Скачать 0.52 Mb.
|
Тюмень 2013
Ключевой проблемой в воспитании подростка с интеллектуальной недостаточностью является его социализации. Выделяют две формы социального самоопределения: личностное и профессиональное. Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор ребенком профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и склонностями. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. В личности ребенка с нарушением интеллекта выделяются такие особенности, которые будут препятствовать его социальному становлению. К таким особенностям можно отнести неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, неспособность к целеустремленным действиям, импульсивность, необдуманность поступков, недостаточность возможности критически их осмыслить, затруднения при общении, лабильность в межличностных отношениях, незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость и т. д. Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития этой категории детей, т.е. можно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с интеллектуальной недостаточностью. Настоящий сборник предназначен для проведения диагностики показателей социализированности подростков специальных (коррекционных общеобразовательных) школ и школ - интернатов 8 вида. В сборник включены как общеизвестные, так и авторские методики, апробированные их авторами на базе различных коррекционных учреждений 8 вида. Сборник предназначен для использования психологами, социальными педагогами, воспитателями, медицинскими работниками специальных (коррекционных общеобразовательных) учреждений 8 вида. Изучение типа темперамента Для диагностики типа темперамента подростков с интеллектуальной недостаточностью можно использовать опросник Айзенка. По результатам выполнения подросток соотносится с одним из 32 типов. Каждый тип характеризуется особыми характерологическими проявлениями, в соответствии с которыми даются рекомендации по воспитанию (приложение 1). Опросник Айзенка Инструкция: Данный опросник позволит определить тип вашего темперамента. Для этого необходимо на предложенные ниже вопросы ответить «да» либо «нет» на специальном бланке.
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-либо? 14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же, наоборот, склонен к неторопливо сти, ответь «нет»),
кончилось хорошо?
17.Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь? 20. Ты когда-нибудь говорил неправду? 21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
Ключ: за каждый совпавший ответ — 1 балл. Экстраверсия (Э): «Да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. «Нет»: 6, 33, 51, 55, 59. Нейротизм (Н): «Да»: 2, 5,7, 10, 13, 15, 18,21,23,26, 29,31,34,37, 39,42, 45,47,50, 52, 54, 56, 58, 60. Ложь (Л): «Да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44. «Нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48. Интерпретация к тесту Айзенка «Тип темперамента»
Описание типов темперамента приводится в приложении № 1 (Тип темперамента к тесту Айзенка) Самооценка Теоретическое изучение особенностей самооценки ребенка с нарушением интеллекта свидетельствует о своеобразии ее развития и возможности преобразования, в том числе под воздействием коррекционно - воспитательной работы. По данным исследований отчетливо прослеживается возрастная динамика уровня самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью (Андросова Г. Л. Социальное становление подростка с интеллектуальной недостаточностью. – Сургут: РИО СурГПИ, 2004, стр. 51.). Если в 7-х классах (14-15 лет), у половины учащихся наблюдается завышенная самооценка и практически отсутствует заниженная, то в 9-х классах треть учащихся (30 %) занижают оценки себе. Данная динамика говорит, с одной стороны, о формировании с возрастом оценочных способностей детей – олигофренов (самокритичности); с другой стороны, - о появлении в результате отрицательного социального опыта самооценочной тревожности у каждого третьего учащегося 9 классов (16-17 лет). Для исследования самооценки у детей с интеллектуальной недостаточностью предлагается методика «Тест самооценки». Методика «Тест самооценка» (методика Дембо – Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан) Цель: Изучить особенности самооценки подростков. Процедура обследования: Подростку предлагается оценить у себя выраженность семи личностных качеств: 1. здоровье; 2. ум, способности; 3. характер; 4. авторитет у сверстников; 5. умение много делать своими руками, умелые руки; 6. внешность; 7. уверенность в себе. Бланк: На бланке нарисовано семь вертикальных линий, длина каждой – 100мм. Каждая линия разбита горизонтальными черточками на десять делений. Каждый вертикальный отрезок обозначает одно из названных выше качеств. Инструкция: Тебе следует оценить себя по ряду качеств, таких как здоровье, внешность, характер и прочее. Для того чтобы лучше понять, как это сделать рассмотрим пример: « Допустим, на этой линии расположены все твои одноклассники. Наверху – самые здоровые, а внизу - самые больные. Где бы ты поставил себя? Укажи свое место на линии (отметь его точкой). Если тебе все понятно, то оцени себя таким же образом и по другим качествам». Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим, ответы подростков получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Затем вычисляется среднее арифметическое полученных значений по всем качествам. Результаты соотносятся с нормативными данными методиками. Нормативные данные: |
Деловой английский язык. Часть I. Business English. Part I : учебное пособие / Ю. А. Вишневецкая, Л. М. Калянова. — Тюмень : Тюмгнгу,... | Предгорненское районное местное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда | ||
Методическое пособие предназначено для руководителей учреждений дополнительного образования, а также специалистов, ведущих мониторинговую... | Татаринова С. Б. Методическое пособие по дисциплине «Информационная безопасность» по теме «Локальные и глобальные компьютерные сети»–... | ||
По материалам: Методическое пособие по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда. – Тюмень: аусон то «Центр по предоставлению... | Методическое пособие предназначено для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений при проведении практических занятий... | ||
Патентоведение: Учеб. Пособие для вузов. – Тюмень Изд-во «Нефтегазовый университет», 2008 | Методическое пособие по специальности Банковское дело направлено на формирование у студентов целостного представления о продвижении... | ||
Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с | Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |