Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум


Скачать 348.23 Kb.
НазваниеРеспублики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Нурлатский аграрный техникум


УтверждЕН

на заседании методического совета

«___»__________20__ г., протокол №___

Председатель методического совета

____________________(_________)

(подпись)



ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


Экологические основы природопользования

основной профессиональной образовательной программы

по специальностям СПО

110809 Механизация сельского хозяйства

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

260807 Технология продукции общественного питания

262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине «Экологические основы природопользования» составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО по направлениям подготовки.

Разработчики:

Зайцева Ирина Римовна - преподаватель общеобразовательных дисциплин

Хайбуллова Халиса Минзакировна- преподаватель спецдисциплин

1.Общие положения
Результатом освоения дисциплины является готовность обучающихся к выполнению вида профессиональной деятельности - владение знаниями экологических основ природопользования в области сельского хозяйства и составляющих её профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе ОПОП в целом.

Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет.

Оценка знаний и умений выставляется в ведомость результатов промежуточной аттестации по учебной дисциплине в соответствии с объемом выполнения учебного задания.
1.Паспорт комплекта контрольно- оценочных средств.

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».

В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов.


Объекты оценивания

Показатели

Критерии

Тип задания

Формы аттестации в соответствии с учебным планом

У. 1. Анализ и прогноз экологических последствий различных видов деятельности.

З.1. Знание основных источников техноген-ного воздействия на окружающую среду.

Проведение анализа и прогноза экологических последствий техногенного воздействия на окружающую среду.

Результативность проведенного анализа и прогноза.





Защита практических заданий.
текущий контроль
самостоятельная работа

У.2. Подготовка материалов для оценки экологического состояния среды.

З .2. Знания экологических принципов рациональ-ного использования природных ресурсов и охраны природы.


Оценивание состояния рационального использования природных ресурсов и охраны природы


Результативность оценивания состояния использования природных ресурсов.




текущий контроль


самостоятельная работа

З.3. Знания правовых и социальных вопросов природопользования и охраны ОС

Демонстрация знаний правовых и социальных вопросов

Владение информацией правовых источников




текущий контроль

самостоятельная работа



  1. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.

2.1.Теоретические вопросы для текущего контроля знаний.

1.Что означает слово «Экология»? Кто впервые предложил использовать понятие «Экология»? Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии?

2. Каковы плюсы и минусы промышленной революции?

3. Почему принято говорить о единстве организма и среды?

4. Какую роль играет вода в биосфере? Каковы основные источники загрязнения воды?

5. Что такое почва? Какие виды загрязнения почвы вам известны? Что такое эрозия почвы? Каковы её последствия?

6.Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры.

7. Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли сделать так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных?

8. .Почему идет процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах?

9. .Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли.

10.Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума?

11. .Каковы основные источники радиационного загрязнения?

12.Назовите федеральные целевые программы по охране окружающей среды.

13. Что такое рациональное и нерациональное природопользование.

14.Приведите примеры антропогенных воздействий на атмосферу, водную среду, почву.

15.Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра, солнца; приведите примеры.

16.Дайте определение основных видов охраняемых территорий.

17. Каково значение лесов в природе и в жизни людей?

18. Что такое экологический мониторинг?. Охарактеризуйте виды и методы мониторинга.

19. Что такое биоиндикация?

20.Дайте определение экологического права. Какие организации осуществляют международное сотрудничество в области охраны окружающей среды?

21.Какой основой документ регулирует правоотношения в экологической сфере в настоящее время в РФ?

22. .Почему необходимо международное сотрудничество в деле охраны

природы?

23. .Какова роль Организации объединенных Наций и ее подразделений

ЮНЕСКО, ЮНЕП и МСОП в деле охраны природы?

24. Какие вам известны особо охраняемые природные территории в

Татарстане?

2.2. Практические задания
Практическое задание № 1.

Задание:

Сделать анализ экологических проблем населенного пункта и разработать мероприятия по улучшению экологической обстановки (по выбору студента).

Условия выполнения задания:

  1. Место выполнения задания – учебный кабинет

  2. Максимальное время выполнения задания – 40 минут.

  3. Вы можете воспользоваться: учебной литературой:

1)Чибидина-Пинина Т.И. «География Нурлатского района» издательство «Посад» Мелекесс» 2001 г. ,

2) Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан. 2-ое изд. Министерство экологии и природных ресурсов РТ., издательство «Идел-пресс».

3 Нормативной базой.:

- Закон «об охране окружающей среды» от.19. 12.2001 №2060-1,

-Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995№ 174-Ф

Интернет – ресурсами http://www.lgl.ru электронная библиотека

Практическое задание №2
Задание:

Сделать оценку состояния земель лесного фонда административного района (по выбору студента) и разработать мероприятия по их рациональному использованию.

Условия выполнения задания:

  1. Место выполнения задания – учебный кабинет

  2. Максимальное время выполнения задания – 40 минут.

  3. Вы можете воспользоваться: учебной литературой:

  1. Чибидина-Пинина Т.И. «География Нурлатского района» издательство «Посад» Мелекесс» 2001 г. ,

  2. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в республике Татарстан. 2-ое изд. Министерство экологии и природных ресурсов РТ., издательство «Идел-пресс».,нормативной базой.:

  3. Закон «об охране окружающей среды» от.19. 12.01 №2060-1,

  4. Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-Ф,

Интернет – ресурсами http://www.lgl.ru электронная библиотека
Критерии оценок



Объект оценки

критерии оценки

результата в соответ-ствии с разд. 1 «Паспорт»

Отметка о выпол-нении

Анализ и прогноз экологических последствий различных видов деятельности.

Результативность проведенного анализа и прогноза.





Знание основных источников техногенного воздействия на окружающую среду.




Подготовка материалов для оценки экологического состояния среды.

Результативность оценивания состояния использования природных ресурсов.




Знания экологических принципов рационального использования природных ресурсов и охраны природы.




Знания правовых и социальных вопросов природопользования и охраны окружающей среды

Результативность определения правовых основ природопользования






Критерии оценки:

«Зачтено» выставляется в случае выполнения задания (теоретической и практической части) более чем на 70%, а при выполнении обучающимся задания менее, чем на 70% «не зачтено».

Практическое задание № 3

Механизм образования кислотных дождей

Основной причиной повышения кислотности являются выбросы оксида серы (4), который превращается в оксид серы (6) благодаря окислению за счёт кислорода воздуха, озона, пероксида водорода в воздухе, присутствию оксидов металлов, выполняющих роль катализаторов, и атмосферной влаге. 60% кислотности в осадках получается за счёт серной кислоты, 30% - за счёт азотной и 5% - соляной.

Кислотным называют дождь (снег), рН которого ниже 5,6.

Загрязнение атмосферы соединениями серы. Соединения серы попадают в атмосферу естественным путем (вулканическая деятельность) и в результате антропогенной деятельности человека (сжигание ископаемого топлива, которое содержит серу). В процессе горения часть серы окисляется до SO2. Среди используемых видов топлива первое место по поставке диоксида серы занимает каменный уголь, второе - нефть, третье - природный газ. Наиболее распространенными соединениями серы, поступающими в атмосферу, являются диоксид серы (SO2),сульфиты (S04), сероуглерод (CS2) и сероводород (Н2S). Содержание серы в угле достаточно велико. В процессе горения сера превращается в сернистый газ, а часть серы остается в золе в твердом состоянии.

Источниками образования SO2 является также металлургическая промышленность (переработка сульфидных руд меди, свинца и цинка), а также предприятия по производству серной кислоты и переработке нефти.

Основной вред окружающей среде наносит продукт окисления диоксида серы - S03. Процесс окисления осуществляется под действием кислорода на пылеобразных частицах оксидов металлов в качестве катализаторов, в атмосферной влаге или под действием солнечного света. Газообразный SОз растворяется в капельках влаги с образованием серной кислоты: SОз(газ) +Н20(ж) = Н2S04(водн)

Загрязнение атмосферы соединениями азота. Оксиды азота образуются в атмосфере естественным и антропогенным путем (сжигание всех видов природного топлива (12 млн.т./год), транспорт (8 млн.т./год) и промышленность (1 млн.т./год)). Загрязнение оксидами азота в целом невелико (искл. - районы с развитой химической промышленностью).

N0 - образуется в малых количествах в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания при прямом взаимодействии кислорода с азотом. В среднем выделение N0 автомобилем - 1-2 г на 1 км. Вступает в реакцию кислородом: 2NО (г) + О2 = 2 N02 , поэтому некоторое количество диоксида азота присутствует в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания. Газообразный диоксид азота растворяется в капельках влаги с образованием азотной кислоты: ЗN02 + Н20 = 2НN03 + N0

Вымывая из атмосферы Н2S04 и НNО3, осадки становятся кислотными. Их рН зависит от количества кислот и воды, в которой они растворены. Кислоты могут выпадать из атмосферы и без воды, сами по себе или с частицами пыли. Сухие кислотные отложения могут накапливаться на поверхности растений и при смачивании небольшим количеством влаги, например, при выпадении росы, давать сильные кислоты. Т.е., к кислотным осадкам можно отнести и кислотную росу. Чистая дождевая вода имеет слабокислую реакция (рН=5,6), поскольку в ней легко растворяется углекислый газ из воздуха с образованием слабой угольной кислоты: СО2 + Н2О = Н2СО3

Задание:

  1. По предложенному тексту составить схему «Механизм образования кислотных осадков»;

  2. Изучить и представить графически кислотность осадков в вашем районе на протяжении 2 недель, собирая дождь (снег) в чистые стеклянные ёмкости непосредственно при выпадении осадков.

Чтобы измерения были достоверными, необходимо правильно отобрать пробы снега:

1) Выбрать площадку для отбора проб, на которой можно построить треугольник со сторонами не менее 10 м (10 – 30 м).

2) В вершинах треугольника разметить квадраты со сторонами 1 м. Получится 3 таких квадрата.

3) Пробы берут по углам квадрата (4 штуки) и в центре. Всего собирают 5 проб с квадрата. Три квадрата дают 15 проб.

4) Снег берут почти на всю глубину снежной толщи. Это позволяет суммировать все загрязнения. Все 15 проб складывают в один целлофановый пакет, ёмкость. Отбирать снег лучше стаканом, ложкой, стараясь не касаться руками (предварительно вымытыми) снега и внутренней поверхности пакета. Собранный снег хранить в холодильнике, на балконе, за окном. Пробы целесообразно отбирать около заводов, у дорог, в парках, скверах, в жилых массивах города.

Ход анализа:

Перед анализом снег растопить и довести до комнатной температуры (200 С). После этого в воду опустить индикаторную бумажку на некоторое время и сравнить цвет с цветной шкалой, определить значение рН. Данные записать, отметить место отбора пробы, время отбора.


  1. Пронаблюдать за состоянием деревьев в районе, где вы живёте, близ заводов, у дорог. Если у деревьев начинают уродливо расти ветви, а корни высыхают, это является признаком отравления сернистым газом в сочетании с озоном.

  2. Спрогнозируйте все последствия загрязнения экосистем сернистым газом.

  3. Оформите свои наблюдения, сделайте выводы.

Практическое задание № 4

Редкие животные и растения нашего региона.

Красная книга – свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Если численность и площадь распространения вида имеют постоянную тенденцию к сокращению, его относят к редким.

Если численность и ареал вида резко сократился в результате прямого истребления, разрушений мест обитания, резкого возрастания числа любителей собирания букетов полевых цветов, лекарственных трав и декоративных диких растений, вид относят к находящемуся по угрозой исчезновения.

Эти виды животных и растений не могут выжить без помощи человека.

Задание

Познакомьтесь с некоторыми видами животных и растений занесенными в Красную книгу, находящихся в нашем ареале. Опишите условия их проживания и меры, которые необходимо принять для их защиты.
Практическое задание № 5

Реклама и экология

Цель: Проанализировать не менее 5 реклам товаров, результаты записать в таблицу.

Ответить на вопросы.
ТАБЛИЦА


Товар

Потребность энергии

при производстве товара

Долговечность

Материалы





Высо

кая

Сре

дняя

низкая


Товар

однора-

зового

использ

ования

Товар

Много-

разового

исполь-

зования

Воспол-

нимые

Невоспо

лнимые

Био-

Разла

гаемые


Био

Неразла

гаемые


1




























2




























3




























4




























5




























6





























Вопросы:

Какие виды товаров рекламируются больше всего? Почему?

Какой товар вы назвали бы бесполезным? Почему?

Какой товар особенно полезен? Почему?

Какие методы используются в рекламе для убеждения потребителя? Приведите примеры.
Практическое задание № 6

Определение химического состава атмосферы.

Загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий отрицательно влияет на здоровье людей, на функционирование природных систем. Потери несут и сами основные загрязнители – промышленные предприятия, так как выбросы в атмосферу способствуют коррозии оборудования и строительных конструкций.

Вариант № 1 Проанализируйте рисунок. Выясните, какой вклад в производство различных токсикантов, загрязняющих атмосферу, вносит промышленность? Вспомните, какое влияние оказывают эти соединения на человека и окружающую среду в целом?

  1. промышленные источники энергии; 2- традиционные источники энергии; 3 – сельское хозяйство; 4 – промышленные производство (по Дж. Холдрену)






Практическое задание № 7

Определение качества воды.

Опыт №1. Определение органолептических характеристик воды

1. Определение запаха

  1. Заполните колбу водой на 1/3 объема и закройте пробкой.

  2. Взболтайте содержимое колбы.

  3. Откройте колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определите характер и интенсивность запаха. Если запах сразу не ощущается или запах неотчетливый, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 600 (подержав колбу в горячей воде).


Интенсивность запаха определите по пятибалльной системе согласно таблице 1.

Таблица 1. Определение интенсивности запаха

Интенсивность

запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

Характер запаха определите по таблице 2.

Таблица 2. Определение характера запаха

Характер запаха

Естественного происхождения:

неотчетливый (или отсутствует)

землистый

гнилостный

плесневой

торфяной

травянистый

другой (укажите какой)

Искусственного происхождения:

неотчетливый (или отсутствует)

нефтепродуктов (бензиновый)

хлорный

уксусный

фенольный

другой (укажите какой)

2. Определение цветности

1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.

2. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном).

3. Выберите из таблицы 3 наиболее подходящий оттенок

Цветность воды

Слабо-желтоватая

Светло-желтоватая

Желтая

Интенсивно-желтая

Коричневатая

Красно-коричневатая

Другая (укажите какая)


3. Определение мутности

1. Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.

2. Определите мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Выберите нужное из таблицы
Таблица 4.

Мутность воды

Слабо опалесцирующая

Опалесцирующая

Слабо мутная

Мутная

Очень мутная
  1   2   3

Похожие:

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconРеспублики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconРеспублики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconРеспублики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconРеспублики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии 190631. 01...

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconРеспублики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение...
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconРеспублики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки...

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconРеспублики Коми Государственное автономное образовательное учреждение...
Гаоу спо «Сыктывкарский автомеханический техникум» (далее – техникум), реализующий образовательные, программы среднего профессионального...

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconПравила приема граждан на обучение по образовательным программам...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области Камышловский техникум...

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconДиректор краевого государственного автономного профессионального...
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова»...

Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум iconПравила приема в Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Правила приема (далее – Правила) в Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск