Скачать 301.98 Kb.
|
ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ №27 ИМ. П.М.ВОСТРУХИНА ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ автор-составитель: Арсёнова Л.Ф. МОСКВА 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Практикум предназначен для работы на уроке с материалами учебника «История», Ч.1 для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей1 и с историческими документами. Необходимость данного пособия обусловлена, с одной стороны, тем, что учебно-методический комплект по истории, подготовленный в издательстве «Академия», содержит весьма ограниченные возможности для работы с документами. Объем учебника не позволяет поместить там значительное количество исторических источников, а дидактические материалы представляют собой книгу для чтения, призванную повысить интерес к предмету и не предназначенную для работы с документами. Вместе с тем работа с историческими источниками является важной и неотъемлемой частью исторического образования. С другой стороны, существует необходимость формирования у студентов навыка самостоятельной работы с учебной литературой. Основными задачами данного практикума являются:
Материалы практикума соответствуют параграфам учебника и охватывают вводные темы и период отечественной истории с древнейших времен до XVII века. Тексты исторических документов (если это не отмечено особо) заимствованы из периодических методических изданий: газеты «История» (Приложение к газете «1 сентября») и журнала «Преподавание истории в школе». Часть заданий, представленных в практикуме, включались в демонстрационные материалы ЕГЭ. Введение. 1. Сравните высказывания, отражающие различные точки зрения на значение и роль истории: «История – наставница жизни» (древние римляне) «История учит тому, что она ничему не учит» (С.Лем). 2. Приведите примеры, свидетельствующие о том, как люди наказываются за свое пренебрежительное отношение к урокам истории. 3. Назовите тип исторического источника:
4. Заполните таблицу «Вспомогательные исторические дисциплины»:
§ 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. 1. Какие вспомогательные исторические дисциплины помогают в изучении первобытной эпохи? 2. Используя материал учебника (стр. 14 – 16), составьте схему, отражающую основные этапы антропогенеза. ( 4 – 5,5 млн. лет назад) назад) ( 2,6 млн. лет назад) назад) ( 1,7 млн. лет назад) назад) 300 тыс. лет назад ( 40 тыс.. лет назад) назад) ( 100 тыс. лет назад) назад) ( 130 тыс. лет назад) назад) 3. На основе материала учебника (стр. 23 – 24) выделите предпосылки неолитической революции. § 18 - 19 Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение. 1. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» летописца Нестора. («Повесть временных лет» - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.) Какие сведения о происхождении и прародине славян можно почерпнуть из этого отрывка? «BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу… Хаму же достался юг… Иафету же достались северные страны и западные… От племени Иафета произошел народ славянский, - так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи…Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки… Так же … славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.» http://bibliotekar.ru/rus/2.htm 2. Античные авторы о славянах. Прочитайте высказывания античных авторов о славянах и ответьте на вопросы:
«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни является делом общим. Все они высоки и очень сильные, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Вступая в битву, большинство их идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают, некоторые же не имеют ни хитона , ни плаща, но, приспособив только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, так и вступают в битву. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя, насколько можно часто, поселения». (Прокопий Кессарийский). «Племена славян сходны по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству млм подчинению в своей стране. Они выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся на положении свободных и друзей. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах и устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями. Опытны они также и в переправе через реки. Будучи настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов. Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах». (Маврикий Стратег). 3. Найдите на карте:
4. Составьте схему «Возникновение государства», используя перечисленные ниже элементы:
Б В Г Д З И К Е А Ж 5. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы:
«…В то время как поляне, северяне и другие племена платили дань хазарам, по белке с каждого дома, варяги из-за моря брали дань на славян новгородских, на кривичах, также на чуди и мери. Скоро, однако, эти народы прогнали варягов за море, перестали давать им дань, и начали владеть сами собой. Но прогнавши варягов, они никак не могли уладиться друг с другом, и начали междоусобные войны. Тогда они стали говорить между собой: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все дела справедливо» - отправили послов за море к варягам, к руси, русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами. Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Собрались три брата с родственниками своими, взяли с собой всю русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро, Трувор в Изборск, от них-то и прозвалась русская земля. Через два года умерли Синеус и Трувор, Рюрик один принял всю власть и роздал города приближенным к себе людям. Двое из них, Аскольд и Дир, которые не были ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти к Царьгороду. Идучи вниз по Днепру, они увидали на горе городок, и спросили: «Чей это городок?» Жители отвечали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив; они-то и построили этот городок, да после изгибли, а мы платим дань хазарам». Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много варягов, и начали владеть полянами, а Рюрик княжил в Новгороде.» (С.М.Соловьев. Русская летопись для первоначального чтения.) 6. Заполните таблицу «Деятельность первых русских князей», используя материал §§18 – 19 и дополнительную литературу:
7. Прочитайте отрывки из книги Н.М. Карамзина «История государства Российского» и ответьте на вопросы к ним: «Олег, обагренный кровью невинных князей, знаменитых храбростию, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего государя. Веселое местоположение, судоходный Днепр, удобность иметь сообщение, торговлю или войну с разными богатыми странами - с греческим Херсонесом, с хазарскою Тавридою, с Болгариею, с Константинополем – пленили Олега… Олег, всего более думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее нападать на чужие земли; мыслил ужасать соседов, а не бояться их» Вопросы:
« Сей Александр Македонский нашей древней истории, который столь мужественно боролся с врагами и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастье изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с героями песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но этот князь не есть образец великих полководцев, не есть пример государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка» Вопросы:
«Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что всего ужаснее – братоубийцею, этот князь, наставленный в человеколюбивых правилах христианских, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные» Вопросы:
|
«Вырос город…» (2-й урок темы «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)», рассчитанной на 7 уроков) | Оптика: лабораторный практикум / Составители: Н. А. Вдовин, доцент; К. Н. Лоскутов, доцент; Т. Д. Марценюк, ассистент; Ю. К. Щицина,... | ||
Практикум «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»: практикум: в 2 ч. Ч нижневартовск: издательство Нижневартовского... | Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ | ||
Практикум по геодезии: Учеб пособие. Ростов н/Д: Рост гос ун-т путей сообщения, 2002. 100 с | Практикум «Коммерческая документация и корреспонденция на английском языке» составлен в соответствии с требованиями государственного... | ||
Практикум по дисциплине «Маркетинг» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты... | Составной частью экзамена по истории и философии науки является подготовка аспирантом реферата по истории соответствующей отрасли... | ||
Практикум по наследственному праву: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012.... | Практикум по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |