Российская Федерация
Рязанская область
Министерство образования Рязанской области
Областное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
« Чапаевская школа-интернат».
Согласовано с председателем
профсоюзной организации
___________Ю.А. Осипова
| Принята решением
педагогического совета
Протокол № 1
от «___»________2016г.
| Утверждена приказом №___
от « 01» Сентября 2016 г.
Директор школы-интерната
___________О.В. Зайчикова
м.п.
| АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
основного начального образования
на 2016-2017 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
| Адаптированная основная общеобразовательная программа
основного начального образования
ОГБОУ « Чапаевская школа-интернат»я
| Основание для разработки программы
| Нормативные документы, используемые в адаптированной основной общеобразовательной программе школы:
Конституция Российской Федерации
Конвенция о правах ребенка;
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
Федеральный закон Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2001г. №29/1448-6 «О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. №29/2065-н «Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 декабря 2010г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10»; СанПиНа – 2.4.2.3286-15 « Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и Министерства образования Рязанской области от 16 июня 2015г. № 264р/555 «Устав школы»;
внутренние приказы, школьные локальные нормативные акты, инструкции, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников учебно-воспитательного процесса;
Протокол педагогического совета № 1 от 30.08.2016г.
| Разработчик программы
| Администрация и педагогический коллектив школы.
| Исполнители программы
| Участники образовательного процесса.
| Цели программы
| Стратегическая цель:
развитие личности ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Учебные цели:
выполнить государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;
сформировать общую культуру личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания адаптированных общеобразовательных программ, коррекцию нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегрированной по содержанию деятельности;
повысить качество и уровень образования и воспитания учащихся.
Социально-ориентированные цели:
формировать достаточно высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению заданий, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
создать условия для приобретения учащимися опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта.
Координирующие цели:
обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования;
установить связь «предметных» целей с общими целями школьного образования;
обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.
Концептуальной основой общеобразовательной программы является личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на деятельностную модель формирования личности, которая определила основные направления теоретической модели программы, технологии внедрения инновационных коррекционно-развивающих методик и напрямую способствует выполнению основных задач стоящих перед школой:
обновление структуры и содержания образования;
развитие практической направленности адаптированных общеобразовательных программ школы;
ориентация содержания образования на приобретение учащимися навыков социализации;
коррекция дефектов развития учащихся в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам;
| Задачи программы
| обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом и позволяющего достигать стабильных образовательных результатов обучающихся;
развитие практической направленности адаптированных общеобразовательных программ школы;
поиск оптимальной образовательной модели по системообразующему фактору;
создание коррекционно-развивающего пространства, как оптимального условия для формирования и развития личности каждого обучающегося, превращение школы в среду жизнедеятельности и развития детей разных стартовых начал;
создание максимально благоприятных условий для организации трудовой и профессиональной деятельности;
обеспечение целостного подхода организации коррекционно-развивающей деятельности школы;
внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, обеспечивающих развитие мотивационно-личностных установок на социальную перспективу у учащихся;
разработка и внедрение индивидуальных общеобразовательных программ для детей, имеющих сложную структуру дефекта, сочетанный дефект;
создание оптимальных условий для развития, обучения, воспитания, коррекции умственно отсталых учащихся, раскрытия творческого и нравственного потенциала каждого учащегося, сохранения и укрепления здоровья школьников, мотивации к дальнейшему обучению;
пропедевтика трудового обучения и выбор его профиля в соответствии с психофизическими возможностями учащихся;
подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, овладение доступными знаниями, умениями и навыками по учебным предметам в адекватной их здоровью среде обучения и необходимыми в повседневной жизни и будущей профессии;
коррекция дефектов развития учащихся в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам;
создание условий для формирования у педагогов и учащихся школы мотивации к непрерывному образованию;
обеспечение условий для формирования опыта
учащихся с ограниченными возможностями здоровья в решении социально значимых проблем, для создания ситуации успеха;
формирование социально адаптированного ученика, способного включаться в различные виды деятельности (учебную, трудовую, коммуникативную);
осуществление комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
осуществление мероприятий по социальной адаптации обучающихся и подготовка их к будущей самостоятельной жизни;
развитие интерактивных связей и контактов, расширяющих «поле вовлеченности» учащихся школы в общественные мероприятия города, области и включенности среды – в жизнь школы;
создание условий для повышения ответственности за свою деятельность у каждой группы участников образовательного процесса;
координация деятельности педагогов и учащихся по усвоению содержания специального образования;
привлечение к работе высоко квалифицированных специалистов, имеющих возможность оказать помощь во внедрении в педагогический процесс новых педагогических технологий образования, способствующих развитию школы.
| Актуальность программы
| Школа не может следовать логике образования детей в общеобразовательных учреждениях, где предметное обучение и уровень образованности должны соответствовать высоким качественным стандартам. В образовании ребенка с умственной отсталостью должно придаваться большое значение развитию его «жизненной компетенции», составляющей основу личностного развития учащегося.
Программа направлена на удовлетворение потребности:
Учащихся – обучаться по адаптированным общеобразовательным программам, отвечающим особым образовательным потребностям учащихся с умственной отсталостью и на оказание психолого-педагогического сопровождения образовательного маршрута;
Общества и государства – социализация и адаптация учащихся с умственной отсталостью и самоопределение в социуме, что является главным отражением социального заказа общества.
| Смысл разработки программы
| Обусловлен особенностями контингента учащихся, сложностями социально-экономического порядка и желанием учесть региональные запросы рынка. Именно проблема прогнозирования востребованности наших учащихся обусловила разработку скоординированной работы всех служб школы с целью поэтапного формирования системы навыков и умений профессионального, трудового и социального поведения у каждой возрастной категории.
| Сроки реализации программы
| 2016-2017
| Управление программой
| Управление реализацией адаптированной основной общеобразовательной программы осуществляется администрацией школы.
Ведущим принципом управления образовательным процессом является согласование интересов субъектов образовательного процесса: учащихся, их родителей, учителей на основе открытости образовательного учреждения и ответственности всех субъектов образовательного процесса за образовательные результаты.
|
| базовое образование, определяемое адаптированной основной образовательной программой;
успешное освоение учебных дисциплин учебного плана;
достижение уровня готовности к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута;
подготовленность в профессионально-трудовой области, необходимой для получения дальнейшего профильного образования;
допустимый уровень здоровья и здорового образа жизни;
оптимальный уровень воспитанности, достаточный для успешной социализации.
Основным проектированным результатом освоения адаптированной основной общеобразовательной программы является: достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой, досуговой и культурной сферах деятельности.
| Основные разделы программы
| I . Пояснительная записка.
Назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Адресность адаптированной основной общеобразовательной программы.
Стратегические характеристики адаптированной основной общеобразовательной программы.
Характеристика общеобразовательного учреждения и принципов ее образовательной политики.
Характеристика контингента общеобразовательного учреждения.
Учебно-методическое обеспечение реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Требования к условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Обеспечение кадровых условий.
Обеспечение финансовых условий.
Обеспечение материально-технических условий.
II. Планируемые результаты.
Планируемые результаты освоения учащимися основной общеобразовательной программы начального общего образования на I и II этапах обучения (2 - 4 классы).
Основное содержание учебных предметов на I этапе обучения (2 - 4 классы).
- Планируемые результаты формирования умений и навыков в процессе изучения предметов.
Основное содержание учебных предметов на II этапе обучения (5-9 классы).
III. Модель выпускника.
IV. Коррекционная программа образовательного учреждения.
V. Воспитательная программа образовательного учреждения.
VI. Планируемы результаты освоения образовательной программы.
VII. Формы аттестации, используемые в образовательном учреждении.
VIII. Управление реализацией общеобразовательной программой
.
|
I . Пояснительная записка.
Адаптированная общеобразовательная программа ОГБОУ «Чапаевская школа-интернат» является главным стратегическим документом, обусловленным образовательными потребностями всех участников учебно-воспитательного процесса и выражающим объективную заинтересованность педагогов, обучающихся их родителей, (законных представителей).
Адаптированная общеобразовательная программа – это нормативный документ, разрабатываемый и утверждаемый на уровне образовательного учреждения в установленном им порядке, определяющий содержание образования и порядок (план) действий участников образовательного процесса, которые необходимо выполнить для получения образования определенного уровня.
Адаптированная основная общеобразовательная программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий аспекты ее деятельности:
специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся, основанную на приоритете сбережения физического и психического здоровья детей и педагогов;
особенности организации учебно-воспитательного процесса;
направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;
развитие творческих способностей;
сохранение и укрепление здоровья школьников через освоение основ начального образования;
особенности организации модели школы, кадрового и методического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.
Адаптированная основная общеобразовательная программа - это целостная система мер направленная на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, в том числе и труда, дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания учащихся, учитывающая индивидуальные, психические и физические особенности, возможности, потребности и интересы обучаемых, их родителей и общественности.
Адаптированная основная общеобразовательная программа является общей программой деятельности администрации школы, учителей, педагогов, родителей и самих детей.
В адаптированной основной общеобразовательной программе указаны приоритетные ценности и цели организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса на ступени начального общего образования.
В процессе разработки адаптированной основной общеобразовательной программы были учтены следующие требования:
полнота и системность (охват всех сторон деятельности ОУ);
инновационность;
демократизация и гуманизация;
дифференциация и индивидуализация обучения;
ресурсность (контингент учащихся, кадры и их профессиональный рост, финансы, материально-техническая база, информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение);
управляемость ее реализацией с учетом конечных результатов.
Основы адаптированной основной общеобразовательной программы, при определении ее стратегических направлений, целей, задач и содержания задали общую стратегию осуществляемой школой образовательной политики, которая заключается в следующем:
в формировании целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество коррекционного образования;
в первостепенной приоритетности воспитания в образовании, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения, коррекции и развития;
в ориентированности на своевременное обучение детей с проблемами в развитии, получение ими профессии, дальнейшее обучение или трудоустройство, т.е. социальную и трудовую адаптацию.
|