Чеснов Я.В.
Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие
Содержание
К читателю…………………………………………………………………………………….. 5
Вводная лекция Предмет методы и основные понятия исторической этнологии ………………………………………………………………………7
1. Историческая этнология и развитие демократии ………………………………………….7
2. Фактуальные основания исторической этнологии ………………………………………..8
3. Работа с фактом в исторической этнологии ……………………………………………….9
4. Смыслы раскрываемые фактом …………………………………………………………...11
5. Традиция порядок и мера ………………………………………………………………….11
6. Понятие о культуроценоэе ………………………………………………………………...13
7. Личность нрав, обычай и норма …………………………………………………………..16
8. Понятие об антропоценозе ………………………………………………………………..17
9. Исследование повседневности ……………………………………………………………19
10. Этносы и этничность ……………………………………………………………………..20
11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии ……………………..22
Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни ………..24
1. Звук и речь — это побуждение ……………………………………………………………24
2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений ………………………….26
3. «Край поля» и примирение с природой …………………………………………………..28
4 Зеркало Миклухо-Маклая Коммуникативное уплотнение пространства ………………32
5. Порождение реальности …………………………………………………………………...37
Лекция 2. Традиция как жанр и предание ………………………………………………….42 1. фрагменты и жанры ………………………………………………………………………..42
2. Признаки условия ………………………………………………………………………….43
3. Распределение и дарообмен ……………………………………………………………….45
4. Распределительное время и топ традиции ………………………………………………..48
5. Ритуал и обряд……………………………………………………………………………...51
6. Обычаи ……………………………………………………………………………………..54
7. Менталитет и традиция-предание .......................................................................................54
8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии ………58
Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии .............................................61 1. Теория «культурных областей» ...........................................................................................61
2. Хозяйственно-культурные типы .........................................................................................64
3. Историко-этнографичсские области ..................................................................................66
4. Региональный стиль и культурный дрифт ........................................................................67
5. Этногенез как территориально-распределительная проблема ........................................69
6. Россия — этноментальное пространство ..........................................................................72
Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация ……………………82 1. Постановка вопроса .............................................................................................................82
2. Теория этнизации .................................................................................................................85
3. Передача этнокультурной информации .............................................................................87
4. Хозяйственно-психологическая самоидентификация ......................................................92
5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез ....................................................................96
Лекция 5. Этнонимы ..............................................................................................................100 1. Как возникает этноним? .....................................................................................................100
2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы) ..........................................................................105
3. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы ..................................................................107
4. Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания ................................112
5. Судьба этнонима .................................................................................................................115
Лекция 6. Этнический образ .................................................................................................118 1. Этническое сознание и этнический образ ........................................................................118
2. Индивид и этнос ..................................................................................................................122
5. Время и нравы .....................................................................................................................126
4. Личностное освоение пространства ..................................................................................131
5. Фантазия и структура этнического образа .......................................................................135
Лекция 7. Локально-этнографические группы ...................................................................143 1. Локальное и этническое .....................................................................................................143
2. Этнографические группы народов и этногенетический процесс ..................................147
3. История «панцирных бояр» ...............................................................................................156
Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры ....................................................160 1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации ..........................................160
2. Ценностные черты локального этнографического типа .................................................163
3. Иерархия признаков ............................................................................................................167
4. Проблема изофункциональности .......................................................................................169
Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища ……………………………………..177 1. Дом и дорога ………………………………………………………………………………177
2. Исторические стили жилища …………………………………………………………….179
3 Хлеб наш насущный ………………………………………………………………………182
Лекция 10. Архетипы вещей ………………………………………………………………187 1. Общее представление о вещи ……………………………………………………………187
2. Вещь как жест …………………………………………………………………………….190
3. Овещение человека ……………………………………………………………………….192
4. Хранилище вещей ………………………………………………………………………...195
5. Космология и витальность ……………………………………………………………….199
6. Округлое тело ……………………………………………………………………………..201
7. Архетип вещи ……………………………………………………………………………..204
Лекция 11. Тело в облачении одежд ………………………………………………………209 1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело …………………………………………….209
2. Стыд и сексуальность …………………………………………………………………….213
3. Свадебный дар головной убор и обувь ………………………………………………….216
4. Приманивание счастья одеждой …………………………………………………………221
5. Одежда и структуризация времени ……………………………………………………...230
Лекция 12. Кинесика и жесты ……………………………………………………………...233 1. Поза, жест и кинема ………………………………………………………………………233
2. Возможности человеческих рук и ног …………………………………………………...235
3. Шаг Майтрейи и теория жеста …………………………………………………………...236
4. Кинесический опыт человека …………………………………………………………….242
5. Жесты и символика ног …………………………………………………………………..243
6. Контрагенты жеста ……………………………………………………………………….247
Лекция 13. Этнология здоровья ……………………………………………………………249 1. Интенция здоровья ………………………………………………………………………..249
2. Типология культур по отношению к здоровью …………………………………………252
3. Подвижный критерий здоровья ………………………………………………………….256
4. Гомеостаз организма и роль культуры …………………………………………………..261
5. Архетип здоровья и личность ……………………………………………………………263
6. Заклинание здоровья ……………………………………………………………………...269
7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме …………………………….273
Лекция 14. Демиурги культуры ……………………………………………………………278 1. Синтагматический распад ………………………………………………………………..278
2. Демиурги — маргинальные существа …………………………………………………..281
3. Яд культуры ……………………………………………………………………………….284
ЛЕКЦИЯ 15. Гость, приносящий благо …………………………………………………...287 1. Миф о гостях бога ………………………………………………………………………...287
2. Структура гостевания …………………………………………………………………….290
3. Архетип гостевания ………………………………………………………………………294
Лекция 16. Женский путь из природы в культуру ……………………………………….297 1. Преодоление токсикоза культуры ……………………………………………………….297
2. Бездомность и свобода девушек …………………………………………………………300
3. О девичьей красоте ……………………………………………………………………….303
4. От девичества к материнству …………………………………………………………….308
5. Женская генеративность ………………………………………………………………….311
6. Культурогенная редуплекация …………………………………………………………...314
7. «Быть», а не «иметь» ……………………………………………………………………...316
Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность ……………………………..318 1. Заклинание охотника ……………………………………………………………………..318
2. Аффекты и проблема зла …………………………………………………………………322
3. Стыд — залог будущего примирения …………………………………………………...325
Лекция 18. Смех и истоки культуры ………………………………………………………329 1. Юмор индейцев …………………………………………………………………………...329
2. Смех богов или обезьян? …………………………………………………………………331
3. Детский смех
Лекция 19. Письмо забвение и память культуры …………………………………………340 1. Обряды забвения ………………………………………………………………………….340
2. Сидение на шкуре быка — образ забвения ……………………………………………..344
3. Странный пищевой запрет ……………………………………………………………….346
4. Знаки избыточности ………………………………………………………………………349
5. Скифское послание ……………………………………………………………………….352
Лекция 20. Письмо в этнической традиции ………………………………………………357
1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры) …………...357
2. Съеденная письменность …………………………………………………………………363
3. Утрата письменности и миф о собаке …………………………………………………...368
4. Письмо и этнический облик ……………………………………………………………..370
5. Письмо и путь к свободе …………………………………………………………………373
Контрольные вопросы к вводной лекии и лекциям 1-20 …………………………….377
Литература к вводной лекии и лекциям 1-20 ………………………………………….384
К читателю
В Древней Спарте не все было сведено к военному делу, и замкнутость не была абсолютной. Ее граждане проводили свободное время в слушании рассказов об обычаях и генеалогиях иноземцев. Сейчас нечто подобное называется исторической этнологией. Она учит антропологической герменевтике: за частным видеть всеобщее, а через всеобщее — частное. Историческая этнология относится к истории как к материалу и призвана из всего сложившегося и однородного вычленить Иное. Это Иное предстает в виде странных обычаев, непонятных предметов, других традиций, совсем другого человека. Часто этот человек не оставил нам письменных посланий, но только «артефакты» культуры. Как их прочитать, как пробиться к мыслям и чувствам того человека? Если это удается сделать исторической этнологии, то она приближается к уровню этнографии — практической науки общения с живым человеком иной культуры. Не будем сейчас говорить о «сборе фактов» или «анализе фактов». Ведь самая главная цель этнологии — понять другого. Этнологический факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глубине приближено к пониманию самого себя.
История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия- ми государства, общества, прогресса. Этнология, основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклорной культуры. Когда этнология рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповторимое чудо — событие культурогенеза. Это и есть предмет исторической этнологии.
В лекциях использованы многочисленные этнографические факты. Они были найдены в литературе, но большею частью собраны автором на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на огромном пространстве расселения русского этноса, кое-где за рубежом. Радость общения с людьми через обдумывание «факта» открывает путь к общению с людьми других эпох. Диалог культур — это профессиональное дело этнолога.
Как освоить опыт исторической этнологии? Просто надо воспользоваться принципом гипертекста, по которому мы живем: можно сначала поесть, а потом погулять, или наоборот Войти в историческую этнологию можно с любого направления, с любой темы Историческая этнология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипертекст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, тендерные роли и т. п.). По тонкому наблюдению профессора Наталии Садомской (РГГУ), в отечественной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытности, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культурогенез. Надеюсь, что хоть какие-то страницы заинтересуют не только профессионала — этнолога (социального, культурного, культурального... и т. д. антрополога), но и просто читателя. Спасибо студентам Москвы, Кемерова, Улан-Удэ, Архангельска, которые прослушали фрагменты из этой книги в виде лекций. Опыт этого общения учтен в тексте. И особая благодарность сотрудникам Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), которые, храня поистине античное уважение к исторической этнологии, помогли в издании этой книги. Ян Чеснов, Дедовск Московской области
|