Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей


Скачать 79.77 Kb.
НазваниеСредних групп по развитие социально-личностной сферы детей
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
Организационно-содержательная модель деятельности психолога







Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога 
МДОУ «Детский сад № 4 «Колокольчик» комбинированного вида г. Вольска Саратовской области»


Сюбаевой Юлии Леонидовны

   МДОУ «Детский сад № 4 «Колокольчик» комбинированного вида г. Вольска Саратовской области» посещает детей: 10 групп, из них 3 группы компенсирующей направленности для детей с ОНР, 1 диагностическая группа. Деятельностью психолога в ДОУ охвачен не весь контингент детей. Основная работа направлена на детей:

  • I младших групп в период адаптации к ДОУ

  • II младших групп по раннему выявлению отклонений в развитии

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей


  • подготовительных групп по подготовке к школе

  • группы компенсирующей направленности

С остальными возрастными группами ведется просветительско-профилактическая работа, а также диагностика и консультации с родителями по запросу.

Работа психолога в ДОУ выстраивается как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью целенаправленно выбранных средств. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Работать с ситуацией – не всегда означает работу с ребенком. Все зависит от причин возникновения проблемы. Во многих случаях важнее работать с окружением ребенка, его социальной ситуацией развития. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Задачи:

  • Выявление и определение причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;

  • Преодоление нарушений в развитии ребенка

  • Разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ

  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;

  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития

  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;

  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам

  • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых

     Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1.    Оказание психологической помощи детям:

  • Психологическая диагностика  

  • Коррекционно – развивающая работа

  • Психологическое сопровождение ребенка

2.    Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

  • Консультирование по проблемам развития

  • Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы

  • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей

3.    Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания;

  • Психологическое просвещение

  • Взаимодействие с другими специалистами

4.    Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга

Спектр психологических проблем, с которыми работает психолог:

  • Выраженные трудности у ребенка в интеллектуальной, эмоционально - регуляторной или коммуникативной деятельности, которые препятствуют его гармоничному развитию.

  • Противоречия между требуемым от ребенка и его возможностями: противоречия между возрастными потребностями и возможностями ребенка, возрастные кризисы 3 и 7 лет, несоответствие родительских требований возрастным психофизиологическим возможностям ребенка. 

  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана

  • Сложности адаптации или взаимодействия ребенка с окружающими людьми

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

  • Психологическая диагностика

  • Коррекционно – развивающая работа

  • Психологическое просвещение и профилактика

  • Консультирование 

  • Организационно – методическая работа

Психологическая диагностика в работе психолога.

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. 

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера

  • Эмоционально – волевая сфера

  • Коммуникативная сфера

  • Детско-родительские отношения

Психологическое обследование детей в возрасте 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. 

В группах компенсирующей направленности для детей с ОНР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется актуальный уровень развития детей, а также определяются направления коррекционно – развивающей работы. 

 Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в школьных картах детей.

Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности. Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов.

Данная деятельность включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания помощи.
     
 Коррекционно – развивающая работа.

Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

     Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
•    Игровая терапия
•    Арт-терапия
•    Песочная терапия
•    Психогимнастика
•    Релаксационные упражнения
•    Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
•    Упражнения для развития познавательных процессов

В работе используются коррекционно – развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции. 
     
Консультативная помощь.

Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организуются в ДОУ следующими способами:

  • по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,

  • по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния

  • активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Рекомендации оформляются памяткой для родителей.

Психологическое просвещение и профилактика

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. С этой целью подбирается актуальная и необходимая стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности     

Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

  • стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.

  • памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики

  • беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями

  •  сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

  • выступления на родительских собраниях 

Организационно – методическая работа

  • Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений (в течение учебного года)

  • Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных программ

  • Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, стимульного и демонстрационного материала к коррекционно – развивающим занятиям (в течение учебного года)

  • Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям (в течении учебного года)

  • Посещение городских методических объединений

  • Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п.

  • Написание статистического и аналитического годового отчетов.

Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год 


Похожие:

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconРабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы...
Учреждение детский сад №97 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей калининского...

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconПояснительная записка 2 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconПрограмма “Основы безопасности детей дошкольного возраста”
«Совершенствование представления у детей об основах безопасности, через реализацию образовательной области социально- коммуникативное...

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconГодовой план муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада
В нём функционирует 6 групп для детей старшего дошкольного возраста, две из них для детей с задержкой психического развития (зпр),...

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconПояснительная записка социально-экономические и социально-политические...
Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение...

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconКонтрольные показатели, характеризующие развитие сферы социального...
Контрольные показатели, характеризующие развитие сферы социального обслуживания и

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconПрограмма дополнительного профессионального педагогического образования...
Учебно-методические материалы для повышения квалификации работников сферы образования для внедрения разработанных моделей развития...

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

Средних групп по развитие социально-личностной сферы детей iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск