Тема
«Формирование доступной среды для инвалидов
на объектах социальной инфраструктуры» Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих доступности услуг
Вопрос 1. Нормативно-правовая база для формирования доступной среды на объектах социальной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями:
Основные положения международных и российских актов
- Положения «Конвенции ООН О правах инвалидов»;
- Федеральный закон №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Государственная программа «Доступная среда»
- Федеральный закон №419-ФЗ 1.2. Система нормативно-правового регулирования создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, использованная при разработке методики паспортизации и классификации объектов и услуг.
Контрольные вопросы:
Основной международный документ, регламентирующий вопросы формирования безбарьерной среды для инвалидов.
Основной смысл ст. 9 Конвенции ООН «Правах инвалидов»
Главные нормативные документы в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации (Система нормативно-правового регулирования создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН)
Основные участники реализации государственной программы «Доступная среда»
Система документов в сфере проектирования и строительства по вопросам формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Основной ее документ.
Система нормативно-правового регулирования создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, использованная при разработке
методики паспортизации и классификации объектов и услуг
КОНВЕНЦИЯ
О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
МКФ
КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Документы в сфере градостроительства Документы в сфере социальной защиты инвалидов
Гражданский кодекс
Федеральные законы РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях
Федеральный закон РФ Градостроительный кодекс
Федеральный закон РФ
О техническом регулировании Федеральный закон РФ
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
Федеральный закон РФ
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
Федеральный закон РФ
О защите прав потребителей
Закон РФ
Об архитектурной деятельности в Российской Федерации
Федеральный закон РФ
Указы Президента Российской Федерации:
«О мерах по формированию доступной для инвалидов
среды жизнеобеспечения»
«О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»
О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры
Постановление Правительства РФ Федеральные целевые программы «Социальная поддержка инвалидов» на 2001-2005
и на 2006-2010 годы
Строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП)
Государственная программа «Доступная среда
на 2011-2015 годы» Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства (ГОСТы)
Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
руководящий документ системы,
Постановление Госстроя России
и Минтруда России
Нормативно-правовые, информационно-методические документы субъектов РФ Своды правил по проектированию
и строительству (СП)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №419-ФЗ от 1.12.2014
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ
В СВЯЗИ С РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ Федеральным законом в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сферах социальной защиты населения, культуры, транспорта, здравоохранения, связи и информации, жилищной политики, избирательного права, вносятся изменения, направленные на реализацию норм Конвенции о правах инвалидов (ратифицирована Российской Федерацией 3 мая 2012 года).
Целью Федерального закона является формирование на основе норм Конвенции о правах инвалидов взаимоувязанной системы полномочий и функций органов государственной власти по определению порядков обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, а также по оказанию им помощи в реализации всех прав в основных сферах жизнедеятельности.
В законодательство Российской Федерации впервые вводится определение принципа недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и даётся определение такой дискриминации с учётом норм Конвенции, также впервые вводится понятие «абилитация», под которой понимается система и процесс формирования отсутствовавших способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация наиболее актуальна в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизм осуществления абилитации будет определяться в рамках единого реабилитационно-абилитационного процесса.
Федеральным законом уточняются порядок и условия установления инвалидности.
В целях учёта сведений об инвалидах Федеральным законом предусматривается формирование и ведение государственной информационной системы – федерального реестра инвалидов, который будет включать в себя сведения об инвалидах, в том числе сведения о группе инвалидности, нарушенных функциях организма, степени утраты профессиональной трудоспособности, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых выплатах, а также о предоставлении иных мер социальной защиты. Ведение такого реестра инвалидов позволит влиять на формирование государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов, проводить анализ эффективности деятельности органов государственной власти по соблюдению прав инвалидов.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, предоставляющие услуги населению, в пределах своих полномочий обязаны осуществлять инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам предоставления инвалидам услуг.
Условия доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливаются в зависимости от имеющихся у инвалида особенностей нарушения здоровья (слепые, в том числе использующие собак-проводников, слабовидящие, глухие, инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе использующие кресла-коляски) и в зависимости от отраслевой особенности объекта или услуги.
Кроме того, Федеральным законом в ряд законодательных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере транспорта, вносятся изменения, касающиеся обеспечения доступности железнодорожного, водного, морского, автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Этими изменениями, в частности, устанавливаются перечни обязательных услуг, которые перевозчики и владельцы транспортной инфраструктуры должны предоставлять инвалидам (в том числе без взимания платы). К их числу отнесены дублирование звуковой и зрительной информации, сопровождение инвалидов и оказание им помощи при передвижении по территории вокзалов, провоз собаки-проводника и так далее.
Федеральным законом предусматриваются меры для обеспечения инвалидам доступа к информации, объектам и услугам связи, в том числе к информационно-коммуникационным технологиям. Федеральным законом устанавливаются требования к операторам связи по обеспечению доступа инвалидов к объектам связи и предоставляемым услугам связи, в том числе к системам вызова экстренных оперативных служб.
Вносимые Федеральным законом изменения позволят оснастить учреждения культуры и искусства (архивы, музеи, библиотеки, кинотеатры) техническими средствами, обеспечивающими доступность для инвалидов культурных ценностей и благ, создадут возможность для получения литературы на специальных носителях, просмотра субтитрированных фильмов.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополняется положением, предусматривающим оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учётом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья, что повысит уровень доступности и качества медицинской помощи.
Необходимо отметить, что Федеральным законом не устанавливаются новые меры социальной поддержки инвалидов.
В связи со значительным масштабом проблемы создания для инвалидов безбарьерной среды предусмотрено, что её решение будет происходить поэтапно:
все порядки обеспечения условий доступности объектов и услуг будут приниматься исходя из реальных финансовых возможностей государства и предпринимателей;
требования по доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур распространяются только на вновь вводимые и прошедшие реконструкцию объекты;
адаптация к потребностям инвалидов действующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур будет осуществляться по мере реализации отраслевых и региональных программ, для чего вводится достаточно длительный переходный период.
Датой вступления в силу Федерального закона определено 1 января 2016 года, а отдельные статьи, в частности касающиеся создания условий для беспрепятственного доступа к объектам транспорта и связи, вступят в силу с 1 июля 2016 года.
Федеральный закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.
|