Скачать 1.37 Mb.
|
Введение Целью настоящего издания, подготовленного коллективом преподавателей кафедры социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана, является помощь студентам в овладении культурологией как областью научного знания. В учебно-методическом пособии аккумулирован опыт преподавания культурологии — относительно молодой учебной дисциплины, сделана акцентировка на наиболее существенных для университетского технического образования проблемах культуры. Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было — классическим или техническим) являются социализация и инкультурация, социокультурная самоидентификация личности, то есть самоопределение человека в социокультурном пространстве, установление им своей социальной (в том числе профессиональной), этнической, политической и конфессиональной идентичности. Эти процессы, безусловно, не ограничены рамками университетских аудиторий, но базовые знания об окружающем человека социальном мире, механизмах культуры, системе норм и ценностей, которые регулируют жизнь общества, иерархии этих ценностей и т.п., являются предметом дисциплин социогуманитарного блока. Место культурологии в достижении университетской образованности особенно значимо: именно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия — как на уровне личности, так и на уровне бытия социального организма. Речь идет, однако, не только об общей образованности. Будущая специальность — значимая часть курса. Культурология «не для культурологов» ставит задачу определения основных критериев профессиональной культуры, выделения социокультурных и этических норм деятельности, а овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия, создаст базу для профессиональной коммуникации. Но, может быть, самое существенное в изучении культурологии — это постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит студента вуз. Культурология, продолжая антропологическую традицию, подводит человека к основной ценности — пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать и собственные культурные ценности. С одной стороны, процесс изучения культуры имеет свои особенности, в него вовлекаются повседневный опыт, субъективные представления людей. С другой стороны, многообразие самого феномена культуры породило бесчисленное множество теорий, концепций, школ, в которых довольно трудно сориентироваться без квалифицированной помощи. Настоящее издание, по сути, методически сопровождает написанный кафедрой учебник «Культурология», способствуя более эффективной подготовке студентов к семинарским занятиям. * * * Авторский коллектив: Багдасарьян Н.Г., д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана; преподаватели кафедры социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана: Акимова И.А., канд. филос. наук, доцент; Иванченко Г.В., д-р филос. наук, доцент; Кансузян Л.В., канд. социол. наук, ст. преподаватель; Литвинцева А.В., канд. филос. наук, доцент; Немцов А.А., канд. психол. наук, доцент; Панина Г.В., канд. филос. наук, доцент; Чучайкина И.Е., канд. филос. наук, доцент. Багдасарьян Н.Г. Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА Цель занятия — показать значимость культурологического знания в системе университетского образования, его роль как структурного элемента профессиональной культуры. Задачи: выделить предметную область культурологии, ее место в системе социогуманитарного знания; показать цели, задачи и методы культурологии как науки; обозначить возможности культурологического знания в овладении профессиональной культурой. План 1. Культурология как научная дисциплина, ее предмет и методы. 2. Место культурологии в системе инженерного образования. Список литературы Обязательная литература 1. Аванесова Г.А. Методы культурологии // Культурология. ХХ век: Энциклопедия. Т. 2. М., 1998. С. 46–48. 2. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М., 1998. С. 9–68. 3. Культурология: Учебник для студентов техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 1999. С. 3–36. 4. Флиер А.Я. Культурология // Культурология. ХХ век: Энциклопедия. Т. 1. М., 1998. С. 371–374. Дополнительная литература 1. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996. 2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. 3. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995. С. 57–69. 4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С. 3–33. 5. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. 6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995. С. 69–104. 7. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 1998. С. 41–56, 204–295. Методические рекомендации 1. Культурология как научная дисциплина, ее предмет и методы Продумывая свой ответ по первому вопросу, следует иметь в виду, что культурология — относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Происхождение термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900–1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук, вычленившуюся из антропологии. Однако западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там не существует такой научной дисциплины с оформленной, структурированной системой знаний и четко выраженными дисциплинарными границами. Культура как феномен рассматривается и исследуется западными специалистами (акцентировка меняется в зависимости от того, о какой стране идет речь) в рамках таких дисциплин, как социальная и культурная антропология, опирающихся на эмпирический материал, а также социология, структурная лингвистика, семиотика, психология и др. Формирование структуры и диапазона направлений современного культурологического знания в России имеет особенность, существенно отличающую этот процесс от обычной динамики развития науки. Как правило, в систему образования в качестве учебного материала попадает то знание, которое в науке уже устоялось, оформилось, не вызывает острых дискуссий. Современная отечественная культурология, складывавшаяся в период 60–80-х годов и являвшаяся тогда предметом занятий достаточно узкой группы специалистов, получила импульс к интенсивному развитию, как раз, напротив, из системы образования, когда возникла необходимость заполнить лакуну, появившуюся в результате смены идеологической парадигмы. В этом одна из причин того, что культурология как принципиально неидеологическая дисциплина как бы «ворвалась» в современное обществознание путем проб и ошибок, расширения поля анализа, вовлечения в него знаний из других областей и в то же время «отсечения» того, что принадлежит к другим сферам науки. Понятно, что определения объекта и предмета культурологии концентрируются вокруг понятия культуры. Мы, однако, не можем ограничиться этим указанием, так как понятие культуры в силу его сложности и многозначности употребляется в самых разных значениях в диапазоне от обыденного использования до глобального контекста (например, «мировая культура»). На различных подходах к определению культуры мы остановимся в теме 2. Здесь же отметим, что на самом деле достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология — интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. И все же можно считать, что культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка. Предметная область культурологии может быть определена и в зависимости от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную и прикладную. Целью фундаментальной культурологии является теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия. Итак, основными компонентами предмета культурологии являются: онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров; гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология; морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования; антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры; социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия; социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации; прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов. В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе. Если проследить историю становления культурологических методов, мы заметим что первоначальный уровень — эмпирический, основан на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические методы: описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гуманитарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т.п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы — понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей. На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не является специфическим для культурологии, он применяется и в других сферах научного знания, но для культуролога его ценность обусловлена возможностью с помощью данного метода выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др. Культурология, безусловно, ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. В гуманитарно-ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В социально-ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирование новой культуры, различные процессы трансформации культурных институтов. Однако выделить «чисто» гуманитарные или социальные методы трудно. Как правило, культуролог вынужден их сочетать. Например, он прослеживает и описывает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то есть обращается к экономической и социологической наукам. Анализируя формирование новых знаковых систем и языков, он обращается к семиотике и языкознанию. Выявляет и описывает новые идеи и представления, овладевающие сознанием представителей той или иной культуры, или новые способы обучения, опираясь на данные психологии и педагогики. При этом в культурологии исследуются такие проблемы, которые не поставлены и не решены в рамках других наук. В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Основанием для этого является уровень современного научного знания, позволяющий выделять определенные закономерности функционирования и динамики культуры. Возможности математического моделирования культурных процессов и принятия на этой базе соответствующих решений далеко еще не раскрыты, хотя очевидны и некоторые сложности, в частности, проблема несводимости масштабной и сложноструктурированной культурной информации к недвусмысленным и точным математическим формулам. Возникает риск огрубления, упрощения культурной ситуации и ошибки в принятии решения. Таким образом, культурология стремится не просто к описанию «совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством», а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства, история культурологии же — это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры. Появление каждой новой концепции не исключает существования предшествующих, поэтому культурологическое знание — это поле взаимодействия, взаимовлияния, диалога. 2. Место культурологии в системе инженерного образования При подготовке ко второму вопросу следует полистать книгу Н.Г. Багдасарьян, в которой идет речь о профессиональной инженерной деятельности с точки зрения культуролога. Элементы культурологического подхода к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияют на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность. Уточним, что именно является особенно ценным и необходимым для культурологического подхода. Если иметь в виду, что профессиональная деятельность — это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень изучения ее предполагает исследования экстраутилитарных, ценностно-нормативных параметров этой деятельности: нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления; устанавливающих пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности; аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности; формирующих «классические» требования к технологиям и нормам обучения по специальности; формирующих этику профессионального взаимодействия специалистов; создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания; разрабатывающие иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п. Таким образом, можно ввести понятие культурологии техники, которое включает в себя следующие сферы знания: онтологию инженерной культуры: разнообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров; гносеологию профессиональной культуры: основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология; морфологию профессиональной культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; семантику инженерной культуры: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия; антропологию инженерной культуры: представления о личностных параметрах культуры, об инженере как «производителе» и «потребителе» продуктов техносферы; социологию культуры: представления о социальной стратифицированности в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия; социальную динамику профессиональной культуры: представления об основных типах социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; историческую динамику профессиональной культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности; прикладные аспекты культурологии техники: представления о культурной политике, функциях культурных институтов — разработку методов, оснований и технологий прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой. Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной, в частности инженерной, деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования; а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него. Ключевые слова: интеграция знания, дифференциация знания, естественно-научное, социальное, гуманитарное знание, объект и предметная область, культурологические методы, профессиональная культура. Задания 1. Дайте сравнительный анализ определений предметного поля культурологии как области социогуманитарного знания по доступным вам учебникам и источникам. 2. Проведите культурологический анализ какого-нибудь проекта, технической системы, инженерного сооружения, технологии, имеющей отношение к вашей будущей профессиональной деятельности, выделив задачи и критерии этого анализа. Вопросы для самоконтроля 1. В чем специфика становления культурологии как научной и учебной дисциплины? 2. Какие науки заложили фундамент культурологии? 3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура? 4. На основании каких характеристик можно сделать вывод об интегративном характере культурологии? 5. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии? 6. Что отличает культурологический подход к сферам специализированной деятельности, в частности, к деятельности инженерной? 7. Что является предметом культурологического анализа инженерной, экономической, юридической деятельности? 8. Каковы требования к социокультурной компетентности в сфере специализированной профессиональной деятельности? Багдасарьян Н.Г. |
Производственные практики студентов являются составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Неразрывное единство... | Может быть, оно гораздо старше и первый человек катался на динозавре? Или: все ли подозревают о том, что рядом с нами существует... | ||
Маркетинговые исследования являются частью общей системы фирмы по сбору маркетинговой информации. Эта система может быть представлена... | Запомните, резюме всегда должно быть у Вас под рукой. Оно должно быть тщательно составлено. В него необходимо регулярно и оперативно,... | ||
Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было... | Настоящий Договор содержит конфиденциальную информацию, которая не может быть опубликована или раскрыта каким-либо другим образом... | ||
Перед нами стоит не управленческая, а чисто информационная задача, а если быть точнее задача информационных технологий | Оно является самым безопасным видом жилья. Не может быть качественной жизни без удовлетворения потребности для подавляющего числа... | ||
После заполнения формы 1, при распечатке заявки получается «в лице ректор Михеев Павел Александрович». Правильнее было бы писать... | Анкетирование по теме вкр с результатами (не менее 20 вопросов) учащегося или тренера |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |