Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2


НазваниеГрецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2
страница1/50
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
Посвящается памяти

Грецкого Милия Николаевича -

выдающегося философа-марксиста

и очень хорошего человека

Vladislav Bugera

ESSENCE OF MAN

2

Владислав Бугера

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

3

УДК ББК

Рецензенты: А. X. Махмутов - главный редактор журнала "Экономика и управление", академик АН Республики Башкортостан, доктор экономических наук, профессор

А. Ф. Кудряшев - председатель секции "Онтология" головного совета "Философия" Министерства образования и науки РФ, зав. кафедрой философии и методологии науки Башкирского гос. университета, доктор философских наук,

профессор

Бугера В. Е.

Сущность человека / В. Е. Бугера. -, 2005. - с.

ISBN

В книге излагается оригинальная авторская концепция сущности человека как совокупности отношений собственности и управления. Автор доказывает свои утверждения, опираясь на богатейший фактический материал, касающийся всех основных сторон человеческого бытия - от экономики до человеческой сексуальности, от семейных отношений до политики, от индивидуальной и массовой психики до религии. В этой книге читатели откроют для себя неожиданные подходы к объяснению таинственнейших и важнейших явлений человеческого существования - от гомосексуальности до веры в бога и бессмертие души, от экономических и политических кризисов до невротических комплексов и психозов.

Для философов, экономистов, социологов, историков и психологов, а также всех, кто интересуется теми актуальными проблемами, которые рассматриваются в рамках соответствующих наук.

Bugera V. Е.

Essence of Man / V. Е. Bugera. -, 2005. - p.

ISBN

The original author's conception of the essence of man as the totality of the relations of property & management is stated in the book. The author argues his statements on the basis of the rich factual material from all basic sides of human being - from economy to human sexuality, from family relations to policy, from individual & mass psychics to religion. Readers will discover in this book the unexpected approaches to the explanation of most mysterious & important phenomena of human existence - from the homosexuality to the belief in god & in immortality of soul, from the economical & political crises to the neurotic complexes & psychoses.

The book can be useful not only for professional philosophers, economists, sociologists, historians & psychologists but also for all people who are interested in the actual problems of these sciences.

ISBN © В. E. Бугера, 2005

4

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................8.

Глава 1. Сущность и классификация отношений собственности и управления.

1. Что такое собственность?...................................................................9.

2. Классификация отношений управления и собственности........................... 17.

3. Сущность разделения труда................................................................33.

Глава 2. История человечества до капитализма в свете концепции трех типов отношений управления и собственности.

1. Первобытное общество......................................................................50.

2. Переход от первобытного к классовому обществу.................................... 62.

3. Государство.................................................................................... 70.

4. Докапиталистические способы производства и общественно-экономические формации..........................................................................................75.

5. Эксплуатация...................................................................................91.

Глава 3. Капитализм и неоазиатский способ производства.

1. Капитализм с точки зрения

концепции трех типов собственности и управления.....................................98.

2. Неоазиатский способ производства..................................................... 116.

3. Нация как тип общности, соответствующий капитализму и неоазиатскому общественному строю.

а) Что такое нация?...................................................................... 129.

б) Национальная культура: предыстория и современное состояние.......... 132.

в) Причины распада СССР............................................................. 148.

4. Семейные отношения при капитализме и неоазиатском строе..................... 150.

5

5. Дискуссии о классовой природе СССР.................................................. 153.

6. Упадок капитализма и неоазиатского строя.

а) Загрязнение окружающей среды..................................................163.

б) "Работа в три раза смертельнее, чем война".................................... 166.

в) Неизбежность третьего империалистического передела мира.............. 167.

г) Деньги при монополистическом капитализме и неоазиатском строе...... 187.

д) Взлет и упадок неоазиатского строя.............................................. 195.

Глава 4. Анализ роли отношений собственности и управления в формировании мотивации, психологического облика индивидов и масс и их духовной культуры (на примере современного российского пролетариата).

1. Исчез ли пролетариат?......................................................................212.

2. Революционно-социалистическая психология раннего пролетариата:

причины ее возникновения и исчезновения...............................................215.

3. Психологический облик и революционное сознание

российского пролетариата конца XIX - начала XX вв...................................231.

4. Классовая борьба, психология и сознание

класса государственных рабочих в СССР..................................................236.

5. Почему исчезла революционность и социалистичность

русской интеллигенции в СССРовские и послеСССРовские времена?..............256.

6. Реставрация капитализма

и формирование современного СНГовского пролетариата.............................263.

7. Современное состояние рабочего класса России (и СНГ вообще).................270.

8. Итоги и перспективы........................................................................ 301.

Глава 5. Сущность человека как совокупность отношений собственности и управления.

1. Отношения управления и собственности -

субстанция общества...........................................................................325.

2. Пять влечений, непримиримо противоречащих друг другу.........................330.

6

3. Эрих Фромм и воевода Дракула..........................................................364.

4. Загадка гомосексуальности................................................................382.

Библиография................................................................................... 403.

7

Автор выражает глубокую признательность

другу, товарищу и сотруднику Александру

за неоценимую помощь в теоретической работе

Введение.

Автор книги, предлагаемой вниманию читателей, исходит из широко известного утверждения Маркса, согласно которому "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" [393, с. 3]

Но то, что автор книги исходит из этого утверждения, вовсе не означает, что он принимает его на веру. Приведенный выше Марксов тезис вовсе не берется автором за аксиому: автор исходит из него совсем в другом смысле... Он берет этот тезис, рассматривает через его призму человеческое бытие - и проверяет: действительно ли все явления человеческого существования могут быть объяснены как различные проявления совокупности всех общественных отношений? Если не могут - значит, Маркс ошибался, но если и правда могут, то он был прав... Если окажется верным последнее, то автор собирается еще и уточнить, насколько именно Маркс был прав -и не следует ли, приняв его вышеприведенное определение сущности человека, как-либо уточнить, дополнить его. Вот ради чего, собственно говоря, и было предпринято исследование, изложением результатов которого является данная книга.

Разумеется, это исследование начинается с исследования самих общественных отношений. Последнее автор, опять-таки исходя из марксистской традиции, решил начать с выяснения вопроса: что такое собственность?

8

Глава 1. Сущность и классификация отношений собственности и управления.

1. Что такое собственность?

Начнем выяснять, что такое собственность, с самого простого: почитаем, какие определения дают этому понятию специалисты. Для начала возьмем несколько отечественных словарей.

«СОБСТВЕННОСТЬ, исторически определенный обществ, способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления. С. всегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи»[683, с. 619].

Определение собственности как способа присвоения относится к дефинициям типа «веревка есть вервие простое». Беда в том, что для того чтобы понять, что такое присвоение, нам уже надо знать, что такое собственность. Во всяком случае, ясно, что автор статьи в словаре считает собственность отношением между людьми.

«СОБСТВЕННОСТЬ - отношения людей по поводу присвоения создаваемых в производстве материальных благ»[525, с. 269].

«СОБСТВЕННОСТЬ - отношения людей друг к другу по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ»[524, с. 404].

«СОБСТВЕННОСТЬ - объективные экономические отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения материальных благ»[316, с. 129].

Как видим, в советской политэкономии сложилась устойчивая традиция понимания собственности как отношений между людьми, людей друг к другу по поводу тех или иных объектов. Но вот перед нами усложненная вариация на эту тему, принадлежащая современному марксистскому автору:

"Собственность есть не вещь и не отношение человека к вещи, взятое само по себе. Собственность есть отношение между людьми, но такое, которое проявляется в их отношении к вещам. Или, иначе, собственность есть отношение людей к вещам, но такое, в котором проявляются их отношения друг к другу. Собственность - такое отношение людей по поводу вещей, которое наделяет и людей, и вещи особыми социальными качествами: делает людей собственниками, а вещи - их собственностью. Каждая вещь в человеческом обществе всегда обладает этим социальным качеством. Она всегда является не только потребительной ценностью, но обязательно одновременно и чьей-то собственностью (индивида, группы индивидов или даже общества в целом)[593, с. 241].

Посмотрим, что на сей счет имеется у классиков марксизма.

«В каждую историческую эпоху собственность развивалась различно и при различных общественных отношениях. Поэтому определить буржуазную собственность - это значит не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства.

Стремиться дать определение собственности как независимого отношения, как особой категории, как абстрактной и вечной идеи значит впадать в метафизическую или юридическую иллюзию»[394, с. 168].

«... частная собственность, например, представляет собой не простое отношение и уж совсем не абстрактное понятие или принцип, а всю совокупность буржуазных производственных отношений»[394, с. 318].

9

Все это написано в марксовой «Нищете философии». Итак, отношения собственности - это не одна из разновидностей производственных отношений, а просто все производственные отношения на каждом данном этапе их развития, взятые в целом как единая система. Философский энциклопедический словарь, цитирующий «Нищету философии», воспроизводит эту концепцию; однако другие упомянутые нами словари ни словом не упоминают о ней, позволяя понимать данные в них определения собственности так, как если бы речь шла об особом виде производственных отношений. И действительно, как иначе истолковать такую фразу: «...марксистско-ленинская теория рассматривает собственность как основное производственное отношение между людьми, классами общества, выраженное через их отношение к вещам...»[525, с. 269].

Раз основное - значит, не единственное, значит, отличное от других, взятых хоть в целом, хоть по отдельности. Отношения, лежащие в основе других отношений, каждого по отдельности или взятых в целом, - вовсе не то же самое, что единство, целостность, система этих самых «других отношений». Если есть отношения собственности, лежащие в основе всех буржуазных производственных отношений, то для их определения недостаточно описать последние. В данном случае буржуазные отношения собственности необходимо вычленить из всей совокупности буржуазных производственных отношений, определить как абстрактное понятие, а тогда уже приступать к исследованию их взаимосвязи с остальными производственными отношениями капиталистического общества.

Концепция собственности, данная в «Нищете философии», - не единственная, которую мы находим у Маркса. Через десять лет он писал совсем другие вещи:

«...первоначальные условия производства выступают как природные предпосылки, как природные условия существования производителя... Его собственность, т.е. отношение к природным предпосылкам его производства как к принадлежащим ему, как к своим собственным, опосредована тем, что он сам является естественным членом общины»[405, с. 478-479].

«Собственность означает, следовательно, первоначально не что иное, как отношение человека к его природным условиям производства как к принадлежащим ему, как к своим собственным, как к предпосылкам, данным вместе с его собственным существованием, - отношение к ним как к природным предпосылкам его самого, образующим, так сказать, лишь его удлиненное тело»[405, с. 480].

«...собственность означает принадлежность индивида к какому-либо племени (коллективу) (означает иметь в нем основу для своего субъективно-объективного существования), а через посредство отношения этого коллектива к земле как к своему неорганическому телу - отношение индивида к земле, к внешнему первоначальному условию производства (так как земля есть одновременно и сырье, и орудие, и плод) как к неотъемлемой предпосылке его индивидуальности, к способу существования последней. Мы сводим эту собственность к отношению к условиям производства»[405, с. 481].

«...собственность является только сознательным отношением к условиям производства как к своим собственным (для отдельного человека это отношение создано общиной, объявлено в ней законом и гарантировано общиной)»[405, с. 482-483].

Итак, собственность - это отношение человека к объекту. Хотя Маркс и оговаривается, что это отношение опосредовано «общиной», «коллективом», а значит, отношениями людей друг к другу - и не может существовать иначе, но это не меняет того, что такое отношение является отношением людей друг к другу по поводу данного объекта лишь во вторую очередь. Изначально, само по себе оно

10

является именно отношением человека к объекту - неодушевленной вещи, животному или рабу. Согласно этой концепции собственности, моя собственность на лежащие в моем кармане деньги - это прежде всего отношение между мною и самими этими деньгами, и лишь потом, «постольку-поскольку», отношение между мной и другими людьми по поводу них.

Как видим, Маркс за свою жизнь создал несколько разных концепций собственности . Лучший способ решить, какая из них правильнее, - выработать свою собственную концепцию и уже с ее позиций оценивать все остальные, в том числе и марксовы. Итак, что же такое собственность?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Похожие:

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconМилия Николаевича Грецкого
Редакционная коллегия журнала «Альтернативы» с глубо­кой скорбью сообщает о кончине доктора философских наук, про­фессора, нашего...

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconБиография А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977), выдающегося...
«Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие»: The Bhaktivedanta Book Trust; 2010

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconПамятка клиницисту Ни для кого не секрет, что сегодня очень сложно...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconЮрий Николаевич Рерих письма том II 1936-1960 Москва, 2002
Полное собрание писем выдающегося русского востоковеда и лингвиста Юрия Николаевича Рериха за 1936-1960 гг из архива Международного...

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconЮрий Николаевич Рерих письма том I 1919-1935 Москва, 2002
Полное собрание писем выдающегося русского востоковеда и лингвиста Юрия Николаевича Рериха за 1919-1935 гг из архива Международного...

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком...
Охватывает период с момента утверждения в должности первого Уполномоченного Дульнева Бориса Николаевича (с 18. 10. 2007 года) по...

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconКонтрольная работа
Перепишите следующие предложения, переведите их, обращая внимание на особенности перевода man с глаголами

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconНовости образования. Дайджест сми
Мы очень много работали по развитию школьной инфраструктуры. Мы очень много работали по повышению профессионализма наших педагогов....

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconМероприятие «Права человека», посвящённое 60-летию со дня подписания...
Оборудование: Всеобщая Декларация прав человека; Правила обращения с жалобами в Европейскую комиссию и Европейский суд по правам...

Грецкого Милия Николаевича выдающегося философа-марксиста и очень хорошего человека Vladislav Bugera essence of man 2 iconПрограмма «Правовая помощь» Семинар «Права человека и гендерная идентичность»
Очень важно установление контактов с врачами. Их заключение имеет первостепенное значение для всей процедуры смены документов. В...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск