа включает три раздела:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Тематическое планирование с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным разделам.

3.Учебно-тематическое планирование и требования к знаниям обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащегося к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия формируют и совершенствуют у учащегося необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащегося, уровня его знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащегося. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащегося как базу для расширения его знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых.

Цель обучения:

  • Подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе;

  • Усвоение обучающимися общепринятых норм и правил;

  • Формирование практически значимых знаний и умений;


Задачи обучения:

  • Формирование доступных учащимся знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности;

  • Максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

  • Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые и производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.


Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются: практические работы, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Ученик должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

Особое внимание обращается на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Учащийся приучается к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, в отделения связи, в различные учреждения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком чётко и лаконично.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т. д.)

Межпредметные связи:

СБО – русский язык (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);

СБО – математика (математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.);

СБО – география (знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий);

СБО – биология (знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления);

СБО – трудовое обучение (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).
Личностными результатами изучения курса являются:

  • Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

  • Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

  • Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

  • Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)



Место предмета в учебном плане

В региональном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом от 10.05.2012 г. № 785-О «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-VIII видов» нагрузка в 5 - 9 классах составляет 238 часов при недельной нагрузке в 5-7 классах 1 час в неделю, в 8-9 классах – 2 часа в неделю

Условия реализации рабочей программы
Материально – техническая база соответствует нормативным требованиям и позволяет осуществлять учебный процесс на высоком педагогическом уровне. Подробный перечень оборудования и материалов предоставлен в паспорте кабинета.

В перечне объектов и средств материально-технического обеспечения представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, т.к. многие производимые средства являются взаимозаменяемыми, и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Организация учебного кабинета

  1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178-02)

  2. Комплектование средствами обучения соответствует требованиям.

  3. Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и учащихся.

  4. Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования и хранения.

  5. Создана система хранения и размещения учебного оборудования.

  6. Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью учебной мастерской.

  7. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

  8. Таблицы хранятся в специализированных секциях в шкафу.

  9. Видеокассеты и компакт-диски хранят в фабричных коробочках.

Оснащенность кабинета



п\п

Наименование

Количество

1.

Мойка

1

2.

Электроплита

2

3.

Стиральная машина

1

4.

Кухонный стол

4

5.

Разделочный стол

1

6.

Навесные шкафы для посуды

3

7.

Табурет




8.

Стол учителя

1

9.

Стол




10.

Ученические столы и стулья

6/8

11.

Настенная доска

1

11.

Шкаф для ТСО и пособий

1

14.

Шкаф для посуды

1

15.

Тумба для теле- и радиоаппаратуры

1

16.

Шифоньер

1

17.

Прихожая




18.

Компьютер

1

19.

Мультимедийная установка

1

20.

Настенный экран

1


Оборудование (примерное) по крупным темам




п/п

Наименование

Количество

Личная гигиена




1

Раковина с подводкой горячей и холодной воды

1

2

Тазы для мытья головы, ног, стирки (эмалированные)

2

3

Полотенца

3

4

Образцы средств по уходу за волосами, кожей рук, лица, косметики и др.

Пополняют

ся

5

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.

100%

Одежда и обувь




1

Приспособления и инструменты для ремонта одежды:

- ножницы

- наборы швейных игл

- нитки

- грибки для штопки

- образцы пуговиц, крючков

- образцы тканей




2

Иллюстрации - образцы взрослой и детской одежды из различных видов тканей с учетом сезона года и условий использования

Пополняют-

ся в соответст-

вии с

модой

3

Иллюстрации - образцы детской и взрослой обуви

Пополняют

ся в соответст-

вии с

модой

4

Щетки для чистки одежды, обуви

2

5

Крема для чистки обуви

2

6

Образцы чистящих и моющих средств (порошок, кондиционер, отбеливатель и др.)

Пополняют

ся

7

Электрический утюг

2

8

Инструкции по уходу за одеждой и обувью

По количеству учащихся

9

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.

100%

Питание




1

Электроплита

2

2

Микроволновая печь

1

3

Кухонная мебель:

- шкафы для посуды и приспособлений

- сушка для посуды

- мойка



4

Книги по кулинарии




5

Кухонное оборудование:

- кастрюли (эмалированные, алюминиевые)

- сковороды большие, малые (чугунные, алюминиевые, с тефлоновым покрытием)

- дуршлаг

- чайники (электрический, заварочный)

- салатницы

- столовые приборы (вилки, ножи, ложки)

- тарелки глубокие, мелкие, закусочные

- сервизы (чайный, столовый)

- терки механические

- доски разделочные

- кухонные ножи

- ложки разливочные

- лопаточки для блинов

- наборы сервировочные (солонка, горчичница, перечница)




6

Скатерти (праздничная, повседневная)




7

Салфетки




8

Механические бытовые приборы:

- мясорубка

- яйцерезка

- рыбочистка

- венчик



9

Электрические бытовые приборы:

- кухонный комбайн



10

Средства по уходу за посудой, губки




11

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.




Жилище



1

Наборы фотографий мебели




2

Пылесос




3

Ведра




4

Веник, совок




5

Теле-, радиоаппаратура




6

Моющие и чистящие средства




7

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.




Транспорт




1

Карты России, области, города




2

Иллюстрации с изображением наземного, воздушного, водного транспорта




3

Правила пользования общественным транспортом




4

Правила дорожного движения




5

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.




Торговля




1.

Калькулятор




2.

Предметы - образцы продуктовых товаров, круп, косметических средств




3

Наборы карточек с названием магазинов, отделов, работников.




4

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.




Семья

1

Кукла пластмассовая




2

Комплект одежды для новорожденного




3

Предметы ухода за новорожденным




Средства связи




1

Телефонные аппараты




2

Телефонные справочники




3

Бланки почтовых и телеграфных отправлений




4

Упаковочный материал для бандеролей и посылок




5

Наборы знаков почтовых отправлений (конверты, открытки, почтовые карточки)




6

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.




Медицина




1

Аптечка с медикаментами и средствами оказания первой медицинской помощи




2

Грелка




3

Наборы лекарственных трав




4

Инструкции по уходу за больным




Учреждения и организации




1

Образцы заявлений, бланков учреждений




2

Бланки химчисток, прачечных




3

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.




Культура поведения




1

Литература по этикету




2

Свод правил поведения в школе, транспорте, общественных местах




3

Иллюстрации по правилам поведения




4

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.




Трудоустройство




1

Перечень предприятий города




2

Бланки заявлений, объяснительных записок, автобиографии, трудовых договоров




3

Нормативные и законодательные акты о труде




4

Брошюры районной службы занятости




5

Карточки со словами - терминами, понятиями по теме.





Плакаты




п/п

Наименование

Количество

1

Сервировка стола

1

2

Минимальная сервировка обеденного стола

1

3

Сервировка чайного стола

1

4

Сервировка праздничного стола

1

5

Сервировка стола по заказу

1

6

Сервировка банкетного стола по согласованному меню

1

7

Пищевые вещества

1

8

Санитарно - гигиенические требования

1

9

Классификация блюд

1

10

Способы консервирования

1

11

Первичная обработка овощей

1

12

Приготовление бутербродов

1

13

Приготовление блюд из яиц

1

14

Напитки

1

15

Холодные блюда

1

16

Приготовление блюд из молочных продуктов

1

17

Приготовление блюд из круп

1

18

Мясные полуфабрикаты

1

19

Рыбные полуфабрикаты

1

20

Приготовление изделий из теста

1

21

Пожарная безопасность в жилых домах

1


Макеты, образцы, разработки




п/п

Наименование

Наличие

1

Разработки уроков по теме «Питание»:

- подборка рецептов

- примерное меню

- таблицы сравнения массы продуктов и продолжительность варки.

- инструкции по технике безопасности

- контрольно-измерительные материалы

Обновляют

ся и пополняют

ся

2

Разработки по теме «Одежда и обувь»:

- подбор иллюстраций

- инструкции по уходу в зависимости от вида ткани

- условные обозначения

- инструкции по технике безопасности при работе с утюгом

- контрольно-измерительные материалы

Обновляют

ся и пополняют

ся

3

Разработки по теме: «Личная гигиена»

- иллюстрации

- правила ухода за кожей, телом, волосами, глазами

- подбор средств по уходу

- контрольно-измерительный материал

Обновляются и пополняются

4

Разработки по теме: «Семья»

- сводные таблицы о членах семьи, местах работы

- комплекты и правила ухода за новорожденным

- контрольно-измерительные материалы (тесты, задания, перфокарты)

Обновляют

ся и пополняют

ся

5

Разработки по теме: «Культура поведения»

- свод правил поведения в общественных местах

- правила общения со старшими и сверстниками

- подбор слов, используемых в обиходе общества

- контрольно-измерительные материалы

Обновляют

ся и пополняют

ся

6

Разработки по теме: «Жилище»

- правила по уходу за мебелью, полом, санузлом

- подбор средств по уходу

- правила работы с домашней техникой

- контрольно-измерительные материалы

Обновляют-

ся и пополняют-

ся

7

Разработки по теме: «Транспорт»

- иллюстрации

- правила поведения в транспорте

- контрольно-измерительный материал

Обновляют-

ся и пополняют-

ся

8

Разработки по теме: «Торговля»

- подбор образцов продуктов питания

Обновляют-

ся и пополняют-

ся




- правила покупки и выбора товаров

- контрольно-измерительные материалы



9

Разработки по теме: «Средства связи»

- подбор бланков, телеграмм

- набор почтовых единиц

- упаковочный материал

- свод правил и услуг почты

- контрольно-измерительные материалы.



10

Разработки по теме: «Медицина»

- аптечка, перечень медикаментов

- правила оказания первой медицинской помощи в различных травмоопасных ситуациях

- коллекция лечебных трав

- подбор рецептов приготовления отваров

- контрольно-измерительные материалы



11

Разработки по теме: «Учреждения, организации и предприятия»

- иллюстрации предприятий и профессий

- свод правил и услуг, предлагаемых тем или иным предприятием

- контрольно-измерительные материалы



12

Разработки по теме: «Экономика домашнего хозяйства»

- сводная таблица бюджета семьи (доходы и расходы)

- иллюстрации счетчиков

- образцы заявлений, доверенности

- контрольно-измерительные материалы



13

Разработки по теме: «Трудоустройство»

- брошюры службы занятости

- образцы деловых бумаг, требования к их написанию

- свод правил при поиске и устройстве на работу

- контрольно-измерительные материалы





Учебники, справочники


п/п

Наименование

Количество

Методическая литература для учителя




1

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика)

1

2

В.В. Воронкова, С.А. Казакова Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Издательство Владос, 2010. – 245 с. – (Коррекционная педагогика).

1

3.

Справочник выпускника М: Издательство Владос, 2009, -с. 190(Специальная коррекционная образовательная школа 8 вида)




4.

Технология/поурочные планы по учебнику В.Д. Симоненко. Девочки/ 7 класс О.В. Павлова Волгоград: Учитель, 2007.-191 с.

1

5.

Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл.

1

6.

Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл.

1

7.

Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС,

1

8.

Семейная экономика:Учебное пособие для 7-8 классовобщеобразовательных учреждений.Образовательная область «Технология» М: Вита-Пресс, 2002.-192 с.




Учебные пособия для учащихся




1.

Презентации по темам.




2.

Карточки-задания




3.

Тесты




4.

Перфокарты.




5.

Кроссворды




6.

Перфоконверты




  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка 9 класс статус документа
Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch – Schritte 5» «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса И. Л. Бим разработана...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка статус документа Программа создана на основе
Минобразования РФ от 10. 04. 2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Умк «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2009)

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус программы
...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус программы
...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус программы
...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус программы
...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск