Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация


НазваниеЗадача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация
страница1/11
ТипЗадача
filling-form.ru > Туризм > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Введение
Целью настоящего издания, подготовленного коллективом преподавателей кафедры социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Ба­­­у­мана, является помощь студентам в ов­ладении куль­турологией как областью научного знания. В учеб­но-мето­дическом пособии аккумулирован опыт препода­вания куль­турологии — относительно молодой учебной дисциплины, сделана акцентировка на наиболее существенных для универ­си­­тетского технического образования проблемах культуры.

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было — клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация, социокультурная самоиден­тификация личности, то есть самоопределение человека в социо­культурном пространстве, установление им своей социальной (в том числе профессиональной), этнической, политической и кон­фессиональной идентичности. Эти процессы, безусловно, не ограничены рамками университетских аудиторий, но базовые знания об окружающем человека социальном мире, механизмах культуры, системе норм и ценностей, которые регулируют жизнь общества, иерархии этих ценностей и т.п., являются предметом дисциплин социогуманитарного блока. Место культурологии в достижении университетской образованности особенно значимо: именно в культуре обнаруживаются уни­версальные смыслы бытия — как на уровне личности, так и на уровне бытия социального организма.

Речь идет, однако, не только об общей образованности. Будущая специальность — значимая часть курса. Культурология «не для культурологов» ставит задачу определения основных критериев профессиональной культуры, выделения социо­культурных и эти­ческих норм деятельности, а овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимо­действия, создаст базу для профессиональной коммуникации. Но, может быть, самое существенное в изучении культурологии — это постижение культурного смысла того вида про­фес­сиональной деятельности, к ко­торой готовит студента вуз.

Культурология, продолжая антропологическую традицию, подводит человека к основной ценности — пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помо­гает лучше осознать и собственные культурные ценности.

С одной стороны, процесс изучения культуры имеет свои особенности, в него вовлекаются повседневный опыт, субъ­ективные представления людей. С другой стороны, многообразие самого феномена культуры породило бесчисленное множество теорий, концепций, школ, в которых довольно трудно сориенти­роваться без квалифицированной помощи. Настоящее издание, по сути, методически сопровождает написанный кафедрой учебник «Куль­турология», способствуя более эффективной подготовке студентов к се­минарским занятиям.
* * *
Авторский коллектив: Багдасарьян Н.Г., д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана; преподаватели кафедры социологии и куль­турологии МГТУ им. Н.Э. Баумана: Акимова И.А., канд. филос. наук, доцент; Иванченко Г.В., д-р филос. наук, доцент; Кансузян Л.В., канд. социол. наук, ст. преподаватель; Лит­винцева А.В., канд. филос. наук, доцент; Немцов А.А., канд. психол. наук, доцент; Панина Г.В., канд. филос. наук, доцент; Чучайкина И.Е., канд. филос. наук, доцент.

Багдасарьян Н.Г.
Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
Цель занятия — показать значимость культурологического знания в системе университетского образования, его роль как структурного элемента профессиональной культуры.
Задачи:

выделить предметную область культурологии, ее место в сис­теме социогуманитарного знания;

показать цели, задачи и методы культурологии как науки;

обозначить возможности культурологического знания в ов­ладении профессиональной культурой.
План

1. Культурология как научная дисциплина, ее предмет и ме­тоды.

2. Место культурологии в системе инженерного об­разования.
Список литературы
Обязательная литература

1. Аванесова Г.А. Методы культурологии // Культурология. ХХ век: Энциклопедия. Т. 2. М., 1998. С. 46–48.

2. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М., 1998. С. 9–68.

3. Культурология: Учебник для студентов техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 1999. С. 3–36.

4. Флиер А.Я. Культурология // Культурология. ХХ век: Энци­клопедия. Т. 1. М., 1998. С. 371–374.

Дополнительная литература

1. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996.

2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

3. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцен­денталь­ный идеализм // Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995. С. 57–69.

4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. С. 3–33.

5. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Куль­турология. ХХ век: Антология. М., 1995. С. 69–104.

7. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 1998. С. 41–56, 204–295.
Методические рекомендации
1. Культурология как научная дисциплина, ее предмет и методы

Продумывая свой ответ по первому вопросу, следует иметь в виду, что культурология — относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социально-научного и гумани­тарного знания. Происхождение термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900–1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе обществен­ных наук, вычленившуюся из антропо­логии. Однако западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там не существует такой научной дисциплины с оформленной, структу­рированной системой знаний и четко выраженными дис­ци­плинарными границами. Культура как феномен рас­сма­тривается и ис­следуется за­падными специалистами (акценти­ровка меняется в за­висимости от того, о какой стране идет речь) в рамках таких дисциплин, как социальная и культурная антропология, опи­рающихся на эмпирический материал, а также социология, структурная лингвистика, семиотика, психология и др.

Формирование структуры и диапазона направлений совре­менного культурологического знания в России имеет осо­бенность, существенно отличающую этот процесс от обычной динамики развития науки. Как правило, в систему образования в качестве учебного материала попадает то знание, которое в на­уке уже устоялось, оформилось, не вызывает острых дискуссий. Современная отечественная культурология, складывавшаяся в период 60–80-х годов и являвшаяся тогда предметом занятий достаточно узкой группы специалистов, получила импульс к интенсивному развитию, как раз, напротив, из системы образования, когда возникла необходимость заполнить лакуну, появившуюся в результате смены идеоло­гической парадигмы. В этом одна из причин того, что культурология как принципиально неидеологическая дис­циплина как бы «ворвалась» в сов­ре­менное обществознание путем проб и оши­бок, расширения поля анализа, вовлечения в не­го знаний из других областей и в то же время «отсечения» того, что принадлежит к другим сферам науки.

Понятно, что определения объекта и предмета куль­турологии концентрируются вокруг понятия культуры. Мы, однако, не можем ограничиться этим указанием, так как понятие культуры в силу его сложности и многозначности употребляется в самых разных значениях в диапазоне от обыденного исполь­зования до глобального контекста (например, «мировая культура»). На различных подходах к определению культуры мы остановимся в теме 2. Здесь же отметим, что на самом деле достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект ис­сле­дования феномена культуры, так как культурология — интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисципли­нарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социо­логических, психологических и других исследований. И все же можно считать, что культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее струк­туры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.

Предметная область культурологии может быть опре­де­ле­на и в за­висимости от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную и прикладную. Целью фундаментальной культурологии является теоретическое познание феномена культуры, разработка кате­гориального аппарата и методов исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разра­батывает основные направления культурной политики, цели и ме­­тоды деятельности сети культурных институтов, задачи и тех­нологии социокультурного взаимодействия, охраны и исполь­зования культурного наследия.

Итак, основными компонентами предмета культурологии являются:

онтология культуры: многообразие ее определений и ра­курсов познания, социальных функций и параметров;

гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и ме­тодология;

морфология культуры: основные параметры ее функци­ональной структуры как системы форм социальной органи­зации, регуляции и ком­­муникации, познания, кумуляции и транс­­ляции социального опыта;

культурная семантика: представления о символах, знаках и об­­разах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования;

антропология культуры: представления о личностных па­раметрах культуры, о человеке как «производителе» и «по­требителе» культуры;

социология культуры: представления о социальной страти­фицированности и пространственно-временной дифференци­рованности культуры, о культуре как системе «правил игры» и тех­­нологий социального взаимодействия;

социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;

прикладные аспекты культурологии: представления о куль­турной политике, функциях культурных институтов.

В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс позна­вательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент куль­турологии. Однако используются они вы­борочно, трансфор­мируясь при этом под задачи культу­рологического исследования. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе.

Если проследить историю становления культурологических методов, мы заметим что первоначальный уровень — эмпири­ческий, основан на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические методы: описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гумани­тарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т.п. Главная задача исследователя, использующего полевые антро­поло­гические методы — понимание изучаемой культуры, внут­реннего смысла ее явлений и ценностей.

На следующем уровне происходит сопоставление, компа­ративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не является специфическим для культурологии, он применяется и в дру­гих сферах научного знания, но для культуролога его ценность обусловлена возможностью с по­мощью данного метода выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с по­­мощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др. Культу­рология, безусловно, ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей.

В гуманитарно-ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В со­циально-ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирование новой культуры, различные процессы транс­формации культурных институтов. Однако выделить «чисто» гуманитарные или социальные методы трудно. Как правило, культуролог вынужден их сочетать. Например, он прослеживает и описывает изменение экономических и социальных отно­шений, обусловивших культурную динамику, то есть обра­щается к экономической и социологической наукам. Анали­зируя формирование новых знаковых систем и языков, он обращается к семиотике и языкознанию. Выявляет и описывает новые идеи и представления, овладевающие сознанием представителей той или иной культуры, или новые способы обучения, опираясь на данные психологии и педагогики. При этом в культурологии исследуются такие проблемы, которые не поставлены и не решены в рам­ках других наук.

В последние годы все чаще используются методы матема­тического моделирования социокультурной реальности. Основанием для этого является уровень современного научного знания, позволяющий выделять определенные закономерности функционирования и ди­на­мики культуры. Возможности математического моделирования культурных процессов и при­нятия на этой базе соответствующих решений далеко еще не раскрыты, хотя очевидны и некоторые сложности, в част­ности, проблема несводимости масштабной и слож­­но­стру­кту­рированной культурной информации к недву­смыс­ленным и точ­­ным математическим формулам. Возникает риск огруб­ления, упрощения культурной ситуации и ошибки в при­нятии решения.

Таким образом, культурология стремится не просто к опи­санию «совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством», а к осмыслению всего мира чело­веческой культуры как системного единства, история культу­рологии же — это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой куль­туры. Появление каждой новой концепции не исключает сущест­вования пред­шествующих, поэтому куль­турологи­ческое знание — это поле взаимодействия, вза­имовлияния, диалога.
2. Место культурологии в системе инженерного образования

При подготовке ко второму вопросу следует полистать книгу Н.Г. Багдасарьян, в которой идет речь о профес­сиональной инженерной деятельности с точки зрения культуро­лога. Элементы культурологического подхода к конкретной про­фессиональной деятельности в значительной мере влияют на черты и характеристики профессиональной культуры спе­циалиста, структурным элементом которой является социо­культурная компетентность.

Уточним, что именно является особенно ценным и необходи­мым для культурологического подхода. Если иметь в виду, что профес­сиональная деятельность — это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень изучения ее предполагает ис­следования экстраутилитарных, ценностно-нормативных па­раметров этой деятельности:

нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления;

устанавливающих пороги допустимости социальной цены и со­циальных последствий этой деятельности;

аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности;

формирующих «классические» требования к технологиям и нор­мам обучения по специальности;

формирующих этику профессионального взаимодействия специалистов;

создающих специальные внутриотраслевые языки и семиоти­ческие коды профессиональной коммуникации и вза­и­мо­понимания;

разрабатывающие иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятель­ности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п.

Таким образом, можно ввести понятие культурологии техники, которое включает в себя следующие сферы знания:

онтологию инженерной культуры: разнообразие ее оп­ределений и ракурсов познания, социальных функций и па­раметров;

гносеологию профессиональной культуры: основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология;

морфологию профессиональной культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и транс­ляции социального опыта;

семантику инженерной культуры: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия;

антропологию инженерной культуры: представления о лич­ностных параметрах культуры, об инженере как «про­изводителе» и «по­требителе» продуктов техносферы;

социологию культуры: представления о социальной страти­фицированности в рамках профессиональной культуры, о про­фессиональной культуре как системе «правил игры» и тех­нологий социального взаимодействия;

социальную динамику профессиональной культуры: пред­ставления об основных типах социокультурных процессов в рам­ках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

историческую динамику профессиональной культуры: пред­ставления об эволюции форм социокультурной организации в рам­ках инженерной деятельности;

прикладные аспекты культурологии техники: пред­ставления о куль­турной политике, функциях культурных институтов — разработку методов, оснований и технологий прогнозирования, проектирования и регулирования социо­культурных процессов, связанных с техносферой.

Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной, в частности инженерной, деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функ­ци­онирования; а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими об­щественными структурами, так и внутри него.
Ключевые слова: интеграция знания, дифференциация знания, естественно-научное, социальное, гуманитарное знание, объект и пред­­метная область, культурологические методы, про­фес­сиональная культура.
Задания

1. Дайте сравнительный анализ определений предметного поля культурологии как области социогуманитарного знания по доступным вам учебникам и источникам.

2. Проведите культурологический анализ какого-нибудь проекта, технической системы, инженерного сооружения, технологии, имеющей отношение к вашей будущей профес­сиональной дея­тельности, выделив задачи и критерии этого анализа.
Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика становления культурологии как научной и учеб­­ной дисциплины?

2. Какие науки заложили фундамент культурологии?

3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура?

4. На основании каких характеристик можно сделать вывод об интегративном характере культурологии?

5. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии?

6. Что отличает культурологический подход к сферам специали­зи­рованной деятельности, в частности, к дея­тельности инженерной?

7. Что является предметом культурологического анализа инженерной, экономической, юридической деятельности?

8. Каковы требования к социокультурной компетентности в сфе­­ре специализированной профессиональной деятельности?
Багдасарьян Н.Г.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconПрограмма по производственной и преддипломной практики студентов...
Производственные практики студентов являются составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Неразрывное единство...

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconХх век: хроника необъяснимого. Открытие за открытием
Может быть, оно гораздо старше и первый человек катался на динозавре? Или: все ли подозревают о том, что рядом с нами существует...

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconЗадача маркетинговой информационной системы
Маркетинговые исследования являются частью общей системы фирмы по сбору маркетинговой информации. Эта система может быть представлена...

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconСоставляем резюме. Ваше резюме
Запомните, резюме всегда должно быть у Вас под рукой. Оно должно быть тщательно составлено. В него необходимо регулярно и оперативно,...

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconРуководство пользователя web-модуля «гко»
Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было...

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconО предоставлении телекоммуникационных услуг между и
Настоящий Договор содержит конфиденциальную информацию, которая не может быть опубликована или раскрыта каким-либо другим образом...

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconПетр бочкарев: задача работы с большим объемом информации
Перед нами стоит не управленческая, а чисто информационная задача, а если быть точнее задача информационных технологий

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconКак приобрести земельный участок и построить на нем собственный дом
Оно является самым безопасным видом жилья. Не может быть качественной жизни без удовлетворения потребности для подавляющего числа...

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconВ тоже время она должна быть на бланке университета. Как быть?
После заполнения формы 1, при распечатке заявки получается «в лице ректор Михеев Павел Александрович». Правильнее было бы писать...

Задача университета не может быть ограничена подготовкой высококвалифицированных специалистов. Не менее важными результатами университетского образования (каким бы оно ни было клас­сическим или техническим) являются социализация и ин­­культурация iconОтчет по производственной практике 13. Аттестационный лист Руководитель практики: Хасаншина З. Т
Анкетирование по теме вкр с результатами (не менее 20 вопросов) учащегося или тренера

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск