Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования»


НазваниеДополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования»
страница1/10
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

«ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Прорывные технологии как реальная возможность повышения качества образования

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Хабаровск

2013




ББК 74.204 Печатается по решению

П 44 редакционно-издательского совета ХК ИРО

Прорывные технологии: Методическое пособие /Авт.-сост. Т.И. Фисенко. - Хабаровск: ХК ИРО, 2013. - .. с.

Научный рецензент: Г.Н.Паневина, к.п.н., зав. кафедрой теории и методики обучения
В методическом пособии дано описание современных технологий обучения, рассмотрены подходы к выбору приемов и техник организации деятельности учащихся на разных этапах урока на основе требований педагогических теорий и требований к уроку с позиций ФГОС.

В работе использованы материалы современных российских и зарубежных педагогов, а также педагогов школ Хабаровского края.

Пособие предназначено для широкого круга педагогических работников, руководителей органов управления образованием, специалистов ММС, руководителей образовательных учреждений, педагогов.

Хабаровский краевой институт развития образования выражает благодарность педагогам кадетской школы им. Ф. Ушакова и Агромышленного техникума р.п. Хор (Вецко И.В., Дербиной И.С., Попето И.В, Тюмейко И.К., Третьяковой Е.В, Тешабаевой Г.В., Овчинниковой Е.А., Ядыменко Н.С.) и их руководителям: Борщеговскому Г.М. и Куркиной Л.П. за организацию инновационной деятельности по освоению новых моделей обучения в данных образовательных организациях и предоставление материалов из опыта работы.

Фисенко Т.И., доцент кафедры теории

и методики обучения ХК ИРО, автор-составитель


© Фисенко Т.И.,2013

© Министерство образования и науки

Хабаровского края, 2013

© Хабаровский краевой институт

развития образования, 2013
Содержание
1. Прорывные технологии как эффективная форма организации урока…………………………………………………………………………….4

2. Методические приемы мотивации и целеполагания…………………….7

3. Приемы, техники и технологии изучения нового материала ………….18

4. Приемы работы с текстами ……………………………………………….31

5. Приемы и техники, обеспечивающие закрепление и применение изученного материала …………………………………………………….....34


6. Приемы, техники и технологии контроля усвоения учебного материала……………………………………………………………………51

7. Приемы, техники и технологии рефлексии учебной деятельности…..54

8. Приемы и техники задавания домашнего задания……………………..59

9. Технологии развития мышления……………………………………….64

Здоровьесберегающие

Группа


43
Приложения…………………………………………………………….49

Литература ……………………………………………………………..76


Образование должно опережать сложившуюся практику и возможности сегодняшнего общества и его институтов. Только в этом случае в стране будут мечтатели, часть из которых сможет заниматься практико-ориентированной прорывной наукой и создавать новые промышленные технологии.

Ю.Громыко
«Хороший учитель не только дает прочные знания - он еще и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изучили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто... Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний».

В.Гин
1. ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Уважаемые педагоги!

Современными исследованиями в сфере образования доказано, что традиционное обучение с использованием наиболее распространенных лекционных и опросных методов не подходит большинству учеников. Ученики по-разному воспринимают, обрабатывают, воссоздают, классифицируют и применяют знания. Одни глубоко ощущают, а другие осмысливают. Более чувствительные получают информацию с помощью органов чувств, а те, кто осмысливают, подходят ко всему логическим путем. Одни сначала изучают ситуацию, а затем пытаются прояснить для себя суть проблемы, а другие, недолго думая, начинают сразу что-то делать, так как хотят всё испробовать на себе, усвоить новые знания. Каждый из способов восприятия знаний и информации имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому обучение должно быть приспособлено к индивидуальным потребностям разных учеников. В связи с этим учитель должен выработать разные подходы в обучении. От уроков, где в центре внимания находится учитель, следует переходить к урокам, где ученики сами приходят к выводам с помощью учителя.

Сегодня все мы понимаем, что обучение — та универсальная категория, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Главная задача общества XXI века, в котором мы живем и трудимся: научить ученика, как учиться и как мыслить (независимо от возраста), как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы.

Предлагаемые Вашему вниманию приемы, техники, методы обучения, используемые педагогами разных стран, разных образовательных ступеней (от дошкольной до вузовской) — это не что иное, как ростки принципиально новой системы образования, непрерывной, необходимой, быстрой, системной и приятной.

Они станут прорывными, если на основе данных моделей, Вы будете создавать множество своих, соблюдая принципы деятельностного, системно-деятельностного, мыследеятельностного подхода.


Обучение — лучшая в мире игра и развлечение.
Все дети рождаются с таким убеждением
и живут с ним, пока мы не вдолбим им
в голову, что это тяжелая и неприятная работа.
Только некоторые дети всё еще остаются
на своих позициях, твердо убежденные, что
обучение приносит радость, что это едва ли
не единственная игра, в которую стоит играть.
Мы знаем, как называть таких детей. Это гении!

Джаннетт Восс, американский педагог


В школе Симона Гуттенгейма одиннадцатилетние ученики из бедных районов Чикаго учатся свободно разговаривать по-испански с помощью визуа-
лизации, кукольных спектаклей и песен.

В австралийской средней школе ученики снимают собственные видеофильмы, в которых сами исполняют роли на французском языке. Такая методика позволяет свести трехлетнее обучение иностранному языку до восьминедельного курса.

В юго-восточной Азии основы бухгалтерии новички осваивают за два дня ускоренного обучения с помощью игровых методов.

В Новой Зеландии менеджеров, которые только приступили к работе в перспективной полинезийской компании, обучают основам маркетинга за девяносто минут благодаря программе «Большая маркетинговая игра столетия для стран Тихого океана» (в ней игроки условно продают ананасы, бананы,
бросают кубики и тому подобное).

В Лихтенштейне один инструктор придумал более двухсот сорока игр для обучения практически всем отраслям знаний — от патентного права до
географии, истории, физики.

Ведущие компании мира Intel, Apple Computers, Bell Atlantic в США, компании Великобритании, Новой Зеландии используют похожие технологии
|музыка, релаксация, игра) для обучения своего персонала за короткое время — от изучения иностранного языка до повышения квалификации своих работников.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ


«Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление»

Л.С. Выготский



«Мотивация — главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность» (И. Подласый). Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а также его умение учиться, что в значительной мере влияет на мотивацию.

В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.

1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у
школьников за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя
интерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируют
заинтересованность школьников к изучаемому предмету. К приемам,
которые наиболее часто используются для мотивации, Н.М. Зверева относит:

1)  связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;

2)          показ недостаточности имеющихся знаний;

3)          создание проблемной ситуации;

4)          использование художественной и научно-популярной литературы,
произведения искусства;

5)          экскурсы в историю:

6)          использование сравнений;

7)          привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;

8)          использование игровых ситуаций и др.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.

2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняет
школьникам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить
следующий раздел. У учащихся формируется мотив к обучению. В этом
случае они ориентируются не на оценки, и познавательная деятельность
является лишь средством достижения цели, которая находится вне самой
познавательной деятельности.

При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска
знаний.
Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по
решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения
проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя
заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на
учебном занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и
действия школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а
не просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.

Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.

Как начать урок? Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов.

Кумир

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

Автор

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

Оратор

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Линия времени

Начертите на доске линию, на которой обозначьте этапы изучения темы, формы контроля; проговорите самые важные моменты темы, вместе с учащимися определите уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет ученикам увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Этот прием позволяет увидеть тему целостно и изучать ее от общего к частному.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconОбразовательная программа
Ксп) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconТема формирующее оценивание как механизм мотивации школьников к самоопределению...
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconТехническое задание на размещение заказа
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconПовышения квалификации и переподготовки работников образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconСборник материалов по обеспечению регулирования деятельности спортивных...
Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «красноярский краевой институт повышения...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconСборник материалов по обеспечению регулирования деятельности спортивных...
Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «красноярский краевой институт повышения...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconПрограмма дополнительного профессионального педагогического образования...
Учебно-методические материалы для повышения квалификации работников сферы образования для внедрения разработанных моделей развития...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconКоми республиканский институт развития образования утверждаю
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...

Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «хабаровский краевой институт развития образования» iconПовышение квалификации
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск