Скачать 2.16 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР) Кафедра телевидения и управления (ТУ) УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ТУ, профессор _________________И.Н. Пустынский «______»___________________2012 г. Маркетинговые исследования рынка проектов бизнес инкубатора Учебное пособие РАЗРАБОТАЛ _______ Побаченко М. Ю. «______»_________2012 г. 2012 Побаченко М. Ю. Маркетинговые исследования рынка проектов бизнес инкубатора: Учебное пособие. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 206 с. © Побаченко М. Ю., 2012 ©Кафедра телевидения и управления, ТУСУР, 2012 Содержание 1 Содержание 3 2 Введение 5 3 Метод Case-study 7 3.1 Метод Case-study - как активная технология обучения 7 3.2 Общая характеристика метода Case-study 11 3.3 Типы и жанры кейсов, способы их представления 19 3.4 Источники кейсов 24 3.5 Структура кейса и принципы его построения 27 3.6 Требования к формату и структуре кейса 29 3.7 Виды анализа кейсов и решаемые задачи 31 3.8 Задачи, решаемые в процессе реализации метода Case-study 36 3.9 Метод Case-study как образовательная технология 37 3.10 Роль преподавателя, практикующего Case-study 42 4 Организация командной работы 46 4.1 Эффект синергии в командной работе 46 4.2 Роли в команде 47 5 Презентация 51 5.1 Презентация в методе Case-study 51 5.2 Рекомендации для студентов, готовящих устную презентацию 57 6 Содержание маркетинговых исследований 60 6.1. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований 60 6.2. Маркетинговая информационная система 64 6.3 Организация маркетинговых исследований 67 6.4 Процесс маркетинговых исследований 69 6.5 Определение потребности в проведении маркетинговых исследований 70 6.6 Определение проблемы 71 6.7 Формулирование целей маркетингового исследования 75 6.8 Выбор методов проведения маркетингового исследования 76 6.9 Разведочное исследование 80 6.10 Описательное исследование 82 6.11 Казуальные исследования 82 6.12 Эксперименты и их роль в проведении маркетинговых исследований 83 6.12.1 Типы экспериментов 83 6.12.2 Проектирование экспериментов 85 6.13 Информация в маркетинговых исследованиях 86 6.13.1 Определение типа требуемой информации и источников ее получения 86 6.13.2 Синдикативная информация 90 6.14 Определение методов сбора данных 92 6.14.1 Общая характеристика методов сбора данных 92 6.14.2 Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований 92 6.14.3 Метод фокус-группы 102 6.14.4 Другие качественные методы 106 6.14.5 Методы опроса 111 6.14.6 Панельный метод обследования 114 7 Примеры Case-studies 116 7.1 Кейс 1. Маркетинговое исследование рынка бытовых пылесосов 116 7.2 Кейс 2. Поучительная история развития одной торговой марки 136 7.3 Кейс 3. Холод 144 7.4 Кейс 4. Кофейку не желаете? 156 7.5 Кейс 5 «Пиратский рынок» – взгляд со стороны 165 7.6 Кейс 6 Исследуем рынок корсетных изделий 197 8 Заключение 204 9 Список использованных источников 205 2. Введение Высшее учебное заведение дает хорошую теоретическую базу, делая акцент на овладение готовым знанием, а не на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя в процессе обучения. После окончания Университета резюме такого среднего студента в графе «опыт работы» - пустое. Не секрет ни для кого, что заявляют работодатели, взяв на работу бывшего студента без опыта работы: «Забудьте то, что вы читали. На практике все по-другому». Несколько лет назад в ТУСУРе был организован Студенческий Бизнес инкубатор «Дружба», который взращивает реальные проекты, предложенные студентами. Любой студент, имея хорошую идею, может собрать команду, написать бизнес-план, и попасть в Бизнес-инкубатор. Марк Мауинни, доктор Оксфордского Университета, на лекции в Бизнес-инкубаторе делился опытом своего Университета по продвижению технологий от идей до реальных проектов, подкрепленных деньгами инвесторов. Результатом этой работы является появление вокруг Оксфорда сети компаний, организованных студентами. ТУСУР следует по такому же пути: помощь студентам, имеющим реальные идеи и желание их продвигать. Кроме того, участие в подобных проектах дает студенту реальный опыт работы ТУСУР готовит отличных специалистов технических специальностей, а с недавних пор появились и экономические специальности. Именно объединение в качественные продуктивные команды технарей и экономистов, и дальнейшее их совместная работа над проектами в Бизнес-инкубаторе дает ТУСУРу стратегическое конкурентное преимущество перед другими ВУЗами. Данные методические указания разработаны для преподавателей и студентов кафедры «Телевидение и управление» (специальность «Антикризисное управление») по дисциплине «Учебно-научное проектирование», тема «Маркетинговые исследования рынка проектов бизнес инкубатора». Студенты, обучающиеся по специальности «Антикризисное управление», по окончании обучения будут иметь квалификацию «Экономист-менеджер». В процессе обучения планируется их привлечение в проекты, разрабатываемые кафедрой «Телевидение и управление», а также в проекты Бизнес инкубатора в качестве маркетологов. Для подготовки студентов к работе в проектах в качестве маркетологов, помимо дисциплины «Маркетинг», с третьего курса вводится дисциплина «Учебно-научное проектирование» на тему «Проведение маркетинговых исследований». Главной целью Учебно-научного проектирования является привлечение студенческих групп (команд) к процессу продвижения проектов в Бизнес-инкубаторе. Основные задачи, решаемые посредством данного курса:
Структура курса Учебно-научное проектирование приведена на рисунке 2.1 Рисунок 2.1 - Структура курса Учебно-научное проектирование Таким образом, в процессе обучения происходит формирование команды, способной проводить маркетинговые исследования, продвигать проекты в Бизнес-инкубаторе, имеющей глубокие теоретические и практические знания, а также навыки презентации своей работы. 3. Метод «Case-study» 3.1 История метода Case-study Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объёму (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче. Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH). ECCH является некоммерческой организацией, которая связана с организациями, предоставляющими и использующими кейсы и расположенными в различных станах мира. В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций, среди которых The Harvard Business School Publishing, Институт развития менеджмента (IMB) в Лозанне, в Швейцарии, INSEAD, в Фонтенбло во Франции, IESE в Барселоне в Испании, Лондонская бизнес-школа в Англии, а также Школа менеджмента в Кранфилде. У каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH. Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Так Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода case-study в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов. Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки – Университет Западного Онтарио (Канада). Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране ещё в 20-е годы. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналах (Harvard Business Review) – органе Гарвардского университета. Как писал об этом преподаватель Черномордик они увидели очевидные преимущества данного метода: «Руководители практических заданий берут их там, где сама жизнь выдвигает их в план учебной работы, для того, чтобы попытаться наметить правильное решение вопроса и этим помочь соответствующему органу в его практической работе. Работа над проектом вызывает сильную, напряжённую целевую устремлённость, учащиеся добровольно, по мере углубления в свою тему, по мере разработки вопроса привлекают всё больше и больше материала. В его работе есть творческий стимул, перед ним определена цель, задание не настолько общее и расплывчатое, чтобы потеряться, и не такое узкое, чтобы ответ давался сразу без затруднения. Поэтому материал не нагромождается в беспорядке, а укладывается слоями в известной последовательности, постепенно приобщая учащегося к самостоятельному и сознательному разрешению поставленной задачи. …При методе проектов результаты носят до известной степени исследовательский отпечаток и имеют практическое значение. Технику проектов мы можем без опаски заимствовать у американцев». Метод case-study, достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия. В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения. Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
В настоящее время активные методы обучения, в том числе метод case-study, достаточно широко применяются при подготовке экономических кадров в ряде ведущих экономических вузов России. Использование метода case-study в обучении студентов экономических специальностей позволяет повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание экономических законов, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Созданный как метод изучения экономических дисциплин, в настоящее время метод case-study нашёл широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции и других наук. Для того чтобы учебный процесс на основе case – технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определённая методика его использования в учебном процессе. 3.2 Общая характеристика метода case-study Case-studiеs - учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в “команде”, проводить анализ и принимать управленческие решения. Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:
Метод case-study - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоёвывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учёбе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал. У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Признаки метода case-study:
Технологические особенности метода case-study:
Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны (6). Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьёзных проблем. Метод case-study требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы; неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса. Воздействие метода case-study на формирование личности студента нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего специалиста, в которых нуждается рыночная экономика. В таблице 3.1 представлена зависимость между отдельными качествами будущего специалиста и возможностями воздействия метода case-study на их формирование. Таблица 3.1 Зависимость между качествами специалиста, их характеристикой и возможностями воздействия метода case-study на их формирование.
|
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» | Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными | ||
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов» | Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / Под ред. Е. Я. Букиной. Новосибирск: Изд-во нгту, 2008 | ||
Адамов Н. А., Амучиева Г. А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие / гуу. – М., 2004. – с. 128 | Учебное пособие предназначено для студентов имтп, а также может быть использовано при самостоятельном освоении современного программного... | ||
Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,... | Учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономико-управленческих специальностей по программе группового проектного... | ||
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык | Пособие содержит аутентичные документы и письма; материалы для развития навыков устного и письменного перевода; снабжено англо-русским... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |