Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
г.Красногорска Московской области Согласовано на заседании
научно-методического совета
протокол №1
от 29.09.2016 Утверждена:
зам. директора по УВР Директор МОУ гимназии №7
__________В.А.Режинкова ___________М.А.Иванова
«__01_» сентября 2016 года
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
«Русский язык»
7-А класс
(учитель русского языка и литературы Серебренникова А.Л.)
Рассмотрена на заседании
кафедры учителей гуманитарного цикла
Руководитель:__________А.Л.Серебренникова
Протокол №1 от «_29___» августа 2016г.
2016
Всего – 170 часов (из расчёта 5 часа в неделю).
Программа для общеобразовательных учреждений автора В. В. Бабайцевой (М.: Дрофа).
Учебник: Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. М.: «Дрофа», 2012 г.
Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл. (Авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 кл. Углубленное изучение / Сост. В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, И. Н. Политова, О. А. Сальникова. - М.: Дрофа, 2013).
Программы рассчитана на 170 часов (из расчёта 5 часа в неделю).
В программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо) и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями, тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.). Требования по уровню подготовки учащихся 7 класса:
Учащиеся должны знать определения основных единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
речевая деятельность: аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию теста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов рваных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология: различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография: владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация: составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
УМК Русский язык. 5-9 кл. Углубленное изучение / Сост. В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, И. Н. Политова, О. А. Сальникова. - М.: Дрофа, 2013. Для учителя:Обязательная: 1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку; 2. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения; 3. Концепция модернизации Российского образования; 4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования; 5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; 6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык. 7. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.: Просвещение, 2011. Дополнительная: 1. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2004.; 2. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1995. 3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003 Для учащихся:Дополнительная: 1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003 2. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 2006 3. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков Орфографический словарь. 4. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2004 Календарно-тематическое планирование N п/п
| Раздел. Тема урока
| Кол-во часов
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| Наглядность
| Формы контроля
| Домашнее задание
| Плановые
сроки
прохождения
| Скорректиров
анные
сроки
прохождения
программы
| 1
| Вводный урок.
| 1
| Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности.
|
| Работа с текстом
| Составить орфографичес-кую диктовку (проверяемые гласные в корне слова)
|
|
| 2-3
| Понятие о местоимении.
| 2
| Уметь опознавать часть речи, знать морфологические признаки, грамматические признаки, определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи.
|
| Работа с текстом. Редактирование текста.
| § 121, упр. 727
|
|
| 4-5
| Местоимения- существительные.
| 2
| Уметь соотносить местоимения с существительными, определять функцию в предложении и в тексте, соблюдать нормы употребления местоимения.
|
| Конструирование
Предложений. Анализ поэтических текстов.
| Повторить § 90-100, § 122. Выписать из текстов художественной литературы 5-6 примеров.
|
|
| 6-7
| Местоимения-прилагательные.
| 2
| Уметь соотносить местоимения с прилагательными, определять их роль в тексте, соблюдать нормы употребления местоимения.
|
| Редакторская правка. Составление предложений.
| § 122. Выписать из текстов художественной литературы 5-6 примеров.
|
|
| 8
| Местоимения- числительные.
| 1
| Понимать значения и сферу потребления, уместно употреблять местоимения.
|
| Составить текст по данному началу.
| § 122. Выписать из текстов художественной литературы 5-6 примеров.
|
|
| 9-10
| Местоимения- наречия.
| 2
| Уметь опознавать местоимения в тексте, определять роль местоимения как средства связи предложений, устранять повтор одних и тех же слов.
|
| Редакторская правка. Комментированное письмо.
| § 122, упр. 733, упр. 734
|
|
| 11
| Личные местоимения.
| 1
| Знать значение личных местоимений, их грамматические признаки, нормы употребления в речи, особенность личных местоимений - быть средством связи предложений в тексте.
|
| Редактирование предложений. Анализ поэтических текстов.
| Записать текст,
раскрывая скобки,
расставляя недостающие знаки препинания, указать падеж личных местоимений. Упр. 742
|
|
| 12
| Личные местоимения.
| 1
| Уметь употреблять личные местоимения в косвенных падежах, усвоить формы вежливости при употреблении местоимений «ты» и «вы», правильно употреблять местоимения 3 лица, устранять двусмысленность, неточность предложений с местоимениями.
|
| Тест. Замена прямой косвенной.
| Сочинение-ми-ниатюра по данному началу
|
|
| 13-14
| Возвратное местоимение «себя»
| 2
| Понимать значение местоимения «себя» на основе сопоставления его с местоимениями 3 л., употребленными в значении притяжательных, уметь склонять и правильно употреблять в речи
|
| Устранить недочеты в использовании местоимений. Объяснить значение устойчивых сочетаний
| 1. § 124, упр. 746, упр. 747
|
|
| 15
| Притяжательные местоимения
| 1
| Знать значение притяжательных местоимений на основе их сопоставления с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Различать значение местоимений 3 лица, ед. ч., род. п., употребленных как личные или притяжательными.
|
| Объяснительный диктант. Определить разряд местоимений.
| § 125. Упр. 752. Устранить неоправданный повтор слов.
|
|
| 16
| Притяжательные местоимения.
| 1
| Понимать особенности значения и специфику употребления в речи местоимения «свой», предупреждать ошибки в употреблении притяжательных и личных местоимений.
|
| Составление текста.
Редактирование текста.
| § 125. Упр. 753
|
|
| 17
| Вопросительные местоимения
| 1
| Понимать значение и сферу употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с существительными, прилагательными, числительными, наречиями, усвоить нормы употребления в речи наиболее частотных вопросительных местоимений, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.
|
| Составить предложения со словосочетаниями.
| § 126, упр. 755, 756
|
|
| 18
| Вопросительные местоимения
| 1
| Усвоить нормы употребления в речи наиболее частотных вопросительных
местоимений, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями
|
| Работа с текстом.
| § 126. Сочинение- миниатюра. Упр. 758, 760.
|
|
| 19
| Относительные местоимения
| 1
| Понимать значение и сферу употребления, уместно употреблять морфологические омонимы, различать относительные местоимения.
|
| Деформированный текст, работа над синтаксическими синонимами
| § 127, упр. 763
|
|
| 20
| Урок развития речи. Относительные местоимения, изложение по упр. 751.
| 1
| Уметь употреблять и формулировать основную мысль текста, подробно пересказывать текст. Местоимения как средства связи предложений в тексте.
|
| Изложение.
| § 127, упр. 765
|
|
| 21
| Сочинение в жанре интервью, неопределенные местоимения.
| 1
| Понимать значение неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными, от которых они образованы, знать морфологические
признаки и синтаксическую роль неопределенных местоимений, уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать.
|
| Чтение диалога, составить связный текст, употребив в нем неопределенные местоимения.
|
|
|
| 22
| Отрицательные местоимения.
| 1
| Усвоить значение отрицательных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, от которых они образованы, также морфологические признаки и синтаксическую роль отрицательных местоимений.
|
| Объяснительный диктант.
| § 129, упр. 777
|
|
| 23
| Отрицательные местоимения.
| 1
| Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, правильно писать приставки не и ни в отрицательных местоимениях, отрицательные местоимения с предлогами
|
| Предупредительный диктант.
| § 129, упр. 780
|
|
| 24
| Определительные местоимения.
| 1
| Уметь отличать определительные местоимения от местоимений других разрядов, знать их морфологические признаки, синтаксическую роль, узнавать их в тексте.
|
| Подобрать фразеологизмы, в которых употребляются определительные местоимения.
| § 130, упр. 797
|
|
| 25
| Указательные местоимения.
| 1
| Понимать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль указательных местоимений, уметь находить их в тексте, определять их функцию.
|
| Сгруппировать данные в опорном материале местоимения в соответствии с графами таблицы, составить план устного сообщения об указательных местоимениях.
| § 131, упр. 800
|
|
| 26
| Обобщающий урок по теме «Местоимение».
| 1
| Уметь опознавать местоимения, определять их разряд, склонять местоимения разных разрядов, безошибочно писать, определять синтаксическую роль в предложении, использовать относительные местоимения как средство связи в спп, уместно употреблять в речи фразеологизмы, включающие в свой состав местоимения, производить синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.
|
| Найти местоимения по их морфологическим признакам, устное сообщение по обобщенной таблице «разряды местоимений», взаимодиктант
| § 121-132, упр. 804
(1-3 задания)
|
|
| 27
| Контрольный диктант.
| 1
| Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора.
|
| Диктант с грамматическим заданием.
|
|
|
| |