Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области


Скачать 67.63 Kb.
НазваниеОрганизация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области.
За последние годы проблема охраны лесов от пожаров приобрела характер общегосударственной задачи. Итоги весеннего пожароопасного периода 2014 года еще раз подтвердили, что только планомерная и качественная подготовка сил и средств Амурской областной территориальной подсистемы РСЧС, четкая координация действий по принятию своевременных мер органами местного самоуправления и руководителями предприятий и организаций позволит успешно бороться с природными пожарами.

За пять месяцев 2014 года зарегистрировано 607 лесных пожаров. Пожарами пройдено 326367 га лесной и 45311 га нелесной площади. Общий ущерб от лесных пожаров составил более 91 млн. рублей. Пожароопасная ситуация в лесах области за указанный период 2014 года почти в 3,5 раза превосходила ситуацию аналогичного периода 2013 года по количеству пожаров (в 2013 г зарегистрирован 171 пожар).

Особо напряженная пожароопасная обстановка сложилась на территории Свободненского, Зейского, Сковородинского, Шимановского, Архаринского районов.

Природные пожары наносят ущерб не только лесам, но являются источником повышенной опасности для населенных пунктов. На территории Амурской области имеется 137 сел и деревень, потенциально подверженных угрозе природных пожаров. Ежегодно возникают ситуации, когда природные пожары выходят из-под контроля, создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, приносят большие разрушения. К сожалению, очень сухая, ветреная погода, несоблюдение населением элементарных правил пожарной безопасности в населенных пунктах и при нахождении в лесу приводят не только к огромному количеству лесных пожаров, но и к уничтожению жилых домов и имущества граждан.
Дознание по пожарам, произошедшим в лесах осуществляют органы дознания ГПН.

Основанием для проведения проверки в порядке ст.144 УПК РФ является сообщение о лесном пожаре, получение из органа управления лесным хозяйством. Вот на этом этапе и возникают проблемы осуществления проверки. Согласно ст. 144 УПК РФ дознаватель обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции, установленной УПК РФ принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Что касаемо лесного пожара, то даже 10 суток, предусмотренных законом для проведения проверки недостаточно. Провести проверку в полном объеме в пределах этого срока дознаватель не может физически, ведь ему необходимо принять меры для осмотра места происшествия, а как правило лесные пожары происходят в удаленных, труднопроходимых местах, да к тому же на момент поступления сообщения в органы дознания ГПН еще не ликвидированны. Дознаватель обязан отобрать объяснения от участников тушения пожара, которые как правило находятся на тушении лесных пожаров. Кроме того, из лесхоза материал о лесном пожаре поступает в лучшем случае на восьмые сутки с момента ликвидации лесного пожара. Порой временной промежуток между поступлением сообщения о лесном пожаре в органы дознания ГПН и ликвидацией этого пожара уходит далеко за рамки сроков, предусмотренных законом. По этому зачастую мы вынуждены принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу о лесном пожаре, ограничившись лишь отобранием объяснений от руководителей лесхозов. После того, как поступает материал о лесном пожаре из лесхоза, органы дознания ГПН инициируют отмену постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором города или района. В установленные законом сроки проводят повторно проверку в полном объеме и принимают решение в порядке ст.145 УПК РФ.
Расследование дел о лесных пожарах отличают специфические особенности: сложность обстановки на месте происшествия, распространение огня на большой площади и трудность установления очага пожара, уничтожение многих следов и вещественных доказательств, сложность установления причинной связи между действиями виновных и наступившими вредными последствиями.

Под уничтожением лесного массива понимается полное приведение его в негодность, вследствие чего утрачена возможность использования древесины и других материальных ценностей по прямому назначению. Восстановление лесного массива при этом требует длительного времени и значительных затрат. Под повреждением лесного массива признается частичное ухудшение потребительских свойств леса. Он может быть восстановлен путем посадки деревьев вместо погибших, а в некоторых случаях и естественным путем.

За уничтожение или существенное повреждение лесных массивов предусмотрена уголовная ответственность по ст. 261 УК РФ. Уголовным кодексом РФ предусмотрено два состава преступления, связанные с лесными пожарами. Частью 1 ст. 261 УК РФ предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Часть 2 ст. 261 УК РФ предусматривает ответственность за подобное деяние, но осуществленное в крупном размере.

Следует разделять уголовно-наказуемое деяние в соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 261 УК РФ и административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.32 КоАП РФ, а также преступления по ч.2 ст. 219 УК РФ. Имея сходные объекты посягательств, соответственно: экологическая безопасность; безопасность окружающей среды и природопользования; пожарная безопасность, данные правонарушения различны по объективной стороне.

Административная ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которые не привели к последствиям, указанным в ч.ч. 1,2 ст. 261 УК РФ (уничтожению или повреждению леса, а также насаждений, не входящих в лесной фонд).

Основанием для проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ по факту лесного пожара является получение из органа управления лесным хозяйством протокола о лесном пожаре (форма протокола утверждена постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.86 г. № 1). В его вступительной части указывается, когда, где, кем и в присутствии кого он составлен. При составлении протокола присутствуют, как правило понятые, они при необходимости могут засвидетельствовать правильность сделанных записей, дать показания об интересующих обстоятельствах.

В протоколе о лесном пожаре должны содержаться сведения о выгорании леса и характере причиненного вреда, о виде пожара, лицах, которые могут быть причастны к его возникновению. Указывается общая площадь пожара. Получение протокола о лесном пожаре рассматривается в качестве повода к возбуждению уголовного дела, о чем составляется рапорт в соответствии со ст. 143 УПК РФ.

Вместе с протоколом о лесном пожаре направляются также следующие документы:

  • копия донесения летчика-наблюдателя, обнаружившего пожар, а также составленных им карт и схем визуального наблюдения;

  • письменное объяснение нарушителя по существу совершенных действий;

  • письменное объяснение лиц, принимавших участие в обнаружении и задержании нарушителей;

  • схема пожара;

  • заключение лесхоза о причине загорания леса;

  • ведомость материально-денежной оценки поврежденного массива;

  • заключение инспектора государственного пожарного надзора о причине возникновения пожара и особенности его развития.

Если проводится предварительная проверка материала, то она включает в себя, как правило, следующие основные вопросы:

  • является ли участок леса, на котором возник пожар, лесным массивом;

  • уничтожен ли огнем лесной массив, причинено ли ему существенное повреждение, либо указанных последствий не наступило;

  • возник ли пожар в результате действий человека или природных факторов.

Срок проверки в порядке ст. 144 УПК РФ исчисляется с момента поступления в орган протокола о лесном пожаре.

По преступлениям, предусмотренным ч.ч.1,2 ст. 261 УК РФ при наличии конкретного виновного лица предусмотрено дознание, производимое органами дознания ГПС.

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по фактам лесонарушений необходимо качественно и полно собрать первичный материал. Это требуется для того, чтобы исчерпывающим образом использовать все возможные источники доказательств преступления.

Согласно совместного указания Генеральной прокуратуры РФ № 25 / 7 от 14.05.97 года, МВД РФ № 1 / 8588 от 12.05.97 года, Федеральной службы лесного хозяйства № До-5-27 / 166 от 16.04.97 года для регламентации передачи материалов о нарушении лесного законодательства и лесных пожаров в органы внутренних дел устанавливается следующий порядок:

  1. Органом управления лесным хозяйством (лесхозом) в обязательном порядке не позднее чем в трехдневный срок со дня получения протокола о лесонарушении направлять материалы в ОВД.

  2. Материалы о лесных пожарах направляются в ОВД – только содержащие признаки преступления, предусмотренные ст. 261 ч.1 и ч.2 УК РФ – «Уничтожение или повреждение лесов», а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем, поджога или иными источниками повышенной опасности.

Примечание: неосторожное обращение с огнем или источником повышенной опасности заключается в несоблюдении виновным необходимых мер предосторожности, в результате чего возникает лесной пожар (разведение костра и оставление его непотушенным, использование машин и оборудования на территории лесного фонда, дающих искру при работе, оставление механизмов не выключенными, что приводит к перегреву и возгоранию).

  1. Материалы, содержащие признаки иных уголовно наказуемых деяний, - в органы прокуратуры для проверки и принятия по ним процессуального решения в соответствии УПК РФ.

Протокол о лесном пожаре должен быть составлен в течение 5 дней после ликвидации пожара с полным заполнением всех пунктов. Особое внимание уделить:

п. 5 – заполнить, что именно обнаружено и указать на плане пожара его начало.

п. 6 – точнее раскрыть причину пожара и время его возникновения.

п. 7 – при отсутствии виновников лесных пожаров – указать ФИО, адрес очевидцев данного пожара.

п. 9 – указать вид пожара и его интенсивность, породу, возраст лесных культур.

п. 15а – указать ущерб при гибели деревьев на корню.

Уголовное дело не возбуждается, если пожар – результата воздействия природных сил. В отказном материале указывается доказательство того, что лес загорелся от молнии. Прилагается справка от метеостанции.

Похожие:

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconПриказ от 13 мая 2011 г. N 239 об организации работ по аккредитации...
Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального...

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconИтоги деятельности по осуществлению федерального государственного...
Очия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора...

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconУправление федерального казначейства по тюменской области
Об утверждении инструкции по ведению «Журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами...

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconЖурнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя,...
Общее время проведения проверки (в отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий указывается в часах)

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области icon«О взаимодействии уполномоченных по правам человека с органами прокуратуры...

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconАис «Электронный инспектор» «Система государственных надзоров мчс россии»
«Автоматизированная информационная система сбора информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнения административных...

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconВрио начальника Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconАдминистративный регламент
Департаментом государственного строительного и технического надзора Смоленской области государственной функции «Осуществление государственного...

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconОб утверждении государственной программы "экономическое развитие...
С целью эффективной реализации Закона Амурской области от 5 сентября 2007 г. N 374-оз "Об инвестиционной деятельности в Амурской...

Организация проверок и производство дознания органами государственного пожарного надзора по фактам пожаров в лесах на территории Амурской области iconРешение 18. 02. 2010г. №24/277
В соответствии с Законом Амурской области от 31. 12. 2009 №296-оз «О внесении изменений в Закон Амурской области «О муниципальной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск