Практикум по истории


Скачать 301.98 Kb.
НазваниеПрактикум по истории
страница1/3
ТипРассказ
filling-form.ru > Туризм > Рассказ
  1   2   3
ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ №27

ИМ. П.М.ВОСТРУХИНА

ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ

автор-составитель: Арсёнова Л.Ф.

МОСКВА

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Практикум предназначен для работы на уроке с материалами учебника «История», Ч.1 для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей1 и с историческими документами. Необходимость данного пособия обусловлена, с одной стороны, тем, что учебно-методический комплект по истории, подготовленный в издательстве «Академия», содержит весьма ограниченные возможности для работы с документами. Объем учебника не позволяет поместить там значительное количество исторических источников, а дидактические материалы представляют собой книгу для чтения, призванную повысить интерес к предмету и не предназначенную для работы с документами. Вместе с тем работа с историческими источниками является важной и неотъемлемой частью исторического образования. С другой стороны, существует необходимость формирования у студентов навыка самостоятельной работы с учебной литературой.

Основными задачами данного практикума являются:

  1. Организация самостоятельной работы студентов по изучению учебного материала;

  2. Формирование навыков работы с историческими документами;

  3. Развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, анализировать учебный материал, аргументировать свою точку зрения;

  4. Воспитание гражданственности на основе осмысления исторически сложившихся религиозных, культурных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Материалы практикума соответствуют параграфам учебника и охватывают вводные темы и период отечественной истории с древнейших времен до XVII века. Тексты исторических документов (если это не отмечено особо) заимствованы из периодических методических изданий: газеты «История» (Приложение к газете «1 сентября») и журнала «Преподавание истории в школе». Часть заданий, представленных в практикуме, включались в демонстрационные материалы ЕГЭ.

Введение.

1.

Сравните высказывания, отражающие различные точки зрения на значение и роль истории:

«История – наставница жизни» (древние римляне)

«История учит тому, что она ничему не учит» (С.Лем).

2.

Приведите примеры, свидетельствующие о том, как люди наказываются за свое пренебрежительное отношение к урокам истории.

3.

Назовите тип исторического источника:

  • Рисунок в пещере;

  • Потухший вулкан;

  • Рассказ участника Великой отечественной войны;

  • Письмо на глиняной табличке;

  • Древний храм;

  • Высохшее русло реки;

  • Текст закона на камне;

  • Монета;

  • Черепки посуды;

  • Разрушенная крепость;

  • Название города;

  • Пуговица;

  • Берестяная грамота.


4.

Заполните таблицу «Вспомогательные исторические дисциплины»:

Название

Что изучает









§ 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.

1.

Какие вспомогательные исторические дисциплины помогают в изучении первобытной эпохи?

2.
Используя материал учебника (стр. 14 – 16), составьте схему, отражающую основные этапы антропогенеза.


( 4 – 5,5 млн. лет назад) назад)



( 2,6 млн. лет назад) назад)






( 1,7 млн. лет назад) назад)





300 тыс. лет назад

( 40 тыс.. лет назад) назад)

( 100 тыс. лет назад) назад)

( 130 тыс. лет назад) назад)


3.
На основе материала учебника (стр. 23 – 24) выделите предпосылки неолитической революции.

§ 18 - 19 Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение.

1.

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» летописца Нестора. («Повесть временных лет» - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.)

Какие сведения о происхождении и прародине славян можно почерпнуть из этого отрывка?
«BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ,  KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

 

 Так начнем повесть сию.

 По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу… Хаму же достался юг… Иафету же достались северные страны и западные…

От племени Иафета произошел народ славянский, - так называемые норики, которые и есть славяне.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи…Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки… Так же … славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.»

http://bibliotekar.ru/rus/2.htm

2.

Античные авторы о славянах.
Прочитайте высказывания античных авторов о славянах и ответьте на вопросы:

  1. Как выглядели славяне по описаниям древних авторов?

  2. Какими были жилища восточных славян?

  3. Как древние авторы характеризуют нравы славян?

  4. Что можно сказать об отношении древних авторов к славянам?


«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни является делом общим. Все они высоки и очень сильные, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Вступая в битву, большинство их идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают, некоторые же не имеют ни хитона , ни плаща, но, приспособив только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, так и вступают в битву. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя, насколько можно часто, поселения». (Прокопий Кессарийский).
«Племена славян сходны по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству млм подчинению в своей стране. Они выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся на положении свободных и друзей. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах и устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями. Опытны они также и в переправе через реки. Будучи настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов. Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах». (Маврикий Стратег).


3.
карта%20др
Найдите на карте:



  1. Волжскую Булгарию,

  2. Город Итиль (столицу Хазарского каганата)

  3. Город Киев

  4. Город Константинополь

  5. Город Корсунь

  6. Город Новгород

  7. Дунайскую Болгарию

  8. Наиболее вероятную прародину славян

  9. Район расселения варягов

  10. Район расселения вятичей

  11. Район расселения древлян

  12. Район расселения печенегов

  13. Район расселения полян

  14. Район расселения ильменских словен


4.

Составьте схему «Возникновение государства», используя перечисленные ниже элементы:

  1. Возникновение частной собственности и неравенства.

  2. Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой

  3. Улучшение орудий труда

  4. Появление излишков продукции

  5. Возникновение враждебных интересов у членов общества

  6. Грабительские походы в чужие земли

  7. Появление военных вождей и дружин

  8. Необходимость защиты от набегов врагов

  9. Переход от родовой общины к соседской

  10. Возникновение государства.



Б

В

Г

Д

З

И

К

Е

А

Ж

5.

Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы:

  1. Как объясняет летопись образование государства у славян?

  2. Как объясняет летопись происхождение термина «русь»? Какие еще трактовки этого термина вам известны?

  3. Можно ли утверждать, что древнерусское государство было создано варягами?


«…В то время как поляне, северяне и другие племена платили дань хазарам, по белке с каждого дома, варяги из-за моря брали дань на славян новгородских, на кривичах, также на чуди и мери. Скоро, однако, эти народы прогнали варягов за море, перестали давать им дань, и начали владеть сами собой. Но прогнавши варягов, они никак не могли уладиться друг с другом, и начали междоусобные войны. Тогда они стали говорить между собой: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все дела справедливо» - отправили послов за море к варягам, к руси, русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами. Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Собрались три брата с родственниками своими, взяли с собой всю русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро, Трувор в Изборск, от них-то и прозвалась русская земля. Через два года умерли Синеус и Трувор, Рюрик один принял всю власть и роздал города приближенным к себе людям. Двое из них, Аскольд и Дир, которые не были ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти к Царьгороду. Идучи вниз по Днепру, они увидали на горе городок, и спросили: «Чей это городок?» Жители отвечали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив; они-то и построили этот городок, да после изгибли, а мы платим дань хазарам». Аскольд и Дир остались в Киеве, собрали много варягов, и начали владеть полянами, а Рюрик княжил в Новгороде.» (С.М.Соловьев. Русская летопись для первоначального чтения.)

6.
Заполните таблицу «Деятельность первых русских князей», используя материал §§18 – 19 и дополнительную литературу:


князь

дата

событие

значение















7.

Прочитайте отрывки из книги Н.М. Карамзина «История государства Российского» и ответьте на вопросы к ним:

«Олег, обагренный кровью невинных князей, знаменитых храбростию, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего государя. Веселое местоположение, судоходный Днепр, удобность иметь сообщение, торговлю или войну с разными богатыми странами - с греческим Херсонесом, с хазарскою Тавридою, с Болгариею, с Константинополем – пленили Олега… Олег, всего более думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее нападать на чужие земли; мыслил ужасать соседов, а не бояться их» Вопросы:

  1. О каком городе, и о каких князьях, погибших от руки Олега, идет речь в тексте?

  2. В каком году случилось это событие? Почему историки считают его главным в истории Древнерусского государства?

  3. Какие качества Олега как личности и государственного деятеля выделяет автор?

  4. Против каких «соседов» Олег совершил походы? В чем заключалось значение для Руси его походов?


« Сей Александр Македонский нашей древней истории, который столь мужественно боролся с врагами и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастье изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с героями песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но этот князь не есть образец великих полководцев, не есть пример государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка»

Вопросы:

  1. Назовите имя князя, о котором говорится в документе.

  2. Какие деяния князя дали повод историку сравнить его с «героями песнопевца Гомера»?

  3. Какие события имел в виду историк, говоря о том, что этот князь «был иногда побеждаем»?

  4. В чем видит историк главные заслуги князя? Почему, несмотря на сравнение с Александром Македонским, он «заслуживает укоризну историка»?


«Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что всего ужаснее – братоубийцею, этот князь, наставленный в человеколюбивых правилах христианских, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные»

Вопросы:

  1. Назовите имя князя, о котором говорится в документе.

  2. В чем видит историк главные заслуги великого князя?

  3. Назовите основные факты, связанные с принятием христианства на Руси. Какое значение для цивилизационного развития России имело это событие?

  4. Какие «дела государственные», помимо крещения Руси, имел в виду историк?


  1   2   3

Похожие:

Практикум по истории iconПрактикум (уроки стажеров и тьюторов) Технологическая карта урока...
«Вырос город…» (2-й урок темы «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)», рассчитанной на 7 уроков)

Практикум по истории iconОптика лабораторный практикум Пермь 2004 удк 53 (07): 378 оптика: лабораторный практикум
Оптика: лабораторный практикум / Составители: Н. А. Вдовин, доцент; К. Н. Лоскутов, доцент; Т. Д. Марценюк, ассистент; Ю. К. Щицина,...

Практикум по истории iconПрактикум «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» в двух частях
Практикум «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»: практикум: в 2 ч. Ч нижневартовск: издательство Нижневартовского...

Практикум по истории iconПрактикум по гештальттерапии петербург
Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ

Практикум по истории iconТ. М. Пимшина практикум по геодезии
Практикум по геодезии: Учеб пособие. Ростов н/Д: Рост гос ун-т путей сообщения, 2002. 100 с

Практикум по истории iconПрактикум Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный...
Практикум «Коммерческая документация и корреспонденция на английском языке» составлен в соответствии с требованиями государственного...

Практикум по истории iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский...
Практикум по дисциплине «Маркетинг» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты...

Практикум по истории iconПо истории соответствующей отрасли науки утверждается на кафедре,...
Составной частью экзамена по истории и философии науки является подготовка аспирантом реферата по истории соответствующей отрасли...

Практикум по истории iconПрактикум по наследственному праву
Практикум по наследственному праву: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012....

Практикум по истории iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский...
Практикум по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск