Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия


НазваниеМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия
страница1/13
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра биологии, ботаники и экологии




УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №

от ___________ 2015 г.

Заведующий кафедрой В.Г. Зенкина




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям

Модуль Основы экологии и экология человека




учебной дисциплины (модуля) Экология человека
для специальности 060601 – Медицинская биохимия


курс 2 семестр 4



Составитель:

Божко Г.Г., к.б.н., доцент

Рецензент:

Масленникова Л.А., к.б.н., доцент



Владивосток – 2015 г.

  1. Тема занятия № 1: Основы экологии, охраны природы и охраны среды.

2. Мотивация изучения темы. Человек постоянно подвергается воздействию условий окружающей среды и отвечает на них. В эпоху современного усиленного освоения новых районов, в том числе Арктики и Антарктики, выявление адаптационных сдвигов приобретает особенно важное значение. В настоящее время для отдаленных климатических зон установлены новые нормы различных физиологических показателей (количество эритроцитов, биохимические показатели, соотношение частей скелета и др.), обусловленные влиянием экологических факторов, а также сдвигов в процессе адаптации к новым условиям обитания. Знание подобных региональных и адаптационных нормативов врачом повышает качество диагностики заболеваний.

3. Цели занятия.

3.1 Общая цель. Уметь выявить влияние факторов среды на жизнедеятельность человека и на этой основе дифференцировать адаптационные сдвиги и патологические изменения, что необходимо для диагностики заболеваний

Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности: ОК-1, ОК-5; ПК-1; ПК-20.

3.2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - экологические факторы, формы биотических связей, законы экологии, адаптации животных и растений к внешней среде.

«Уметь» - используя экологическую пирамиду рассчитывать потребности организмов. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой.

«Владеть» - Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редактор, техникой работы в сети Интернет.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы. Из школьного курса биологии студенты должны знать основные понятия экологии.

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1 Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  1. Предмет и задачи экологии. Что изучает аутэкология, демэкология и синэкология.

  2. Правила экологии Б. Коммонера.

  3. Среда обитания.

  4. Экологические факторы. Привести примеры.

  5. Общие закономерности действия экологических факторов.

Закон минимума Ю. Либиха, закон толерантности В. Э. Шелфорда, правило Бергмана, закон Д. Аллена.

  1. Экологическая пластичность. Стенобионтные и эврибионтные.

  2. Фотопериодизм.

  3. Физиологическая адаптация (пойкилотермные и гомойотермные)

  4. Экологическая характеристика популяции (пространственное размещение, генетическое разнообразие популяции, численность, возрастная структура)

  5. Экологическая ниша.

  6. Пищевые связи. Цепи выедания (пастбищные) и разложения (детритные – начинаются с детрита.)

  7. Правило экологической пирамиды.

  8. Экосистема и биогеоценоз.

  9. Эволюция биогеоценозов.

  10. Продукция экосистемы.

5.2. Задания для СРС во внеучебное время

1. Повторить лекционный материал.

    1. 2. Работая с литературой, обратить внимание на основные законы экологии, факторы экологии и действие их на организм человека.

Подготовить реферат или краткое сообщение по выбранным темам.

Темы рефератов

  1. Компьютерные игры и занятия в психическом и умственном развитии ребенка.

  2. Психофизиологические аспекты конституции.

  3. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением.

  4. Форма черепа и конституциональные особенности в поведении и реализации человека. Связь формы черепа, типа конституции с успешностью или неуспешностью человека.

  5. Акселерация – хорошо или плохо?

  6. Антропогенное загрязнение окружающей среды.

  7. Экологические аспекты хронобиологии

  8. Генофонд человека и факторы среды.

  9. Влияние брака (семьи), общественных отношений на человеческое общество.

  10. Влияние духовной культуры, морали и нравственности на развитие человеческого общества.

  11. Этнический и антропологический состав Дальнего Востока.

  12. Искусственная пища: за и против.

  13. Человек и биосоциальные факторы.

  14. «Антропоэкологический прогноз: программа долголетия».

  15. Канцерогенные факторы жилища.

  16. Опасные и особо опасные болезни человека.

  17. Хронотерапия и хронофармакология.

  18. Электромагнитные поля и здоровье человека.

  19. Положительные для здоровья факторы окружающей среды.

  20. Экологические болезни.

  21. Адаптационные особенности человека.

  22. Экологическое оружие современного мира.

  23. Здоровье в горах

  24. Здоровье в тропиках

  25. Здоровье в высоких широтах

  26. Здоровье в пустынях

  27. Сохранение здоровья при путешествиях

  28. Конституция человека: определение, роль в адаптации и формировании здоровья.

  29. Влияние окружающей среды на формирование конституции человека.

  30. Модель здоровья. Пример.

  31. Основные типы конституции человека.

  32. Основные экологически значимые болезни

  33. Циркадные ритмы и здоровье

  34. Какие расстройства здоровья вызывает шум

  35. Электромагнитные поля и здоровье

  36. Положительные для здоровья факторы окружающей среды

  37. В чем суть «тяжелых» для здоровья дней, о которых регулярно сообщается в СМИ

  38. Разница между адаптацией и акклиматизацией? Типы адаптации

  39. Урбоэкология и здоровье человека.


5.3 Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты) .

Ответить на вопросы теста. Укажите правильный ответ.

  1. Изучением отдельных популяций занимается: А) аутэкология;

б) демэкология; в) синэкология; г) микология.

  1. Недостаток света для теневыносливых растений относится к факторам:

а) биотическим; б) антропогенным; в) сезонным; г) абиотическим;

д) ограничивающим.

  1. Длина волны видимых лучей составляет: а) менее 0,4 мкм; б) 0,4-0,75 мкм;

в) более 0,75 мкм; г) 0,29-0,7; мкм; д) 0,4-0,5 мкм.

  1. Растения приспосабливаются к недостатку влаги за счет: а) глубоких корней; б) запасов жира; в) мелких листьев; г) небольшого количества устьиц;

д) мясистых стеблей.

  1. Фотопериодизм – это реакция организмов на: а) влияние света;

б) темное время суток; в) изменения атмосферного давления;

г) изменения длины светового дня; д) изменения температуры.

  1. Укажите соответствия.

    Группы растений

    Экологические характеристики

    1. Гидатоды;

    2. Ксерофиты;

    3. Гидрофиты;

    4. Мезофиты;

    5. гигрофиты

    А) растения пустынь и степей;

    Б) растут при среднем увлажнении;

    В) водные растения;

    Г) наземно-водные растения;

    Д) многие тропические травы.

  2. Впишите недостающий термин.

Организмы с широкими пределами выносливости называют-----------

  1. Впишите недостающий термин.

Движение отдельных органов растений к свету называется----------

  1. Впишите недостающий термин.

Термин «экология» ввел____________________в_______г.

  1. Составьте определение понятия «оптимум» (выберите из «библиотеки» нужные слова и расположите их в логической последовательности).

Оптимум – это______________________________________


  1. 1.

А) совокупность:

Б) зона;

В) предел;

  1. 2.




А) наиболее благоприятных

Б) максимальных;

В) всех;

  1. 3.

А) условий среды;

Б) значений фактора;

В) показателей среды;

  1. 4.

А) для;

Б) у;

В) в;

5.

А) особей данного

вида

Б) особей разных видов

В) организма.


  1. Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в наземно-

воздушной среде?

а) ограниченное количество кислорода; б) значительные колебания температуры; в) состав органического вещества; г) возможность потерять хозяина.

12. Какая среда жизни является более однородной?

а) водная; б) наземно-воздушная; в) почвенная; г) живой организм.

13. Установите соответствие между растениями и животными организмами по отношению к освещенности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗМОВ

ОРГАНИЗМЫ

А. растения

Б. животные

1) светолюбивые

2) ночные

3) сумеречные

4) дневные

5) светолюбивые

6) тенелюбивые
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconПрограмма надпредметного курса «Экология человека. Культура здоровья»...
«Экология человека. Культура здоровья» предназначена для обучающихся 5-6 классов, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа...

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconМетодические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «Международные...
Международные экологические стандарты: Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности 020801. 65...

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconМетодические указания к практическим занятиям по пп. 01 «Учебная...
Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,...

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconМетодические рекомендации для студентов по подготовке к практическим...
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля «Организация и управление...

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconМетодические указания для практических занятий и самостоятельной...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconРабочая программа учебной дисциплины обращение с отходами производства...
Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета...

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconМетодические указания для практических занятий, самостоятельной работы...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconМетодические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля является частью основной...

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям Модуль Основы экологии и экология человека учебной дисциплины (модуля ) Экология человека для специальности 060601 Медицинская биохимия iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск