Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие


НазваниеДесять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие
страница1/8
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)_______________________________________________
Кафедра теологии

А.В. СКВОРЦОВА


ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ В ИХ ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ
Учебное пособие

Москва – 2015

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

Кафедра теологии

А.В. СКВОРЦОВА


ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ В ИХ ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ

Учебное пособие
Рекомендовано редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия по дисциплине

«Культурно-религиозное наследие России» для студентов

всех специальностей университета


Москва – 2015

УДК 24:28

С 48


Скворцова А.В. Десять заповедей Божиих в их христианском понимании. Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2012. - 102 стр.


В учебном пособии рассматривается христианское понимание Десяти ветхозаветных заповедей Божиих, их влияние на жизнь личности и государства. Для студентов всех специальностей, изучающих предмет «Культурно-религиозное наследие России».


Рецензенты: доцент кафедры экономики, организации производства и менеджмента Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), к.э.н. Моргунов В.М., профессор Государственной академии славянской культуры, д. ф. н. Мельник В.И.
©МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ), 2015
Cодержание
Введение

Первая заповедь

Вторая заповедь

Третья заповедь

Четвертая заповедь

Пятая заповедь

Шестая заповедь

Седьмая заповедь

Восьмая заповедь

Девятая заповедь

Десятая заповедь

Заключение

Литература

Введение
Человек постоянно сталкивается с ситуацией выбора между добром и злом. Иногда от этого зависят чужие судьбы, а последствия решений растягиваются на годы вперед. Таким выбором незаметно формируется характер. Совершенные поступки рождают привычку, которая затем сама влечет за собою личность, уже не спрашивая согласия воли. На свой страх и риск каждый из нас чертит тот неповторимый рисунок, который именуется судьбой и незримо умещается между двумя датами на надгробье.

Чем же руководствоваться в той или иной нравственно трудной ситуации? Как себя вести? На что опереться, чтобы сделать серьезный шаг?

Любое общество имеет свои моральные устои, поощряет согласие с ними и осуждает нарушения их. Оно создает определенный психологический климат, который побуждает вписываться в установленные рамки поведения.

Кроме того, в самом человеке существует «естественный нравственный закон», иначе называемый совесть, который изнутри подталкивает к порядочности и благородству. Даже блуждающий в иллюзиях вседозволенности наталкивается на нее порой, как на скалу, о которую разбиваются его самолюбивые притязания.

Достаточно ли этого всего, чтобы отрегулировать отношения между людьми, обеспечить социальную стабильность?

Христианство утверждает тесную связь этики и религии. Они полноценно не могут существовать одна без другой. Когда нормы добродетели понимаются только как результат обычаев и традиций, имеющих чисто земное историческое происхождение, то происходит следующее.

Во-первых, теряется категоричность и обязательность нравственных требований. Возникает возможность для рассуждений такого типа: «Нормы морали придумали такие же люди, как я. Почему же, если мне хочется, я не могу их переступить? Особенно если никто об этом не узнает. А со своей совестью можно договориться, сжать ей горло, чтобы не беспокоила по ночам».

Во-вторых, понимание истины дробится на множество мнений и точек зрения. Ее границы становятся расплывчатыми и туманными. У каждого правда своя, и в итоге никто не может договориться о самых простых вещах. До сих пор современное общество не пришло к единой моральной оценке клонирования, абортов, эвтаназии, пластической хирургии. И вот, вместо того, чтобы на основе общих духовных ценностей и понятий о чести сообща строить сильное государство, люди расходуют время в бесконечных рассуждениях о границах дозволенного или недозволенного.

Здесь не помогут утверждения типа «каждый сам решает для себя, как ему себя вести» или «неважно, что человек делает, главное, чтобы не вредил другим». Любой из нас теснейшим образом связан с теми, кто его окружает и способен невольно увлечь их силой своего примера. Даже сидя дома и тихо пьянствуя, формально не нанося этим никому ущерба, только разрушая самого себя, человек лишает ближних той пользы, которую мог бы принести, избрав другой, более благородный жизненный путь.

В-третьих, даже при искреннем желании следовать добрым нравственным принципам, это трудно, потому что они, покоясь на слабом основании человеческих обычаев, не имеют абсолютной прочности и непререкаемого авторитета. Нельзя быть безусловно уверенным в их правильности, так как они могут меняться от эпохи к эпохе, от цивилизации к цивилизации. В Древней Спарте, например, считалось обычным убивать хилых и болезненных детей, что возмутило бы теперь гуманистическое сознание. Прелюбодеяние, считающееся сегодня сугубо личной, внутрисемейной проблемой, в древнем ветхозаветном Израиле публично каралось побиением камнями, а в советское время виновного прорабатывали на партийных или рабочих собраниях.

В-четвертых, атеизм, изгнав из мироздания Бога, а из человека душу, вынужден объяснять все движения нашей психики, в том числе и нравственного порядка, физико-химическими процессами в головном мозге и нервной системе. Движение и взаимодействие молекул — это естественные, закономерные явления природы. А в природе нет морали! Цапля ест лягушку, лягушка ест комара, комар сосет кровь. Такие факты не могут быть описаны в категориях добра и зла. Соответcтвенно, один из нас дал хлеб голодному, другой отнял этот хлеб, это также не заслуживает ни похвалы, ни порицания, потому что обусловлено механическим действием в организме тех или других молекул и атомов, на которые повлиять мы, как известно, не в силах, а если кто-то и сумел повлиять, то это опять же не его заслуга, а тех же самых молекул и атомов в его мозге, и так далее.

Таким образом, атеизм последовательно приводит к аморальности и упразднению человеческой свободы, что отмечал еще Ф.М. Достоевский: «Если Бога нет, то все позволено». Знание этого присутствует в исторической памяти народов, и подсознательно мы боимся доверять тому, у кого нет в сердце ничего святого. Не случайно даже на долларовых бумажках написана фраза «In God we trust» («Мы верим в Бога»), что в свое время служило порукой обеспеченности купюры золотым запасом.

Можно быть порядочным человеком, не веря ни в какое потустороннее бытие и загробное воздаяние. Но реальность показала: как только в какой–либо теории изгоняется из мироздания Творец, в ней начинает часто провозглашаться ведущим мотивом существования людей вражда и соперничество: в марксизме - борьба классов, в фашизме – наций, в дарвинизме – видов, в капитализме – конкурентов.

Нравственные законы тогда приобретают безусловную обязательность и неизменность, когда воспринимаются как голос Божий, когда осознается их надмирное происхождение. Тогда эти принципы не так-то легко разбиваются при столкновении с жизнью: даже при возникновении сильного искушения имеется точка опоры вне своего «я», порой такого слабого под напором страстей.

Христианство, понимая человека как единство двух начал - материального и духовного - тела и души, тем самым извлекает его из «порабощения вещественным началам». Если тело его живет всецело в зависимости от стихийно-природных сил, то дух, возвышаясь над временем и тяготеньем, делает нас способными к свободным и самостоятельным поступкам. «Я мал и велик, смиренен и высок, смертен и бессмертен, я земной и небесный, первое во мне - от дольного мира, второе - от Бога, одно - от плоти, другое от духа», - писал святитель Григорий Богослов [1].

Кто, живя в стране, юридически не подчинен ее конституции? Посол иностранной державы. Вот и человек, благодаря его двусоставности, не исчерпывается в своей сложности закономерностью материального бытия и отличается от прочих существ способностью к действиям, необъяснимым с точки зрения физиологии. Интенсивное развитие духовного начала позволяет человеку в некоторой степени преодолеть зависимость от вещественности. Из житий святых известно, как многие из святых ходили в лютые морозы в жалких лохмотьях, не обращая внимания на холод, терпели голод и жажду, которые обычный человек не перенес бы без вреда для себя. Им не вредили пытки, побои, терзания зверей, даже сама смерть. Тела мучеников не истлевали, из-за действия благодати Божьей их мощи не подвергались естественному распаду.

Какие же мотивы определяют поведение верующего человека? Что заставляет его поступать честно и самоотверженно, даже тогда, когда это грозит его жизни, благополучию и хорошему мнению о нем окружающих людей?

В христианстве можно встретить такое выражение как страх Божий. Слово «страх» рождает в воображении образ жалкого, исхлестанного плетьми, бесправного существа, трепещущего от гнева своего господина. Страх, однако, понятие многогранное. Христианский святой VII века авва Дорофей раскрывал его следующим образом [2]. Бывает страх раба, который служит исправно, исполняя все повеления господина, боясь наказаний. С ним сродняемся мы, когда память об аде, где «плач и скрежет зубовный», удерживает нас от дурных слов и поступков.

Существует еще страх наемника, трудящегося на совесть ради собственной пользы. Его с хозяином не связывают никакие отношения, кроме деловых, и он тщательно следит за исполнением условия договора. Главный мотив его труда- получение награды. В состоянии наемника находится тот, кто повинуется Богу ради райского блаженства.

И, наконец, есть страх сына. Сыну безразличны взыскания или награды, он тщательно держится завещанного отцом только потому, что опасается опечалить его любовь, огорчить его, вызвать в нем тягостные чувства, он делает добро ради самого добра.

Религиозное чувство постепенно восходит по указанным трем ступеням. «Невозможно достигнуть совершенного страха, как только первоначальным страхом» [3]. Но наиболее возвышенной и желанной будет последняя стадия, когда человека не волнует личная участь, но все помыслы его заняты дорогим ему существом, применительно к религиозной области - Богом. Любовь – это переживание о другом больше, чем о себе.

Любая духовная традиция связана с множеством правил, которые пронизывают обычно все грани нашего бытия. Со стороны создается впечатление, что эта система запретов загоняет человека в темницу, где цепи догматов, узы канонов и вериги уставов держат в неволе бедного пленника, лишенного света, радости и любви. Кажется, что Церковь связывает свободу, накладывает узду на каждый новый полет мысли и смелое начинание.

Дело в том, что свобода не абсолютна, а относительна. Она может реализоваться только в каких-то заданных рамках. Иначе человек просто теряется в бесконечной перспективе открывшихся ему возможностей и не знает, куда идти, чего хотеть и к чему стремиться. Психологи заметили такое свойство у беспризорных детей. Не имея в жизни никаких указателей, ограничений поведения, они начинают безвольно следовать хаотичным движениям своих желаний, мыслей и чувств, в результате чего не умеют ставить себе цели и достигать их.

Парадоксальным образом правила, уменьшая нашу свободу, дают ей пространство творчески развиваться. Так математик подчиняет свой ум законам, формулам и алгоритмам, художник – пропорциям и перспективе, спортсмен – условиям игры. Только подчинение правилам дает им шанс состояться в своей профессии. Герой детской книги старик Хоттабыч решил дать каждому футболисту на поле по своему мячу, чтобы они не гонялись за одним. И такое «благодеяние» футболистам уничтожило всю игру. Ограничения не порабощают индивидуальность, а определяют ее. Заповеди Божии, раскрытые в Предании церковном, уподобляются не стенам тюрьмы, а верстовым столбам, дорожным знакам, указывающим безопасный путь.

«Одна из величайших иллюзий, которыми человека кормят - это иллюзия свободы. Я могу дать человеку в руки скрипку и сказать: «Ты свободен, играй!» И он ничего не сможет извлечь из инструмента, кроме гадких звуков. Для того, чтобы стать по-настоящему свободным, надо пройти через очень долгий период добровольного рабства. Никакого другого пути к свободе не существует» [4].
Десять заповедей Божиих и их практическое применение.

Нравственный закон, изложенный в Десяти заповедях, был дан Господом через пророка Моисея на горе Синай в Египте за полторы тысячи лет до явления Христа. Заповеди давались израильскому народу, почти единственному в те времена сохранившему представление о единобожии. Начертанные на двух каменных скрижалях (досках), эти заповеди стали мерилом добра и зла. Они охраняли людей от кровавых языческих культов, человеческих жертвоприношений, поддерживали элементарные понятия о чести и достоинстве. Благодаря им, народ выжил и сохранился до наших дней, тогда как от окружающих его племен (аммаликитян, мадианитян и так далее) сейчас остались только названия.

Десять заповедей изложены в Ветхом Завете (Исх. 20:1-17). Приведем их на церковнославянском и русском языках.

1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им .

3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.

6. Не убий.

Не убивай.

7. Не прелюбы сотвори.

Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

Не кради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Не желай дома ближнего твоего и не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его <…>, ничего, что у ближнего твоего.

В этих заповедях можно заметить следующую закономерность. Первые четыре из них говорят о наших обязанностях к Богу, последующие шесть касаются отношений между людьми. Христос сказал, что весь закон сводится только к двум заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-40). И если считать, что заповеди приведены в порядке иерархичности, то получается, что грехи против Бога серьезнее, чем против ближних, хотя последние наказываются в настоящее время и по Уголовному кодексу, а о том, что нужно хотя бы раз в неделю ходить в церковь, сейчас вспоминают немногие. Потеря связи с Творцом часто приводит к понижению цены человеческой жизни, которую приносят в жертву самолюбивым, эгоистичным интересам. Конечно, встречаются порядочные люди и не придерживающиеся какой-либо религиозной традиции. Хотя нередко их праведность представляет собой только некие отдельные хорошие качества характера или светлые порывы души. Например, врач, отзывчивый к своим пациентам, бескорыстный, честный и добросовестный, может при этом испытывать необъяснимую неприязнь к своей собственной дочери. Он десятилетиями не может это преодолеть, простить застарелую обиду. То есть, нерелигиозный альтруизм часто имеет определенный предел и выражается хоть и в правильном, но порой неровном непостоянном поведении.

В деле воспитания личности, которое осуществляется в православии, ставится целью достижение именно гармоничности характера, полноты добродетелей. У упомянутого выше врача, если он придет в Церковь, появятся средства смягчить свое сердце, стать еще лучше, чем он есть. Никакая атеистическая психология не поможет целиком и окончательно изжить страсти - те злые наклонности души, которые действуют тонко и властно, помимо нашей воли.

Заповеди Десятословия (кроме четвертой и пятой) даны в отрицательной форме. Они не столько предписывают совершать добродетели, сколько охраняют от пороков. Это самая низшая, элементарная ступень нравственности, здесь не требуется еще созидать, но только удерживаться от разрушения.

Ветхозаветное понимание заповедей отличается от христианского. В древности они распространялись в основном на поведение человека, на его действия и поступки. В христианскую эпоху ими регулируются и сердечные расположения, движения души. «Не убий» означает не только запрет лишать жизни другого человека. Убить можно и духовно, унизить его грубым словом, окриком, жестом, подумать о человеке плохо. «Не прелюбодействуй» - это не только призыв к супружеской верности, но и предостережение от соблазнительных картин, нецеломудренных разговоров. Потому что зло рождается сначала на уровне мысли и, изгнанное оттуда, теряет над нами власть.

Христианский подвижник авва Дорофей рассказывает о старце, который, прохаживаясь с учеником, приказал ему вырвать маленький кипарис. Когда порученное было легко исполнено, старец выбрал кипарис побольше. Ученик, потрудившись, справился и с этим. Тогда старец ему указал на совсем мощное дерево. Монах, вспотев и ободрав руки, через несколько часов все-таки вывернул его вверх корнями. Наконец старец привел его к стволу совершенно необъятному. «Нет, такой не сумею», - жалобно протянул ученик. «Вот видишь, так же и греховные страсти. Пока они малы, мы свободно исторгаем их усилием воли. Если подрастут и укрепятся, тогда не обойдемся без подвига борьбы. Не став бороться, позволим им пустить корни и тогда не избавимся мы уже от них, если не получим помощь чьих-либо сугубо усердных молитв» [5].

Зло обретает постепенно власть над человеком, опутывает его, как паутина, часто неощутимо для него самого через мелкие повседневные направления воли. Затем, укоренившись, став свойством его души, начнет развиваться и усиливаться. В вечности, после смерти человека, оно достигнет катастрофических размеров и начнет мучить своего обладателя. «То незначительное отклонение от маршрута, которое было на околоземном небольшом первом этапе полета ракеты, умножается на миллионы километров в открытом космосе. Не случайно говорится, что на первом шаге путь в рай или путь в ад отличаются на сантиметр» [6].

Поэтому борьба с грехами и пороками для верующего человека должна начинаться на уровне мыслей. «Самая тяжелая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей. Люди мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. К примеру, едет человек куда-нибудь на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: «Видимо, Благой Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает, может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию!» И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесется к произошедшему недуховно и начнет обвинять и хулить: «Да что еще за невезуха! Мне надо было приехать раньше, а я опоздал! Все наперекосяк! И все этот Бог…» [7] .

Итак, рассмотрим Десять заповедей в их христианском понимании в приложении к обыденной жизни как отдельного человека, так и всего государства.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие Учебное пособие Владимир 2016 г. Учебное пособие...
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие тема: «профилактика пролежней»
Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие Коллектив авторов: Е. Я. Букина
Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / Под ред. Е. Я. Буки­ной. Новосибирск: Изд-во нгту, 2008

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие для студентов специальностей: 061133 «Управление проектом»
Адамов Н. А., Амучиева Г. А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие / гуу. – М., 2004. – с. 128

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие 2003 г
Учебное пособие предназначено для студентов имтп, а также может быть использовано при самостоятельном освоении современного программного...

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие для бакалавров
Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,...

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономико-управленческих специальностей по программе группового проектного...

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык

Десять заповедей божиих в их христианском понимании учебное пособие iconСтрахование. Транспорт. (Корреспонденция и документация) учебное пособие по английскому языку
Пособие содержит аутентичные документы и письма; материалы для развития навыков устного и письменного перевода; снабжено англо-русским...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск