Скачать 280.85 Kb.
|
Аннотация рабочей программы дисциплиныМедицинская реабилитация для студентов - 6 курса, направление подготовки (специальность) - ПЕДИАТРИЯ 060103, форма обучения очная1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у выпускников лечебного факультета профессиональных компетенций, направленных на формирование, сохранение и улучшение здоровья и физического развития детей и подростков. Задачами освоения дисциплины являются: Профилактическая деятельность/ - научить осуществлять мероприятия по формированию здоровья детей, - научить проведению профилактики заболеваний среди детей и подростков, - научить осуществлять мероприятия по формированию мотивированного отношения детей и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, к выполнению рекомендаций, направленных на повышение двигательной активности, - научить распределять пациентов на группы для занятий физической культурой и спортом с учетом их состояния здоровья, - научить привлекать прикрепленный контингент к активным занятиям физической культурой и спортом, - научить проведению мероприятий по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди детей и подростков, - научить осуществлению диспансерного наблюдения за детьми и подростками с учетом возраста, пола и исходного состояния при занятиях физической культурой и спортом, - научить проведению сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья; Диагностическая деятельность: - научить правильно обследовать ребенка (оценить физическое развитие, объем движений, мышечный тонус, функциональное состояние, двигательные навыки) с целью назначения средств ЛФК и физиотерапии, - применить методику массажа и гимнастику у здорового ребенка 1-го года жизни по месяцам, обучить этой методике мать ребенка и средний медицинский персонал, - правильно оценить переносимость физиотерапевтических процедур, - научить диагностике уровня физического развития, - научить определению физической работоспособности, - интерпретировать адекватность физических нагрузок при проведении врачебно-педагогических наблюдений, - научить диагностике специальных симптомов и синдромов в процессе физической реабилитации, провести комплексную оценку физического состояния, составить медицинское заключение и распределить детей и подростков на медицинские группы для занятий физкультурой, - научить выполнению функциональных проб с физическими нагрузками, - научить определять типы реакций на специальные физические нагрузки у больных и здоровых детей, - научить диагностике реакции больных на физическую реабилитацию. Лечебная деятельность: - научить оказание первой помощи детям и подросткам при неотложных состояниях при занятиях физической культурой и спортом, дать конкретные рекомендации здоровым и детям с отклонениями в здоровье по практическому использованию рационального двигательного режима, различных форм и средств физической культуры, видов спорта. Реабилитационная деятельность: - научить проведению реабилитационных мероприятий среди детей и подростков, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство, - научить использованию средств лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов терапии (рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии) у детей и подростков, нуждающихся в реабилитации. Психолого-педагогическая деятельность: - научить формированию у детей и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья, - научить формированию у детей, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни (ЗОЖ), в том числе устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения. Организационно-управленческая деятельность: - научить организации труда медицинского персонала в отделениях восстановительной медицины, реабилитации, врачебно-физкультурном диспансере, кабинете ЛФК и СМ, - научить организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, ведение учетно-отчетной медицинской документации, - научить оценке качества реабилитационно-профилактической помощи взрослому населению и подросткам. Научно-исследовательская деятельность: - научить проводить анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, - научить подготовке рефератов по современным научным проблемам, - научить участию в решении отдельных НИР и НП задач в области здравоохранения по реабилитации и профилактике, - научить участию в проведении статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию. 2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «Медицинская реабилитация» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин С. 3 . Содержательно она закладывает основы знаний и практических умений организации повышения уровня физического развития, укрепления здоровья, достижения высоких спортивных результатов, а также – выполнения медицинской реабилитации у больных терапевтического, хирургического, ортопедического, неврологического и др. профиля. Данная дисциплина – это этап обучения как на кафедрах естественно-биологического профиля, так и на клинических с изучением основных заболеваний. За время обучения студенты должны совершенствовать свои знания и приобретенные компетенции по изученным разделам. В рамках данной дисциплины проводится изучении следующих разделов: спортивная медицина, лечебная физкультура, массаж, основы мануальной терапии (ПИР), физиотерапия. Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины
3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов 4. Результаты обучения Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: Общекультурные компетенции: ОК-1. *ОК-1: способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Профессиональные компетенции (ПК): ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-12.
*ПК-1: способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками. *ПК-3: способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации. Опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности. ПК-6: способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) реабилитации и профилактики среди детей и подростков с учетом из возрастно-половых групп. ПК-12: способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболевании, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками.
*ПК-16: способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики оценки функционального состояния организма детей и подростка для своевременной диагностики уровня здоровья, первых признаков заболеваний.
*ПК-23: способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма; определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний. *ПК-24: способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса; определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры и других средств немедикаментозной терапии.
ПК-26: способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.
ПК-27: способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.
ПК-31: способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: Знать: - воспитание здорового ребенка с помощью естественных факторов природы, средств физической культуры; - организацию врачебного контроля за состоянием здоровья детей и подростков, - показатели здоровья детей и подростков, этапы развития двигательных навыков у детей;
- факторы, формирующие здоровье ребенка, - методику использования статистических показателей при оценке состояния здоровья детей и подростков в различные возрастные периоды, - основы профилактической медицины в педиатрии и подростковом возрасте, - организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, -основы организации медицинского обеспечения детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, -реабилитацию больных детей и подростков, обоснование физической реабилитации и показания к ее использованию, - механизм лечебного действия ЛФК, -методы ЛФК и показания к их применению, - особенности проведения ЛФК, - противопоказания к назначению ЛФК, - особенности организации оказания медицинской помощи при проведении массовых и спортивных мероприятий, - биомеханические основы двигательной активности различной интенсивности в условиях нормы и патологии с учетом возраста ребенка, функциональное состояние, его определение и использование в практике подготовки спортсмена или занимающегося физическими упражнениями в целях оздоровления, - физическая работоспособность как важный фактор контроля за функциональным состоянием в спорте и при клинических обследованиях (мощность, емкость, эффективность), - выбор оптимального двигательного режима в зависимости от морфологического статуса для спортсменов и физкультурников (прогноз риска травматизма, гармоничность развития физических качеств силы, быстроты, выносливости), - распределение на медицинские группы, занимающихся физической культурой, сроки освобождения от занятий физкультурой после различных заболеваний, - патологические состояния в связи с занятиями спортом: диагностика и первая врачебная помощь, профилактические мероприятия спортивной патологии и травм, - допуск занятиям физкультурой и спортом, соревнованиям, ответственность врача. •Уметь: - планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды,
- участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической помощи детям и подросткам с учетом возростно-половой структуры, - оценить состояние ребенка и подростка для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи, - сформулировать показания к избранному методу реабилитации, - использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), - устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания (гипокинезодинамия), - проводить с детским населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, - осуществлять профилактические мероприятия у детей по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, - пропагандировать здоровый образ жизни, - заполнять историю болезни и лист назначений на ЛФК, - заполнять врачебно-контрольную карту физкультурника (ф. 061/у) и спортсмена (ф. 041), обследовать здорового и больного ребенка и подростка (оценить физическое развитие, статический и динамический стереотип, функциональное состояние и пр.) с целью назначения средств ЛФК, - провести комплексную оценку физического состояния, составить медицинское заключение и распределить на медицинские группы для занятий физкультурой, - оценить переносимость реабилитационных мероприятий или занятий физическими упражнениями и спортом, - интерпретировать адекватность физических нагрузок при проведении врачебно-педагогических наблюдений • Владеть: - алгоритмом комплексной методики оценки физического развития детей и подростков в различные возрастные периоды, - правильным ведением медицинской документации по ЛФК и СМ, - оценками состояния индивидуального и общественного здоровья, - интерпретацией методов общеклинического обследования, результатов антропометрии, соматоскопии, функциональных проб с физическими нагрузкам, -принципами тактики врачебных действий при назначении средств реабилитации в комплексной терапии больного и оценкой адекватности средств и методов ЛФК - основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей и подростков. 5. Образовательные технологии _______ Лекции: - традиционная, - лекция-визуалиация, - проблемная лекция, - лекция – пресс-конференция Занятия: - регламентированная дискуссия, деловая и ролевая учебная игра, метод малых групп, занятия с использованием тренажеров, разбор клинических случаев, подготовка и защита истории болезни, участие в научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах, использование компьютерных обучающих программ, учебно-исследовательская работа студента, подготовка и защита реферата, выполнение функциональных проб с физической нагрузкой, заполнение и анализ врачебно-контрольной карты физкультурника, оформление карты назначения ЛФК, просмотр мультимедийных презентаций, создание информационных бюллетеней, проведение занятий лечебной гимнастики с пациентами. Элементы, входящие в самостоятельную работу студента: Написание истории болезни, написание реферата (УИРС), подготовка к практическим занятиям и сессионному зачету, работа в Интернете, подготовка компьютерной презентации УИРС. Самостоятельное освоение следующих разделов теоретического материала: - ЛГ при неврозах, - ЛГ при аутизме, - ЛГ при пупочной грыже, - ЛГ после нейрохирургических вмешательств, - ЛГ при миопии, - ЛГ при косоглазии, - ЛГ при переломе ребер, - ЛГ при нейропатии, - ЛГ при операциях по поводу плоскостопия, - ЛГ вертебробазилярной недостаточности, - ЛГ при вестибулопатиях, - профилактика гравитационного шока, горной болезни, - фармакологическое обеспечение повышения спортивных результатов, медицинская хартия, - патологические состояния в связи с занятиями спортом, - допинги в спорте, антидопинговый контроль, - качество жизни при некоторых хронических заболеваниях и реабилитационные мероприятия, - спорт инвалидов, медицинское обеспечение, параолимпийские игры. Клинические практические занятия проводятся в отделениях стационара: 5 городской больницы (детское ортопедо-неврологическое отделение), Областного врачебно-физкультурного диспансера (поликлинический раздел) г. Твери. 6. Формы промежуточной аттестации Итоговый контроль – зачет в Х11 семестре. 7. Содержание дисциплины
Всего: 18 часов
Занятие № 1. Использование средств физической культуры в целях профилактики заболеваний и оздоровления. Значение образа жизни человека в формировании и сохранении здоровья. Основное средство воздействия на организм (физические упражнения, физическая тренировка). Изучение воздействия физических упражнений на физическое развитие, функциональное состояние организма ребенка. Понятие о физической нагрузке, особенности физических упражнений по сравнению с другими видами воздействия на организм. Принципы составления индивидуальных оздоровительных программ. Организация работы врача по спортивной медицине (врачебному контролю). Медицинское обеспечение соревнований в детских коллективах. Профилактика спортивного травматизма у детей. Занятия физкультурой и спортом лиц с отклонениями в состоянии здоровья в детских садах и школе. Медицинское обеспечение спорта детей-инвалидов. Составление индивидуальных оздоровительных программ. Работа в поликлинике. Занятие № 2. Задачи, организация и содержание врачебного контроля (ВК) за занимающимися физической культурой и спортом в детском и подростковом возрасте. Ознакомление со схемой врачебного обследования физкультурников и спортсменов. Противопоказания к занятиям спортом. Методы исследования и оценка физического развития (соматоскопия, антропометрия, метод индексов, стандартов, регрессии). Использование показателей физического развития для оценки состояния здоровья детей, при занятиях ФК и спортом. Врачебно-педагогические наблюдения. Функциональные пробы с физической нагрузкой. Определение физической работоспособности. Составление медицинского заключения. Определение медицинской группы физвоспитания. Дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения, утомления, перенапряжения. Тактика поведения врача при выявлении патологических и предпатологических состояний, связанных с занятиями физическими упражнениями. Работа в областном врачебно-физкультурном диспансере. Занятие № 3. Общие основы физической реабилитации. Физиология системы движения, биомеханика движения, механизмы лечебного действия движения. Двигательная единица, управление двигательной функцией, развитие двигательной функции. Использование различных форм, средств и методов ЛФК. Классификация физических упражнений. Показания и противопоказания к назначению лечебной гимнастики, физической реабилитации. Двигательные режимы. Принципы построения комплексов ЛГ и способы дозировки физической нагрузки. Организация ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях (стационар, восстановительный центр, врачебно-физкультурный диспансер, отделение мед. реабилитации). Оборудование зала (кабинета) ЛФК в детских медицинских учреждениях. Порядок назначения лечебной гимнастики (ЛГ), оформление записи в историю болезни и в лист назначений – ф. № 42. Работа в кабинете спортивной медицины, зале ЛФК. Демонстрация ЛГ, клинический разбор больных. Занятие № 4. ЛФК, массаж и закаливание здорового ребенка в раннем детском возрасте. Общие основы лечебной физкультуры грудного ребенка и 1-го года жизни. Физическая культура здорового ребенка, особенности детского возраста 1-3-7 года жизни. Закаливание здорового ребенка. Массаж в различные возрастные периоды. ЛФК в условиях детской поликлиники и стационара. Демонстрация ЛГ, клинический разбор больных |
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с фгос по специальности... | |||
Тема Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х годов XX века | Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии... | ||
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во | Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во | ||
Практическая цель подготовка будущих специалистов к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной... | Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во | ||
Практическая цель – подготовка будущих выпускников к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной... | Рабочая программа учебной дисциплины соответствует требованиям фгос спо по специальности 19. 02. 10 «Технология продукции общественного... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |