Организационно-содержательная модель деятельности психолога
|
| Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога МДОУ «Детский сад № 4 «Колокольчик» комбинированного вида г. Вольска Саратовской области»
Сюбаевой Юлии Леонидовны
МДОУ «Детский сад № 4 «Колокольчик» комбинированного вида г. Вольска Саратовской области» посещает детей: 10 групп, из них 3 группы компенсирующей направленности для детей с ОНР, 1 диагностическая группа. Деятельностью психолога в ДОУ охвачен не весь контингент детей. Основная работа направлена на детей:
I младших групп в период адаптации к ДОУ
II младших групп по раннему выявлению отклонений в развитии
Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей подготовительных групп по подготовке к школе
группы компенсирующей направленности
С остальными возрастными группами ведется просветительско-профилактическая работа, а также диагностика и консультации с родителями по запросу.
Работа психолога в ДОУ выстраивается как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью целенаправленно выбранных средств. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Работать с ситуацией – не всегда означает работу с ребенком. Все зависит от причин возникновения проблемы. Во многих случаях важнее работать с окружением ребенка, его социальной ситуацией развития. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
Выявление и определение причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
Преодоление нарушений в развитии ребенка
Разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
Психологическая диагностика
Коррекционно – развивающая работа
Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
Консультирование по проблемам развития
Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания;
Психологическое просвещение
Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга
Спектр психологических проблем, с которыми работает психолог:
Выраженные трудности у ребенка в интеллектуальной, эмоционально - регуляторной или коммуникативной деятельности, которые препятствуют его гармоничному развитию.
Противоречия между требуемым от ребенка и его возможностями: противоречия между возрастными потребностями и возможностями ребенка, возрастные кризисы 3 и 7 лет, несоответствие родительских требований возрастным психофизиологическим возможностям ребенка.
Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
Сложности адаптации или взаимодействия ребенка с окружающими людьми
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Психологическая диагностика
Коррекционно – развивающая работа
Психологическое просвещение и профилактика
Консультирование
Организационно – методическая работа
Психологическая диагностика в работе психолога.
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения.
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
Познавательная сфера
Эмоционально – волевая сфера
Коммуникативная сфера
Детско-родительские отношения
Психологическое обследование детей в возрасте 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям.
В группах компенсирующей направленности для детей с ОНР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется актуальный уровень развития детей, а также определяются направления коррекционно – развивающей работы.
Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в школьных картах детей.
Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности. Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов.
Данная деятельность включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания помощи. Коррекционно – развивающая работа.
Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий: • Игровая терапия • Арт-терапия • Песочная терапия • Психогимнастика • Релаксационные упражнения • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности • Упражнения для развития познавательных процессов
В работе используются коррекционно – развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции. Консультативная помощь.
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организуются в ДОУ следующими способами:
по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния
активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Рекомендации оформляются памяткой для родителей.
Психологическое просвещение и профилактика
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. С этой целью подбирается актуальная и необходимая стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.
памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики
беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями
сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
выступления на родительских собраниях
Организационно – методическая работа
Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года)
Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных программ
Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям (в течение учебного года)
Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям (в течении учебного года)
Посещение городских методических объединений
Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п.
Написание статистического и аналитического годового отчетов.
Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год
| |