Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля»


НазваниеЛекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля»
страница1/87
ТипЛекция
filling-form.ru > Туризм > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87
Чеснов Я.В.

Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие

Содержание

К читателю…………………………………………………………………………………….. 5

Вводная лекция Предмет методы и основные понятия
исторической этнологии ………………………………………………………………………7


1. Историческая этнология и развитие демократии ………………………………………….7

2. Фактуальные основания исторической этнологии ………………………………………..8

3. Работа с фактом в исторической этнологии ……………………………………………….9

4. Смыслы раскрываемые фактом …………………………………………………………...11

5. Традиция порядок и мера ………………………………………………………………….11

6. Понятие о культуроценоэе ………………………………………………………………...13

7. Личность нрав, обычай и норма …………………………………………………………..16

8. Понятие об антропоценозе ………………………………………………………………..17

9. Исследование повседневности ……………………………………………………………19

10. Этносы и этничность ……………………………………………………………………..20

11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии ……………………..22

Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни ………..24

1. Звук и речь — это побуждение ……………………………………………………………24

2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений ………………………….26

3. «Край поля» и примирение с природой …………………………………………………..28

4 Зеркало Миклухо-Маклая Коммуникативное уплотнение пространства ………………32

5. Порождение реальности …………………………………………………………………...37

Лекция 2. Традиция как жанр и предание ………………………………………………….42
1. фрагменты и жанры ………………………………………………………………………..42


2. Признаки условия ………………………………………………………………………….43

3. Распределение и дарообмен ……………………………………………………………….45

4. Распределительное время и топ традиции ………………………………………………..48

5. Ритуал и обряд……………………………………………………………………………...51

6. Обычаи ……………………………………………………………………………………..54

7. Менталитет и традиция-предание .......................................................................................54

8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии ………58

Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии .............................................61
1. Теория «культурных областей» ...........................................................................................61


2. Хозяйственно-культурные типы .........................................................................................64

3. Историко-этнографичсские области ..................................................................................66

4. Региональный стиль и культурный дрифт ........................................................................67

5. Этногенез как территориально-распределительная проблема ........................................69

6. Россия — этноментальное пространство ..........................................................................72

Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация ……………………82
1. Постановка вопроса .............................................................................................................82


2. Теория этнизации .................................................................................................................85

3. Передача этнокультурной информации .............................................................................87

4. Хозяйственно-психологическая самоидентификация ......................................................92

5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез ....................................................................96

Лекция 5. Этнонимы ..............................................................................................................100
1. Как возникает этноним? .....................................................................................................100


2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы) ..........................................................................105

3. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы ..................................................................107

4. Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания ................................112

5. Судьба этнонима .................................................................................................................115

Лекция 6. Этнический образ .................................................................................................118
1. Этническое сознание и этнический образ ........................................................................118


2. Индивид и этнос ..................................................................................................................122

5. Время и нравы .....................................................................................................................126

4. Личностное освоение пространства ..................................................................................131

5. Фантазия и структура этнического образа .......................................................................135

Лекция 7. Локально-этнографические группы ...................................................................143
1. Локальное и этническое .....................................................................................................143


2. Этнографические группы народов и этногенетический процесс ..................................147

3. История «панцирных бояр» ...............................................................................................156

Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры ....................................................160
1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации ..........................................160


2. Ценностные черты локального этнографического типа .................................................163

3. Иерархия признаков ............................................................................................................167

4. Проблема изофункциональности .......................................................................................169

Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища ……………………………………..177
1. Дом и дорога ………………………………………………………………………………177


2. Исторические стили жилища …………………………………………………………….179

3 Хлеб наш насущный ………………………………………………………………………182

Лекция 10. Архетипы вещей ………………………………………………………………187
1. Общее представление о вещи ……………………………………………………………187


2. Вещь как жест …………………………………………………………………………….190

3. Овещение человека ……………………………………………………………………….192

4. Хранилище вещей ………………………………………………………………………...195

5. Космология и витальность ……………………………………………………………….199

6. Округлое тело ……………………………………………………………………………..201

7. Архетип вещи ……………………………………………………………………………..204

Лекция 11. Тело в облачении одежд ………………………………………………………209
1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело …………………………………………….209


2. Стыд и сексуальность …………………………………………………………………….213

3. Свадебный дар головной убор и обувь ………………………………………………….216

4. Приманивание счастья одеждой …………………………………………………………221

5. Одежда и структуризация времени ……………………………………………………...230

Лекция 12. Кинесика и жесты ……………………………………………………………...233
1. Поза, жест и кинема ………………………………………………………………………233


2. Возможности человеческих рук и ног …………………………………………………...235

3. Шаг Майтрейи и теория жеста …………………………………………………………...236

4. Кинесический опыт человека …………………………………………………………….242

5. Жесты и символика ног …………………………………………………………………..243

6. Контрагенты жеста ……………………………………………………………………….247

Лекция 13. Этнология здоровья ……………………………………………………………249
1. Интенция здоровья ………………………………………………………………………..249


2. Типология культур по отношению к здоровью …………………………………………252

3. Подвижный критерий здоровья ………………………………………………………….256

4. Гомеостаз организма и роль культуры …………………………………………………..261

5. Архетип здоровья и личность ……………………………………………………………263

6. Заклинание здоровья ……………………………………………………………………...269

7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме …………………………….273

Лекция 14. Демиурги культуры ……………………………………………………………278
1. Синтагматический распад ………………………………………………………………..278


2. Демиурги — маргинальные существа …………………………………………………..281

3. Яд культуры ……………………………………………………………………………….284

ЛЕКЦИЯ 15. Гость, приносящий благо …………………………………………………...287
1. Миф о гостях бога ………………………………………………………………………...287


2. Структура гостевания …………………………………………………………………….290

3. Архетип гостевания ………………………………………………………………………294

Лекция 16. Женский путь из природы в культуру ……………………………………….297
1. Преодоление токсикоза культуры ……………………………………………………….297


2. Бездомность и свобода девушек …………………………………………………………300

3. О девичьей красоте ……………………………………………………………………….303

4. От девичества к материнству …………………………………………………………….308

5. Женская генеративность ………………………………………………………………….311

6. Культурогенная редуплекация …………………………………………………………...314

7. «Быть», а не «иметь» ……………………………………………………………………...316

Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность ……………………………..318
1. Заклинание охотника ……………………………………………………………………..318


2. Аффекты и проблема зла …………………………………………………………………322

3. Стыд — залог будущего примирения …………………………………………………...325

Лекция 18. Смех и истоки культуры ………………………………………………………329
1. Юмор индейцев …………………………………………………………………………...329


2. Смех богов или обезьян? …………………………………………………………………331

3. Детский смех

Лекция 19. Письмо забвение и память культуры …………………………………………340
1. Обряды забвения ………………………………………………………………………….340


2. Сидение на шкуре быка — образ забвения ……………………………………………..344

3. Странный пищевой запрет ……………………………………………………………….346

4. Знаки избыточности ………………………………………………………………………349

5. Скифское послание ……………………………………………………………………….352

Лекция 20. Письмо в этнической традиции ………………………………………………357

1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры) …………...357

2. Съеденная письменность …………………………………………………………………363

3. Утрата письменности и миф о собаке …………………………………………………...368

4. Письмо и этнический облик ……………………………………………………………..370

5. Письмо и путь к свободе …………………………………………………………………373

Контрольные вопросы к вводной лекии и лекциям 1-20 …………………………….377

Литература к вводной лекии и лекциям 1-20 ………………………………………….384

К читателю

В Древней Спарте не все было сведено к военному делу, и замкнутость не была абсо­лютной. Ее граждане проводили свободное время в слушании рассказов об обычаях и генеалогиях иноземцев. Сейчас нечто подобное называется исторической этнологией. Она
учит антропологической герменевтике: за частным видеть всеобщее, а через всеобщее — частное. Историческая этнология относится к истории как к материалу и призвана из всего сложившегося и однородного вычленить Иное. Это Иное предстает в виде стран­ных обычаев, непонятных предметов, других традиций, совсем другого человека. Часто этот человек не оставил нам письменных посланий, но только «артефакты» культуры.
Как их прочитать, как пробиться к мыслям и чувствам того человека? Если это удается сделать исторической этнологии, то она приближается к уровню этнографии — практи­ческой науки общения с живым человеком иной культуры. Не будем сейчас говорить о «сборе фактов» или «анализе фактов». Ведь самая главная цель этнологии — понять дру­гого. Этнологический факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глубине приближено к пониманию самого себя.

История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия-
ми государства, общества, прогресса. Этнология, основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклор­ной культуры. Когда этнология рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповто­римое чудо — событие культурогенеза. Это и есть предмет исторической этнологии.

В лекциях использованы многочисленные этнографические факты. Они были найдены в литературе, но большею частью собраны автором на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на огромном пространстве рассе­ления русского этноса, кое-где за рубежом. Радость общения с людьми через обдумыва­ние «факта» открывает путь к общению с людьми других эпох. Диалог культур — это профессиональное дело этнолога.

Как освоить опыт исторической этнологии? Просто надо воспользоваться принципом ги­пертекста, по которому мы живем: можно сначала поесть, а потом погулять, или наобо­рот Войти в историческую этнологию можно с любого направления, с любой темы Исто­рическая этнология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипер­текст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, тендерные роли и т. п.). По тонкому наблюдению профессора Наталии Садомской (РГГУ), в отече­ственной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытно­сти, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культуроге­нез.
Надеюсь, что хоть какие-то страницы заинтересуют не только профессионала — этнолога (социального, культурного, культурального... и т. д. антрополога), но и просто читателя. Спасибо студентам Москвы, Кемерова, Улан-Удэ, Архангельска, которые прослушали фрагменты из этой книги в виде лекций. Опыт этого общения учтен в тексте. И особая благодарность сотрудникам Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), которые, храня поистине античное уважение к исторической этнологии, помогли в издании этой книги.
Ян Чеснов, Дедовск Московской области 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87

Похожие:

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» iconЛидия Николаевна Белая тестовые задания №4-№5,№7-№9,№11-№19. Контроль...
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук....

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» iconЛекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления...
Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни....

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» iconРабочая программа по курсу «Английский язык»
Диалогическая речь Выпускник научится: вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;...

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» iconРабочая программа учебного предмета «Второй иностранный язык»
Диалогическая речь Выпускник научится: вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;...

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» iconТекстовые поля, поля с раскрывающимися списками и флажки
Это может быть бланк заявления, квитанции, заявки. После заполнения информация с бланков документов будет повторно вводиться в компьютер...

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» iconГорным и иным инженерам ( Из книги "Хроника одной жизни") «Созвездие Гончих Псов»
Пять лет в кги" это не отдельная книга, это годы, на которые пришлось моё обучение в Кемеровском горном институте, взятые из книги...

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» icon1 Ошибка при распаковке криптографического сообщения. Ошибка расшифровки:...
...

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» iconОвладение речью это сложный, многосторонний психический процесс;...
Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда...

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» icon1 Ошибка при распаковке криптографического сообщения. Ошибка расшифровки:...
Шифровать декларации необходимо двумя сертификатами шифрования – Орган исполнительной власти субъекта РФ и Федеральная служба по...

Лекция Порождение реальности герменевтического пространства жизни звук и речь это побуждение пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений «Край поля» iconОсновная мысль текста. Микротема текста
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск