Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Веселовой Инны Владимировны
Предмет
|
История
| Класс
|
5
|
Тема урока
| 37. Спарта
|
Цели урока
| Создать условия для формирования представлений о военизированном государственном устройстве Спарты, её армии и спартанском воспитании.
|
Тип урока
| Урок открытия нового знания
| Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| Сравнивать по заданным параметрам государственное устройство Афин и Спарты. Определять особенность спартанских законов
| Регулятивные:
Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.
Познавательные:
П1.давать определение понятиям;
П2.устанавливать причинно-следственные связи
П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений Коммуникативные:
К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;
К4.аргументировать свою точку зрения;
К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.
| Л3.позитивная моральная самооценка;
Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей;
Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.
| Условия реализации урока
| Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
| Учебная литература
| Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
| Оборудование
|
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.
http://proshkolu.ru
http://school-collection.edu.ru
ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/80094464-a864-478e-b883-2f1343a35055/
| Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка – М., 1994.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.
Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994
Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1.
Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996.
| А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение, «Учебная литература», 1996 – 464 стр.
Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.
Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.
Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 – 79стр.И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) – 202 стр.
| Проектор, компьютер, презентация «Древняя Спарта», Рабочая тетрадь, § 26
| Основные понятия
| Спартиаты, периэки, илоты, Ликург, олигархия
| Форма проведения урока
| Комбинированный урок, работа в парах, в группах.
| Этап урока
(название, время, цели)
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Деятельность
учеников
| Планируемые результаты
| Предметные
| УУД
|
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
Создать положительный эмоциональный настрой; выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности
Продолжительность:
1 минута
|
Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
Прием «Историческая задача»
|
Греки говорили: «Вся Греция стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство»
Что означает эта фраза?
- О чем мы сегодня будем говорить?
|
- в Греции 2 главных полиса, Афины и Спарта
|
| Р. Быстрое включение в деловой ритм .
Л. Положительный настрой
Л.3, Л.8
Р.7, Р.1,
К.1,К.3,К.4,
П.1, П.2,П.3
| II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений Продолжительность: 12 минут
| Актуализация ДЗ.
Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него.
Прием «Отсроченная отгадка» Прием «Корзина идей»
| Отвечают на вопросы учебника на с. 410-141.
На доске 1 ученик заполняет таблицу:
Линии сравнения
| Афины
| Спарта
| Местоположение и природные условия
|
|
| Население
|
|
| Занятия
|
|
| Органы управления
|
|
|
- Ребята. Сегодня мы познакомимся с новым греческим полисом. В отличии от других греческих городов вокруг Спарты не было построено стен. Почему?
- Чем хозяйство и система Спарты отличалась от Афин?
- Что нам нужно будет сегодня узнать, чтобы ответить на поставленный вопрос?
|
Отвечают на вопрос.
????
Выдвигают свои версии.
Формулируют план урока и записывают его в тетрадь:
1. Спарта и её жители.
2. Ликург и его законы.
3. Воспитание спартанцев
|
| Л.3, Л.8
Р.7, Р.1,
К.1,К.3,К.4,
П.1, П.2,П.3
| III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.) Продолжительность:
25 минут
Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи
Этап включения в систему знаний и повторения.
| Организует работу с картой с. 114.
Прием «Работа с картой» Организует работу с учебником с.142 и заполнение кластера.
Прием «Кластер»
Прием «Работа в паре»
Организует работу со схемой в Презентации.
Организует работу с учебником с. 143-144.
Прием «Работа в парах», прием «Кластер»
Физминутка.
Организует работу с презентацией и рассказывает о спартанском воспитании.
Организует работу в 4 группах по историческим источникам.
Прием «Работа в группах»
Организует работу в парах. Дополнить таблицу, которую начали заполнять в начале урока
Прием «Таблицу» Организует выступление пар.
Организует работу с крылатыми фразами.
| - Найдите Спарту на карте. - На каком п-ове находится Спарта?
- В какой области расположена Спарта?
- Какая область граничит с Лаконикой?
- Расскажите о занятиях жителей Лаконики и Мессении, которые мы можем узнать из карты? Прочтите с. 142 и заполните кластер.
Рассмотрите схему управления Спартой и ответьте на вопросы:
- Какой орган имел наибольшую власть в Спарте?
- Можем ли мы говорить, что в Спарте была демократия?
- Какой способ вам кажется лучшим? Почему? Прочтите п. 2 и составьте кластер. - Как вы оцениваете законы Ликурга?
- Какие законы вам кажутся наиболее справедливыми?
- Что такое «детское» голосование?
Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником: как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?
Вопросы двум другим группам: назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?
Линии сравнения
| Афины
| Спарта
| Местоположение и природные условия
| В Средней Греции(область Аттика)
Мало плодородной земли
Благоприятные условия для мореплавания
| В Южной Греции( область
Лакония и Мессения)
Много плодородной земли.
Менее благоприятные
для мореплавания
| Население
| Свободные ( демос, аристократия)
Рабы
| Спартанцы
Периэки
Государственные рабы(илоты)
| Занятия
| Основные занятия: ремесло и торговля
| Основные занятия: земледелиеОсновные занятия: земледелие
(илоты)
война ( спартанцы)
| Органы управления
| Архонты
Ареопаг
Народное собрание
| 2 царя
Совет старейшин( апелла)
Народное собрание (герусия
| - Назовите, какие крылатые фразы мы сегодня с вами запишем в тетрадь?
| Работают с картой, выполняют задание.
- Пелопоннес
- Лаконика
- Мессения
- земледелие, добыча железа и меди, рыболовство, скотоводство, охота, война Заполняют кластер с помощью учебника с. 142:
Население Спарты:
1. Спартиаты – свободные полноправные граждане
2. Периэки – свободные, но не граждане (торговцы, ремесленники)
3. Илоты – рабы, принадлежавшие государству.
Отвечают на вопросы. Совет старейшин - Нет, там была Олигархия – правление немногих
Выполняют задания в группе. Взаимопроверка.
Законы Ликурга:
Спарта – община равных
Вся земля – государственная собственность
У каждой семьи спартиатов – равный участок земли
Все спартиаты 20-60 лет служат в армии
Спартиат только служит в армии.
Учащиеся групп сообщают полученную информацию, задают вопросы учащимся из других групп Работают с презентацией.
Работают с историческими источниками, отвечают на вопросы, делают вывод
Выполняют задание в паре, взаимопроверка в классе. Самооценка, взаимооценка.
-«лаконичная речь»
- «со щитом или на щите»
| Сравнивать по заданным параметрам государственное устройство Афин и Спарты. Определять особенность спартанских законов
| Л.3, Л.8
Р.7, Р.1,
К.1,К.3,К.4,
П.1, П.2,П.3
ПР3
| IV. Рефлексия деятельности (итог урока)
6 минут
| Прием «Отсроченная отгадка»
Дает комментарии домашнего задания
| - Какой вопрос мы поставили себе в начале урока?
-Почему вокруг Спарты не было стен?
Чем хозяйство и система Спарты отличалась от Афин?
Д.З.
1 уровень: «Проверяем и размышляем»:
§26, вопросы после параграфа
2 уровень: «Исследуем и творим»:
Устно рассказ от лица старого спартанца о его жизни, или РТ зад.4 с.53
| Осуществляют самоанализ и самооценку.
Записывают Д.З.
|
| Л.2,
Р.7, Р.1,
К.1,
П.6
|
Приложение №1.
Работа по группам
После просмотра презентации целесообразно класс разбить на 3- 4 группы и дать им возможность поработать с историческими источниками (отрывки из хрестоматии).
Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником: как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?
Вопросы двум другим группам: назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?
Отрывок 1 (для первых двух групп учащихся):
“Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”.
Отрывок 2:
Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь, В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять! Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету, Город покинув родной, тучные бросив поля, Да побираться с отцом престарелым да матерью милой, Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой. На закрепление - вопросы
После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме и приступить к тесту.
Приложение №2.
1. В афинском государстве правителей называли:
а) царями (архагетами) б) брахманами в) архонтами г) фараонами
2. В Спарте правителей называли:
а) архагетами (царями) б) Брахманами в) архонтами г) фараонами
3. Главным занятием спартанцев было:
а) ремесло б) земледелие в) военное дело г) рыболовство
4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):
а) Ареопаг б) народное собрание в) Совет старейшин г) архагет |