ПРОЕКТ ДОКУМЕНТА Республика Саха (Якутия)
Проект «Инновационное развитие дошкольного образования
Республики Саха (Якутия)
на 2013-2016 годы» Рамочный план природоохранных мероприятий
апрель 2013
Содержание
Введение 3
Раздел 1. Система государственного управления охраной окружающей среды в Республике Саха (Якутия) Российской Федерации 6
Раздел 2. Категории экологического скрининга 7
Раздел 3. Экологический скрининг и скоупинг по ОВОС. 8
Раздел 4. Рамочный план природоохранных мероприятий на ДОУ 9
4.1. Общие рекомендации для осуществления работ в Российской Федерации 9
4.2. Рамочный ППМ для ДОУ 10
Раздел 5. Раскрытие информации и обсуждения 10
Приложение 1 12
Перечень государственных учреждений общей и специальной компетенции, функциональных органов и организаций Республики Саха (Якутия), связанных с объектами дошкольных образовательных учреждений и вопросами охраны окружающей среды 12
Приложение 2 18
Приложение 3 20
Часть 1. 21
Общая информация об объекте 21
Часть 2. Оценка потенциальных воздействий на окружающую среду интервенций и мероприятий на ДОУ 23
Часть 3. 24
План мониторинга 24
Приложение 4 35
Приложение 5 38
Рамочный план природоохранных мероприятий на ДОУ 38
Введение Решение задач по повышению доступности качественного дошкольного образования, обозначенных в Указе Президента РФ Путина В.В. от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", особенно актуально в Республике Саха (Якутия).
Якутия – единственный регион дальнего Востока, где сохранился естественный прирост населения, при этом показатель рождаемости в республике в 1,5 раза выше среднероссийских. Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, по данным Сахастат на 1 января 2013 г. составила 35081 (для сравнения, в 2010 г. составляла 23302 ребенка). Численность не обеспеченных местами в детские сады детей в возрасте с 3 до 7 лет на 1 января 2013 г. по данным мониторинга Министерства образования Республики Саха (Якутия) составила 12938 детей.
В республике разработаны Концепция инвестиционного проекта «Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) в 2013-2016 годы» и План («Дорожная карта») ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения для детей от 3 до 7 лет Республики Саха (Якутия) к 2016 году.
Несмотря на прилагаемые усилия, сохраняется большая потребность в открытии новых мест в городах, районных центрах и в замене или реконструкции ветхих дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ), не соответствующих современным требованиям.
Консолидированные средства бюджета Республики Саха (Якутия) недостаточны для решения поставленных задач по удовлетворению потребности населения в дошкольном образовании.
Проектом «Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы» предусматривается привлечение заемных средств Международного банка реконструкции и развития в рамках Меморандума о стратегическом партнерстве между Республикой Саха (Якутия) и Международным банком реконструкции и развития.
Оценочная стоимость проекта составляет 7192 млн. руб. (234,7 млн. долл. США).
Целями Проекта являются: (I) строительство и реконструкция дошкольных образовательных учреждений, (II) устойчивое развитие образовательного процесса. Анализ хода реализации Проекта и достижения намеченных результатов будет контролироваться с помощью ряда индикаторов, таких как: (I) улучшение показателей социально-экономического развития благодаря строительству и реконструкции отобранных для участия в Проекте объектов дошкольных образовательных учреждений; (II) повышение кадрового и институционального потенциала органов власти и местных учреждений образования в сфере управления инвестициями. Предполагается, что реализация Проекта позволит добиться и других результатов, которые труднее поддаются измерению, однако являются не менее важными: повышение качества управления объектами образования; внедрение новых комплексных методов планирования на региональном уровне, направленных на совершенствование процесса образования населения в целях местного развития; новые инициативы частного сектора, неправительственных и общественных организаций, связанные с развитием дошкольных образовательных учреждений.
Проект включает 3 компонента:
Компонент 1. Увеличение мощности дошкольных образовательных учреждений в муниципальных районах и городском округе "Город Якутск".
В рамках данного компонента будет осуществляться поддержка отбираемых на конкурсной основе подпроектов, предложения по которым будут направляться муниципальными администрациями и учреждениями образования с учетом имеющихся потребностей. Поддержка инвестиций, предоставляемая в рамках Проекта, станет катализатором, обеспечивающим развитие объектов и учреждений образования на основе привлечения софинансирования региональных и местных администраций, региональных учреждений образования и частных инвесторов. Средства Проекта не будут передаваться местному учреждению образования, а будут использоваться напрямую для закупки работ и консультационных услуг, необходимых для реализации Проекта. Данный компонент состоит из 3-х подкомпонентов: а) строительство и реконструкция объектов дошкольных образовательных учреждений, б) повышение институционального потенциала для комплексного развития объектов дошкольных образовательных учреждений на уровне регионов и местных учреждений образования.
Подкомпонент 1.1. Строительство новых детских садов с мощностью от 90 до 240 мест в муниципальных районах и городском округе «Город Якутск».
Строительство не менее 36 объектов дошкольного образования, в том числе не менее 9 детских садов в городском округе «Город Якутск». Строительство вышеуказанных детских садов позволит увеличить доступ к услугам детских садов и создать дополнительные места в детских садах для 6390 детей.
Для обеспечения полной функциональности новых детских садов предусматривается разовая поставка мебели, оборудования, открытых и закрытых игровых площадок, игрушек и обучающих материалов.
Подкомпонент 1.2. Строительство детских садов с мощностью до 75 мест в сельской местности согласно приложению № 2 к Концепции.
Поддержка инициативы органов местного самоуправления по строительству и оснащению не менее 42 детских садов вместимостью до 75 мест в сельских районах Якутии. Эти работы по строительству и оснащению детских садов будут осуществляться при добровольном участии местного населения. Реализация данного подкомпонента позволит создать 2040 мест в детских садах в отдаленной сельской местности.
Для обеспечения полной функциональности новых детских садов предусматривается разовая поставка мебели, оборудования, открытых и закрытых игровых площадок, игрушек и обучающих материалов.
Подкомпонент 1.3. Реконструкция зданий в целях размещения в них детских садов согласно приложению № 3 к Концепции:
Не менее 7 зданий будут реконструированы с целью размещения в них дошкольных образовательных учреждений.
Для обеспечения полной функциональности новых детских садов предусматривается разовая поставка мебели, оборудования, открытых и закрытых игровых площадок, игрушек и обучающих материалов.
Реализация данного подкомпонента позволит создать 390 дополнительных мест в детских садах в отдаленной сельской местности.
Подкомпонент 1.4. Проведение конкурса на разработку инновационных архитектурных проектов и образовательной среды для дошкольных образовательных учреждений.
Компонент 2: Развитие современных и гибких подходов в системе дошкольного образования. Данный компонент будет направлен на оказание содействия развитию системы дошкольного образования в целом и на повышение его качества:
- совершенствование системы обеспечения качества дошкольного образования путем внедрения новой системы оценки качества услуг в области развития детей дошкольного возраста;
- повышение профессионального уровня педагогического и руководящего персонала дошкольных образовательных учреждений;
- проведение кампании по повышению информированности населения о дошкольном образовании;
- внедрение инновационных подходов к раннему развитию детей (для детей в возрасте до 3 лет);
- совершенствование нормативно-правовой основы обеспечения доступности и качества дошкольного образования.
Обучающие поездки для воспитателей и сотрудников управленческого звена с целью ознакомления с передовым международным опытом в области организации работы системы дошкольного образования;
Оказание поддержки в проведении конкурсов на научно-исследовательские работы, разработку инновационных подходов в организации работы детских садов и финансирование мер по их внедрению;
Поддержка вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования (5,6 млн. долларов США.
Компонент 3: Управление, мониторинг и оценка проекта.
Средства данного компонента будут использованы на поддержку общего управления проектом, подготовку конкурсной документации, а также финансирование работы консультантов (при необходимости).
Функция по подготовке Проекта «Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) в 2013-2016 годы» возложена на Правительство Республики Саха (Якутия). Управление Проектом будет осуществляться группой реализации Проекта (ГРП). Группа реализации Проекта создается с целью обеспечения: (I) эффективной и постоянной связи со всеми участниками и заинтересованными сторонами и (II) оказания поддержки для подготовки и реализации подпроектов. Данный компонент будет включать два подкомпонента - (a) управление Проектом и (б) мониторинг и оценка, будет обеспечивать поддержку в управлении Проектом и его реализации, а компонент 1 - обеспечивать инвестиции для строительства и реконструкции объектов дошкольных образовательных учреждений. Проектные инвестиции не будут предусматривать каких-либо сделок с земельными участками ни по одному из объектов дошкольных образовательных учреждений, участвующих в Проекте.
Данный рамочный документ описывает процедуры и механизмы, которые необходимо задействовать в целях обеспечения соответствия подпроектов системе образования по российскому законодательству и требованиям Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Прежде всего, рассматривается местное и федеральное природоохранное законодательство применительно к подпроектам; нормативно-правовые акты и инструкции, охватывающие подготовку и выполнение природоохранных требований. ГРП обеспечено методическими указаниями, в которых детально отражены такие аспекты, как экологический контроль, оценка и мониторинг. Каждый подпроект будет рассмотрен и оценен в индивидуальном порядке. Фаза инвестиционной подготовки должна включать перечень вопросов для экологического анализа; в заявочную документацию и договоры должен быть включен разработанный отдельно для каждого подпроекта План управления окружающей средой, включая анализ мер смягчения воздействия, сопутствующих видов деятельности и финансовых затрат.
|