Скачать 3.11 Mb.
|
Краснодарский край г. Сочи
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАначального общего образования Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Сочи
Г. Сочи 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Сочи организована в 1936 году. Руководит школой Богосян Татьяна Дмитриевна – заслуженный учитель России. В своем развитии школа прошла несколько этапов. Первый этап – традиционная школа; Второй этап – учебный комплекс (школа-лицей-ВУЗ); Третий этап – федеральная экспериментальная площадка: -1999г. – «Школа как фактор развития местного сообщества» Четвертый этап - муниципальная экспериментальная площадка: -2002г. - «Совет взаимодействия»- результат социального партнерства школы и социума» -2004 г. –Становление профильного обучения и предпрофильной подготовки старшеклассников через эффективное внедрение элективных курсов - 2004-2007г.г. – «Центр толерантности и этнокультурного воспитания – первый шаг в открытую воспитательную систему» - 2008 г.-2010г. – Ресурсный центр профильного обучения Центрального района г. Сочи - 2010-2012г. –Ресурсный центр предпрофильной подготовки Центрального района г. Сочи Характеристика обучающихся В МОУ СОШ № 20 г. Сочи обучается 582 учащихся. В начальной школе – 241 человек. У школы свой гимн, флаг, девиз и эмблема. Характеристика педагогического коллектива
В школе сложился зрелый, высокопрофессиональный коллектив, которому по плечу трудные задачи и творческий победы. Работает методический совет и 7 предметных методических объединений учителей. Учителя и администрация школы работают под девизом: «Уча других, мы учимся сами» (Сенека). Проблема, над которой работает педагогический коллектив школы: Формирование социально – адаптированной, здоровой личности, гармонично сочетающей высокий уровень интеллектуального и творческого развития. Управление школой осуществляется директором и его заместителями с использованием информационных технологий как средства интенсификации управленческой деятельности, и привлечением такой формы общественно-государственного управления, как Управляющий совет. Наряду с этим в СОШ№ 20 осуществляется ученическое самоуправление в форме Совета старшеклассников, возглавляемого лидером ученического самоуправления. Анализ условий, влияющих на образовательный процесс. На образовательный процесс СОШ № 20 значительное влияние оказывают территориальные, природно-ресурсные, национально-культурные, демографические, социально-экономические, социокультурные факторы. Территориальные: МОУ СОШ №20 расположена в микрорайоне, удаленном от центра города, с социально-экономической ориентацией на промышленно-сельскохозяйственную зону. В школе № 20 учатся дети близлежащих сел: с. Барановка, с. В. Юрт, с. Пластунка; ул. Макаренко, ул. Донская, района Мамайка. Нерегулярное движение муниципального транспорта в с. Барановка, с. Пластунка, с. В. Юрт значительно осложняют возможность учащихся вовремя приходить к началу занятий. Дети часто вынуждены добираться до школы пешком, особенно в непогоду. Социально-демографические: Коллектив МОУ СОШ №20 насчитывает 582 ученика и 34 учителя Коллектив характеризуется многонациональным составом: русские, армяне, грузины, абхазы, украинцы, греки, евреи. Многие учащиеся школы из семей-мигрантов проживают у родственников, на квартирах. Часть семей имеет временную прописку. Все это создает дополнительные трудности, прежде всего с бесплатным медицинским обслуживанием детей, их дальнейшим трудоустройством, постановкой на военный учет. Национально-культурные: Традиционно одной из сильных сторон деятельности педколлектива является работа с опорой на национальные обычаи, народную педагогику, большое внимание уделяется воспитанию уважения человеческого достоинства, дружбы и поддержки, что позволило избежать в период притока беженцев деструктивных воздействий на социально-педагогическую среду школы Социально-экономические: Основные виды деятельности родителей учащихся школы связаны с бытовым обслуживанием, торговлей и сельским хозяйством. 96% выпускников связывают свои дальнейшие планы с жизнью в городе Сочи. Потребность города в квалифицированных специалистах с различным уровнем образования определяет профильные направления работы школы: экономическое и социальное. В итоге проведенного опроса учащихся 8-х, 9-х классов и их родителей школа планирует в 2011-2012 учебном году работать как в социально-экономическом, так и в новом, оборонно-спортивном направлении. В результате работы учащихся в территориальном общественном самоуправлении и микрослужбах «Центра толерантности и этнокультурного воспитании» создаются условия для развития личностных ориентации учащихся в области самореализации. Анализ социального образовательного заказа (таблица 1) Таблица 1.
Анализ социального образовательного заказа - первый шаг в управлении развитием. Если ориентироваться на имеющийся заказ, мы всегда будем находиться в режиме функционирования и о развитии не может быть и речи. Путь к развитию школы - возможный заказ социума. Для общения с социальными партнерами, имеющими близкие по духу цели, школа вырабатывает цель направленную во внешний мир, которая формулируется как миссия. Миссия школы: Максимальное развитие социально – адаптированной личности учащегося через интеграцию воспитывающего и развивающего обучения с программой здорового образа жизни. Данная основная образовательная программа начального общего образования школы, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев): а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности). б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой). в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип). Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Особенности первой ступени общего образования. Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава; • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; • признание решающей роли содержания образования ,способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
образования. Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 20 г. Сочи составлен на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и обеспечивает реализацию федерального компонента и регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и компонента нашего образовательного учреждения. Основой реализации стандарта образования является учебный план в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. Одна из приоритетных задач, стоящих перед нашим учебным заведением, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России (Кубани), ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Национально-региональный компонент В практической деятельности по введению регионального компонента государственного стандарта общего образования учителями МОУ СОШ № 20 г. Сочи используются : * региональный компонент государственного стандарта общего образования по учебным предметам, разработанный в соответствии с общей концепцией; * региональный базисный учебный план, учебно-методические комплексы: учебные программы по «Кубановедению», Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. «Кубановедение» для 1-4 классов. – Краснодар: «Перспективы образования», 2010. учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы. Региональный компонент по учебному предмету включает:
Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:
Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования:
В нашей школе краеведческий материал реализуется через уроки с региональным содержанием, занятия внеурочной деятельности. Так, для учащихся начальной школы разработаны и апробируются курсы дополнительного образования: для 1х классах – «Я- сочинец», «Я и моя семья»(история российских народов, своей семьи, рода), «Я – гражданин России». Данный курс обогащает социокультурный компонент содержания обучения материалами о стране, регионе, его истории и культуре. Регионализация осуществляется и через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, консультации специалистов. Экскурсии в музеи, на производства и т.д. – также одна из форм реализации регионального компонента. Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей СОШ № 20 г. Сочи является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента. Компонент образовательного учреждения |
Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства, РФ от 14. 02. 2008 г. №71), на основании Положения о курсовых экзаменах... | |||
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |