«социология и политология»


Скачать 196.61 Kb.
Название«социология и политология»
ТипАнализ
filling-form.ru > Туризм > Анализ
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж»

Заочное отделение
Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
КОНТРОЛЬНАЯ работа

по дисциплине

«СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»

студента группы 32701

зачетная книжка № 13-7-032

ФИО студента Акембетова Алина Варисовна
Адрес Санкт-Петербург, Калининский р-н, ул. Вавиловых д.10 кор. 3

E-mail: Akembetova@yandex.ru

телефон: 89045185187


2014 год

СОДЕРЖАНИЕ







Страница

1.

Основные методы социологического исследования

3

2.

Происхождение и сущность государства, его формы и функции

5

3.

Список литературы

16



  1. Основные методы социологического исследования

Методы социологического исследования – система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Методы в зависимости от типа социологических исследований подразделяются на качественные и количественные, а в зависимости от этапа исследования – на методы сбора данных, анализа социологической информации, обработки социологических данных.

При сборе первичных данных в социологии используют четыре основных метода:

  1. Опрос;

  2. Анализ документов;

  3. Наблюдение;

  4. Эксперимент.

Опрос - метод сбора первичной информации. То есть к определенной группе людей (респондентам) обращаются с вопросами. Различают опрос письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование), очный и заочный (почтовые, телефонные, прессовые), экспертный и массовый, выборочный и сплошной (например референдум), общенациональный, региональный, локальный и другие.

Социальный опрос предполагает наличие анкеты или плана действия. Его предметом являются личностные мнения и оценки индивидов.

Подразделяется на четыре типа:

  1. интервьюирование;

  2. социометрический опрос;

  3. тестирование;

  4. анкетирование.

Интервьюирование – сбор данных путем непосредственного обобщения. Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы, и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет о стандартизированном интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке[1].

1Кравченко А.И. Социология: учебник/Рек. Мин. образования РФ. - 11-е изд. - М.: Академический проект, 2008. С. 32.

Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специалист.

Социометрический опрос – сбор данных о межличностных отношениях в малой социальной группе. Данный метод позволяет формировать группу и улучшать в ней климат.

Тестирование – система заданий, используемых для установления личностных особенностей опрашиваемых индивидов.

Вопросы могут быть открытого типа – респондент сам формулирует свое мнение; закрытого типа – предполагаются варианты ответа.

Опросы могут быть сплошного типа, где, например, опрашивается все население и выборочного типа, где формируется определенная группа, которую социолог намерен изучить. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить.

Анкета - документ, который содержит в себе примерно от 30 до 40 вопросов, направленные определенной группе. Анкетой можно назвать лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним можно применить статистический метод. Человек, которого опрашивают, должен самостоятельно заполнить анкету, следуя правилам заполнения. Вопросы в анкете формулируются четко, доступно для понимания. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности[2].

Анализ документов – исследование письменных, устных или фотографических документальных данных, передающих социальную информацию. Выделяют два типа анализа документов: традиционный анализ и контент-анализ.

Традиционный анализ – это обычный способ переработки содержания документов: его прочтения, прослушивания, просматривания.

Контент-анализ – формализованный метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования. Его главная отличительная черта это выделение единиц анализа: слова, имени, факта; определение единицы отсчета: знаков, абзацев.

Наблюдение. Выделяют две основные разновидности: включенное и невключенное наблюдение. Если социолог со стороны наблюдает за той или иной группой – это невключенное наблюдение.
2Кравченко А.И. Социология: учебник/Рек. Мин. образования РФ. - 11-е изд. - М.: Академический проект, 2008. С. 30.

Если он сам непосредственно находится в данной группе (изучает изнутри) – это включенное наблюдение.

Эксперимент. Общенаучный метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что он активно взаимодействует с изучаемым объектом.

  1. Происхождение и сущность государства, его формы и функции

Как только появилось общество, сразу же возникла потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, развития социальных связей потребовалось объединить интересы на общее благо. Такое соединение возможно лишь благодаря неким правилам поведения (нормам) и власти, которая выполняла бы функцию управления и обеспечивала бы данные нормы.

О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (психика человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и так далее.

Причины возникновения государства.

Государство существовало не всегда – его появлению предшествовал первобытно-общинный строй, который характеризовался следующими признаками:

  1. объединение людей осуществлялось по принципу родства: основной ячейкой был род, родовая община;

  2. экономическую основу составляла общественная собственность на орудия и предметы труда, не было частной собственности и ее следствия – эксплуатации человека человеком;

  3. управление делами общества осуществляли все члены рода, т. е. имело место общественное самоуправление, отсутствовали группы людей, занятых исключительно управленческими функциями;

  4. не было мер принуждения, присущих государству; порядок обеспечивался мерами общественного воздействия;

  5. поведение людей регламентировалось обычаями и традициями, складывавшимися веками, соблюдение которых для первобытного человека было естественным;

  6. общество было единым, не расколотым на группы с противоположными интересами; отношения людей характеризовались взаимопомощью, взаимным уважением, авторитетом старейшин рода.

К разложению первобытно общинного строя и образованию государства привело развитие производительных сил. Основные моменты этого процесса:

  1. общественное разделение труда и появление вследствие этого прибавочного продукта (излишек), который лег в основу частной собственности;

  2. раскол общества на группы с противоположными интересами и появление классов;

  3. завоевание одних народов другими;

  4. рост численности и плотности населения;

  5. страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество;

  6. разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, который обеспечит права и свободы людей;

  7. антропологические факторы, то есть государственная форма организации кроется в самой общественной природе человека. Данную идею используют в естественно-исторической концепции государства, опираясь на идеи Аристотеля, который считал, что государство подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития» (пример патриархальной теории возникновения государства).

Общественное разделение труда привело к тому, что люди стали производить больше, чем им требовалось для существования. Появился прибавочный продукт (излишки), который стал присваиваться отдельными членами общества и лег в основу частной собственности. Следствием этих процессов явился раскол общества на классы. Богатым, превратившимся в экономически господствующий класс, нужна была сила для поддержания своего господства. Этой силой стало государство.

С появлением государства начинается история его взаимодействия с обществом. Государство должно выполнять функции, чтобы удовлетворить интересы большинства граждан, разрешать возникающие между ними конфликты, преодолевать кризисные ситуации. Но государство может и возвышаться над обществом. Таким образом, можно сказать, что государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти[3]. Возникнув как продукт опытной социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию.

3Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. С. 16.

Государство характеризуют следующие признаки:

  1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны;

  2. система налогов, податей, займов;

  3. территориальное деление населения: государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению;

  4. право - государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;

  5. монополия на правотворчество;

  6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения;

  7. устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

  8. материальная база для проведения политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

  9. монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

  10. суверенитет - присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях;

  11. наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

Если отсутствует какой - либо из признаков, то нельзя утверждать, что это государство.

Государство изменялось вместе с развитием общества, частью которого оно являлось. В развитии государства можно выделить два этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные государства возникли и существуют преимущественно стихийно, на основе норм и обычаев. Они имели институционально неограниченную власть над поданными. Отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Ярким примером служит монархия.

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно ограничивается лишь выполнением функций, не нарушающих свободу личности. Для данного государства характерно ограниченное вмешательство в сферы жизни общества, правовая регламентация деятельности государства и создание институциональных и иных гарантий прав человека то есть государство связано с появлением конституции[4].

Сущность государства.

Сущность государства - это его содержание, социальное назначение и функционирование. Без понимания природы и сущности государства невозможно грамотное управление им.

Можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

Общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Также можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство содействует осуществлению интересов определенной религии. Исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и другие - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство содействует осуществлению интересов определенной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония. Они провозгласили себя демократическими правовыми государствами, но в действительности проводят политику в интересах лишь коренных народов.
4Пугачёв В. П. Введение в политологию: учебник/Рек. Мин. образования РФ - 4-е изд., перер. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. С. 254.

В рамках расового подхода государство содействует осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Другими словами, сущность государства разнообразна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства проявляется в его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.

Функции государства.

Функции государства можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внутренним будут относиться:

  1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества.

  2. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме.

  3. Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности.

  4. Экологическая функция - выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования;

  5. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества.

Внешние функции:

  1. Функция обороны страны - базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

  2. Функция содействия по обеспечению международного мира - связана с деятельностью по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

  3. Функция сотрудничества с другими государствами - установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.

Формы государства.

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов. От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим[5].

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства являются:

  1. форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

  2. форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

  3. политический (государственный) режим - представляет собой систему методов,


5Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. С. 22.

способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство.

Форма государственного правления.

Выделяют монархию и республику.

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и так далее.

Признаки монархии:

  1. власть передается по наследству;

  2. осуществляется бессрочно;

  3. не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, то есть в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, Саудовская Аравия), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

  1. выборность власти;

  2. ограниченность срока полномочий власти;

  3. зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

  1. Форма государственного устройства.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они могут преобразовываться в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

  1. Политический режим.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима - демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие "демократия" означает народовластие, власть народа.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

  1. провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

  2. решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

  3. предполагается существование правового государства и гражданского общества;

  4. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

  5. силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

  6. доминируют методы убеждения, компромисса;

  7. политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

  8. гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

  9. реальное осуществление принципа разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную).

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

  1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

  2. общество практически полностью отчуждено от политической власти;

  3. монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

  4. государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

  5. доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

  6. господство одной партии;

  7. фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы.

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и так далее) при минимальном участии народа.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

  1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

  2. игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

  3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

  4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

  5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

  6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

  7. сохраняется ограниченная цензура;

  8. существует частичный плюрализм;

  9. права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

  10. силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Можно сделать вывод: во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, возникновение государства связанно с целой системой факторов.

Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин факторы могли меняться, но всегда это было сочетание указанных начал при обязательной доминировании какого-либо одного из них.

Список литературы

  1. Кравченко А.И. Социология: учебник/Рек. Мин. образования РФ. - 11-е изд. - М.: Академический проект, 2008. – 512 с.

  2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. — 512 с.

  3. Пугачёв В. П. Введение в политологию: учебник/Рек. Мин.образования РФ - 4-е изд., перер. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 477 с.

Похожие:

«социология и политология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

«социология и политология» iconЭнтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде

«социология и политология» iconПравовое регулирование лоббизма в современной российской политической практике
По основной образовательной программе высшего образования бакалавриата «Политология» по направлению 030200 «Политология»

«социология и политология» iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология (часть 2-я)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

«социология и политология» iconТи в современной россии кафедра «Политология, социология и связи...
П68 Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной Росии. / Ульян гос техн ун-т. – Ульяновск: Улгту, 2015. – 341...

«социология и политология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

«социология и политология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...

«социология и политология» iconРабочая программа дисциплины Исламская цивилизация и мусульманское...
«Государственное и муниципальное управление», 46. 03. 01 «История», 38. 03. 02 «Менеджмент» (образовательные программы «Менеджмент»...

«социология и политология» iconПрограмма учебной практики образовательной программы по направлению...
«Социология социальных процессов и социальных изменений» (набор 2013 г.), очная форма обучения

«социология и политология» iconЗеленков М. Ю. Политология: учебник
Зеленков М. Ю. Политология: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 340 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск