1. Цели производственной практики
Целями освоения производственной практики являются:
- повышение качества профессиональной подготовки студентов;
- закрепление полученных знаний по дисциплинам профессионального цикла;
- совершенствование навыков самостоятельной практической работы по проектированию элементов программного обеспечения. 2. Задачи производственной практики
Задачами производственной практики являются:
- получение практических навыков в области разработки современного программного обеспечения, удовлетворяющего требованиям заказчика;
- получение практических навыков при разработке программного обеспечения коллективом программистов, тестировании, внедрении и сопровождении программного обеспечения.
3. Место производственной практики в структуре ОП бакалавриата
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Современные системы программирования
Программирование мобильных устройств, Конструирование программного обеспечения, Проектирование и архитектура программных систем, Программно-аппаратные средства защиты информации
| Дипломная (выпускная квалификационная) работа
|
4. Форма проведения производственной практики
Виды деятельности бакалавра в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие логического мышления, стратегического видения ситуации, умение руководить группой людей. Производственная практика представляет собой выполнение практических работ с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, направленных на выполнение конкретных задач по автоматизации предприятия.
5. Место проведения производственной практики
Практика может проводиться на предприятиях любых форм собственности (организация, фирма, НИИ, кафедра, лаборатория и т.д.) и должна быть организована в ИТ-отделах (подразделениях).
В период практики обучающиеся подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на предприятии.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.
Обучающийся должен знать нормативные и распорядительные документы, регламентирующие деятельность предприятия, подразделений, должностные инструкции; организационную структуру предприятия, место ИТ-подразделений, их задачи и взаимодействие с другими подразделениями.
| Обучающийся должен уметь выполнять обследование объектов автоматизации, анализ предметной области в соответствии с поставленными для прохождения практики задачами; применять современные технологии разработки программного обеспечения, используемые на предприятии, для решения профессиональных задач; разрабатывать техническую документацию согласно стандартам.
| Обучающийся должен владеть навыками применения инструментальных средств разработки программного обеспечения, используемых на предприятии; навыками оформления программной документации.
| Обучающийся должен иметь представление о современных информационных технологиях, используемых на предприятии, о средствах создания, контроля качества программного обеспечения; об организации деятельности ИТ-подразделений, работы ИТ-специалистов; о решаемых задачах, связанных с разработкой и использованием ИТ, выполняемых проектов.
| У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1
| понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой
| ПК-2
| способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования
| ПК-3
| готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности
| ПК-4
| готовность обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности
| ПК-5
| умение готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях
| ПК-6
| способность формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта
| ПК-7
| способность выполнить начальную оценку степени трудности, рисков, затрат и сформировать рабочий график
| ПК-8
| способность готовить коммерческие предложения с вариантами решения
| ПК-9
| выпускник должен демонстрировать; знакомство с архитектурой ЭВМ и систем
| ПК-10
| умение применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов
| ПК-11
| навыки чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации
| ПК-12
| навыки моделирования, анализа и использования формальных методов конструирования программного обеспечения
| ПК-13
| способность оценивать временную и емкостную сложность программного обеспечения
| ПК-14
| способность создавать программные интерфейсы
| ПК-16
| навыки использования различных технологий разработки программного обеспечения
| ПК-17
| умение применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения
| ПК-19
| понимание стандартов и моделей жизненного цикла
| ПК-20
| навыки проведения практических занятий с пользователями программных систем
| ПК-15
| навыки использования операционных систем, сетевых технологий, средств разработки программного интерфейса, применения языков и методов формальных спецификаций, систем управления базами данных
| ПК-18
| понимание концепций и атрибутов качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества
| ПК-21
| способность оформления методических материалов и пособий по применению программных систем
| ПК-22
| понимание классических концепций и моделей менеджмента в управлении проектами
| ПК-23
| понимание методов управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения
| ПК-24
| понимание основ групповой динамики, психологии и профессионального поведения, специфичных для программной инженерии
| ПК-25
| понимание методов контроля проекта и умение осуществлять контроль версий
| ПК-26
| понимание основных концепций и моделей эволюции и сопровождения программного обеспечения
| ПК-27
| понимание особенностей эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграцию и рефакторинг)
|
|
7. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единиц, 6 недель, 324 академических часа.
№ п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу обучающихся
| Трудоемкость в часах
| Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
|
| 6 семестр
| 1
| Знакомство со структурой подразделения, ознакомление с техническими средствами выделенного рабочего места, инструктаж по технике безопасности, производственный инструктаж
| Ознакомление с техническими средствами, подготовка к собеседованию по технике безопасности
| 6
| собеседование
| 2
| Получение задания на практику, его детализация
| Анализ полученного задания
| 4
|
| 3
| Ознакомление с маршрутом (функционалом) проектирования в предложенной среде
| Освоение технологий проектирования
| 8
| собеседование
| 4
| Освоение программного обеспечения, требуемого для выполнения полученного задания
| Освоение методик использования программных средств
| 16
| собеседование
| 5
| Сбор, обработка и систематизация фактического и учебно-методического материала
| Сбор, обработка и систематизация фактического и учебно-методического материала
| 16
| собеседование
| 6
| Синтез структуры разрабатываемого модуля приложения в соответствии с требованиями технического задания
| Знакомство с методами и алгоритмами работы компонентов программных комплексов
Разработка диаграмм классов, модели данных. Разработка топологии
| 16
| оценка результатов
| 7
| Моделирование работы полученной структуры модуля
| Анализ полученной структуры либо тестирование разработанного программного модуля
| 16
| оценка результатов
| 8
| Анализ полученных результатов
| сам. работа
| 12
| оценка результатов
| 9
| Оформление отчета по практике
| сам. работа
| 10
| отчет с выводами и
предложениями
| 10
| Защита отчета по практике
|
| 4
| зачет
по практике
|
| 8 семестр
| 1
| Знакомство со структурой подразделения, ознакомление с техническими средствами выделенного рабочего места, инструктаж по технике безопасности, производственный инструктаж
| Ознакомление с техническими средствами, подготовка к собеседованию по технике безопасности
| 8
| собеседование
| 2
| Получение задания на практику, его детализация
| Анализ полученного задания
| 8
|
| 3
| Ознакомление с маршрутом (функционалом) проектирования в предложенной среде
| Освоение технологий проектирования
| 16
| собеседование
| 4
| Освоение программного обеспечения, требуемого для выполнения полученного задания
| Освоение методик использования программных средств
| 34
| собеседование
| 5
| Сбор, обработка и систематизация фактического и учебно-методического материала
| Сбор, обработка и систематизация фактического и учебно-методического материала
| 34
| собеседование
| 6
| Синтез структуры разрабатываемого приложения в соответствии с требованиями технического задания
| Знакомство с методами и алгоритмами работы компонентов программных комплексов
Разработка диаграмм классов, модели данных. Разработка топологии
| 40
| оценка результатов
| 7
| Моделирование работы полученной структуры разрабатываемого приложения
| Анализ полученной структуры либо тестирование разработанного приложения
| 32
| оценка результатов
| 8
| Анализ полученных результатов
| сам. работа
| 26
| оценка результатов
| 9
| Оформление отчета по практике
| сам. работа
| 14
| отчет с выводами и
предложениями
| 10
| Защита отчета по практике
|
| 4
| зачет
по практике
|
| ИТОГО:
|
| 324
|
|
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике
Во время проведения производственной практики используются следующие технологии: индивидуальное обучение приемам работы и настройки сред программирования, правилам организации построения программного кода, обучение методикам обработки и интерпретации информационного обеспечения инженерных процессов, коллективная система разработки программных проектов. Предусматривается проведение самостоятельной работы обучающихся под контролем руководителя практики от производства на всех этапах работ и обработки получаемых данных. Осуществляется обучение правилам написания инструкций для пользователей разрабатываемого приложения.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающегося на производственной практике
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
1. Технологические и функциональные стандарты.
2. Современные модели и методы оценки качества программного обеспечения.
3. Требования к информационной системе.
4. Содержательные алгоритмы обработки информации.
5. Современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии.
6. Проектирование модели данных информационной системы.
7. Проектирование приложений как компонента информационной системы.
8. Проектирование инфраструктуры информационной системы.
9. Проектирование защиты и безопасности информационной системы.
10. Управление проектом на этапе создания детальных проектов компонентов информационной системы.
11. Тестирование и отладка программного кода.
12. Менеджмент качества ИТ-проекта.
13. Методы и средства обеспечения информационной безопасности.
14. Рынок программно-технических средств.
15. Внедрение, адаптация и настройка инженерных информационных систем. 10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Обучающийся должен предоставить по итогам практики:
1) Дневник производственной практики;
2) Индивидуальное задание на производственную практику;
3) Отчет по производственной практике.
В процессе оформления документации обучающийся должен обратить внимание на правильность оформления документов.
В дневнике должны быть отражены результаты текущей работы и выполненные задания. Дневник производственной практики заполняется лично обучающимся.
Записи о выполненных работах производятся по мере необходимости. Достоверность записей проверяется руководителем от предприятия и заверяется его подписью.
После окончания производственной практики организуется защита отчета по всем разделам практики. В результате обучающемуся на основе персональных оценок по каждому разделу практики и защиты отчета выставляется окончательная оценка по производственной практике.
Основные критерии оценки практики:
- деловая активность студента в процессе практики;
- производственная дисциплина студента;
- устные ответы студента при защите отчета;
- качество выполнения отчета о практике;
- оценка руководителей практики от предприятия и кафедры.
Отчет по практике должен иметь описание проделанной работы и быть представлен в электронном виде и на бумажном носителе.
Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных ГОСТом.
Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку бакалавра. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики
№
| Перечень основной производственной и дополнительной литературы по темам практики (с указанием количества экземпляров в библиотеке), программное обеспечение и Интернет-ресурсы, а также другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое и информационное обеспечение
| Основная производственная литература
| 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
| Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". - М. : Омега-Л, 2007. - 19 с.
Макконнелл, С. Совершенный код. Мастер-класс : практ. рук. по разраб. програм. обеспечения / [пер. с англ. под общ. ред. В. Г. Вшивцева]. - М. : Рус. Ред., 2007. - 896 с.
Оскерко, В. С., Пунчик, З. В. и др. Технологии баз данных : учеб. пособие для вузов. - Минск : Изд-во БГЭУ, 2007. - 171 с.
Эспозито, Д. Microsoft ASP.NET 2.0. Углубленное изучение : пер. с англ. : мастер-класс. - СПб. : Питер, 2007. - 592 с.
Алексеев, В. Е., Таланов, В. А. Графы и алгоритмы. Структуры данных. Модели вычислений : учеб. - М. : Интернет-Ун-т информ. технологий, 2006. - 320 с.
Канер С., Фолк Дж., Кек Нгуен Е. Учебно-исследовательская работа в семестре: Пер. с англ. - К: ДиаСофт, 2001. - 544 с.
Тамре Л. Введение в Учебно-исследовательская работа в семестре. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - С. 368.
| 3 3 5 3 2 3 3
| Дополнительная литература
| 1. 2. 3. 4.
5.
6. 7. 8.
9. 10.
11.
12.
13.
14.
15. 16.
17.
| Иан С. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.-624 с.
Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических
информационных систем: учеб. для экон. вузов. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 347 с.
Иванова Г.С. Объектно-ориентированное программирование: учеб. для вузов. - 2-е изд. - М. :
Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. - 367 с.
Калбертсон Р., Браун К., Кобб Г. Быстрое тестирование. – М.: Вильямс , 2001. – 384 с.
Kaner C., Bach J., Pettichord B. Lessons Learned in Software Testing. - Wiley, 2001. – 352 с.
Мартин Фаулер Архитектура корпоративных программных приложений. Москва. Изд. Вильямс 2004.
К. Гецци, М. Джазайери, Д. Мандриоли .Основы инженерии программного обеспечения. - Санкт-Петербург БХВ 2005.
Э. Таненбаум, М. Стеен Распределенные системы. Принципы и парадигмы. - Питер 2004.
Д. Макгрегор, Д.Сайкс. Тестирование объектно-ориентированного программного обеспечения. 2002.
Beck. Test-Driven Development: By Example. Addison-Wisley, 2003.
Э.Салливан .Время-деньги. - Microsoft Press, Русская редакция. - М., 2002.
Бек, К. Экстремальное программирование. Библиотека программиста. СПб.: Питер, 2002.
Болски М. Язык программирования Си: справочник. М.: Радио и связь, 1988, 96 с.
ДКерниган Б.В., Плоджер Ф.Д. Элементы стиля программирования. М.: Радио и связь, 1989, 304 с.
Керниган Б.В., Ритчи Д., Плоджер Ф.Д. Язык программирования Си. Задачи по языку Си. М.: Финансы и статистика, 1985, 279 с.
Программирование на языке C : пер. с англ. / С. Кочан. - 3-е изд. - М. : Вильямс, 2007. - 489 с.
Шнейдерман Б. Психология программирования. М.: Радио и связь, 1984, 304 с.http://programmersclub.ru/21/
| 1 3 1 1
1
1
1 1
1
1 1
1
1
1
1
1 1
1
| Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
| 1. 2.
3.
4.
5. 6. 7. 8.
9. 10. 11.
| Портал об автоматизированном тестировании ПО [Электронный ресурс]. -
http://automated-testing.info/tools/performance-testing
Microsoft Solution Framework White Paper June 2002, http://www.microsoft.com/msf/
Sun Microsystems. Java Language Specification, http://java.sun.com/j2se/
Object Management Group's Unified Modeling Language http://www.omg.org/uml/
Сервер информационных технологий [Электронный ресурс]. – Режим
доступа к сайту: http://citforum.ru/ свободный.
Интерфейс. Портал по ИТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.interface.ru/home.asp свободный.
AlgoList – алгоритмы, методы, исходники [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http://algolist.manual.ru/ свободный.
RSDN [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.rsdn.ru/ свободный.
Интернет-Университет Информационных Технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.intuit.ru/ свободный.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.ict.edu.ru/ свободный.
Центр образовательных ресурсов Microsoft [Электронный ресурс]. – Режим доступа к сайту: http://www.microsoft.com/rus/education/highereducation/faculty/resource-center.aspx свободный.
|
11. Материально-техническое обеспечение производственной практики
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| IT-отдел предприятия
| Операционная система Windows, Linux, Mac OS.
| Обучающее
| IT-отдел предприятия
| Программа VS.Net, Java, Perl, Python и др.
| Обучающее
| IT-отдел предприятия
| Офисный интегрированный пакет Microsoft Office 2010.
| Обучающее (для подготовки отчета)
|
12. Обязанности обучающегося (практиканта) при прохождении производственной практики
Права обучающегося:
знакомиться со структурой, организацией деятельности организации (предприятия);
участвовать при выполнении непосредственной работы над индивидуальным заданием;
обращаться к руководителям практики по вопросам практики.
Обязанности обучающегося:
в соответствии с приказом прибыть к месту прохождения практики в указанное время;
соблюдать распорядок дня практики. Проявлять дисциплинированность и исполнительность;
выполнять программу практики в полном объеме;
выполнять поручения и задания руководителей практики;
проявлять творческий и деловой подход при выполнении поручений и заданий руководителей практики;
составлять отчеты и схемы, предусмотренные программой прохождения практики;
в конце каждого рабочего дня делать записи о выполненной работе в дневнике практики;
по окончании практики заполнить дневник практики, подготовить отчет о прохождении практики, соответствующие приложения и блок-схемы;
представить на кафедру: отчет о прохождении практики, с приложениями (+ СD), дневник практики;
13. Обязанности руководителя практики от кафедры
определить в соответствии с программой практики конкретные мероприятия с участием (или в присутствии) обучающихся, разъяснить при необходимости смысл, содержание и назначение отдельных действий;
представлять информацию о каждом прикрепленном обучающемся с оценкой его теоретических знаний;
подписать отчет обучающегося о практике, при необходимости внести в отчет замечания и предложения по работе обучающегося и совершенствованию организации практики.
Обязанности руководителя практики от предприятия
предварительно согласовывать вопросы организации практики с руководством практики;
обеспечить личную безопасность обучающимся;
принять участие в закреплении соответствующих руководителей практики за обучающимися в общем инструктаже, проводимом непосредственно после начала практики;
организовывать групповые и индивидуальные консультации, дополнительные занятия по вопросам и проблемам, возникающим во время прохождения практики;
осуществлять ежедневный контроль и оказывать постоянную помощь по вопросам, возникающим в ходе практики;
изучить и обобщить результаты практики, организовать защиту отчета обучающимися по материалам практики;
по итогам практики подготовить отчет о работе обучающихся, указав положительный и отрицательный опыт и предложения по совершенствованию практики.
14. Дополнения и изменения в рабочей программе практики на учебный год _____/______
| Следующие записи относятся к п.
| Автор
| Зав. кафедрой
|
|
Принято УМУ______________________________ Дата:_____________________ |