Актуальность выбранной


НазваниеАктуальность выбранной
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4
введение


Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена современными реалиями развития общественных отношений, главной и самой опасной проблемой которых является терроризм. Проявления терроризма, наиболее распространенными из которых выступают террористические акты, обычно влекут огромные человеческие жертвы, разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию. Терроризм в своих проявлениях порождает недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, разрывает устоявшиеся традиции и связи между ними, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Он по своим масштабам и интенсивности, бесчеловечности и жестокости превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения, во многом это связанно с тем, что терроризм перерос некую черту, которая позволяет ему не только развиваться, но и покорять целые страны.

Терроризм представляет собой политику устрашения, осуществляемую с помощью применения террора (террор с латинского языка переводится как «ужас»). Террористический акт как способ осуществления террора представляет собой совершение определенных действий, функциональные задачи которых наведение страха на людей с целью вынудить правительства, международные организации к выполнению требований террористов.

Вопросы противодействия терроризму являются наиболее актуальной темой для новейшей истории России. Борьба с ним осуществляется и с помощью уголовно-правовых средств, в частности, путем установления достаточно жесткой уголовной ответственности за преступления соответствующей направленности, в том числе за террористический акт. Вместе с тем при применении ст. 205 УК РФ возникает немало вопросов, связанных с толкованием нормы и с квалификацией подпадающих под ее действие посягательств. Поэтому дополнительный анализ этих вопросов представляется достаточно актуальным.

Изучению различных аспектов терроризма посвящено значительное число работ. Среди них можно назвать труды Емельянова В.П., Морозова Г.И., Матышевского П.С., Седых Н.С., Понкина И.В., Устинова В.В., Траина А.Н., Петрищева В.Е., Мелешко Н.П., Кудрявцева В.Л., Артамонова И.И., Горбунова Ю.С., и других авторов.

Целью настоящего исследования является всестороннее рассмотрение вопросов уголовно-правовой характеристики и квалификации террористического акта, как преступления посягающее на общественную безопасность.

Для выполнения указанной цели ставятся следующие задачи:

  1. рассмотреть вопросы социально-правовой и международно-правовой обусловленности криминализации террористического акта;

  2. проанализировать объективные и субъективные признаки террористического акта;

  3. рассмотреть вопрос освобождения от уголовной ответственности за террористический акт;

  4. охарактеризовать квалифицирующие признаки террористического акта;

  5. выявить проблемы квалификации террористического акта, указав на наиболее сложные их аспекты и на критерии отграничения названного преступления от сходных посягательств.

Объектом исследования выступают: социально-политическое (общеправовое) содержание терроризма; уголовно-правовое определение террористического акта; формы законодательного противодействия терроризму; практика применения уголовного законодательства в сфере противодействия терроризму. Предметом исследования являются: уголовно-правовые нормы российского законодательства об ответственности за террористический акт и преступления, содействующие террористической деятельности; международные правовые акты, законодательство государств-участников СНГ и российское законодательство о терроризме.

Методологической основой предстоящего исследования является диалектический материализм как наиболее общий фундаментальный метод познания, а также использование общенаучных методов: формально-логического, исторического, системно-структурного, сравнительно-правового и конкретно-социологического, формально-юридического и других методов.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученных в области уголовного права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, и соответствующие интернет-ресурсы относящиеся к проблемам дипломной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, соответствующие международно-правовые акты, Уголовный Кодекс Российской Федерации, федеральные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к предмету исследования, а также зарубежное уголовное законодательство в части установления ответственности за террористический акт.

Эмпирической основой для написания представленной дипломной работы явились не только теоретические исследования отечественных ученых по указанной теме, а также реальная деятельность различных правоохранительных органов и органов суда. Помимо этого в ходе проведенного исследования были использованы статистические данные по количеству совершенных террористических преступлений на территории Российской Федерации.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, трех разделов, девяти параграфов, заключения и списка библиографических источников.
1 Террористический акт: социально-правовые основания криминализации

1.1 Терроризм как социально-правовое явление


Терроризм как явление социально-правовое начал зарождаться в истории России с самого начала двадцатого века. Изначально террор проявлялся в виде освободительно-революционной борьбы радикально настроенных студентов и интеллигенции против власти императора и его чиновников, позже террор перешагнул в стадию применения его государством в качестве орудия подавления национальной воли народа и как средство ликвидации неугодных режиму людей. Первыми государственный террор начали применять большевики, но на данном этапе его появления он был необходим для борьбы с Белым движением. Позже его стали применять как средство получения необходимых людских ресурсов для нужд индустриализации. В современной истории Российской Федерации присутствует террор как религиозно-освободительный, так и государственный, который направлен на устрашение уже самих террористических элементов. Объективно1 терроризм представляет собой сложное, многомерное явление, посягающее на разнообразные охраняемые законом блага, общественные установления различными способами, что, естественно, вызывает трудности в выработке его общего понятия и отличительных признаков. «Терроризм, — отмечают А. В. Змеевский и В. Е. Тарабрин, — явление весьма сложное, динамичное и многоплановое. Помимо правовых он затрагивает целый ряд других проблем — психологические, исторические, технологические и т.д. Не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех понятно».

Отдельные проявления терроризма выступают в форме совершения конкретных преступных посягательств, чаще всего – террористических актов. Россия занимает далеко не последнее место по числу их совершения. Достаточно вспомнить взрывы во Владикавказе, Буйнакске, Волгодонске, повлекшие человеческие жертвы, трагические события, связанные с взрывом 8 августа 2000 г. в подземном переходе под Пушкинской площадью в Москве. Не так давно все вспоминали трагические события в Москве с захватом множества заложников – зрителей спектакля «Норд-Ост».

Учитывая повышенную общественную опасность террористического акта, следует подчеркнуть, что указанное преступление, и преступления подобного рода рушат основы конституционного строя России, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, и посягают на основополагающие права и свободы человека и гражданина, закрепленные в главе 2 Конституции Российской Федерации. 1Принимая во внимание вышеуказанное, представляется целесообразным более детальное исследование указанного преступления, с целью выработки более совершенного законодательства, способного объективно противостоять данному преступлению.

Террористический акт является одним из наиболее опасных преступлений. В международной классификации он составляет тяжкое преступление против человечества2. Террористический акт как деяние, представляющее повышенную общественную опасность, направлено не только на устрашение и убийство людей, но и на дезорганизацию государственной власти. Последствия терактов формируют у граждан мнение, что государственная власть не способна противодействовать преступности внутри своей страны, что, соответственно, в свою очередь вызывает недоверие к власти. Террористический акт в системе уголовного права РФ относится к преступлениям против общественной безопасности и занимает определенное место в структуре Особенной части УК РФ. Несмотря на то, что эти посягательства составляют незначительную часть в общей численности преступлений, их общественная опасность чрезвычайно высока. Многие из указанных преступлений способны причинить существенный вред большому количеству социальных благ, в частности нарушить нормальные условия жизни и деятельности людей, привести к возникновению угроз их жизни и здоровью, нанесению ущерба имуществу населения, экономике и окружающей природной среде1.

Интернет-ресурс «Кавказский Узел» приводит список терактов за последние несколько лет. Среди них, в частности, следующие:

16 сентября 2013 г. смертник совершил теракт возле здания Сунженского РОВД в Чечне. В результате скончались три сотрудника полиции, еще четверо ранены.

23 сентября в 08.00 утра возле районного отдела полиции в селе Хучни Табасаранского района Дагестана произошел подрыв автомобиля ВАЗ-2106, управляемого террористом-смертником, в результате чего погибли три человека, ранения получили 15 человек.

29 декабря 2013 г. произошел взрыв на железнодорожном вокзале Волгограда. Число погибших достигло 18 человек. Пострадали не менее 44 человек. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям 205 (теракт) и 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ.  30 декабря   2013 г. в 08.23 в Волгограде произошел взрыв в троллейбусе. Известно о 10 погибших, по разным данным, в результате взрыва, который уже признан терактом, пострадали от 15 до 23 человек.

5 октября  2014 г. в Грозном был совершен самоподрыв смертника. Молодой человек взорвал себя рядом с группой полицейских, в результате погибли пятеро сотрудников МВД, с ранениями были госпитализированы еще 13 человек. По данным силовиков, смертником оказался 19-летний житель Старопромысловского района Грозного Апти Мударов1.

Затрагивая вопрос о социальных аспектах терроризма, важно отметить, что увеличение числа террористических актов в различных частях мира влечет за собой не только массовые человеческие жертвы и разрушение материальных ценностей, но и разрушение духовно-нравственных ценностей и моральных устоев современного общества. Это обусловлено тем, что социально опасными результатами терактов становятся последствия пролонгированного действия. В результате бесчеловечного кровопролития происходит деформация общественного сознания. Это выражается в снижении уровня толерантности обществ, подвергшихся террористической атаке, разрушении основополагающих гражданских прав, прежде всего, права на жизнь. Следствием этого является неудовлетворенность социально-политическим устройством общества, что проявляется в снижении авторитета власти. Кроме этого, терроризм порождает недоверие, а порой и ненависть между представителями различных национальных групп, которые трудно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Терроризм в его нынешних формах и проявлениях стал возможен в контексте глобализационных процессов современности. Происходящие социальные, политические, экономические, социо-культурные преобразования послужили катализатором в обращении к практике террора как одного из наиболее доступных и эффективных методов политического давления. Теракты с каждым годом становятся всё более организованными и жестокими с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. Однако в настоящее время наблюдается не только рост финансовых возможностей и технической оснащенности террористических организаций, но и распространение экстремистской идеологии, значительное увеличение числа лиц, участвующих в террористической деятельности, среди которых определённое количество выступает в качестве смертников. Это во многом стало возможно в условиях глобальных социально – экономических, политических и иных изменений1.

Социальные последствия – это различные виды убытков, нанесенных собственности индивида. Признанию терроризма и его жертв общественной проблемой препятствует тот факт, что с точки зрения закона терроризм отождествляется с преступностью. Тем не менее, терроризм и преступность два различных явления, дезорганизующие социальный порядок. Преступность боится реакции общества, терроризм именно ее и добивается. Терроризм нацелен на общество в целом.

Учитывая вышеизложенное, следует заключить, что террористические акты, как самые распространенные внешние проявления терроризма, представляют собой одну из важнейших проблем государства, в том числе и России. Растущие масштабы данного явления угрожают государственному устройству страны в целом. Соответственно, данная проблема требует более детального рассмотрения и изучения. В международной классификации названные посягательства образуют тяжкие преступления против человечества2. Террористический акт как деяние, представляющее повышенную общественную опасность, направлено не только на устрашение и убийство людей, но и на дезорганизацию государственной власти.

В Российской Федерации противодействие терроризму, в том числе террористическим актам, является одной из основных задач государства. Так, в соответствии с стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года 1 основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются, в том числе, деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц.

Так в соответствии с ФЗ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 года №35-ФЗ в (ред. от 31.12.2014 года): Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. 2

Затрагивая вопрос о социальных аспектах терроризма, важно отметить, что увеличение числа террористических актов в различных частях мира влечет за собой не только массовые человеческие жертвы и разрушение материальных ценностей, но и разрушение духовно-нравственных ценностей и моральных устоев современного общества.

1.2 Международно-правовые основания криминализации террористического акта


Поскольку терроризм представляет повышенную опасность не только для отдельно взятого государства, но и для международного сообщества в целом, противодействие ему превратилось в одну из основных задач международного сообщества в сфере поддержания стабильности и безопасности в мире. Основная работа по выработке направлений и методов этой борьбы ложится на ООН. Устав ООН в качестве своих целей и задач в ст.1 провозгласил необходимость в поддержании международного мира и безопасности и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира1.

Исходя из положения Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, ООН осуждает акты международного терроризма, ее члены торжественно подтверждают, что они безоговорочно осуждают как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практику террора, где бы и кем бы они ни осуществлялись, в том числе те, которые ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и народами и угрожают территориальной целостности и безопасности государств.

Важнейшей проблемой в рамках реализации уголовно-правовой политики государства является осуществление криминализации тех или иных деяний, то есть придания им статуса преступлений. В науке разработан комплекс предпосылок (или оснований) этого процесса. Среди них – учет международно-правовых оснований, наличие которых связано с принятием Конвенций, посвященных проблемам борьбы с теми или иными общественно опасными деяниями, представляющими угрозу для всего мирового сообщества. Преступления, связанные с осуществлением террористической деятельности, несомненно, относятся к числу таких посягательств.

С точки зрения международно-правовых предпосылок, криминализация террористической деятельности в различных ее вариациях как никакая иная имеет под собой достаточные основания. Остановимся на наиболее значимых международно-правовых актах в названной сфере.

Среди них, в первую очередь, следует назвать резолюцию 1373 ООН от 28 сентября 2001 г., установившую, что любой акт терроризма представляет угрозу для международного мира и безопасности. Для государств ею был определен комплекс обязанностей, среди которых:

– введение уголовной ответственности не только непосредственно за акт терроризма, но и за умышленное предоставление или сбор средств, любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались — или при осознании того, что они будут использованы, — для совершения террористических актов;

– привлечение к судебной ответственности любого лица, принимающего участие в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в поддержке террористических актов;

– квалификация террористических актов как серьезных уголовных правонарушений во внутригосударственных законах и установление за них такого наказания, которое бы должным образом отражало серьезность таких деяний1.

Весьма значимой для решения вопросов криминализации деяний, связанных с террористической деятельностью, является Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. В ст.2 документа определено:

1. Любое лицо совершает преступление, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения:

а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление террористического характера (заметим, что данная Конвенция относит к таким деяниям не только террористический акт как таковой, но и захват заложника, угон воздушного судна, нападения на лиц, пользующихся международной защитой, незаконный оборот ядерных материалов в соответствующих целях);

b) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения1.

В Конвенции, кроме того, определено, что лицо также совершает преступление, если оно пытается совершить какое-либо из указанных преступлений или если оно участвует в них в качестве соучастника.

Соответствует международно-правовым установлениям определение террористической деятельности, содержащееся в Федеральном законе 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму». Однако в нем террористическая деятельность рассматривается узко – как совершение непосредственно террористических актов и соучастие в них. Согласно статье 3 этого Закона террористическая деятельность – это деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Затрагивая вопрос о международно-правовых основаниях криминализации террористического акта, следует детальное внимание уделить Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. В ст.1 Конвенции приведен перечень преступлений, подпадающих под ее действие:

a) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.;1

b) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.;2

c) серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов;

d) преступление, связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей;

e) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей;

f) покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушается на его совершение.

Учитывая то, что данная Конвенция определяет порядок выдачи, лиц совершивших теракты, в ней регламентируется порядок выдачи указанных, а также взаимопомощь государств, на территории которых обнаружены лица, деяние которых подпадает под ст. 1 данного документа.

Рассмотрев вопрос о международно-правовых основаниях криминализации террористического акта, можно заключить, что терроризм представляет повышенную опасность не только для отдельно взятого государства, но и для международного сообщества в целом. Противодействие терроризму – одна из основных задач международного сообщества в сфере поддержания стабильности и безопасности в мире. Важнейшей проблемой в рамках реализации уголовно-правовой политики государства является осуществление криминализации тех или иных деяний, то есть придания им статуса преступлений. В связи с этим международные организации разрабатывают различные международно-правовые конвенции и другие нормативно-правовые документы, определяющие преступления террористической направленности. Однако для противодействия терроризму в рамках мирового масштаба государствам-партнерам необходимо выработать четкую тактику и стратегию, направленную на борьбу с указанным явлением.

1.3 Уголовная ответственность за деяния террористической направленности в зарубежном уголовном праве


Рассматривая вопрос об уголовной ответственности за террористический акт в законодательстве зарубежных государств, следует в первую очередь рассматривать законодательство стран СНГ, Евросоюза и стран Северной и Южной Америки.

Уголовный кодекс Украины рассматривает террористический акт как  применение оружия, совершение взрыва, поджога либо иных действий, создававших опасность для жизни или здоровья человека или причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, если такие действия были совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, провокации военного конфликта, международного осложнения, или в целях воздействия на принятие решений либо совершение или воздержания действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами, или привлечения внимания общественности к определенным политическим, религиозным либо иным взглядам виновного (террориста), а также угроза совершения указанных действий с той же целью. Наказывается его совершение лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой1.

Комплексно и разносторонне украинский законодатель отразил в указанной норме объективную сторону террористического акта, а также его целевую направленность. Но особого внимания заслуживает такой аспект цели, как провокация военного конфликта.

Уголовный кодек Республики Беларусь (далее – УК РБ) рассматривает террористический акт и терроризм в качестве отдельных посягательств. Терроризм – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации общественного порядка, либо устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности (терроризм). УК РБ также содержит указание на квалифицированные и особо квалифицированные виды преступления, такие как терроризм, совершенный группой лиц по предварительному сговору либо повлекший причинение ущерба в особо крупном размере или иные тяжкие последствия, а также действия, сопряженные с убийством человека либо совершенные организованной группой1.

УК РБ в ст. 359 рассматривает террористический акт в совершенно ином контексте – как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью с целью дестабилизации общественного порядка либо воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо из мести за такую деятельность. УК РБ в указанной статье в качестве непосредственного объекта посягательства предполагает государственную безопасность и политическую систему.

Новый Уголовный кодекс Республики Казахстан, вступивший в силу 1 января 2015 г. в ст. 255 УК РК определяет террористический акт как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, провокации войны либо осложнения международных отношений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях2.

При достаточном многообразии норм, устанавливающих ответственность за совершение деяний террористической направленности, в уголовном законодательстве стран СНГ они практически идентичны друг другу, во многом благодаря длительному существованию в рамках единого правового поля.

Рассматривая уголовное законодательство стран ЕС и Америки, следует учитывать тот фактор, что правовые семьи в указанных странах кардинально отличаются друг от друга. К романо-германской правовой семье относятся, в частности, Франция, Италия, Германия, Испании, к англо-саксонской – США, Англия, Канада, Австралия и др.

Развитие уголовного законодательства Великобритании, направленного на борьбу с терроризмом, эволюцию понятийного аппарата необходимо рассматривать в связи с принятием законов «О предупреждении терроризма (временное положение)» 1974 г., а также законов с аналогичным названием 1976 и 1981 гг.1, Законом о предупреждении терроризма (временное положение) 1989 г.2, Законом о терроризме 2000 г.3 Под терроризмом до 1989 г. включительно британский законодатель понимал применение насилия в политических целях, включая любое насилие, направленное на то, чтобы вызвать у общества или какой-либо его части чувство страха. Основным признаком виновности в совершении террористических действий являлась принадлежность к определенной террористической организации.

Лицо, вступившее в такую организацию, когда она не была запрещена, не принимавшее участие в ее деятельности, после объявления ее террористической, к уголовной ответственности не привлекалось. Устанавливалась также уголовная ответственность за рекламу террористических организаций и терроризма, а также за финансовую помощь. Закон 2000 г. не ограничивает терроризм только политическими целями, как это было в прошлом законодательстве, а предполагает, что такого рода деяния могут совершиться по иным мотивам, в том числе идеологическим или религиозным. Если при осуществлении своих замыслов исполнитель использует огнестрельное оружие или взрывчатые вещества или их доставку, его действия являются терроризмом, независимо от наличия цели запугать общество или повлиять на правительство.

Боле того, к категории террористических могут быть отнесены не только акты, которые сопровождаются насильственными действиями, но и акты, способные серьезно повлиять на жизнь современного общества, например, путем вмешательства в деятельность жизнеобеспечивающих систем и выведения из строя компьютеров, нарушения снабжения электричеством и водой. Действительное ограничение собственно террористических действий только актами насилия в традиционном смысле не отражает реалии современного состояния автоматизированного управления процессами жизнеобеспечения крупных мегаполисов и территорий.

Согласно Закону Великобритании по борьбе с терроризмом 2000 г. терроризм не только включает в себя насильственные преступления против личности и физическое причинение ущерба имуществу, но также и действия, «выработанные для серьезной помехи либо сбоя электронной системы». Однако, данный акт указывает и на многие другие действия, включенные в понятие «терроризм», которые должны: «а) разрабатываться для влияния на государство либо устрашение общественности либо какой-то ее части, и б) осуществляться с целью продвижения политических, религиозных либо идеологических вопросов»1.

Признается террористическим преступлением сообщение личной информации о террористических актах, а также запугивание граждан путем отсылки по почте каких-либо веществ с намерением заставить других думать, что данное вещество является отравляющим.

Таким образом, законодательство Великобритании, не имеющее кодифицированного уголовного законодательства, в специальных законах все больший акцент в понятийном аппарате терроризма делает на способах и методах, ведущих прямо или косвенно к запугиванию населения, освобождая его от политических, идеологических и иных признаков.

Рассматривая динамику развития антитеррористического законодательства Франции, следует выделить три периода борьбы государства с террористическими проявлениями. Первый период связывается с принятием Закона № 86-1020 «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность», а также Декрета от 15 октября 1986 г. «О возмещении потерпевшим убытков, причиненных террористическими актами»1. В этих законодательных актах были определены условия, при наличии которых преступление может называться террористическим. Условий два. Первое указывало на то, что в преступлении участвует один исполнитель или преступное сообщество с целью совершения опасного нарушения общественного порядка путем запугивания или террора. Основным признаком терроризма выступает цель, во имя которой это преступление совершается: терроризировать и запугивать граждан и тем самым влиять на деятельность государства.

Второе условие указывало на то, что террористическое деяние должно содержать признаки преступлений, которые содержались в действующем в то время УК Франции, а именно:

– умышленное уничтожение общественного и личного имущества граждан путем, опасным для их жизни и здоровья (ст. 257-3);

– сообщество злоумышленников (ст.265-267);

– умышленное и предумышленное убийство, умышленные насильственные действия, повлекшие увечье, инвалидность или непреднамеренную смерть (ст.295-298, 301, 303-305, 310 и 311);

– умышленные насильственные действия по отношению к несовершеннолетним, не достигшим 15 лет, либо постоянно совершаемые, либо повлекшие увечья или инвалидность (ст.312);

– похищение, незаконный арест и лишение свободы лиц, захват заложников (ст. 341-344);

– похищение несовершеннолетнего обманом или с применением насилия (ст. 354-355);

– преступления и проступки против собственности (ст.379-384);

– угон воздушного судна (ст.462).

Кроме того, к таким преступлениям относятся разрушение общественных памятников, совершенное с помощью взрывчатых и воспламеняющихся веществ; создание воспламеняющихся или иных смертоносных механизмов и др., всего 30 составов.

Второй период совершенствования понятийного аппарата, касающегося терроризма, относится к 1992 г., когда был принят новый Уголовный кодекс Франции. Ответственности за террористические преступления посвящен специальный раздел. Он состоит из двух глав: гл. 1 «О террористических актах» и гл. 2 «Особые положения».1

Под террористическими актами согласно ст. 421-1 УК понимаются совершенные отдельным лицом или преступным сообществом, созданным с целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, умышленные посягательства на жизнь, на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении, угон летательного аппарата, судна или любого другого транспортного средства, хищения, вымогательства.

К террористическим также отнесены преступные деяния в сфере информатики; незаконный доступ ко всей или части системы автоматизированной обработки данных; уничтожение или изменение обманным путем содержащихся в указанной системе данных; участие в группе, созданной с целью подготовки совершения одного или нескольких конкретных действий из числа перечисленных. Помимо этих действий к террористическим актам действующий Уголовный кодекс Франции относит:

– изготовление и хранение смертоносных или взрывчатых средств и устройств;

– производство, продажу, импорт или экспорт взрывчатых веществ;

– приобретение, хранение, транспортировку или незаконное ношение взрывчатых веществ или устройств, изготовленных с использованием этих веществ;

– хранение, ношение и транспортировку оружия и боеприпасов;

– разработку, изготовление, хранение, складирование, приобретение и передачу биологического оружия или оружия, в основе которого лежат токсины;

– использование химического оружия и запрещенных химических средств.

Статьями 421-2 и 421-4 УК Франции введено понятие экологического терроризма и уголовной ответственности за него.

Экологическим терроризмом признается деяние, преднамеренно осуществляемое лицом или организованной группой, имеющее целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, по введению в атмосферу, в почву, в подпочву или в воды (включая территориальные морские воды) вещества, способного создать опасность для здоровья людей или животных для природной среды.

В отличие от российского французский законодатель пошел по пути ухода в понятийном аппарате терроризма и террористического преступления от его политизации. Нигде в диспозициях статей УК не указывается какая-либо идеологическая или политическая, тем более властная категория. Составы предельно конкретно отражают, прежде всего, страшные по своим последствиям преступные деяния. Устроены они так, что могут служить механизмом ответственности для лиц, замышляющих преступление на ранней стадии преступного процесса. Детализация дает населению, общественности способ раннего распознания преступного умысла, а также понятный всем ответ: эти террористические, запрещенные действия не относятся к политике, они относятся к уничтожению жизни и здоровья людей, всего живого, уничтожают благоденствие и благополучие всего общества вне зависимости от политических пристрастий и равно вредоносны как для всего общества, так и индивидуумов.1

Интересен и поучителен опыт французских законодателей и то, как его оценивают работники правоприменительных органов страны. Например., Генпрокурор г. Кольмара Бернар Легра отмечает, что до 1986 г. понятия «терроризм» не существовало во французском праве, т.е. теракт считался нарушением общего права. Начиная с 70-х годов, Францию захлестнула волна жестокого терроризма. Вследствие этого французский законодатель глубоко проанализировал его последствия, и в 1986 г. в Уголовный кодекс Франции было введено понятие «терроризм». Первоначально законодатель предпочел не давать терроризму общего определения. Позднее было решено не рассматривать противоправные деяния террористического характера как политические преступления. Б. Легра указывает на то, что французский законодатель отказывается трактовать терроризм как политическую акцию, чтобы виновные в совершении террористических актов не могли воспользоваться возможностью приобрести статус политического преступника2.

Таким образом, во французском праве не существует специального инкриминирования терроризма. Существует ряд противоправных деяний, которые могут быть отнесены к терактам, если они совершаются в Особом контексте, определенном в законе3. «Особый контекст» определен в ст. 421-1 УК, где сказано, что террористическими являются акты, если они «умышленно совершаются в связи с индивидуальным или коллективным мероприятием, направленным на серьезное нарушение общественного порядка с помощью запугивания или террора»1.

Таким образом, случаи признания того или иного деяния террористическим актом в уголовном законодательстве Франции весьма многочисленны. Речь идет о классических преступлениях: убийство, грабежи, угон самолета, все правонарушения, связанные с оружием и взрывчатыми веществами.

«Особый контекст» (по выражению выше названного прокурора Б. Легра) не что иное, как признак преступления, который играет роль отягчающего обстоятельства – террористического. Таким образом, по законодательству Франции если базовое преступление, например убийство, наказывается тридцатью годами заключения, то квалифицируемое в террористическом контексте – пожизненным лишением свободы.

Особенности уголовного законодательства Франции рассматривались российскими исследователями. Одними они признаны «сложными и запутанными»2, другими «последовательными и наступательными»3, а также служащими «примером четкого разграничения на законодательном уровне случаев, когда захват заложников, наемничество и т.п. преступления являются самостоятельными, а в каких случаях – способом террористических действий»4.

Таким образом, уголовное законодательство Франции определило два условия, при которых преступление рассматривается как террористическое. Первое условие – это цель, ради которой оно совершается: запугивание и терроризирование законопослушных граждан. Второе – наличие в деянии признаков составов преступлений, указанных в статьях с 421-1 по 421-2-2 УК. Все это и образует так называемый террористический признак того или иного преступления.

Отдельно следует отметить, что уголовная ответственность за создание преступных объединений с целью совершения террористического акта наступает непосредственно после выявления преступного сообщества, даже если его члены еще не приступили к осуществлению задуманной ими акции. Все это позволяет правоприменительным органам эффективно реагировать на соответствующие действия на ранней стадии организованной террористической преступной деятельности. В УК Франции четко прописаны рамки преступного финансирования терроризма. Статья 421-2-3 УК гласит: «Тот факт, что лицо не в состоянии объяснить происхождение средств, соответствующих его образу жизни, находясь при этом в отношениях с лицом или лицами, занимающимися одним или несколькими видами деятельности, предусмотренными в статьях с 421-1 по 421-2-2, наказывается семью годами лишения свободы и штрафом в 100000 евро»1.

В Германии
  1   2   3   4

Похожие:

Актуальность выбранной iconЛитература Приложение 1
Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в образовательных учреждениях длительное время не уделялось должного внимания...

Актуальность выбранной iconПроводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии...
Целью курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» для студентов является изучение теоретических основ и получение практических...

Актуальность выбранной iconПлан аналитического отчета, с а также содержательная часть заявления....
Актуальность, соотнести актуальность проблемы с тенденциями развития образования. Ссылаться только на новые актуальные документы,...

Актуальность выбранной iconГлав не должно повторять название
Во введении: 1 Обязательно указать актуальность работы (здесь не надо истореографии и не надо определении). Актуальность должна быть...

Актуальность выбранной iconАктуальность темы диссертационного исследования
Эс в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан со всей очевидностью и на долгие годы вперед предопределило...

Актуальность выбранной icon1. 1 Учет импортных операций по прямому контракту между российским...
Целью данной работы является изучение учета импортных операций. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях перехода...

Актуальность выбранной iconОбразование
Полное название выбранной на сайте стажировки (или укажите нужное Вам направление)

Актуальность выбранной iconОбщая характеристика предприятия
Целью практики является изучение логистических процессов, протекающих в рамках выбранной организации, и их описание

Актуальность выбранной iconОтчет по практике студент гр. 53е
Целью практики является изучение логистических процессов, протекающих в рамках выбранной организации, и их описание

Актуальность выбранной iconФирмы
Выберите вязкость геля в требуемой Вам таре, под выбранной ёмкостью напишите количество и установите флажок в соответствующей ячейке...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск