Развивающее обучение на уроках истории


НазваниеРазвивающее обучение на уроках истории
страница1/6
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа д. Согом






РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

( Квалификационная работа на соискание

высшей квалификационной категории )
Автор Кундер Л. А.

Д. Согом

2006

СОДЕРЖАНИЕ




Введение

Глава 1

.Методика организации и проведения занятий по формированию у школьников основ логического мышления

1.1Основные направления и условия формирования интеллектуальных умений

1.2.Система занятий предметно – ориентированного тренинга

1.3.Развивающие игры

1.4.Использование системы интеллектуальных упражнений на уроке
Глава 2

.Система упражнений по формированию приемов мыслительной деятельности

Приемы формирования мыслительных операций

Функциональные отношения между понятиями

Формирование умений давать определения понятиям

Заключение.

Литература.

Приложения.


ВВЕДЕНИЕ
Современные жизненные условия, в которые поставлено общество и, в том числе, школа, выдвигают свои требования к новому поколению, вступающему в жизнь: оно должно быть не только знающим основы наук и умелым, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным. «Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие. А учебная деятельность – деятельность по самоизменению, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте» /16, с.269/

С точки зрения современной педагогики и психологии в XXI веке в основе преподавания будет лежать обучение мышлению, то есть развитее интеллектуальных способностей учащихся, создание условий для реализации их творческого потенциала.

Поэтому одной из важнейших задач школы в современных условиях является формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую учебно–познавательную деятельность. « Задача заключается в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников. Достижение более высокого развития детей должно быть специально предусмотрено в школьных программах и учебниках, в способах обучения и, конечно, в задачах, которые ставятся в учебном процессе» / 11, с.54./

Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем, той эпохой, в которой мы живем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей. Выполнить эту задачу может только образование.

Одна из концепций, отвечающих новым условиям, - концепция развивающего обучения. Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Пестолоцци ( «Метод в основном базируется на организации последовательного ряда искусственных приемов, имеющих целью общее и гармоническое развитие природных задатков человеческого ума» / 12, с. 124/ ) Дистервега, К. Д. Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.Г. Разумовского, Н.А. Менчинской, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и др. В основе развивающего обучения – самостоятельная познавательная активность.

Организация развивающего обучения предполагает освоение определенной системы знаний, создание условий для овладения приемами умственной деятельности, то есть условий для максимальной реализации способностей. «Принцип развивающего обучения, т.е. такое его построение, когда можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих войздействия…компенсаторное и активное построение любых отсутствующих или недостающих «звеньев» психики, которые необходимы для высокого уровня» / 9, с.146-169/

Технология развивающего обучения достаточно широко применяется в системе начального обучения, где разработаны соответствующие программы и, что особенно важно, учебно–методические комплексы, позволяющие сориентировать процесс обучения на развитие общих способностей учащихся (система Л.В. Занкова).

Но вместе с тем ни для кого не секрет, что в основной школе нет целостной системы, реализующей на практике концепцию развивающего обучения, действительно позволяющей создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. «Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знаний, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими» /5, с.358/

Как показали исследования, уровень развития вербального интеллекта, логического мышления учащихся невысок. Это объясняется тем, что в процессе обучения перед учеником ставится задача двойной сложности: одновременно усвоение новых понятий с одной стороны, а с другой стороны, усвоение способов оперирования с понятиями, хотя в принципе, одно от другого отделить невозможно.

« Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти невозможны без участия мышления. А значит… развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, обязательно будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом»\ 10, с.293/

Проблема исследования - создание развивающей среды на уроках истории для учащихся, слабоуспевающих , с низкой познавательной активностью.

Цель исследования - создание системы развивающих упражнений и тренингов развития познавательных процессов, приемлемых в применении на каждом уроке истории.

Объект исследования - интеллектуальные показатели учащихся 6-11 классов школы д. Согом.

Предмет исследования – динамика интеллектуальных показателей и показателей развития познавательных процессов учащихся 6-111 классов МОУ СОШ д. Согом.

Гипотеза исследования - положительные изменения в интеллектуальном развитии учащихся, а также увеличение объема внимания и памяти.

Задачи исследования:

- разработка система развивающих упражнений и тренингов интеллекта и познавательных процессов;

- разработка методики применения данных приемов на уроках истории;

- разработка тренингов обучения школьников специальным приемам и техникам дискурсивного, рассуждающего мышления.

- разработка учебно – методического комплекса «Развитие интеллекта на уроках истории» и рабочих тетрадей для учащихся .


В первой главе данной работы я представляю основные направления организации работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся, рассматриваю условия формирования интеллектуальных умений школьников.

Во второй главе раскрывается структура и принципы организации предметно – ориентированного тренинга, как система методов, приемов, развивающих игр по формированию основных мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация, выделение существенного, обобщение и др..

В работе также приводится комплекс упражнений по развитию мышления, памяти, внимания.


  1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    1. Основные направления и условия формирования интеллектуальных умений.



Еще сравнительно недавно человек рождался и жил в окружении объектов, созданных его руками, которые мало изменялись на протяжении всей его жизни. Передача же знаний осуществлялась по принципу «делай как я». На рубеже XXI века ситуация совершенно иная. Очень быстрый темп научно – технического прогресса предъявляет совершенно иные требования к специалистам разных профессий и, прежде всего к учителю – умение быстро осваивать новые знания, новые технологии. Для этого необходимо, чтобы человек был способен проявлять интеллектуальную активность, то есть, способен к творческой деятельности.

Перед современной системой образования ставится совершенно иная задача: сформировать личность человека с высокой интеллектуальной активностью, эффективно реагирующего на постоянное изменение технологии. Таким образом, в основе современной системы образования должно лежать обучение мышления, то есть переход к осознанному овладению и владению мыслительными методами и приемами.

С точки зрения психологии понимание научных знаний, которые дает образование и умение их применять – это разные психологические процессы.

В механизмах мышления знания выполняют две основные функции:

- учебного материала, который подвергается мысленной переработке в целях получения новых знаний;

- «регулятора» мыслительных действий.

Регуляционная функция знаний проявляется как исследование всевозможных отношений между предметами, явлениями, свойствами: родовидовыми (обобщение и ограничение понятий), причинно – следственными, пространственно – временными и др. В современном учебном процессе отсутствует формирование регуляционной функции знаний, то есть системы специальных упражнений, направленных на развитие способов умственных действий.

В классической системе образования до сих пор даже новые учебные программы построены, как правило, на нетворческих формах деятельности, ориентированы на запоминание фактов и получение однозначных ответов на давно решенные вопросы. Они предполагают целеполагание в рамках учебного

процесса ориентированное на решение образовательных задач даже в том случае, если сама по себе программа предполагает реализацию идей развивающего обучения. Это приводит к тому, что у учителя возникают затруднения в постановке развивающих целей на каждом конкретном уроке. « Важным компонентом учебной деятельности выступает учебная задача… Решение учебной задачи направлено на усвоение или овладение школьниками способами действий. Самостоятельное выделение детьми ориентировочной основы предстоящего действия, то есть способа, и есть содержание учебной задачи… нахождение специальных приемов репрезентации перед учащимися этого способа - основная задача учителя» / 16, с. 268/

Во – первых, в большинстве случаев учитель отдает приоритет образовательным целям и считает, что развитие мышления, формирование приемов мыследеятельности идет само собой через содержание.

Во – вторых, далеко не все владеют методикой организации системы упражнений по формированию способов умственной деятельности в процессе учебной деятельности.

«В условиях модернизации системы образования, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско – правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Компетентностный подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического мышления, абстрактного мышления, саморефлексии, определение своей собственной позиции, самооценки, гибкости и критичности мышления и др.

Таким образом, современному обществу необходима развивающая педагогика – как система интеллектуального и психического развития, формирующая в личности ученика устойчивые структуры творческого стиля мышления. При этом изменяются принципы педагогической деятельности, изменяется позиция педагога и позиция учащихся. Педагог должен выступать как организатор мыследеятельности учащихся, а учащиеся активными участниками процесса познания. В этой ситуации учитель должен быть творческой личностью и владеть той методикой организации учебного процесса как процесса организации мыследеятельности.

Доказано, что главным показателем умственного развития учащихся является не столько сумма знаний, приобретенных учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приемов и логических операций, которыми владеет ученик.

«Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились. Однако целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образование использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы, находящиеся в стадии становления. Ориентировка на завтрашний день развития – зона ближайшего развития переходит в зону актуального» / 6, с. 107/ Педагоги и психологи, ученые пришли к выводу о необходимости обучения школьников специальным приемам и техникам дискурсивного, рассуждающего мышления. Каким же образом это обучение может быть организовано?

В рамках учебного процесса можно выделить следующие возможные пути решения данной проблемы:
1. Организация предметно – ориентированного тренинга, то есть системы занятий по формированию способов умственной деятельности, построенного на учебном материале школьных курсов физики, химии, математики, биологии и других. Основной целью таких занятий является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности: обобщение, сравнение, классификации, анализ, аналогия, установление причинно – следственных связей, поиск закономерностей и других интеллектуальным качеств личности. Необходимость предметно – ориентированного тренинга обоснована в работах В.С. Гончарова и Н.А. Алексеева.

2. Организация коррекционно – развивающей работы, проводимой учителем в рамках каждого конкретного урока, включение системы упражнений по формированию определенных мыслительных приемов в каждый урок на различных его этапах. Система таких упражнений предлагается в методических указаниях М.К. Акимовой и В.Т. Борисовой.

3. Разработка программы развития мышления учащихся в рамках каждого учебного предмета. С этой целью при составлении тематического планирования подбирается система упражнений по формированию приемов мыслительной деятельности для каждого урока с учетом его содержания. Аналогичным образом составляется система самостоятельных и контрольных работ, которая позволяет проверить не только уровень ЗУН, но и уровень сформированности мыслительных приемов. Анализ результатов позволяет организовать коррекционно – развивающую работу.

Опыт работы учителей убедил нас в том, что прежде чем обучать ребенка, необходимо научить его учиться, то есть сформировать у него определенные приемы, способы умственной деятельности.

Но логическое мышление, вербальный интеллект нельзя развить вне зависимости от содержания обучения. Поэтому ведется речь о предметно – ориентированном тренинге, то есть системе упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета. Работая над развитием историческими, политическими понятиями, так в 5 классах МУ школа № 36, занятия строятся в опоре на учебный материал истории.

При этом я считаю:

1. Организация и проведение специальных интеллектуально – тренинговых занятий способствует развитию обучаемости учащихся.

2. Усвоенные учащимися приемы и способы умственной деятельности служат основой развития специальных приемов и способов учебной, познавательной деятельности школьников (когнитивно – операциональные структуры интеллекта), и обеспечивают успешное усвоение содержание учебных предметов.

3. Система специальных интеллектуально – тренинговых занятий, проводимых на предметном материале, формируют формально – логический компонент мышления и создают условия для развития творческого мышления.

При организации системы занятий предметно – ориентированного тренинга нужно помнить, что повышение уровня интеллектуального развития, благодаря этим занятиям является необходимым условием, но недостаточным. Необходимо соблюдение ряда условий для эффективного переноса приемов, способов мыслительной деятельности при изучении всех учебных предметов, а не только тех, на понятийном строе которых проводится тренинг. С нашей точки зрения условиями являются:

  1. Полное включение умственных операций и приемов в структуру учебной деятельности. Структура занятий по выполнению интеллектуальных упражнений должна включать следующие этапы: мотивация, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценка.

  2. Мотивирование использование приемов мыслительной деятельности, активная их актуализация, формирование потребности в них при изучении школьных дисциплин. Это позволит достичь высокой корреляции результатов учебной деятельности учащихся на других учебных предметах.

  3. Осознанное применение приемов и способов умственной деятельности, что позволит процесс переноса приемов мыследеятельности сделать более эффективным. В данном случае речь идет о сознательной актуации как основной части механизма переноса освоенных на занятии приемов мыследеятельности на содержание деятельности по основным учебным предметам.

  4. Развитие каждым педагогом не только специальных способностей учащихся по своему предмету, но и одновременно развитие общих способностей, с помощью системы развивающих упражнений. Развитие общих способностей будет способствовать развитию специальных.

Соблюдение перечисленных условий позволяет обеспечить преемственность развивающих подходов в обучении ребенка. Система занятий предметно – ориентированного тренинга способствует развитию мотивации умственного труда школьников, и предоставляет достаточно широкие возможности для развития их познавательного интереса.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Развивающее обучение на уроках истории iconНаучно-исследовательская работа Активизация учебно-познавательной...
Учитель истории и обществознания мбоу сошс. Лесогорское Углегорского муниципального

Развивающее обучение на уроках истории iconМетодические материалы «Обучение рецептивным речевым умениям: аудирование,...
«Обучение рецептивным речевым умениям: аудирование, чтение на уроках английского языка»

Развивающее обучение на уроках истории iconАктивизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Развивающее обучение на уроках истории iconПояснительная записка к дидактическим материалам стр. 7
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Развивающее обучение на уроках истории iconСекретарь фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Развивающее обучение на уроках истории iconТорянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через исследовательскую деятельность

Развивающее обучение на уроках истории iconО. Н. Журавлева Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников...
Жолован С. В. – ректор Санкт-Петербугской академии постдипломного педагогического образования, к пед н

Развивающее обучение на уроках истории iconОценивание сформированности ууд с помощью оценочного листа на уроках истории
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной...

Развивающее обучение на уроках истории iconРефератам по дисциплине «История и философия науки»
Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по...

Развивающее обучение на уроках истории iconРеферат по теме самообразования: Тестирование как формы оценки знаний...
Теоретический аспект организации контроля знаний учащихся как важнейшего фактора обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск