ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучение ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» направлено на реализацию требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).
ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» устанавливает базовые знания, необходимые для получения профессиональных знаний и навыков.
В условиях становления современной рыночной экономики меняется не только характер экономической деятельности предприятий, система финансово-экономических отношений, но и методы управления ими.
В результате изучения ПМстудент должен:
иметь практический опыт:
- документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
уметь:
- принимать первичные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
- проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
- проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
- проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
- проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
- организовывать документооборот;
- разбираться в номенклатуре дел;
- заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат – учетные регистры;
- передавать текущие бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
- передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
- исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
- понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
- поэтапно конструировать рабочий план счетовбухгалтерского учета организации;
- проводить учет кассовых операций, денежныхдокументов и переводов в пути;
- проводить учет денежных средств на расчетных испециальных счетах;
- учитывать особенности учета кассовых операций виностранной валюте и операций по валютным счетам;
- оформлять денежные и кассовые документы;
- заполнять кассовую книгу и отчет кассира вбухгалтерию;
- проводить учет основных средств;
- проводить учет нематериальных активов;
- проводить учет долгосрочных инвестиций;
- проводить учет финансовых вложений и ценныхбумаг;
- проводить учет материально-производственныхзапасов;
- проводить учет затрат на производство икалькулирование себестоимости;
- проводить учет готовой продукции и ее реализации;
- проводить учет текущих операций и расчетов;
знать:
- основные правила ведения бухгалтерского учета вчасти документирования всех хозяйственных действий и операций;
- понятие первичной бухгалтерской документации; определение первичных бухгалтерских документов;
- унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
- порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
- принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
- порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
- порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров;
- правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
- сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
- теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
- инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
- принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
- классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
- два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
- учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
- учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
- особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
- порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
- правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию; понятие и классификацию основных средств;
- оценку и переоценку основных средств;
- учет поступления основных средств;
- учет выбытия и аренды основных средств;
- учет амортизации основных средств;
- особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
- понятие и классификацию нематериальных активов;
- учет поступления и выбытия нематериальных активов;
- амортизацию нематериальных активов;
-учет долгосрочных инвестиций;
- учет финансовых вложений и ценных бумаг;
- учет материально-производственных запасов: понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
- документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
- учет материалов на складе и в бухгалтерии;
- синтетический учет движения материалов;
- учет транспортно-заготовительных расходов;
- учет затрат на производство и калькулирование себестоимости: систему учета производственных затрат и их классификацию;
- сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
- особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
- учет потерь и непроизводственных расходов;
- учет и оценку незавершенного производства;
- калькуляцию себестоимости продукции;
- характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
- технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг);
- учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
- учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
- учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплины: «Основы бухгалтерского учета», «Экономика организации (предприятия)», «Экономическая теория» и др.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Весь материал ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» разделен на два учебных задания, которые выполняются на 4 курсе. Согласно учебному плану по каждому заданию выполняется домашняя контрольная работа.
Основной формой учебной работы студента-заочника является систематическое самостоятельное изучение материала ПМ. При изучении ПМ рекомендуется следующая последовательность:
Ознакомьтесь с содержанием тем программы, методическими указаниями, объемом и характером практических работ к темам;
Подберите и изучите необходимую литературу;
Законспектируйте прочитанный материал;
Дайте ответы на программированные вопросы.
После изучения теоретического материала выполняются контрольные работы:
Контрольная работа №1 и №2 выполняется на 4 курсе.
При выполнении контрольных работ следует придерживаться следующих правил:
на титульном листе укажите номер контрольной работы, шифр, фамилию, имя, отчество, курс, почтовый адрес;
контрольную работу выполняйте по своему варианту;
запишите поставленный вопрос, а затем пишите ответ, увязывая с примерами из практики;
при решении задач используйте типовые бланки учетных регистров и план счетов;
в конце работы укажите использованную литературу, поставьте подпись и дату выполнения.
Контрольную работу вышлите для проверки в учебное заведение согласно графику.
В межсессионный период, кроме контрольных работ, следует выполнить практические занятия, указанные в программе, на примере конкретного предприятия.
Примечание. Все стоимостные показатели, цены и себестоимость является условными. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Л-1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 23.07.1998г. №123-Ф3, 28.03.2002г. №32-Ф3, 31.12.2002г. №187-ФЗ, 31.12.2002г. №191-ФЗ).
Л-2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 29.07.98г., №34Н).
Л-3. Положение по бухгалтерскому учету. «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (приказ Минфина РФ от 09.12.98г., №60Н).
Л-4. ПБУ №1-23 от 1994-2012 гг.
Л-5. Налоговый Кодекс РФ. Федеральный закон от 29.12.2000г. №166-ФЗ.
Л-6. Трудовой Кодекс РФ. Федеральный закон от 30.12.2001г. №197-ФЗ.
Л-7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94Н.
Л-8. Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности агропромышленных организаций. - М., 2001.
Л-9. Блинова Т.В., Журавлев В.Н. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
Л-10. Гомола А.И. Бухгалтерский учет - изд. 3-е, испр. и доп.-М.: издательский центр «Академия»,2006.
Л-11. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. - М.: Инфра-М, 2002.
JI-12.Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Том 1, изд. четвертое, переработанное и дополненное.- М.: Финансы и статистика, 2003.
JI-13.Пизенгольц М.З.Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Том 2, изд. четвертое, переработанное и дополненное.- М.: Финансы и статистика, 2003.
JI-14. Расторгуева Р.Н. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве.-М.: издательский центр «Академия»,2003
Л-15.Хоружий Л.И. Бухгалтерский учет. – М.: КолосС,2004.
Л-16. Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
ТЕМА . Ведение учета денежной наличности в кассе, денежных документов и переводов в пути.
Методические указания
В данной теме необходимо изучить порядок ведения кассовых операций в РФ (№18 от 4 сентября 1993 г.) «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (письмо ЦБ России от 05.01.98г. №14-П, в ред. от 13.10.2002).
Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете №50 «Касса». В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит - выбытие денежных средств из кассы.
Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4).
Следует помнить, что наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Следует знать, в пределах какой суммы можно производить платежи из кассы при расчетах с юридическими лицами по одной сделке в соответствии с Указаниями Центробанка РФ от 14.11.01г. №1050-у «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами».
Важно также уяснить, какие установлены меры финансовой ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций согласно статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 25.04.2002г. №41-ФЗ, от 25.07.2002г. № 112-ФЗ).
Кассовые операции, записанные по кредиту счета 50, отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах, контролируются ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера № 1 и ведомости №1 служат отчеты кассира.
Учет находящихся в кассе организации почтовых и вексельных марок, оплаченных авиабилетов, марок государственной пошлины и других денежных документов ведется на самостоятельном субсчете 3 к счету 50 «Касса».
Активный счет 57 «Переводы в пути» используется в тех случаях, когда возникает разрыв во времени между зачислением денег на расчетный счет в учреждениях банка и списанием их из кассы (инкассация, сдача денег в кассы почтовых отделений для зачисления на счета организации и т.д.). Основанием для принятия денежных средств на учет по счету 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения и другие.
Корреспонденция счетов по счету 50 «Касса»
с кредита
счетов
| Дебет
| Кредит
| в дебет счетов
|
| Сальдо - остаток наличных денежных средств
|
|
| 51
| Поступление наличных денег с расчетного счета организации
| Выдана наличными зарплата, премия
| 70
| 66, 67
| Получен заем
| Погашены займы наличными
| 66, 67
| 73.2
| Погашение наличными задолженности по недостачам, растратам, хищениям и прочим платежам
| Выдано наличными по исполнительным листам и депонированной заработной плате
| 76
| 62, 90 , 91
| Оплата наличными выручки
Выручка от продажи материальных ценностей, основных средств и другие
| Сдан сверхлимитный остаток свободных денежных средств кассы
| 51
| 91
| Сумма излишков, выявленных по инвентаризации (ревизии) кассы
| Суммы недостач, выявленных при инвентаризации кассы
| 94
| 76
| Погашение дебиторской задолженности
| Сдана выручка инкассаторам
Сданы из кассы денежные средства для приобретения денежных документов и на денежные переводы
| 57
50
|
|