1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной


Скачать 313.16 Kb.
Название1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной
страница1/2
ТипДоклад
filling-form.ru > Бланки > Доклад
  1   2


1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении

При подготовке доклада использовались материалы судебной практики, преимущественно Верховного Суда Российской Федерации.

Суть любого дела об административном правонарушении всегда приводит к оценке протокола. В связи с этим наиболее остро стоит вопрос о качестве данного документа.

Практика свидетельствует, что не во всех случаях протоколы, составленные уполномоченными лицами, в полной мере отвечают требованиям законодательства.

Протокол является процессуальным документом, который служит основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, так как в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Форма протокола – это всегда письменный документ на бланке уполномоченного органа, в нашем случае, органа исполнительной власти Омской области, должностные лица которого уполномочены составлять такие протоколы, или должностные лица коллегиального органа (например, административные комиссии).

Порядок составления протокола, требования к составлению протоколов определены статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ):

1) дата и место составления протокола;

2) должность, фамилия инициалы лица, составившего протокол;

3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (далее – дело);

4) в протоколе также должны быть указаны фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

5) место, дата, время совершения и событие административного правонарушения;

6) статья КоАП РФ или Кодекса Омской области об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

8) объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

9) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Отсутствие вышеуказанных данных и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении является существенным недостатками протокола (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

К недостаткам протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, относятся:

- нарушение сроков составления протокола и направления его уполномоченному должностному лицу, судье;

- составление протокола в отсутствие привлекаемого, который надлежаще извещен;

- составление по результатам одной проверки одного протокола о нескольких правонарушениях (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

В рамках этого рассматриваемого вопроса хочу уделить внимание извещениям лиц, участвующих в производстве по делу.

Административный орган должен надлежащим образом известить правонарушителя о времени и месте составления протокола.

Как показывает судебная практика, постановления по делу отменяются судами, если протокол составлен в отсутствие привлекаемого, который не был надлежаще извещен:

- нет доказательств извещения;

- уведомление вручено после составления протокола;

- уведомление направлено по месту работы, а не по месту жительства привлекаемого, и нет других сведений об извещении.

Необходимо отметить, что извещение о времени и месте составления протокола должно обеспечивать реальную возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении.

Приведу примеры из судебной практики.

Как отмечено в постановлении Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2009 года по делу № А45-11307/2009, текст уведомления должен содержать сведения о том, куда, когда, на какое время и для чего приглашается правонарушитель. При отсутствии одного из этих сведений извещение признается ненадлежащим, даже если правонарушитель его получил.

При рассмотрении Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа дела
№ А58-3389/08 были установлены следующие обстоятельства.

ИП направлено извещение о явке в административный орган для участия в составлении протокола. В уведомлении было указано два адреса, так как административный орган занимал помещения по двум адресам. Предприниматель явился в назначенное время по одному из адресов места нахождения административного органа, тогда как составление протокола состоялось в другом.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о ненадлежащем извещении лица о месте составления протокола, что привело к нарушению его процессуальных прав (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа дела от 21 ноября 2008 года по делу № А58-3389/08).

Также суды апелляционной и кассационной инстанций не признавали телеграммы надлежащим извещением, направленные за три дня до составления протокола и без учёта времени, необходимого для прибытия законного представителя юридического лица или его защитника из другого города.

Необходимо отметить, что если в отношении правонарушителя планируется составить несколько протоколов, данное обстоятельство должно быть указано в уведомлении. Иначе надлежаще извещенным правонарушитель будет считаться только по одному протоколу (постановления АС Восточно-Сибирского округа от
23 апреля 2009 года № А19-13964/08-28-Ф02-1499/09).

Таким образом, протокол может быть составлен в отсутствие лица, совершившего правонарушение, только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о месте и времени его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не сообщило о причинах неявки.

Кроме обозначенных требований, важным условием законности протокола об административном правонарушении является соблюдение процедуры его оформления.

Прежде всего, речь идет о том, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьями КоАП РФ (лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ), статьей 51 Конституции Российской Федерации (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников), о чем делается запись в протоколе и предоставлена возможность ознакомления с протоколом.

На практике бывает, что правонарушитель уклоняется от подписи о том, что он ознакомлен со своими правами.

Соответствующее обстоятельство стало предметом разбирательства дела в Верховном Суде РФ.

Так, Верховный Суд РФ признал уведомление уполномоченного органа надлежащим, так как в протоколе была сделана соответствующая отметка и зафиксирован этот факт с привлечением понятых (постановление Верховного Суда РФ от 11 февраля 2016 года № 11-АД16-1).

Говоря о вопросе извещения лиц, участвующих в производстве по делу, следует отметить, что законодатель предусмотрел возможность такого извещения с использованием любых средств связи, позволяющих фиксировать извещение или вызов и его вручение адресату, в том числе заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи.

КоАП РФ не раскрывает понятия «надлежащего извещения указанных лиц».

Вместе с тем исходя из позиции Верховного Суда РФ, обозначенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, лицо считается надлежаще извещенным, в том числе, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу, либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. Процессуальные сроки при этом начинают течь с момента получения такой информации.

Таким образом, применение разумных сроков со дня направления соответствующего уведомления без получения этого документа с отметкой об истечении срока хранения уведомления на почте не допустимо.

Необходимо напомнить, что информация об отслеживании почтовых отправлений на официальном сайте ФГУП «Почта России» может использоваться административным органом в качестве доказательства надлежащего извещения лица, о времени и месте составления протокола, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 октября 2013 года
№ 3563/13.

В качестве законного представителя юридического лица протокол вправе подписывать руководитель, и иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами юридического лица, а также на основании надлежащим образом оформленной доверенности.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, в производстве по делу могут участвовать защитники.

Согласно статье 25.5 КоАП РФ защитником является лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Защитник может быть допущен к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он может пользоваться всеми процессуальными правами.

Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица.

Недопущение защитника к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.

Итак, протокол об административном правонарушении составлен.

Физическому лицу или законному представителю (защитнику) юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом. Данные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, представителем (защитником) юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку. В случае, если лицо отказывается от получения копии протокола, необходимо внести в протокол соответствующую запись, а также направить протокол лицу, совершившему правонарушение, заказным письмом с уведомлением (копия квитанции прилагается к протоколу).

Необходимо иметь в виду, что должностное лицо, составившее протокол, может быть вызвано в суд в качестве свидетеля для выяснения возникших вопросов, что не исключается сложившейся правоприменительной практикой.

С учетом изложенного протокол является одним из главных видов доказательства по делу, несоблюдение обязательных требований к протоколу является существенным нарушений, что может повлечь признание незаконным и отмену соответствующих постановлений в суде.

В связи с этим должностному лицу, уполномоченному на составление протокола, необходимо постоянно уделять внимание правильности его составления.
2. Процессуальные требования к срокам составления протоколов об административном правонарушении.
Порядок исчисления сроков по КоАП РФ регламентирован ст. 4.8 КоАП РФ. Предусмотрено пять видов процессуальных сроков, исчисляемых часами, сутками, днями, месяцами, годами:

- часами (например, сроки применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, таких как административное задержание (ст. 27.5 КоАП РФ));

- сутками (например, сроки направления протокола об административных правонарушении для рассмотрения дела об административных правонарушении
(ст. 28.8 КоАП РФ));

- днями (например, сроки направления по почте заказным почтовым отправлением копии постановления по делу об административных правонарушении);

- месяцами (например, сроки административного расследования
(ст. 28.7 КоАП РФ));

- годами (например, сроки установления давности исполнения постановления о назначении административного наказания) (ст. 31.9 КоАП РФ).

По общему правилу течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый, следующий за ним рабочий день.

Теперь непосредственно перейдем к срокам составления протоколов об административном правонарушении.

Протокол является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе указываются не только достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения (место, время, способ совершения и т.п.), но и другие сведения, необходимые для разрешения дела.

В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, законом установлены следующие сроки составления протокола:

а) известны все сведения, необходимые для разрешения дела, – протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ);

б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, – протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

К таким сведениям можно отнести:

1) сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));

2) данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);

3) сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).

Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений;

в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, – протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ (ч. 3
ст. 28.5 КоАП РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума № 5) разъяснено, что административное расследование – это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Пункт 1 ст. 28.7 КоАП РФ определяет случаи, при которых проводится административное расследование. Проведение расследования возможно при выявлении административных правонарушений только в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, а также в иных отраслях законодательства, перечисленных в
ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (пп. «а» п. 3 Постановления Пленума № 5).

Вместе с тем, если административное расследование проведено в отношении правонарушения, совершенного в отрасли, не указанной в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (при отсутствии на то правовых оснований), такое нарушение не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Административное расследование вправе проводить:

1) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, установленном ч. 4
ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);

2) прокурор (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ). В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр – на срок до шести месяцев.

В ходе административного расследования могут проводиться в том числе следующие мероприятия:

1) получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);

2) экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);

3) взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);

4) направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);

5) истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). На практике указанные акты могут быть составлены до окончания срока, отведенного для административного расследования. Судебными органами такие действия признаются законными (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 апреля 2010 года по делу № А29-12191/2009).

Возвращаясь к вопросу о сроках составления протоколов об административном правонарушении, следует отметить, что установленные сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен (п. 4 Постановления Пленума № 5).

Также нарушение сроков составления протокола само по себе не влечет за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении, если при этом отсутствуют иные основания.
3. Правовые последствия нарушения формы, содержания, сроков составления протокола об административном правонарушении
Нарушение сроков составления протокола не влечет правовых последствий, так как они не являются пресекательными.

Что касается правовых последствий нарушения формы и содержания протокола, то они могут быть следующими:

1) возвращение протокола и прилагаемых к нему документов административному органу (составителю) – на стадии подготовки к рассмотрению дела (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ);

2) прекращение производства по делу по основаниям, указанным в
статье 24.5 КоАП РФ.

Случаи, когда возможно возвращение протокола составителю:

- протокол и другие материалы дела оформлены неправомочными лицами;

- неправильно составлен протокол и неправильно оформлены другие материалы дела;

- в случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (пункт 7 Постановления Пленума ВАС РФ от
2 июня 2004 года № 10).


  1. Составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами


По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать такие дела.

Помимо случаев, перечисленных в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Субъекты РФ вправе определять перечни должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных
КоАП РФ, в случаях, прямо указанных в ст. 28.3 Кодекса.

Так, в соответствии с ч. 4 статьи 28.3 КоАП РФ применительно к ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 28.3 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов РФ вправе утверждать перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с задачами и функциями, возложенными на региональные органы федеральным законодательством, что и реализуется на практике в Омской области;

- должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 31, 32 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП РФ, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях при осуществлении муниципального финансового контроля в случаях, предусмотренных статьей 28.3 КоАП РФ.

Во всех иных случаях региональный законодатель не может самостоятельно определять круг должностных лиц, наделенных такими полномочиями в отношении норм Особенной части КоАП РФ, даже в порядке опережающего регулирования.

Что же касается должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, то их перечень утверждается субъектом РФ самостоятельно. В Омской области перечень устанавливается статьей 64 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.

Таким образом, подводя итог – составление протокола неуполномоченным должностным лицом влечет безусловное возвращение материалов дела в орган или должностному лицу, составившим протокол, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

2. Неправильное составление протокола и оформление других материалов дела.

Под неправильным составлением протокола и оформлением других материалов дела, которые могут повлечь возвращение дела в орган или должностному лицу, составившим протокол, следует понимать очевидные грубые нарушения требований закона при их составлении, которые не могут быть устранены при рассмотрении дела.

В п. 4 Постановления Пленума № 5 в числе таких нарушений названы следующие:

- отсутствие в протоколе хотя бы одного из сведений, прямо указанных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, о месте, времени и событии правонарушения, а также о лице, его совершившем, либо неполнота их отражения, равно как и отсутствие в протоколе реквизитов, необходимых для признания его юридическим документом.

Возвращение протокола по данному основанию возможно, например, в случае, когда в нем не указаны дата и место рождения гражданина, в отношении которого возбуждено дело.

Отсутствие указанных реквизитов является впоследствии основанием для отказа взыскателю судебным приставом-исполнителем по Закону об исполнительном производстве (п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона № 229-ФЗ)).

Следующий пример неправильного составления протокола:

- нет ссылки на статью или часть статьи КоАП РФ, по которой квалифицируется содеянное;

- не раскрыто, в чем именно выразилось событие административного правонарушения, а изложена только диспозиция соответствующей статьи (части статьи) КоАП РФ.

Пример.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22 марта 2012 года по делу А29-1482/2012 Министерству здравоохранения Республики Коми отказано в заявлении о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Ирина и 3К» на основании части 4
статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе выездной плановой проверки, проведенной Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми установлены со стороны Общества грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении Обществом медицинской деятельности, выразившихся в нарушении Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н, а именно – помещения хранения не были оснащены приборами для регистрации параметров воздуха. Для контроля за параметрами воздуха использовались бытовые термометры, которые не имеют сертификата и не подвергались проверке.

Судом был сделан вывод о том, что в протоколе фактически не указано событие административного правонарушения и названный протокол не является надлежащим доказательством, так как содержит только ссылку на нарушения Обществом Приказа Минздравсоцразвития РФ с указанием на акт проверки, без указания, в чем конкретно выразились эти нарушения.

Кроме того, по мнению суда, несоблюдение при осуществлении медицинской деятельности предусмотренных Правилами хранения лекарственных средств требований к температурному режиму хранения лекарственных средств не образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Следующее основание для возврата:

- отсутствие подписи должностного лица, составившего протокол, которая является единственным средством обеспечения достоверности указанного документа (Определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2011 года № 89-О-О);

- отсутствие в протоколе иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела. Речь идет о таких существенных недостатках протокола, как:

- заполнение его неразборчивым почерком, затрудняющим или исключающим возможность прочтения протокола, а также наличие в нем исправлений, не удостоверенных подписью должностного лица, составившего протокол; отсутствие отметки о разъяснении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его прав и обязанностей, предусмотренных
ст. 25.1 КоАП РФ (при составлении протокола в присутствии указанного лица);

- отсутствие подписи лица, в отношении которого составлен протокол (при отсутствии в протоколе отметки должностного лица, составившего протокол, об отказе этого лица от подписания протокола, обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г.);

- отсутствие в протоколе об административном правонарушении, выявленном с применением специального технического средства, сведений о приборе, показания которого послужили основанием для возбуждения дела, а именно: марки и типа прибора, его заводского номера, данных о его сертификации и дате метрологической поверки, а также информации о допустимой погрешности прибора (ст. 26.8 КоАП РФ).

Возвращение протокола ввиду его неправильного составления возможно только в случае существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволяют судье, иному юрисдикционному органу сделать объективный вывод по вопросам, имеющим отношение к установлению события или состава административного правонарушения, правильности квалификации содеянного и назначению справедливого наказания.

3. Неполнота материалов.

Под неполнотой представленных материалов следует понимать отсутствие в материалах дела доказательств, имеющих значение для характеристики элементов состава административного правонарушения, с учетом требований
ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Например, если протокол составлен по статье (части статьи) гл. 12 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортными средствами (ч. 1
ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ и др.), то в материалах дела, направляемых в суд, должны содержаться сведения о наличии у лица, в отношении которого возбуждено дело, водительского удостоверения, поскольку отсутствие таких сведений может вызвать затруднение при последующем рассмотрении дела и квалификации содеянного.

Согласно ст. 28.1 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 и ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, обязательно составление протокола осмотра места совершения правонарушения. Отсутствие в материалах дела данного протокола также повлечет возвращение протокола административному органу.

Право судьи возвратить протокол ввиду неполноты представленных материалов достаточно ограниченно и может быть реализовано лишь в том случае, когда необходимость соответствующих доказательств очевидна, а их отсутствие не может быть восполнено на стадии рассмотрения дела. Если же судья придет к выводу, что для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела необходимы дополнительные доказательства, например свидетельские показания, заключение эксперта, иные документы, не относящиеся к характеристике обязательных признаков состава административного правонарушения, определение о возвращении протокола на доработку не может быть вынесено.

В частности, такое решение не может быть принято в следующих случаях:

- при отсутствии в материалах дела об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, водительского удостоверения, если имеется его копия, либо представлены иные документы, подтверждающее наличие у лица такого права;

- при отсутствии в материалах дела об административном правонарушении, выявленном с применением специального технического средства, сертификата его соответствия и свидетельства о поверке, а также технических характеристик этого средства, если в протоколе об административном правонарушении указаны марка и тип соответствующего прибора, его заводской номер, данные о сертификации и дате его метрологической поверки;

- при отсутствии в материалах дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, сведений о фактах, исключающих возможность его применения в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ (например, сведений об отсутствии у женщины, привлекаемой к административной ответственности, детей в возрасте до 14 лет);

- при возможности переквалификации действий лица на другую статью (часть статьи) КоАП РФ.

Многолетняя позиция Верховного Суда РФ по вопросу переквалификации отражена в п. 20 Постановления Пленума № 5 – допускается возможность переквалификации действий лица на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую однородное правонарушение, если назначаемое наказание не является более строгим и данное дело не относится к компетенции арбитражных судов.

При отсутствии одного из указанных условий переквалификация невозможна и производство по делу прекращается за отсутствием состава правонарушения.

Например, если в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.5 КоАП РФ за нарушение запрета на проведение предвыборной агитации, а при рассмотрении дела будет установлено, что в действительности имеет место нарушение порядка опубликования агитационных материалов, ответственность за которое установлена в
ст. 5.8 КоАП РФ, переквалификация не может быть осуществлена, так как в санкции ч. 2 ст. 5.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., а в санкции
ст. 5.8 КоАП РФ – от 20 тыс. до 100 тыс. руб.

Переквалификация может быть осуществлена лишь в том случае, если указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства достаточны для определения иной квалификации противоправного деяния, так как судья не вправе выйти за пределы обвинения, предъявленного лицу на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, и вменить ему в вину совершение того правонарушения, сведения о котором в протоколе отсутствуют и не подтверждаются другими материалами дела.

До недавнего времени складывалась судебная практика о возвращении протокола по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ в связи с неполнотой материалов в случае необеспечения явки привлекаемого лица в судебное заседание.

В ответе на вопрос № 4 раздела «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) указано, что судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

- санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

Таким образом, отсутствует обязанность должностных лиц, составивших протокол, во всех без исключения случаях обеспечивать явку к мировому судье лиц, привлекаемых к административной ответственности по части 1
статьи 20.25 КоАП РФ.

В настоящее время имеется достаточная судебная практика рассмотрения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ в случае отсутствия в судебном заседании лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Законность такого привлечения подтверждается, например, решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 19 октября 2017 года по делу № 12-161/2017, решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 24 июля 2017 года по делу № 12-16/2017, решением Удомельского городского суда Тверской области от 22 сентября 2017 года по делу № 12-55/2017, постановлением Верховного суда Республики Башкортостан от 9 июня 2017 года по делу
№ 4А-972/2017 и рядом других.

Тексты указанных судебных актов находятся в свободном доступе на Интернет-портале государственной автоматизированной системы «Правосудие» (www.sudrf.ru), в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

Кроме того, мировыми судьями судебных участков № 56, 112, 79, 68 судебных районов города Омска в октябре – ноябре 2017 года принимались постановления о привлечении лица к административной ответственности по части 1
статьи 20.25 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в случаях отсутствия такого лица в судебном заседании. Протоколы об административных правонарушениях в указанных случаях составлялись членами административных комиссий города Омска.

На основании изложенного полагаем, что в настоящее время не имеется препятствий по осуществлению уполномоченными должностными лицами деятельности, направленной на привлечение виновных лиц к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Следующий момент – исправления в протоколе. Не исключена возможность внесения изменений и дополнений в уже составленный протокол. В этом случае все исправления, независимо от способа их внесения (зачеркивание и написание поверх текста, применение терминов «исправленному верить» и др.), должны быть удостоверены подписью должностного лица, составившего протокол, а лицо, в отношении которого ведется производство по делу, должно быть ознакомлено с ними. В то же время не исключается возможность составления нового протокола, если необходимые исправления не могут быть внесены в уже составленный (например, если первоначальный протокол составлен неуполномоченным должностным лицом).

В случае возвращения протокола административному органу лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о внесении в него изменений, и ему должна быть направлена копия уточненного протокола. Поэтому в материалах дела, переданных на рассмотрение судье после доработки, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие осведомленность правонарушителя обо всех изменениях, внесенных в протокол. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и вновь должен быть возвращен административному органу.

Если все недостатки, послужившие основанием для возвращения, не устранены, судья вправе вновь возвратить материалы дела в орган, должностное лицо которого составило этот протокол. Таким образом, этап подготовки дела к рассмотрению может повторяться неоднократно, до тех пор, пока материалы дела не будут оформлены надлежащим образом.

Все вышеперечисленные действия возможны на стадии подготовки. Если судьей или иным юрисдикционным органом утрачена возможность возврата протокола, то дело будет прекращено по основаниям, указанным в статье 24.5 КоАП РФ:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения.

Пример.

Решением Хабаровского краевого суда от 14 февраля 2012 года по делу
№ 21-13/2012 прекращено производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу ООО привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, – за включение в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо искаженных данных.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, выражается в том числе во включении в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В ходе проверки деклараций должностным лицом выявлено, что они содержат недостоверные сведения, которые подробно перечислены в протоколе и постановлении по делу, а также и в оспариваемом решении суда.

При рассмотрении дела Общество и его защитник указали, что несоответствие сведений в декларациях вызвано тем, что в декларации об объемах закупки алкогольной продукции по техническим причинам ошибочно заполнен раздел "Возврат", который должен был быть заполнен в декларации об объеме поставки алкогольной продукции. Однако это не повлекло искажений сведений, поскольку декларация об объемах оборота алкогольной продукции является основной и была заполнена верно.

Кроме того, в лицензирующий орган были представлены корректирующие декларации, в связи с чем считать, что данная ошибка была допущена умышленно, оснований не имелось.

Поскольку при рассмотрении дела не установлена объективная сторона административного правонарушения, то, следовательно, выводы должностного лица и суда о его виновности в совершении вменямого правонарушения, не подтверждаются материалами дела и не основаны на требованиях КоАП РФ, в связи с чем дело было прекращено.
  1   2

Похожие:

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной iconПравонарушении: наименование
Описание действий лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, послуживших основанием для составления...

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной iconПамятка по составлению протокола об административном правонарушении,...
Об утверждении Памятки по составлению протокола об административном правонарушении, посягающем на избирательные права граждан, и...

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной iconСудебный участок №1 балаклавского судебного района города севастополя
Севастопольской таможни Полякова Б. А., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,...

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной iconВопросы по Коап РФ вопрос
При поступлении протокола об административном правонарушении, без доставления лица, привлекаемого к ответственности, рассмотрении...

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной iconУин: Номер бланка протокола об ап
Квитанция в обязательном порядке выдается с постановлением по делу об административном правонарушении

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной icon№5-156/12 постановление по делу об административном правонарушении
Мировой судья судебного участка №411 Мещанского района г. Москвы Пивоварова Я. Г., рассмотрев дело об административном правонарушении,...

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной iconПостановление по делу об административном правонарушении
Мировой судья судебного участка №1 по Лаишевскому судебному району Республики Татарстан П. Ю. Петрушенко (г. Лаишево, улица Ленина...

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...
Целью Стандарта является обеспечение реализации Контрольно-ревизионной комиссией Туруханского района полномочия по составлению протоколов...

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной icon05-0261/13/2017 постановление по делу об административном правонарушении
Симферополя (Киевский район городского округа Симферополя) Клёпова Е. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием фио,...

1. Процессуальные требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении При подготовке доклада использовались материалы судебной iconО прекращении производства по делу об административном правонарушении
Мировой судья Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка №15 Орлова С. В., с участием лица, в отношении которого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск