Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «№ 82»
Проекты по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Дом, в котором мы живем»
(на всероссийский заочный конкурс «Патриот России»
номинация в номинации «Комплексные проекты патриотического воспитания подрастающего поколения») Авторы составители проекта:
Акиньшина Л.Б. – заведующая МБДОУ № 82
Романова Е.В. – зам.заведующей по УВР МБДОУ № 82
Бычковская Е.В. - воспитатель МБДОУ № 82
Швалова Л.А. - воспитатель МБДОУ № 82
Литвинова В.В. - воспитатель МБДОУ № 82
Перфильева Е.А. - воспитатель МБДОУ № 82
Остроумова Е.В. – учитель-логопед МБДОУ № 82
Дербина Л.П. – учитель-логопед МБДОУ № 82 Пояснительная записка. Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность в наше время, подстерегающая общество на сегодняшний день, - не в развале экономической структуры, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Вопрос по теме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста - одна из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем воспитанника, обществом и государством в целом.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в уже раннем детстве. Дети дошкольного возраста наиболее чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Очень трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что они должны закладываться сегодня. Самое важное - воспитывать в наших детях доброту, чуткость, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит дошколят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Духовно-нравственное развитие личности дошкольника - целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.
Под «духовно-нравственным воспитанием» мы рассматриваем процесс содействия духовно-нравственному воспитанию человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).
Главная задача детского сада состоит в том, чтобы заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми и сегодня, кто имеет отношение к подрастающему поколению. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка-дошкольника сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина своей Родины.
И чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства, поведение.
Издавна в отечественной педагогики тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека. Оно имело основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.
Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения, их тесной связи между собой.
Одна из проблем нашего образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
На современном этапе реформирования дошкольного образования необходимо использовать комплексную систему нравственных, и духовных взаимосвязей, основанных на правовых нормах. Основой такой системы является окружающая ребенка среда. Среда – это социальные культурные экономические факторы и природные условия жизни людей. Социальная среда это широкая социальная действительность, непосредственно окружающая ребенка, влияющая на его формирование и развитие. Этнокультурная среда - исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей - этнос, объединён единой духовной и культурной традицией.
Духовно-нравственное воспитание в условиях этнокультурной среды понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение к общечеловеческим ценностям, естественное вхождение ребенка в духовный мир и традиционную культуру родного края. При этом понятие духовный связано с внутренним миром человека, а понятие нравственный, соблюдающий нормы общественного поведения, соответственно требованиям морали.
В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, которое ставило перед собой основную цель – воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, уважительным, ответственным.
Духовно-нравственное воспитание в условиях этнокультурной среды благотворно влияет на все стороны взаимоотношений ребенка с миром: на психофизическое, этическое и эстетическое развитие, гражданскую позицию, патриотическую и семейную ориентацию. Духовно-нравственное развитие личности дошкольника возможно только совместными усилиями семьи, ДОУ и государства.
Представления о собственной этической принадлежности складываются у ребенка в течение 3-5 лет, это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной духовно-нравственной сфер личности. Поэтому этот возраст нельзя упустить для становления представлений о добре и зле, нравственных эталонах поведения во взаимоотношениях.
Носителями культурных способов познания для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи. В семье ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с предметами окружающего мира, с людьми, природой. Принадлежность семьи к тому или иному этносу, соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу – условие стабильного и целостного существования семьи.
Государственный стандарт образования - это минимальный исходный уровень образованности, который государство может обеспечить своим гражданам. Это предел, достигнув которого нельзя останавливаться в образовании развивающейся личности.
Региональное образование - это более высокий уровень образованности по сравнению с исходным, задаваемым Госстандартом.
Нашим дошкольным учреждением разработан единый проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Но в соподчинении с основным проектом вложены проекты педагогов, починенные решению единой цели и единым задачам нравственного воспитания детей. Но неотъемлемой частью всех проектов педагогов является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Содружество семьи и детского сада постоянно ведется в дошкольном учреждении, но необходимо углубленно изучить и проработать данный аспект. Эта раюбота построена через разработку и реализацию проектов совместно с родителями воспитанников ДОУ. Данные проекты разработаны на несколько возрастных групп, что позволяет увидеть многообразие и целостность решения одной проблемы: нравственное воспитание ребенка-дошкольника.
Проект муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 82» для детей 1 младшей группы.
Составила воспитатель Бычковская Елена Владимировна Актуальность
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Реализация проекта поможет родителям, приблизится к миру детей, более глубоко узнать специфику работы дошкольного образовательного учреждения с детьми. Донная работа поспособствует взаимодействию семьи и дошкольного учреждения полноценного развития ребенка, формирования у детей таких качеств: личностных, социальных, игровых, физических, это будет способствовать воспитанию здорового ребенка.
В настоящее время в силу множества причин ослабевает родственная связь, уходит традиционное семейное воспитание и забываются традиции семей разных направленностей. Семья является хранителем традиций, которая поможет обеспечить преемственность поколений, сохранить и развить лучшие качества людей разного возраста. Ознакомление детей младшего возраста с понятием «семья» нельзя достичь без тесной связи и поддержки самой семьи.
Проект – прекрасная возможность поразмышлять о роли семьи в жизни маленького человека, о традициях семей, их развитии и изменении в современных условиях.
Педагогическая система не может существовать без тесной связи с семьей воспитанников. В воспитании и обучении ребенка во многом заинтересованы детский сад и родители. Однако существует проблема взаимодействия и взаимосвязи семьи и дошкольного учреждения в процессе развития, обучения и воспитания ребенка была и остается актуальной для современного общества. Так были выявлены такие проблемы взаимодействия семьи и детского сада:
советы педагогов чаще всего не представляют для родителей особую значимость;
навыки, полученные ребенком в детском саду, не всегда прививаются и не имеют продолжения дома;
родители, часто ссылаются на свою занятость, не выполняют рекомендации педагогов;
наименьшая часть родителей являются активными участниками жизни и работы ДОУ.
Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы вместе с родителями, сделать такое взаимодействие, которое позволит воспитать уверенного, активного, самостоятельного и здорового ребенка.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно–патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом–гражданином России.
Проект рассчитан на учебный год.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 1-ой младшей группы, родители воспитанников, педагоги ДОУ.
Целеполагание.
Формирование личности ребёнка с первого момента пребывания его в дошкольном учреждении – основная обязанность родителей. Семья в большей степени влияет на развитие и воспитание ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Семья в этом случае может рассматриваться как социальная среда, в которой осуществляется воспитание ребенка на семейных традициях и нравах. Это одна из основных обязанностей родителей. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, её назначением и особенностями. Цель:
Создание организационно–педагогических условий формирования у детей духовно–нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье, через формирование понятие «семья», с активным привлечением родителей к жизни ребенка в условиях ДОУ в участии и становлении личности ребенка. Задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;
активизация и обогащение воспитательских умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях
создать условия для активного участия родителей в воспитании детей;
формирование представления о семье, профессии родителей, обогащая знания детей о своей семье.
воспитание любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
развитие коммуникативные навыки детей;
обогащение детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
создание в группе условий , способствующих лучшему общению детей-родителей-педагогов;
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях детского сада;
Содержание деятельности педагога с детьми.
Беседы о членах семьи ребенка: «Моя семья», «Как хорошо играть всем вместе», Беседы о членах семьи.
Рассматривание картин: «Бабушка кормит кур», «Семья», рассматривание иллюстраций «Моя семья», рассматривание фотографий «Моя семья».
Чтение художественной литературы, разучивание стихов на семейную тематику.
Дидактические игры: «Назови правильно», «Назови ласково», «Дополни ряд»., «Провожаем и встречаем», «Чьи детки», «Ты чей малыш?», «Русский человек без родни не живет», «Колобок», «Три медведя», «Где моя мама».
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Поликлиника», «День рождения».
Досуг «В гостях у бабушки».
Непосредственная образовательная деятельность по теме: «Моя семья» .
Содержание работы с родителями.
Родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей»
Консультация «Нравственное воспитание детей».
Оформление стенда «Психолого-педагогическое благополучие ребенка в семье».
Тематическая выставка художественной литературы о семье.
Семейный кукольный театр «Колобок».
Творческое задание каждой семье: изготовление альбома «Ромашка «Моя семья».
Ширма «Роль семьи в воспитании ребенка»
Памятка для родителей «Как правильно общаться с детьми».
Совместная деятельность родителей с детьми:
Совместное творчество в изготовлении поделок из природного материала, изготовлении новогоднего украшения и оформление группы к праздникам
Участие в оформлении выставок в группе, участие в досуговой деятельности.
|