В системе образования


Скачать 10.57 Mb.
НазваниеВ системе образования
страница1/69
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69








МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ip

ИННОВАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы

межрегионального интернет-педсовета

(2-16 февраля 2015 года)

Уфа 2015




УДК 371

ББК 74.204

С 23

Инновации и современные технологии в системе образования: Материалы межрегионального интернет-педсовета (2-16 февраля 2015 года) / Под ред. И.Х. Тагирова, З.Р. Нургалиной. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015. – 464 с.
Представленные в сборнике материалы освещают актуальные вопросы образования: преемственность традиций и инновационных подходов в решении педагогических проблем современности, поиски путей совершенствования методов и содержания обучения. Материалы сборника позволяют опереться на сложившиеся богатые традиции российской школы и сориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, умело сочетая эти два полюса мира образования.

ISBN 978-5-7159-0683-0

© Авторы статей, 2015.

© Издательство ИРО РБ, 2015.




Пути и способы формирования толерантности у подрастающего поколения

Палутина Татьяна Борисовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Вольска Саратовской области


Современная Россия – это большое многонациональное государство. В нашем обществе «плечом к плечу» проживают русские и украинцы, казахи и грузины, чуваши и татары и многие другие народы. У каждого народа свой язык, культура, обычаи и традиции. В этих условиях непросто сохранить добрые толерантные отношения среди людей.

Под толерантностью принято понимать ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, взглядов, осознание его права быть иным. Принятие – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.

Важно, чтобы такие отношения между людьми формировались с детства. В связи с этим, огромная ответственность ложится на семью, детский сад и школу. Проведённая мною диагностика среди обучающихся нашей школы позволила выявить уровень толерантности детей в возрасте 10-17 лет. Среди ребят 5-7 классов (120 респондентов), высокий уровень толерантности – 75%, уровень интолерантности – 25%. Среди обучающихся 8-11 классов (150 респондентов), уровень толерантности – 40%, уровень интолерантности – 60%. Высокий уровень толерантности означает понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур.

Вывод: дети в возрасте 10-14 лет более толерантны по сравнению со старшими подростками 15-17 лет. Каким же образом достичь атмосферы гармонии и понимания в коллективе детей? С этой целью в нашей школе был намечен ряд внеклассных мероприятий, акций, экскурсий. Вот примеры организации и проведения некоторых из них.

Акция «Мы такие разные». Цель: сплочение детских коллективов школы. Участники: все обучающиеся школы.

В рекреации школы на стенде помещается шаблон – «Солнце человечности». На его «лучах» дети прикрепляют стикеры, на которых пишут свои пожелания школе, друзьям, пишут о том, кто им помог в тяжёлой жизненной ситуации. На вопрос: «Что хочу в себе исправить?» - чаще отвечали: зависть, лень, эгоизм; «Что хочу в себе воспитать?» – ответственность, милосердие; «Кто помог в тяжёлой жизненной ситуации?» - родители, друзья. Такая акция позволяет детям понять, кто их окружает, задуматься о своих поступках, по-новому взглянуть на мир и людей.

Акция «Единая Россия» - на стенде в холле помещается шаблон географической карты России. Участники акции: обучающиеся 5-11 классов школы. Каждый класс получает свою часть карты. Условие: названия географических объектов должны быть связаны с понятием «толерантность». К примеру, город Милосердия, гора Терпимости, ручей Дружбы, река Взаимопонимания и т.п.

В результате получается огромная карта толерантной России. Дети понимают, как важно жить в дружбе, мире и согласии. Единая Россия – сильная Россия.

Люди во всём мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным религиозным конфессиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступенях социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи.

Проект «Разыскиваются добрые люди». Ребята класса произвольно делятся на группы. Каждая группа получает задание составить проект деятельности благотворительной организации. Дети должны написать, как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто её будет финансировать; её основные принципы. После того, как представители от групп расскажут о своих проектах, дети обсуждают, какой из них можно осуществить в рамках школы. Можно предложить ребятам составить свой собственный план деятельности в рамках проекта. Вместе с педагогом дети обсуждают свои планы, составляют общий план. Затем, «Проект помощи» вывешивается на стенд, и ребята приступают к его осуществлению.

К примеру, проект «Дорогие мои старики». Цель проекта: формирование доброго отношения к людям старшего поколения; оказание им посильной помощи и поддержки. Участники: обучающиеся 8-11 классов. Первоначально мы с ребятами через службу социальной поддержки населения нашего города выяснили, где в нашем районе проживают одинокие старики. Оказалось, что таких 5 человек. Из них: Головко Нина Петровна – белоруска, Куницын Иван Фёдорович – мордвин, Обойлов Анатолий Дмитриевич – чуваш, Леташко Анна Семёновна – украинка, Сенина Мария Александровна – русская. Мы распределили обязанности между ребятами: ходили в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, делали уборку в доме, помогали на участке возле дома. Ко дню Мудрости пригласили наших подопечных на концерт, подготовили для них открытки и сувениры. Все были очень довольны. И не важно, какой национальности эти люди, важно быть милосердными и гуманными ко всем окружающим.

Кроме того, мы посетили в Вольском краеведческом музее выставку «Поволжье – котёл народов», на которой узнали историю заселения нашего края представителями разных народов. В мае прошлого года побывали в городе Саратове, на Соколовой горе, где посетили национальную деревню. Увидели там жилища разных народов: русскую избу, украинскую хату, казахскую юрту, кавказскую башню. Познакомились с их бытом, традициями, обычаями. По результатам экскурсий дети написали сочинения-рассуждения, создали презентации, после чего выступали с защитой своих работ в школьном научном обществе учащихся.

Наиболее масштабным мероприятием в данном направлении можно считать наш долгосрочный проект «Подарим тепло и заботу детям». На протяжении 4 лет мы оказываем волонтёрскую помощь Детскому дому №2 г. Вольска. Посещаем семью №4, где воспитываются ребята 3-6 лет, среди них и русские, и татары, ингуши, грузины. Эти ребята стали нашими друзьями, с которыми мы играем, читаем, лепим, проводим конкурсы.

Такие формы работы помогают воспитать в подрастающем поколении чувство единства, солидарности, уважения к народам, живущим рядом с нами.

Доклад является представлением собственного опыта работы без использования дополнительной литературы.
Сотрудничество с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Козлова Александра Николаевна,

старший воспитатель

МАДОУ ЦРР – детский сад №233 ГО г. Уфа РБ

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Ориентация на узкую специализацию в современном обществе вообще также сказывается на подходах к воспитанию ребенка. Взрослый не чувствует уверенности в том, что он необходим ребенку, что он может и должен принимать активное участие в его развитии. Более 70% родителей считает, что образование ребенка должно быть осуществлено специалистами, так же, как и другие услуги, например, ремонт автомобиля, переводя, тем самым, образование в сферу потребления. При этом общество предлагает заинтересованному взрослому множество «образовательных подделок». Это «развивающие центры», «развивающие игры» и множество других «симулякров», создающих у родителей иллюзию заботы тех, кто предлагает товары или услуги, о развитии их ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г., прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:

-информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

-обеспечить открытость дошкольного образования;

-создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Задача МАДОУ ЦРР – детский сад №233 «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Наш детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем дифференцированный подход к каждой семье, учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов в МАДОУ ЦРР – детский сад №233 – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Взаимоотношения с родителями мы выстраиваем поэтапно:

На первом этапе - «Давайте познакомимся!» - родителей знакомим с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываем возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаем активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе мы говорим о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).

Для МАДОУ ЦРР – детский сад №233 существует правило: «Сотрудничество, а не наставничество!». Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Следующий этап «Готовимся серьезно». Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно и серьезно готовим. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Этап «Динамичность». Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы с семьей.

Наш детский сад берет за основу еще одно правило: «Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников!». Поэтому мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему правильно выстраиваем работу с родителями, делаем ее эффективной, подбираем интересные формы взаимодействия с семьей.

Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников (нехитрые подходы посредством эмоционального контакта):

I. Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей).

II. Ежедневный контакт воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.

III. Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо).

IV. Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок (просмотр непосредственно-образовательной деятельности).

V. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях).

VI. Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.

VII. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях).

VIII. Установление правильных отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий).

Литература:

1. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2.

2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2012.

3. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика.

4. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

5. Крылова Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?

6. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. – М., 2005.

7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005.

8. ФГОС от 17 октября 2013 года №1155.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   69

Похожие:

В системе образования iconАдминистрация владимирской области департамент образования прика з
Совете службы практической психологии в системе образования Владимирской области рассмотрены и приняты Положение о службе практической...

В системе образования iconПриказ от 29 августа 2011 г. N 2235 об утверждении положения о системе...
О системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...

В системе образования iconПояснительная записка Сегодня в изменившихся социально-политических...
Значительные перемены в системе отечественного образования, направленные на повышение

В системе образования iconМетодические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности...
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения...

В системе образования iconМуниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр...
Обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования. / Методическое пособие. – Туринская Слобода, 2016....

В системе образования iconО порядке выбытия и (или) прибытия учащихся в муниципальной системе...
В настоящем положении регламентируется процедура движения учащихся в муниципальной системе образования (выбытие, прибытие) и порядок...

В системе образования iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Настоящее Положение служит правовой и организационно-методической основой, определяющей структуру и порядок управления службой практической...

В системе образования iconМосква: площадь цдп увеличится почти вдвое
В июне число обучающихся в Системе дистанционного бизнес-образования (сдбо) превысило 30 тысяч. Количество пользователей сдбо непрерывно...

В системе образования iconМетодические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности...
Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6-7 июня 2002г., Москва;...

В системе образования iconМетодические рекомендации по развитию государственно-частного и социального...
Участники государственно-частного и социального партнерства в системе дополнительного образования детей 7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск