Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании


НазваниеКонструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6
Исследовательская деятельность. (10 часов)

Теория:

- изучение необходимости занятия исследовательской деятельностью;

- анализ практических результатов;

- изучение проблемных вопросов;

- сравнительный анализ практических и теоретических знаний.

Практическая работа.

Определение необходимости практических занятий исследовательской деятельности и их влияние на результат тренировок путем изучения и замеров движения модели, ускорений и линейной скорости. Взаимосвязь между средней скоростью движения модели и максимальной.

Ведение учетной записи. Разработка изменений в настройке моделей, определение очередности действий. Разработка таблицы очередности настройки моделей. Сравнительный анализ записей, занесенных в таблицы на тренировках. Определение оптимальных настроек моделей. Изучение недостатков конструкций, которые не позволяют улучшить параметры модели, увеличить скорость движения, осмысление этих проблемных вопросов. Поиск путей реализации идей и разработок, инновационного подхода в решении задач ракетомодельной техники. Ведение учетной записи.

Проработка узлов и агрегатов с учетом требования конструкции моделей. Движение модели, секреты достижения высоких результатов, возможность регулировки.

Наглядные примеры эволюции развития моделей. Практические примеры.
Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа)

Метод проектов в дополнительном образовании
Современные модели образования разрабатываются на основе активных, интерактивных форм обучения и воспитания, содействующих успешной социализации, а также профессиональному самоопределению обучающихся. Содержание деятельности варьируется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования.

В основу деятельности учреждений дополнительного образования детей положены личностно ориентированные подходы, позволяющие удовлетворять образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста (социально незащищенных, инвалидов, с отклонениями в развитии, одаренных и др.), используя потенциал свободного времени. Законодательством определены задачи для этих учреждений: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Исходя из этого, метод творческого проекта в дополнительном образовании детей становится наиболее актуальным в современном обществе. Так как именно метод творческого проекта дает возможность наиболее полно раскрыть индивидуальный творческий потенциал детей, не взирая на различные категории детей.

Проектная деятельность в рамках образовательной программы протекает в условиях моделирующих работу детского объединения. В данной ситуации у обучающихся появляется возможность применять на практике получаемые знания, совершить первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать специалист конкретного творческого направления.

Метод проекта имеет свою терминологию, с которой необходимо познакомиться.

Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности образования» (1995) термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике осмысление того, что должно быть».

По Ястребцевой (1992) Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

На занятиях Изобразительного творчества под «методом проекта» по Н.И. Пьянковой подразумеваются Поисковый (Эвристический) и Исследовательский методы обучения.

Эвристический метод состоит в том, что обучающиеся решают проблемную задачу с помощью педагога, который, не подсказывая решения, ставит вопросы, помогающие решению. Педагог может подсказать, как сделать первый шаг, - это подвигнет обучающегося сделать последующие шаги. Модификацией метода является эвристическая (открывающая) беседа. Учебная деятельность развивается по схеме: педагог-обучающиеся-педагог-обучающиеся.

Характерные признаки метода:

  • знания обучающимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

  • педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

  • обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, в результате чего у них формируются прочные знания.

Исследовательский метод состоит в том, что педагог предъявляет обучающимся творческие задачи, а обучающиеся решают их самостоятельно. Смысл метода состоит в творческом добывании и применении знаний и способов деятельности, в освоении опыта творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, дифференциацию их в зависимости от подготовки и творческих возможностей обучающихся. Этот метод целиком строится на самостоятельной работе обучающегося.

Характерные признаки метода:

  • педагог вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

  • знания обучающимся не сообщаются;

  • деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.

Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом обучающихся, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

Таким образом, на сегодняшний день метод проекта становится наиболее приемлемой формой работы с детьми в системе дополнительного образования. Так как в его основе лежит творческий подход, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, критически оценивать свои результаты и результаты своих друзей.

Диапазон учебных целей метода проектов: развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Суть метода проекта – «стимулировать интерес обучающихся к овладению определенной суммой знаний и через проектную деятельность практически применить полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления».

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.

Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний. Работа с проектами занимает особое место в обучении детей и подростков, позволяя им приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.

Обучающиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:

  • иметь практическую ценность;

  • предполагать проведение обучающимися самостоятельных исследований;

  • быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;

  • быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;

  • предполагать возможность решения актуальных проблем;

  • давать обучающемуся возможность учиться в соответствии с его способностями;

  • содействовать проявлению способностей при решении задач более широкого спектра;

  • способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся с педагогом. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Этапы работы над проектом

В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.

Поисковый этап.

Поиск и анализ проблемы.

Выбор темы проекта.

Планирование проектной деятельности по этапам.

Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

Конструкторский этап.

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.

1.2 выбор технологии изготовления

1.3 экономическая оценка,

1.4. экологическая экспертиза.

2. Составление конструкторской и технологической документации.

Технологический этап.

1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

2. Выполнение запланированных технологических операций.

3. Текущий контроль качества.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный этап.

1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)
Этапы работы объединения или обучающегося над проектом:

  • выбор темы;

  • формулирование варианта проблем или работ;

  • распределение задач по группам;

  • групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта.


Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее педагогу вместе с обучающимися необходимо продумать возможные варианты проблем или творческих работ, которые важно исследовать или изготовить в рамках намеченного проекта.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Защита проектов, оппонирование.

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Характер педагогической деятельности в методе проектов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат в объединении, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное для педагога в ходе проектирования - это роль независимого консультанта.

Педагог при этом выполняет следующие функции:

  • помогает обучающимся в поисках источников информации;

  • сам является источником информации;

  • поддерживает и поощряет обучающихся;

  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате обучающиеся должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У обучающихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как обучающимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.

Можно отметить метод проектов как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности подростков, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.

Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации педагога, творческого подхода к программе, организаторских способностей.
литература:

1. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.- М., 1998.

2. Паливанова К.И. Проектная деятельность школьников. – М.:Просвещение, 2008

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-2-е изд., испр. И доп. –М.:АРКТИ, 2005.

4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности//Учитель. -2000, №4.

5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.

6. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.

7. Словарь –справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей /Сост. Л.Н.Буйлова, И.А.Дрогов и др. –М.:ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.
1. Название проекта.

2. Автор проекта.

3. Консультант по проекту.

4. Контактная информация об авторе проекта

5. География проекта.

6. Сроки реализации проекта.

7. Обоснование необходимости проекта.

8. Цель проекта.

9. Задачи проекта.

10. Кадровое обеспечение проекта.

11. Схема реализации проекта.

12. Календарный план проекта.

13. Ресурсные обеспечение проекта.

Человеческие ресурсы:

Материальные ресурсы:

Финансовые ресурсы:

14. Результативность проекта

РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВО — разработка новых технических решений, направленных на совершенствование деятельности предприятий и организаций, повышение ее эффективности.

Результатом рационализаторства являются предложения, предусматривающие изменения технических характеристик продукции, технологических процессов, машин и оборудования, организации производства и труда. Заявление на рационализаторское предложение (в необходимых случаях — с чертежами, схемами, расчетами и т. п.) подается той организации, к сфере деятельности которой оно относится, или в соответствующее министерство (ведомство), если предложение может быть использовано на многих предприятиях.
СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ

§ 1. МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Слово «модель» (от лат. modulus — мера, образец) имеет несколько смысловых оттенков и используется во многих областях науки, техники, производства, обучения. В широком смысле — это условный образ (изображение, схема, описание и т.п.) какого-либо объекта (или системы объектов), процесса или явления.

В научных исследованиях под моделью понимают такую мысленно представленную или материально реализованную, систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

В обучении, модели применяются как одно из средств наглядности. Они могут быть объектами трудовой деятельности (предметами изготовления) и способствовать воспитанию интереса, у школьников к определенному виду техники и развитию у них технических способностей.

Модели различных сооружений люди начали строить очень давно. Однако при этом они часто учитывали только геометрическое соотношение отдельных частей модели и реального объекта, не принимая во внимание различных физических явлений, связанных, например, с использованием неодинаковых материалов для их постройки. Это было причиной многих неудач, катастроф. Постепенно усилиями многих ученых была создана теория подобия, которая рассматривает подобие физических явлений.

Одним из первых применил теорию подобия при постройке модели арочного моста русский изобретатель И. П. Кулибин. Он установил, что при изменении масштаба деталей условия работы их меняются непропорционально. Например, при изменении линейных размеров модели в k раз собственный вес ее изменяется в kb раз, а площадь поперечных сечений элементов— в N раз; модели в l/k натуральной величины имеют напряжения от собственного веса в k раз меньше, чем напряжения в оригиналах.

Теория подобия применяется при постройке моделей, технических устройств и инженерных сооружений. При этом модель испытывается в условиях, близких к тем, в которых будет работать спроектированный объект. Полученные результаты используются при постройке объекта. Такой подход в технике получил широкое распространение и стал называться моделированием. Мастерски делали модели отечественные изобретатели И. П. Кулибин, А. Н. Крылов, Д. И. Журавский, В.А. Дегтярев и многие другие творцы техники.

Моделирование есть метод исследования сложных технических устройств, сооружений или процессов на их моделях одинаковой или различной физической природы с применением теории подобия при постановке эксперимента и обработке его результатов.

Потребность в моделировании возникает тогда, когда непосредственное исследование самого объекта затруднительно, дорого или требует больших затрат времени. В зависимости от характера замещаемого процесса или объекта различают прямое моделирование и метод аналогии.

Прямое моделирование основано на замещении изучаемого физического процесса подобным ему процессом той же физической природы и применяется при изучении сравнительно простых систем, например гидравлических, тепловых в случае движения однофазных сред и т. п. Все крупные гидростанции, такие, как Асуанская, Братская, Волгоградская, Саяно-Шушенская, Нурекская и другие, при проектировании исследовались в искусственно созданных руслах и водоемах на моделях, изображающих в уменьшенном масштабе эти грандиозные сооружения.

Метод аналогии используют при изучении более сложных систем, например, электрических, живых организмов, а также производственных и технологических процессов. При этом замещают изучаемые физические, химические, психологические и другие процессы подобными им процессами другой природы. Исследование проводят с помощью специальных моделей, построенных на идентичности математического описания оригинала и модели.

Следует отметить, однако, что теория подобия и основанное на ней моделирование не отражают с абсолютной полнотой все стороны и детали изучаемых явлений.

На практике применяют три способа моделирования: полное, неполное и приближенное.

При полном моделировании процессы, характеризующие изучаемые явления, подобно изменяются и во времени, и в пространстве.

При неполном моделировании процессы, характеризующие изучаемое явление, подобны частично.

В приближенном моделировании между некоторыми параметрами систем или некоторыми параметрами их режимов не существует соотношений подобия.

С точки зрения соответствия физической природы подобных явлений различают два вида подобия: физическое и математическое. Физическое подобие существует при одинаковой физической природе подобных явлений. Это значит, что механическим процессам в прототипе должны соответствовать механические процессы в подобной ему модели, электрическим процессам — электрические и т. д. Математическое подобие предполагает лишь соответствие параметров технического устройства и модели.

В технических задачах обычно выделяют еще и частные виды физического подобия. Так, о подобии движения тел говорят как о кинематическом подобии, подобие масс отдельных частей устройства называется материальным подобием, а подобие сил — динамическим. Технические устройства, подобные кинематически, материально и динамически, называют механически подобными.

Модели могут быть материальными (изготовленными из конструкционных материалов) и идеальными (существующими в воображении). К последним можно отнести условно графические изображения: схемы, чертежи, технические рисунки и т. п.

Материальные модели в зависимости от того, как они отображают изучаемые объекты, делят на группы.

Пространственно подобные модели характеризуются геометрическим подобием по отношению к изучаемому объекту. Это макеты домов, застройки поселков и городов, инструментов и приспособлений, географические макеты; биологические муляжи; модели кристаллов, молекул и т. п.; компоновки (расположение оборудования в кабинетах, мастерских, цехах).

Физически подобные модели — это модели плотин, кораблей, самолетов, , механизмов и узлов машин; модели, замещающие один вид живых организмов другим, более распространенным в биологических исследованиях, и др.

Математически подобные модели отличаются от изучаемого объекта физической природой, а отношение между изучаемым объектом и моделью выражается аналогией. Это аналоговые модели — аналоговые вычислительные машины (АВМ), электрические модели механических, тепловых, биологических процессов и т. п.; цифровые вычислительные машины (ЦВМ), различные кибернетические устройства.

Особую группу материальных моделей составляют тренажеры. Их применяют для формирования навыков в управлении сложными объектами и машинами. Физическая модель здесь сочетается с реальными приборами. Воздействие на эти приборы преобразуется в импульсы, моделирующие поведение управляемого объекта. Так, тренажеры для летчиков, управляющих вертолетами, воспроизводят у обучаемого все физические ощущения, связанные с полетом в любом направлении, подъемом и спуском вертолета.

Термин «моделирование», который широко применяется во внеклассной работе по технике, не имеет непосредственного отношения к моделированию как методу научного познания. Изготовление моделей на занятиях является одним из наиболее распространенных видов приобщения учащихся различных возрастных групп к творческой деятельности в области техники. А для многих это прикладной технический вид спорта. Модели технических объектов, изготавливаемые учащимися на уроках технического труда, внеклассных занятиях или дома, обычно называют техническими. По назначению они делятся на модели — наглядные пособия и спортивно-технические. При постройке моделей — наглядных пособий основное внимание обращают на принцип действия прототипа. При этом не так важно добиться внешнего сходства, как воспроизвести внутреннее устройство. Например, модель автомобиля должна иметь двигатель, сцепление, коробку передач, рулевое управление и т. п. При постройке спортивных моделей стремятся к тому, чтобы они либо развивали максимальную скорость, либо перемещались на большое расстояние, либо поднимали или перемещали определенный груз на заданное расстояние и т. п. Спортивные модели могут быть кордовыми (авиа -, судо -), стендовыми (авто - и судо -), с дистанционным управлением и свободно перемещающимися.

Технические модели в зависимости от того, как они отображают объект, можно разделить на модели-копии и обобщенные модели. Модели-копии отражают либо геометрическое подобие прототипа (образца), либо его физическую сущность. Они имеют внешнее сходство (форму и цвет) с прототипом, содержат большинство узлов, органы управления, двигательную установку с источником питания и могут перемещаться. Обобщенные модели не обязательно должны быть похожи по внешнему виду на прототип. Они отражают основные признаки и свойства всего класса представляемых ими машин, механизмов, сборочных единиц (узлов) и т. п. (например, модели винтовой передачи, дифференциала и др.).

Модели могут быть динамическими (действующими) и статическими (не действующими).

Учащиеся строят модели по имеющимся чертежам или прототипу, применяя при этом прямое моделирование и основываясь на неполном или приближенном подобии. Задавшись масштабным коэффициентом К, по формулам пересчитывают параметры прототипа на модель. Например, линейные размеры модели по сравнению с прототипом уменьшают в Л раз, т. е.

LM=Ln/K,

где LM — линейный размер детали модели или модели в целом; Ln— линейный размер аналогичной детали или прототипа. Такие параметры модели, как скорость движения, мощность двигательной установки, площадь конкретной детали и т.п., определяют по иным формулам. Об этом будет сказано во втором разделе.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconМетодические указания для студентов направления 262200. 62 Конструирование...
Методические указания предназначены для студентов бакалавров направления 262200. 62 Конструирование изделий легкой промышленности...

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconАннотация учебной дисциплины «Проектирование и моделирование изделий»...
Проектирование и моделирование изделий обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в области графического...

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconМетодические указания по выполнению курсового проекта По мдк 02....
Мдк 02. 02 Теоретические основы конструирования швейных изделий, профессионального модуля 02. Конструирование швейных изделий. Основная...

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconПоложение о документах о дополнительном образовании установленного образца
Ргпу им. А. И. Герцена (далее – документы), образцы бланков документов о дополнительном образовании и технические требования к ним,...

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconПоложение о документах о дополнительном образовании установленного образца
Ргпу им. А. И. Герцена (далее – документы), образцы бланков документов о дополнительном образовании и технические требования к ним,...

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconМетодические указания по курсовому проектированию удк 621. 372. 85...
Проектирование и технология деталей эс: Метод указ./ Сост. Ф. Н. Никитина; Новгу новгород, 2006

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconЗадачами производственной
Программирование мобильных устройств, Конструирование программного обеспечения, Проектирование и архитектура программных систем,...

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconЭкспертная оценка проектов
Существенным элементом инновационной системы оценивания деятельности учащихся в рамках курса «Экология. Конструирование биосферы»...

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconПорядок выдачи документов о дополнительном образовании в негосударственном...
Нчоу дпо «иппк» далее – документы, образцы бланков документов о дополнительном образовании и технические требования к ним, требования...

Конструирование (проектирование) изделий. (33 часа) Метод проектов в дополнительном образовании iconК Приказу «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем...
Описание диплома о послевузовском профессиональном образовании (интернатура, клиническая ординатура)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск