Методическое пособие Тюмень 2013


НазваниеМетодическое пособие Тюмень 2013
страница1/4
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Бланки > Методическое пособие
  1   2   3   4


Департамент образования и науки Тюменской области

областная психолого – медико – педагогическая служба


Изучение показателей социализированности

подростков с интеллектуальной недостаточностью

методическое пособие








Тюмень 2013




Введение

Ключевой проблемой в воспитании подростка с интеллектуальной недостаточностью является его социализации. Выделяют две формы социального самоопределения: личностное и профессиональное. Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор ребенком профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и склонностями. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны.

В личности ребенка с нарушением интеллекта выделяются такие особенности, которые будут препятствовать его социальному становлению. К таким особенностям можно отнести неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, неспособность к целеустремленным действиям, импульсивность, необдуманность поступков, недостаточность возможности критически их осмыслить, затруднения при общении, лабильность в межличностных отношениях, незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость и т. д.

Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития этой категории детей, т.е. можно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с интеллектуальной недостаточностью.

Настоящий сборник предназначен для проведения диагностики показателей

социализированности подростков специальных (коррекционных общеобразовательных) школ и школ - интернатов 8 вида.

В сборник включены как общеизвестные, так и авторские методики, апробированные их авторами на базе различных коррекционных учреждений 8 вида. Сборник предназначен для использования психологами, социальными педагогами, воспитателями, медицинскими работниками специальных (коррекционных общеобразовательных) учреждений 8 вида.

Изучение типа темперамента

Для диагностики типа темперамента подростков с интеллектуальной недостаточностью можно использовать опросник Айзенка. По результатам выполнения подросток соотносится с одним из 32 типов. Каждый тип характеризуется особыми характерологическими проявлениями, в соответствии с которыми даются рекомендации по воспитанию (приложение 1).

Опросник Айзенка

Инструкция: Данный опросник позволит определить тип вашего темперамента. Для этого необходимо на предложенные ниже вопро­сы ответить «да» либо «нет» на специальном бланке.

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

  3. Ты всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

  4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

  5. Часто ли у тебя меняется настроение?

  6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребя­тами?

  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

  11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой че­ловек?

  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в учебном заве­дении?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-либо?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же, на­оборот, склонен к неторопливо

сти, ответь «нет»),

  1. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все

кончилось хорошо?

  1. Тебе можно доверить любую тайну?

17.Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скуч­ную компанию сверстников?

  1. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физических нагрузок) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подру­житься с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

  1. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

  2. Ты часто чувствуешь себя усталым?

  3. Ты всегда сначала делал уроки, а все остальное - потом?

  4. Ты обычно весел и всем доволен?

  5. Обидчив ли ты?

  6. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

  7. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных и близких о помо­щи по хозяйству?

  8. У тебя бывают головокружения?

  9. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

  10. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

  11. Любишь ли ты иногда похвастаться?

  12. Ты чаще всего молчишь, когда попадаешь в общество незна­комых людей?

  13. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

  14. Ты обычно быстро принимаешь решения?

  15. Ты никогда не шутишь в группе, даже когда нет препода­вателей?

  16. Тебе часто снятся страшные сны?

  17. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обще­стве друзей?

  18. Тебя легко огорчить?

  19. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

  20. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывании?

  21. Если ты оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

  22. Тебе очень нравятся шумные и веселые шры?

  23. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

  24. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

  25. Ты любишь часто ходить в гости?

  26. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

  27. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями или близкими людьми?

  28. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

  29. Ты часто отвлекаешься, когда выполняешь задания?

  30. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное уча­стие в общем веселье?

  31. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

  32. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

  33. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

  34. Ты стесняешься заговорить первым с новым людьми?

  35. Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь испра­вить?

  36. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

  37. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или пе­чальным без всякой причины?

  38. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

  39. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?


Ключ: за каждый совпавший ответ — 1 балл.
Экстраверсия (Э):

«Да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. «Нет»: 6, 33, 51, 55, 59.
Нейротизм (Н):

«Да»: 2, 5,7, 10, 13, 15, 18,21,23,26, 29,31,34,37, 39,42, 45,47,50, 52, 54, 56, 58, 60.
Ложь (Л):

«Да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44.

«Нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Интерпретация к тесту Айзенка «Тип темперамента»


Тип

Данные по тесту Айзенка




Э баллы

Н баллы

1

0-4

0-4

2

20 - 24

0-4










3

20-24

20 - 24

4

0-4

20 - 24

5

0-4

4-8

6

0-4

16 - 20

7

0 - 4

8- 16

8

4-8

0-4

9

8 - 16

0-4

10

16 - 20

0-4

11

20-24

4-8

12

20-24

8 - 16

13

20-24

16-20

14

16-20

20-24

15

8- 16

20-24

16

4-8

20-24

17

16-20

4-8

18

4-8

16-20

19

4-8

4 - 8

20

16-20

16-20

21

12- 16

8 - 12

22

8 - 12

8 - 12

23

16-20

8 - 12

24

12- 16

4-8

25

8 - 12

4-8

26

4 - 8

8- 12

27

4-8

12 - 16

28

8 - 12

16-20

29

12- 16

16-20

30

16 - 20

12- 16

31

8 - 12

12 - 16

32

12- 16

12 - 16


Описание типов темперамента приводится в приложении № 1 (Тип темперамента к тесту Айзенка)

Самооценка

Теоретическое изучение особенностей самооценки ребенка с нарушением интеллекта свидетельствует о своеобразии ее развития и возможности преобразования, в том числе под воздействием коррекционно - воспитательной работы. По данным исследований отчетливо прослеживается возрастная динамика уровня самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью (Андросова Г. Л. Социальное становление подростка с интеллектуальной недостаточностью. – Сургут: РИО СурГПИ, 2004, стр. 51.). Если в 7-х классах (14-15 лет), у половины учащихся наблюдается завышенная самооценка и практически отсутствует заниженная, то в 9-х классах треть учащихся (30 %) занижают оценки себе. Данная динамика говорит, с одной стороны, о формировании с возрастом оценочных способностей детей – олигофренов (самокритичности); с другой стороны, - о появлении в результате отрицательного социального опыта самооценочной тревожности у каждого третьего учащегося 9 классов (16-17 лет).

Для исследования самооценки у детей с интеллектуальной недостаточностью предлагается методика «Тест самооценки».

Методика «Тест самооценка»

(методика Дембо – Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан)

Цель: Изучить особенности самооценки подростков.

Процедура обследования: Подростку предлагается оценить у себя выраженность семи личностных качеств: 1. здоровье;

2. ум, способности;

3. характер;

4. авторитет у сверстников;

5. умение много делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

Бланк: На бланке нарисовано семь вертикальных линий, длина каждой – 100мм. Каждая линия разбита горизонтальными черточками на десять делений. Каждый вертикальный отрезок обозначает одно из названных выше качеств.

Инструкция: Тебе следует оценить себя по ряду качеств, таких как здоровье, внешность, характер и прочее.

Для того чтобы лучше понять, как это сделать рассмотрим пример: « Допустим, на этой линии расположены все твои одноклассники. Наверху – самые здоровые, а внизу - самые больные. Где бы ты поставил себя? Укажи свое место на линии (отметь его точкой). Если тебе все понятно, то оцени себя таким же образом и по другим качествам».

Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим, ответы подростков получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Затем вычисляется среднее арифметическое полученных значений по всем качествам. Результаты соотносятся с нормативными данными методиками.

Нормативные данные:
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие Тюмень 2013 iconУчебное пособие Тюмень
Деловой английский язык. Часть I. Business English. Part I : учебное пособие / Ю. А. Вишневецкая, Л. М. Калянова. — Тюмень : Тюмгнгу,...

Методическое пособие Тюмень 2013 iconУчебно-методическое пособие (материалы для тренинга) Ставрополь,...
Предгорненское районное местное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда

Методическое пособие Тюмень 2013 iconМетодическое пособие для заместителей директоров по учебно-воспитательной...
Методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих мониторинговую...

Методическое пособие Тюмень 2013 iconМетодическое пособие по дисциплине «информационная безопасность»
Татаринова С. Б. Методическое пособие по дисциплине «Информационная безопасность» по теме «Локальные и глобальные компьютерные сети»–...

Методическое пособие Тюмень 2013 iconМетодическое пособие по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам...
По материалам: Методическое пособие по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда. – Тюмень: аусон то «Центр по предоставлению...

Методическое пособие Тюмень 2013 iconМетодическое пособие “ Организация мероприятий по измерению радиационного...
Методическое пособие предназначено для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений при проведении практических занятий...

Методическое пособие Тюмень 2013 iconУчебное пособие патентоведение тюмень 2008 Овчинников В. П., Двойников...
Патентоведение: Учеб. Пособие для вузов. – Тюмень Изд-во «Нефтегазовый университет», 2008

Методическое пособие Тюмень 2013 iconМетодическое пособие тренинг продаж кредитных продуктов банков-партнеров...
Методическое пособие по специальности Банковское дело направлено на формирование у студентов целостного представления о продвижении...

Методическое пособие Тюмень 2013 iconУчебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся...
Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с

Методическое пособие Тюмень 2013 iconУчебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся...
Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск