Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов


НазваниеДиплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов
страница1/11
ТипДиплом
filling-form.ru > Бланки > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ГОУ Гимназия 1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Диплом

по психологии
Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов

Выполнила:

ученица 10 класса

Спицына Алёна
Научный руководитель:

Смирнова О. М.


Москва 2011 г.

Содержание
Введение 3

Глава I. Индивидуальный жизненный путь и портфолио ученика …………………..........6

1. Индивидуальный жизненный путь как построение временной перспективы…………………………………………………………………………………...6

2. Построение индивидуального жизненного пути в подростковом и юношеском возрасте ………………………………………………………………………………….…..12

3. Портфолио ученика……………………………………………………………………….17

4. Отражение индивидуального жизненного пути в портфолио ученика…............................21

Глава II. Изучение представления об индивидуальном жизненном пути у учащихся 8-9 класс………………………………………………………………………………………....27

1.Описание и анализ результатов методики«8 шагов»………………………………..…28

2. Описание и анализ результатов Опросника «Готовность подростков к выбору профессии»……………………………………………………………………………….….31

3. Описание и анализ результатов автобиографий…………………………………….….32

4.Описание и анализ результатов методики «Линия Жизни»……………………………34

Заключение……………………………………………………………………………….….38

Список литературы 40

Приложения……………………………………………………...…………………………..41Приложение 1. Типы жизни ………………………………………………………….....…41

Приложение 2. Пример автобиографии………………………………………………..…..43

Приложение 3. Бланки методики «8 шагов»…………….…………………..………….…..44

Приложение 4. Бланк опросника «Готовность к выбору профессии»………………………….45

Приложение 5. Результаты выполнения учащимися 8-9 классов методики «8 шагов»………..46

Приложение 7. Типичные ошибки при составлении портфолио ……………………………52

Приложение 8. Рекомендации по составлению резюме……………………………………..…57

Приложение 9. Примеры оформления информации в портфолио……………….………….60
Введение
Актуальность. В начале XXI века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок. Этому способствовало и окончательное введение ЕГЭ, образовательных стандартов профильного обучения.

Одним из ориентиров качественного обновления оценки является технология портфолио, которая, вместе с тем, не претендует на окончательное решение этой проблемы. Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Использование технологии «портфолио», или «папки личных достижений», возможно, поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика. Однако, при введении «портфолио» могут встретиться проблемы и затруднения, как сугубо технические (оформление материалов и документов, включаемых в портфолио, место для хранения и т.д.), так и социально-психологические, связанные, как с отношением к этой новой технологии со стороны педагогов, школьников и их родителей, так и с трудностями рефлексии и построения своего жизненного пути в подростковом и юношеском возрасте. Отражение индивидуального жизненного пути является важной состовляющей портфолио, так как в его структуре занимает особое место в разделах «Мои жизненные планы» и др. В этой связи целесообразно обратиться к зарубежному и отечественному опыту использования принципов «папки личных достижений школьника». Именно эта попытка предпринята в предлагаемом дипломе. Понять, что такое портфолио и как оно выстраивается.

Разработанность темы. Новикова Т.Т., Прутченков А.С., Пинская М. рассматривают понятие и структуру папки личных достижений школьника (портфолио). Дается описание ее основных разделов; исследуется проблема школьной оценки и отметки.

К. А. Абульхановой, Т. Н. Березиной изучены способности личности по построению временной перспективы — планирование, своевременность. Описана связь временной перспективы личности и построения индивидуальной жизненной песрспективы.

Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, П.Балтес, О.В. Белановская, Р. Кастенбаум, В. И. Ковалев, А. А. Кроник, А. Н. Леонтьев, Н. А. Логинова Дж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, Л. Франк исследуют проблемы жизненного пути личности, стили и стратегии жизни, а также жизненную программу личности и жизненную перспективу. Л. И. Божович, Е. Р. Калитеевская исследовали особенности развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

Объект исследования: учащиеся 8-9 классов.

Предмет исследования: индивидуальный жизненный путь.

Цель исследования: Проследить особенности построения жизненного пути у подростков 8-9 классов.

Задачи реферата

Теоретические:

  1. Изучить понятие жизненного пути личности;

  2. Изучить, что представляет из себя жизненный путь подроста;

  3. Познакомиться с технологией и структурой портфолио;

  4. Проследить отражение индивидуального жизненного пути в портфолио ученика.

Эмпирические:

1.Подобрать и разработать методики для исследования индивидуального жизненного пути;

2.Провести исследование и обработать полученные данные.

3.Сделать вывод о представлениях 8-9классников о своём индивидуальном жизненном пути и возможности отражения этих представлений в их портфолио.

4.Ознакомить восьмиклассников и девятиклассников с некоторыми компонентами портфолио.

5. Проверить насколько компоненты портфолио полно отражают индивидуальный жизненный путь ученика.

Гипотезы исследования:

1.Ученики 8-9 классов, находясь в ситуации выбора профиля обучения, активно строят свой индивидуальный жизненный путь. Индивидуальный жизненный путь учеников за период обучения в 8-9 классе становится более осмысленным, детализованным, удаленным в будущее, но остается неустойчивым.

2. Автобиография как компонент портфолио, не полностью отражает построение индивидуального жизненного пути.

Методы исследования: теоретический анализ, тестовый метод, анализ результатов деятельности.

Методики исследования. «8 Шагов» (Модификация методики Н.С Пряжникова «5 шагов»); Опросник «Готовность подростков к выбору профессии»; Автобиография (рефлексия достижений); методика «Линия жизни».

Теоретическая новизна исследования. Значительное количество исследований построения индивидуального жизненного пути недостаточно описывает особенности его построения на разных возрастных и жизненных этапах. В данной работе предпринимается попытка изучить особенности построения индивидуального жизненного пути в конце подросткового возраста в период осуществления подростками профильного выбора.

Практическая значимость исследования. При изучении построения индивидуального жизненного пути учениками 8-9 классов предполагается использование модифицированных вариантов известных психологических методик. В работе предлагаются схемы анализа данных методик с позиции изучения индивидуального жизненного пути. В случае их информативности для описания индивидуального жизненного пути, возможно их использование при составлении портфолио ученика.

Структура работы. Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В I главе дипломной работы рассмотрен индивидуальный жизненный путь как построение временной перспективы и построение индивидуального жизненного пути в подростковом и юношеском возрасте.

Глава II посвящена изучению представления о своем индивидуальном жизненном пути у учащихся 8-9 классов гимназии.
Глава I. Индивидуальный жизненный путь
1. Индивидуальный жизненный путь как построение временной перспективы
В рамках темы данного исследования актуально рассмотрение личностной организации времени жизни и деятельности, т. е. той временно-пространственной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути. Исследованием жизненного пути, жизненного цикла, перспективы занимались Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, П. Балтес, Р. Кастенбаум, В. И. Ковалев, А. А. Кроник, А. Н. Леонтьев,

Н. А. Логинова, Дж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, Л. Франк и др.

Понятие жизненного пути венчает психологию личности, поскольку в отличие от других живых существ человек не просто существует и развивается во времени, но и имеет историю развития собственной личности (личностью человек не рождается; личностью он становится) (Рубинштейн С. Л., 1989).

Единицей личной жизни является жизненное отношение человека к различным явлениям и сторонам бытия. Жизненное отношение – это:

1) объективная связь между человеком и явлениями его жизни, в силу которой эти явления приобретают в контексте личной жизни определенный жизненный смысл, становятся личностно значимыми;

2) субъективная форма жизненного смысла, выраженная в различных структурах внутреннего мира личности ценностях, смыслах, идеалах и т. д.

В совокупности жизненные отношения личности образуют жизненный мир.

Центральным понятием учения С. Л. Рубинштейна о личной жизни является понятие субъекта жизни. Субъект жизни - это личность, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения и тем самым детерминирует индивидуальный жизненный путь.

Основная закономерность развития личности заключается в том, что способность быть субъектом является не только предпосылкой, но результатом жизненного пути личности, ее поступков, в которых она и выявляется, и формируется. Это принцип деятельностного опосредования, предполагающий активное вмешательство личности в естественный ход жизненных событий, перехват инициативы и принятие ответственности. Поэтом, по мнению С. Л. Рубинштейна, личность способна сбросить с себя бремя детского опыта и в любой точке круто изменить течение жизненного пути.

При всей свободе и ответственности личности за то, что она сделает с собой и в какое русло повернет свою жизнь, существуют определенные ограничения свободной воли человека. К тому же выборы человека обусловлены широким спектром факторов.

Жизненный путь трактуется как история формирования личности, обусловленная как объективными биологическими, социальными, историческими факторами, так и собственной активностью личности в качестве субъекта жизни.

Жизненный путь и отдельные деяния личности обладают следующими свойствами – субъектностью, активностью и гетеростатичностью.

Активность обнаруживается в том, что личность самостоятельно инициирует, изменяет и прекращает реализацию определенных перемен в своей жизни. Гетеростатичность означает, что личность по ходу жизненного пути стремится с максимальной полнотой материализовать смысл жизни и преобразить свою судьбу. Это требует от нее большой внутренней и внешней работы, преодоления себя и сопротивления жизненных обстоятельств, «течения жизни».

В способах переживания жизненного пути рельефно проявляется личность как субъект жизни. Разные люди потому по-разному переживают ситуации, относятся к ним. Событием является только такое изменение, которое было инициировано, реализовано самой личностью, имело для нее субъективное значение, резко переломило расстановку сил в ее жизни и побудило личность к преобразованию собственного жизненного пути. Другими словами, переживание репрезентирует личностный смысл событий жизненного пути человека (Карпинский К. В., 2001).

А. Адлер полагал, что смысл жизни является фундаментом для формирования личности. Смысл жизни оказывается первичен по отношению к жизненным целям, жизненному стилю и частным смыслам всех поступков и событий в жизни индивида. Смысл жизни - это структура личности, направляющая жизненный путь на определенные задачи и придающая ему индивидуальное значение.

В индивидуальном сознании «смысл всегда более или менее не закончен, не полон и даже не бывает вполне верным. Главное – это субъективное ощущение осмысленности жизни и наличие в ней единой смысловой направленности.

Как психолог, Адлер указывает, что смысл жизни сугубо индивидуален и нет универсального смысла, одинаково пригодного для жизни всех людей. Сколько существует людей, столько должно быть и вариантов смысла жизни (Карпинский К. В., 2001)

При изучении жизненного пути необходимо учитывать субъективность психологического времени. Категория личностного времени раскрывается через понятие активности, которая и выступает как реальная организация личностью времени жизни - использование времени, его умножение, ускорение, периодизация жизни и т. д. Тем самым определенным образом связываются объективное и субъективное время человека, сама личность рассматривается как интегратор, организатор, координатор различных времен. Личность структурирует свою жизнь, по-своему размещая во времени жизни определенные занятия, деятельности, события, отводя на них объективно и субъективно требуемое время, и трудится практически на протяжении всей жизни.

Жизненный путь невозможно разделить на универсальные кванты, хотя он имеет свои этапы. Во многих теориях жизненного пути (например, Ш. Бюлер и др.) отразилась концепция времени точных и естественных наук представление о равномерном и типичном для всех людей времени. Между тем даже в художественной литературе оказалась ярко воплощена идея различной наполненности, насыщенности и роли разных этапов в жизни человека.

Это отметили К.А. Абульханова и Т.Н. Березина, введя понятие личностной организации времени — времени жизни и деятельности. Деятельность человека существенно определяется не только его прошлым, но и будущим, так называемым «опережающим отражением». Функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает фактически непрогнозируемым. Поэтому существенной характеристикой временного будущего является то, выступает ли оно планируемым (позитивное отношение к планированию и наличие планов) или случайным (негативное отношение к планированию и отсутствие планов) (Абульханова, К. А.; Березина, Т. Н., 2001).

Следуя концепции С. Л. Рубинштейна о личности как субъекте жизни, К.А. Абульханова и Т.Н. Березина для анализа способа организации жизни предложили совокупность трех понятий: «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива»

«Жизненная линия» - это «логика» или траектория жизненного движения личности. «Жизненная линия» имеет восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный (с точки зрения самовыражения, самореализации личности), конвергентный (сходящийся в одном направлении) или дивергентный (разновариантный) характер.

Жизненная позиция есть результирующая достижений личности (и в этом смысле она аккумулирует ее прошлый опыт) и, одновременно, некоторый потенциал для будущего. И в этом качестве она связана с жизненной перспективой: достигнутые уровень и качество жизни (ценностное, духовное, материальное) открывают личности новые возможности самореализации. Если личность реализует себя в разных, не всегда оптимальных направлениях, траектория ее жизни прерывается радикальной сменой жизненных позиций, сопровождается иногда неразрешимыми противоречиями.

Жизненная перспектива. Одними психологами жизненные перспективы изучались с точки зрения сложности—простоты, отдаленности—близости, другими — исходя из соотношения прошлого, настоящего и будущего, третьими — из их ценностного содержания. К.А. Абульханова и Т.Н. Березина предложили другую классификацию жизненных перспектив:

  • психологические,

  • личностные

  • собственно жизненные.

В. И. Ковалев разработал понятие трансспективы как некоей спо­собности соединять настоящее, перспективу (будущее) и ретроспективу (прошлое).

В. Н. Дружинин предпринял попытку типологического анализа различных вариантов жизни, доступных современному человеку. По гипотезе В. Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира – социальной среды – зависят от конкретных исторических условий.

Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудно формализуемы, хотя и поддаются вербализации. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимом устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни, за которыми скрывается вполне определенная психологическая реальность:

  1. «Жизнь начинается завтра».

  2. «Жизнь как творчество».

  3. «Жизнь как достижение».

  4. «Жизнь есть сон».

  5. «Жизнь по правилам».

  6. «Жизнь – трата времени».

  7. «Жизнь против жизни» (Дружинин В. Н., 2000).

Подробное описание типов жизни, выделенных В. Н, Дружининым, см. в Приложении 1.

С. Л. Рубинштейн описывает некоторые характеристики, закономерности формирования и функционирования субъективного образа жизненного пути (Рубинштейн С. Л., 1989):

1. Субъективный образ биографии является достоянием самосознания, выступает в качестве результата самопознания и биографической рефлексии личности. Развитие самосознания личности, как правило, связано с определенными событиями реального жизненного пути личности, поэтому жизненный контекст неизменно присутствует в представлениях личности о себе.

2. Субъективный образ биографии является фундаментом, на котором строится «я» человека и держится чувство идентичности. «Относящимся к его «я» человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни».

3. В субъективную картину жизненного пути личности вбираются только самые значимые для личности события, поэтому отражение человеком собственной биографии в высшей степени пристрастно и избирательно. Не всякое событие человек признает своим, а только такое, которое определило его жизнь на более или менее длительный период.

4. Событийное содержание субъективной картины жизни характеризует направленность личности, смысл и цели ее жизни. В субъективную картину жизни, как правило, отбираются те эпизоды личной биографии, которые затрагивают определенным образом смысл жизни личности. Они же наиболее прочно запечатлеваются в субъективной картине жизни.

5. Субъективная картина жизненного пути личности хранится особым видом памяти, а именно исторической или автобиографической памятью. В исторической памяти все события четко датированы, и поэтому воспоминания личности о событиях собственной жизни отнесены к определенному периоду прошлого.

6. В субъективной картине жизненного пути отображаются события не только личной, но и социальной жизни, если они приобрели достаточно веский смысл для личности. Эти события помогают личности упорядочить события собственной жизни по временному порядку их следования. Кроме того, в субъективной картине жизни сходятся несколько систем временных координат – историческое время жизни общества и время индивидуального жизненного пути личности. Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественно-политической жизни.

7. В субъективной картине жизненного пути репрезентировано психологическое время личности в биографическом масштабе. Психологическое время личности является относительным временем самореализации личности, а психологический возраст личности – мерой реализованности смысла жизни.

8. Субъективная картина жизненного пути является психическим образом, в опоре на который личность самостоятельно управляет собственной жизнью. Самостоятельность личности предполагает умение проникнуть в содержание смысла своей жизни, ставить жизненные цели и задачи, изыскивать средства для их реализации, подгонять тактику реализации под события реального жизненного пути, прогнозировать и планировать дальнейшее развитие жизненных обстоятельств. Все эти функции осуществляются в плане субъективного образа жизненного пути личности. Поэтому формирование в структуре самосознания личности субъективной картины жизненного пути – важный этап в процессе развития субъекта жизни. Более того, субъективная картина жизненного пути содержит «жизненный замысел», который вынашивает и реализует субъект жизни. Поэтому субъективная картина жизненного пути отражает не только реалии индивидуальной жизни, но также и внутреннюю теорию ее детерминации самой личностью. Образы событий в субъективной картине жизненного пути нагружены личностными смыслами и окружены переживаниями. Эти переживания и выражают реальные мотивы, движущие жизненным путем личности, и мотивационную значимость отдельных событий. «Детерминация через мотивацию – это детерминация через значимость явлений для человека», – подчеркивает С. Л. Рубинштейн.

9. Наличие субъективной картины жизненного пути является психологическим критерием личностной зрелости. По С. Л. Рубинштейну, личностью, в первую очередь, является сознательный человек, который занял определенную позицию по отношению к различным явлениям жизни и в отношении жизни в целом. Субъективная картина жизненного пути интегрально выражает сознательное отношение человека к собственной жизни, жизненную позицию личности.

10. Субъективная картина жизненного пути личности «конденсирует» жизненный опыт личности. В спрессованном виде этот жизненный опыт способствует формированию ценной способности личности как субъекта жизни - жизненной мудрости, которая позволяет человеку адекватно осознать смысл своей жизни и приискать способы и средства для его реализации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconПрограмма курса «Профориентация» для учащихся 9 классов Педагог-психолог Могутова И. Л
Все это определяет необходимость определять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути. В связи...

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconПоложение о портфолио ученика начальных классов
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Портфолио,...

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconПамятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по...
«Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития»

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconКонспект внеклассного мероприятия по информатике турнир знатоков «Лучший исследователь»
Игра проводится между командами 8-9 классов. В каждой команде по 5-7 человек. В игре задействованы помощники из учеников обоих классов,...

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconПо итогам образовательной деятельности в 2014-2015 учебном году переведено...
Аттестовано за 2014-2015 учебный год 672 учащихся 2-11 классов. Успевают 100% учеников

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconПортфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны, структура портфолио,...
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены...

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconГоду на подготовку офицеров в Вооруженные Силы рф, обучение по основным...
...

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconМетодические рекомендации для учителей начальных классов Портфолио,...
Ульянова И. А., методист му «имц», учитель начальных классов маоу «сош№36 с уиоп»

Диплом по психологии Отражение построения индивидуального жизненного пути в портфолио учеников 8-9 классов iconАктивизация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников
Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск