Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций


Скачать 465.09 Kb.
НазваниеПравовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций


 Практически каждый день любая аптечная организация может быть «осчастливлена» визитом незваных гостей – проверяющих всех мастей и оттенков. К сожаленью, в наше время далеко не всех проверяющих в действительности заботит обеспечение общественных интересов. Многими из них, и это не секрет, управляют совершенно иные мотивы – любыми правдами и неправдами «накопать» компромат на руководителя аптеки с вполне определенной и очевидной целью.

На сегодняшний день законодательством определен довольно широкий круг государственных органов, обладающих правом контроля (надзора) за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Аптечной службе приходится работать с огромным количеством нормативных документов, регламентирующих ее деятельность, в т.ч. участие в реализации программы ДЛО. К сожалению, не удалось избежать противоречий в практическом применении нормативно-правовой базы. Анализируя актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения фармацевтической деятельности, зав. кафедрой фармации Нижегородской госмедакадемии Н.Н. Соколова констатировала, что аптечные организации, помимо фармацевтической деятельности занимаются тоговлей, т.к. к фармдеятельности не относится реализация парафармацевтической продукции и изделий медназначения. По ее словам, деятельность аптечных организаций обеспечивает более чем 1,5 тыс. регулирующих нормативных документов: “Нас имеют право проверить более 60 организаций, а разночтения в нашем законодательстве как раз и являются камнем преткновения при проведении проверок”.

Общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимателями, в том числе и за аптечными учреждениями, со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных властей регулируется Федеральным законом РФ от 08.08.01 No 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 31.12.2005). Отметим, что требования этого закона распространяются не на все виды контроля. Так, отдельными нормативно-правовыми актами регламентируются налоговый, бюджетный контроль, отношения, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора, и некоторые другие. В пункте 1 статьи 3 Закона «О защите прав юридических лиц…» содержится исчерпывающий перечень видов контроля, не урегулированных данным нормативно-правовым актом.

Общие правовые принципы осуществления мероприятий по контролю и надзору за деятельностью аптечных учреждений.

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ


Основаниями для проведения мероприятий по контролю (надзору) служат распоряжения (приказы) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю, согласно ст. 7 указанного выше Закона No 134-ФЗ должны быть в обязательном порядке указаны:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

  • наименование органа государственного контроля (надзора);

  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;

  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

  • дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется проверяющими руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Необходимо отметить, что проверка может осуществляться только лицом, указанным в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю (надзору).

Органами исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации установлены единые формы бланков для таких распоряжений. Так, органы, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в г. Москве, в обязательном порядке должны использовать форму бланка Распоряжения на проведение проверки, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 11.09.01 No 829-ПП «О совершенствовании системы государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Москвы».

2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ


Согласно п. 3 статьи 7 Закона продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, в случае необходимости проведения специальных исследований, экспертиз, значительного объема мероприятия по контролю, а также на основании мотивированного предложения проверяющего, руководителя органа государственного контроля (надзора) или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

3. ВИДЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ


Мероприятия по контролю подразделяются на плановые и внеплановые.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и ПБОЮЛ обязательных требований законодательства, органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции могут проводиться плановые мероприятия по контролю в отношении одного лица не чаще одного раза в два года, причем в отношении субъектов малого предпринимательства такие мероприятия могут быть проведены не ранее, чем через 3 года с момента их государственной регистрации.

При выявлении в результате плановой проверки нарушений обязательных требований проводят внеплановую проверку, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

Внеплановые мероприятия по контролю, согласно п. 5 ст. 7 Закона No 134-ФЗ, проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, ИП, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и ИП;

  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) ИП;

  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

В последних двух случаях проверки могут проводиться по мотивированному решению проверяющего органа, в том числе и в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.

Важно отметить, что анонимные обращения лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Ст. 8 Закона содержит ограничения полномочий проверяющих. Так, контролирующий орган не вправе проверять выполнение требований, не относящихся к его компетенции; требовать материалы (документы, образцы продукции), не относящиеся к предмету проверки, а также образцы продукции для проведения исследования (экспертизы) без оформления соответствующего акта или в количестве, превышающем установленные законодательством нормы. Также орган, осуществляющий надзорные мероприятия, не вправе осуществлять проверку в отсутствие ответственных лиц проверяемых юридических лиц или ИП; изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; распространять информацию, полученную в ходе проверки или представляющую охраняемую законом тайну и превышать установленные сроки проведения проверки.

4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ


Согласно ст. 9 Закона «О защите прав юридических лиц …», по результатам проведенного мероприятия по контролю (надзору), проверяющим составляется акт установленной формы в двух экземплярах, один из них вместе с приложениями вручается проверяемому лицу под расписку либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении. К акту прилагаются акты об отборе образцов продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, а также другие документы, связанные с проведенным мероприятием. В акте указываются:

  • дата, время и место составления акта;

  • наименование органа государственного контроля (надзора);

  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;

  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;

  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество ИП, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя ИП, присутствовавших при проведении проверки;

  • дата, время и место проведения проверки;

  • сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

  • сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или ИП, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;

  • подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

Если в ходе проверки не было выявлено никаких нарушений, проверяемому лицу или его представителю необходимо обязательно потребовать отразить этот факт в акте проверки, для того, чтобы избежать в дальнейшем возможных недоразумений, а также уменьшить вероятность проведения внеплановой проверки. Если же какие-либо правонарушения выявлены, то в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП), в присутствии ответственного лица предприятия составляется Протокол о правонарушениях в 2 экземплярах, где, помимо четкого указания характера нарушения, указываются также пункт, статья нормативного документа, за нарушение норм которого административным законодательством предусмотрены определенные санкции.

Законом «О защите прав юридических лиц …» установлено право проверяющих выдавать предписание с предложением об устранении правонарушений. В то же время, данное положение Закона противоречит новому Кодексу об административных правонарушениях РФ, который был принят после вступления в силу Закона No 134-ФЗ. Как следует из разъяснений, содержащихся в Письме Роспотребнадзора от 07.03.06 No 0100/2473-06-32, с учетом того, что Федеральный закон РФ от 08.08.01 No 134-ФЗ был принят до введения в действие нового КоАП РФ, его нормы, относящиеся к вопросам выявления и устранения соответствующих нарушений законодательства (в частности, содержащиеся в п. 3 ст. 9), не должны и не могут противоречить КоАП РФ, имеющему большую юридическую силу.

Из сравнительного анализа данных нормативных правовых актов, в частности, следует, что выдача предписания об устранении выявленных нарушений (на основании положений п. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.01 No 134-ФЗ) должностным лицом, составившим по результатам мероприятия по контролю протокол об административном правонарушении, противоречит вышеназванным нормам КоАП РФ, поскольку как таковое подтверждение (установление) виновного факта нарушения и, следовательно, определение оснований для возложения на соответствующее лицо тех или иных обязанностей по устранению этих нарушений (причин, способствовавших его совершению) может быть осуществлено только должностным лицом (судьей), рассмотревшим дело об административном правонарушении, и в установленном порядке вынесшим необходимое на этот счет постановление (ст. 29.10 КоАП РФ) и представление (ст. 29.13 КоАП РФ).

Нужно также иметь ввиду, что административное приостановление деятельности назначается только судьей в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП (например, в случае угрозы жизни или здоровью людей), если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Таким образом, органы исполнительной власти, осуществляющие проверку организации или индивидуального предпринимателя, не обладают правом административного приостановления деятельности.

5. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ


Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями пункта 5 статьи 9 Закона No 134-ФЗ должны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в обязательном порядке производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

В случае нарушения проверяющими при проведении проверки требований законодательства, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может обжаловать действие должностных лиц, проводящих мероприятия по контролю, посредством письменного обращения на имя руководителя соответствующего органа контроля, либо в судебном порядке.

Под действие Закона «О защите прав юридических лиц…» подпадают проверки, проводимые следующими органами: государственной инспекцией труда, управлением государственного пожарного надзора, территориальными подразделениями Роспотребнадзор и Росздравнадзора, административно-техническими инспекциями, а также некоторыми другими органами.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconСправочные материалы по организации работы аптечных организаций и...
Пятигорский медико-фармацевтический институт филиал гбоу впо «Волгоградский государственный медицинский университет»

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconСправочные материалы по организации работы аптечных организаций и...
Пятигорский медико-фармацевтический институт филиал гбоу впо «Волгоградский государственный медицинский университет»

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconТеоретические основы подготовки и проведения камеральных налоговых проверок. 6
Порядок оформления, основные этапы и принятие окончательного решения по камеральным налоговым проверкам 20

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconПриказ от 16 июля 1997 г. N 214 о контроле качества лекарственных...
В целях повышения эффективности внутриаптечного контроля качества лекарственных средств, изготовляемых в условиях аптечных организаций...

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconРешение 26 апреля 2013 года №64/212 г. Салехард Об утверждении Программы...
Об утверждении Программы учебного курса «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии»...

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций icon2. правовые основы профилактических мероприятий
Главное управление министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий...

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconГубернатор вологодской области постановление от 28 августа 1998 г....
О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий и в целях оценки вредного воздействия радиационного...

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconОказание бесплатной юридической помощи в Управлении Федерального...
Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической...

Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций iconВсемирный Русский Народный Собор Общественная Палата Росийской Федерации
Современные правовые основы кадетского оборазования в России: правовые акты и их проекты

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск