Аннотация рабочей программы дисциплины


Скачать 280.85 Kb.
НазваниеАннотация рабочей программы дисциплины
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2
Аннотация рабочей программы дисциплины

Медицинская реабилитация

для студентов - 6 курса, направление подготовки (специальность) - ПЕДИАТРИЯ 060103, форма обучения очная


1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у выпускников лечебного факультета профессиональных компетенций, направленных на формирование, сохранение и улучшение здоровья и физического развития детей и подростков.

Задачами освоения дисциплины являются:

Профилактическая деятельность/

- научить осуществлять мероприятия по формированию здоровья детей,

- научить проведению профилактики заболеваний среди детей и подростков,

- научить осуществлять мероприятия по формированию мотивированного отношения детей и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, к выполнению рекомендаций, направленных на повышение двигательной активности,

- научить распределять пациентов на группы для занятий физической культурой и спортом с учетом их состояния здоровья,

- научить привлекать прикрепленный контингент к активным занятиям физической культурой и спортом,

- научить проведению мероприятий по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди детей и подростков,

- научить осуществлению диспансерного наблюдения за детьми и подростками с учетом возраста, пола и исходного состояния при занятиях физической культурой и спортом,

- научить проведению сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;

Диагностическая деятельность:

- научить правильно обследовать ребенка (оценить физическое развитие, объем движений, мышечный тонус, функциональное состояние, двигательные навыки) с целью назначения средств ЛФК и физиотерапии,

- применить методику массажа и гимнастику у здорового ребенка 1-го года жизни по месяцам, обучить этой методике мать ребенка и средний медицинский персонал,

- правильно оценить переносимость физиотерапевтических процедур,

- научить диагностике уровня физического развития,

- научить определению физической работоспособности,

- интерпретировать адекватность физических нагрузок при проведении врачебно-педагогических наблюдений,

- научить диагностике специальных симптомов и синдромов в процессе физической реабилитации,

провести комплексную оценку физического состояния, составить медицинское заключение и распределить детей и подростков на медицинские группы для занятий физкультурой,

- научить выполнению функциональных проб с физическими нагрузками,

- научить определять типы реакций на специальные физические нагрузки у больных и здоровых детей,

- научить диагностике реакции больных на физическую реабилитацию.

Лечебная деятельность:

- научить оказание первой помощи детям и подросткам при неотложных состояниях при занятиях физической культурой и спортом, дать конкретные рекомендации здоровым и детям с отклонениями в здоровье по практическому использованию рационального двигательного режима, различных форм и средств физической культуры, видов спорта.

Реабилитационная деятельность:

- научить проведению реабилитационных мероприятий среди детей и подростков, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство,

- научить использованию средств лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов терапии (рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии) у детей и подростков, нуждающихся в реабилитации.

Психолого-педагогическая деятельность:

- научить формированию у детей и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья,

- научить формированию у детей, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни (ЗОЖ), в том числе устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения.

Организационно-управленческая деятельность:

- научить организации труда медицинского персонала в отделениях восстановительной медицины, реабилитации, врачебно-физкультурном диспансере, кабинете ЛФК и СМ,

- научить организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, ведение учетно-отчетной медицинской документации,

- научить оценке качества реабилитационно-профилактической помощи взрослому населению и подросткам.

Научно-исследовательская деятельность:

- научить проводить анализ научной литературы и официальных статистических обзоров,

- научить подготовке рефератов по современным научным проблемам,

- научить участию в решении отдельных НИР и НП задач в области здравоохранения по реабилитации и профилактике,

- научить участию в проведении статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию.

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Медицинская реабилитация» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин С. 3 .

Содержательно она закладывает основы знаний и практических умений организации повышения уровня физического развития, укрепления здоровья, достижения высоких спортивных результатов, а также – выполнения медицинской реабилитации у больных терапевтического, хирургического, ортопедического, неврологического и др. профиля.

Данная дисциплина – это этап обучения как на кафедрах естественно-биологического профиля, так и на клинических с изучением основных заболеваний. За время обучения студенты должны совершенствовать свои знания и приобретенные компетенции по изученным разделам.

В рамках данной дисциплины проводится изучении следующих разделов: спортивная медицина, лечебная физкультура, массаж, основы мануальной терапии (ПИР), физиотерапия.

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины

  • Иметь представление о строении костно-мышечного аппарата ребенка и подростка на различных возрастных этапах и гендерные различия (каф. нормальной анатомии), понятие о норме и патологии, физиологической адаптации, механизмах саморегуляции функций (каф. нормальной физиологии), формообразующее влияние здорового образа жизни, первичную профилактику основных заболеваний (каф. общественного здоровья), концепцию формирования этапного здоровья «Тверская спираль» (каф. педиатрии)

  • Знать немедикаментозные методы профилактики и реабилитации (каф. фармакологии), методы и методики формирования этапного здоровья (каф. педиатрии), принципы формирования ЗОЖ (каф. общественного здоровья), профилактику неинфекционных заболеваний (каф. профилактической медицины), профилактику гипокинезодинамии (каф. физической культуры).

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов
4. Результаты обучения

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции: ОК-1.

*ОК-1: способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Профессиональные компетенции (ПК): ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-12.

  • Общепрофессиональные:

*ПК-1: способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками.

*ПК-3: способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации. Опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-6: способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) реабилитации и профилактики среди детей и подростков с учетом из возрастно-половых групп.

ПК-12: способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболевании, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками.

  • В диагностической деятельности: ПК -16.

*ПК-16: способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики оценки функционального состояния организма детей и подростка для своевременной диагностики уровня здоровья, первых признаков заболеваний.

  • В реабилитационной деятельности: ПК-23, ПК-24.

*ПК-23: способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма; определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний.

*ПК-24: способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса; определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры и других средств немедикаментозной терапии.

  • В психолого-педагогической деятельности: ПК-26.

ПК-26: способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.

  • В организационно-управленческой деятельности: ПК-27.

ПК-27: способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.

  • В научно-исследовательской деятельности:ПК-3.

ПК-31: способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

Знать:

- воспитание здорового ребенка с помощью естественных факторов природы, средств физической культуры;

- организацию врачебного контроля за состоянием здоровья детей и подростков,

- показатели здоровья детей и подростков, этапы развития двигательных навыков у детей;

  • физическое развитие детей старшего возраста;

  • рекомендации для занятий физкультурой и спортом в зависимости от морфологического статуса ребенка (прогноз риска травматизма, характеристика опорно-двигательного аппарата, гармоничность развития физических качеств - силы, быстроты и выносливости);

  • реакция на физическую нагрузку как метод ранней диагностики и прогнозирования течения заболевания, а также сроков последующей реабилитации;

  • медицинское обеспечение занятий физкультурой, спортом, спортивных соревнований.

- факторы, формирующие здоровье ребенка,

- методику использования статистических показателей при оценке состояния здоровья детей и подростков в различные возрастные периоды,

- основы профилактической медицины в педиатрии и подростковом возрасте,

- организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков,

-основы организации медицинского обеспечения детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом,

-реабилитацию больных детей и подростков, обоснование физической реабилитации и показания к ее использованию,

- механизм лечебного действия ЛФК,

-методы ЛФК и показания к их применению,

- особенности проведения ЛФК,

- противопоказания к назначению ЛФК,

- особенности организации оказания медицинской помощи при проведении массовых и спортивных мероприятий,

- биомеханические основы двигательной активности различной интенсивности в условиях нормы и патологии с учетом возраста ребенка, функциональное состояние, его определение и использование в практике подготовки спортсмена или занимающегося физическими упражнениями в целях оздоровления,

- физическая работоспособность как важный фактор контроля за функциональным состоянием в спорте и при клинических обследованиях (мощность, емкость, эффективность),

- выбор оптимального двигательного режима в зависимости от морфологического статуса для спортсменов и физкультурников (прогноз риска травматизма, гармоничность развития физических качеств силы, быстроты, выносливости),

- распределение на медицинские группы, занимающихся физической культурой, сроки освобождения от занятий физкультурой после различных заболеваний,

- патологические состояния в связи с занятиями спортом: диагностика и первая врачебная помощь, профилактические мероприятия спортивной патологии и травм,

- допуск занятиям физкультурой и спортом, соревнованиям, ответственность врача.
Уметь:

- планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды,

  • правильно обследовать ребенка (оценить физическое развитие, статический и динамический стереотип, объем движений, мышечный тонус, функциональное состояние, собрать и оценить анамнез двигательных навыков) с целью назначения средств лечебной физкультуры;

  • применить методику массажа и гимнастики у здорового ребенка 1-го года жизни по месяцам, обучить этой методике мать ребенка и средний медицинский персонал;

  • использовать методику дренажного массажа и дренажную гимнастику;

  • оценить переносимость реабилитационных мероприятий или занятиями физическими упражнениями и спортом;

  • выявить отклонения в физическом развитии ребенка;

  • провести комплексную оценку физического состояния, составить медицинское заключение и распределить детей и подростков на ме­дицинские группы для занятий физкультурой;

  • дать конкретные рекомендации здоровым и детям с отклонениями в здоровье по практическому использованию рационального двигательного режима, различных форм и средств физической культуры, видов спорта

- участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической помощи детям и подросткам с учетом возростно-половой структуры,

- оценить состояние ребенка и подростка для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи,

- сформулировать показания к избранному методу реабилитации,

- использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины),

- устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания (гипокинезодинамия),

- проводить с детским населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний,

- осуществлять профилактические мероприятия у детей по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания,

- пропагандировать здоровый образ жизни,

- заполнять историю болезни и лист назначений на ЛФК,

- заполнять врачебно-контрольную карту физкультурника (ф. 061/у) и спортсмена (ф. 041),

обследовать здорового и больного ребенка и подростка (оценить физическое развитие, статический и динамический стереотип, функциональное состояние и пр.) с целью назначения средств ЛФК,

- провести комплексную оценку физического состояния, составить медицинское заключение и распределить на медицинские группы для занятий физкультурой,

- оценить переносимость реабилитационных мероприятий или занятий физическими упражнениями и спортом,

- интерпретировать адекватность физических нагрузок при проведении врачебно-педагогических наблюдений
Владеть:

- алгоритмом комплексной методики оценки физического развития детей и подростков в различные возрастные периоды,

- правильным ведением медицинской документации по ЛФК и СМ,

- оценками состояния индивидуального и общественного здоровья,

- интерпретацией методов общеклинического обследования, результатов антропометрии, соматоскопии, функциональных проб с физическими нагрузкам,

-принципами тактики врачебных действий при назначении средств реабилитации в комплексной терапии больного и оценкой адекватности средств и методов ЛФК

- основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей и подростков.
5. Образовательные технологии

_______ Лекции:

- традиционная,

- лекция-визуалиация,

- проблемная лекция,

- лекция – пресс-конференция

Занятия:

- регламентированная дискуссия, деловая и ролевая учебная игра, метод малых групп, занятия с использованием тренажеров, разбор клинических случаев, подготовка и защита истории болезни, участие в научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах, использование компьютерных обучающих программ, учебно-исследовательская работа студента, подготовка и защита реферата, выполнение функциональных проб с физической нагрузкой, заполнение и анализ врачебно-контрольной карты физкультурника, оформление карты назначения ЛФК, просмотр мультимедийных презентаций, создание информационных бюллетеней, проведение занятий лечебной гимнастики с пациентами.

Элементы, входящие в самостоятельную работу студента:

Написание истории болезни, написание реферата (УИРС), подготовка к практическим занятиям и сессионному зачету, работа в Интернете, подготовка компьютерной презентации УИРС.

Самостоятельное освоение следующих разделов теоретического материала:

- ЛГ при неврозах,

- ЛГ при аутизме,

- ЛГ при пупочной грыже,

- ЛГ после нейрохирургических вмешательств,

- ЛГ при миопии,

- ЛГ при косоглазии,

- ЛГ при переломе ребер,

- ЛГ при нейропатии,

- ЛГ при операциях по поводу плоскостопия,

- ЛГ вертебробазилярной недостаточности,

- ЛГ при вестибулопатиях,

- профилактика гравитационного шока, горной болезни,

- фармакологическое обеспечение повышения спортивных результатов, медицинская хартия,

- патологические состояния в связи с занятиями спортом,

- допинги в спорте, антидопинговый контроль,

- качество жизни при некоторых хронических заболеваниях и реабилитационные мероприятия,

- спорт инвалидов, медицинское обеспечение, параолимпийские игры.

Клинические практические занятия проводятся в отделениях стационара: 5 городской больницы (детское ортопедо-неврологическое отделение), Областного врачебно-физкультурного диспансера (поликлинический раздел) г. Твери.
6. Формы промежуточной аттестации

Итоговый контроль – зачет в Х11 семестре.
7. Содержание дисциплины
    1. ТЕМА ЛЕКЦИЙ:


  1. Физиологические основы физических упражнений. Механизм действия физической нагрузки на организм. Основные формы и методы врачебного контроля состояния здорового и больного ребенка.

  2. Физическая работоспособность, тестирование в педиатрии. Функциональные пробы. Основы функционального исследования в ЛФК и СМ. Функциональные пробы кардио-респираторной системы. Определение функциональной работоспособности

  3. Заболевания и повреждения юных спортсменов при нерациональных занятиях физическими упражнениями и спортом. Любительский и профессиональный спорт. Возрастные и половые ограничения занятия спортом.

  4. Общие основы лечебной физкультуры. Средства ЛФК, формы и методы ее применения. Двигательные режимы.

  5. Физическое развитие и функциональное состояние опорно-двигательного аппарата; функциональное тестирование занимающегося физическими упражнениями и спортом. Принципы организации и построения занятий оздоровительной физкультурой в детских коллективах.

  6. Лечебная физкультура при заболеваниях раннего детского возраста. Естественные и искусственные физические факторы закаливания организма ребенка. Массаж, рефлексотерапия, психотерапия в лечении и реабилитации при детских болезнях.

  7. ЛФК в комплексном лечении и реабилитации при заболевании внутренних органов у детей.

  8. ЛФК в комплексном лечении и реабилитации при ортопедических заболеваниях, при травмах, операциях и неврологии.

  9. Задачи и роль физиотерапии в системе реабилитационных мероприятий. Особенности физиотерапии в педиатрии. Курортология. Организация санаторно-курортной помощи детям.

Всего: 18 часов


    1. ТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:


Занятие № 1. Использование средств физической культуры в целях профилактики заболеваний и оздоровления.

Значение образа жизни человека в формировании и сохранении здоровья. Основное средство воздействия на организм (физические упражнения, физическая тренировка). Изучение воздействия физических упражнений на физическое развитие, функциональное состояние организма ребенка. Понятие о физической нагрузке, особенности физических упражнений по сравнению с другими видами воздействия на организм. Принципы составления индивидуальных оздоровительных программ.

Организация работы врача по спортивной медицине (врачебному контролю). Медицинское обеспечение соревнований в детских коллективах. Профилактика спортивного травматизма у детей.

Занятия физкультурой и спортом лиц с отклонениями в состоянии здоровья в детских садах и школе. Медицинское обеспечение спорта детей-инвалидов.

Составление индивидуальных оздоровительных программ. Работа в поликлинике.

Занятие № 2. Задачи, организация и содержание врачебного контроля (ВК) за занимающимися физической культурой и спортом в детском и подростковом возрасте.

Ознакомление со схемой врачебного обследования физкультурников и спортсменов. Противопоказания к занятиям спортом. Методы исследования и оценка физического развития (соматоскопия, антропометрия, метод индексов, стандартов, регрессии). Использование показателей физического развития для оценки состояния здоровья детей, при занятиях ФК и спортом. Врачебно-педагогические наблюдения. Функциональные пробы с физической нагрузкой. Определение физической работоспособности. Составление медицинского заключения. Определение медицинской группы физвоспитания.

Дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения, утомления, перенапряжения. Тактика поведения врача при выявлении патологических и предпатологических состояний, связанных с занятиями физическими упражнениями.

Работа в областном врачебно-физкультурном диспансере.

Занятие № 3. Общие основы физической реабилитации.

Физиология системы движения, биомеханика движения, механизмы лечебного действия движения. Двигательная единица, управление двигательной функцией, развитие двигательной функции.

Использование различных форм, средств и методов ЛФК. Классификация физических упражнений. Показания и противопоказания к назначению лечебной гимнастики, физической реабилитации. Двигательные режимы. Принципы построения комплексов ЛГ и способы дозировки физической нагрузки.

Организация ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях (стационар, восстановительный центр, врачебно-физкультурный диспансер, отделение мед. реабилитации). Оборудование зала (кабинета) ЛФК в детских медицинских учреждениях. Порядок назначения лечебной гимнастики (ЛГ), оформление записи в историю болезни и в лист назначений – ф. № 42. Работа в кабинете спортивной медицины, зале ЛФК. Демонстрация ЛГ, клинический разбор больных.

Занятие № 4. ЛФК, массаж и закаливание здорового ребенка в раннем детском возрасте.

Общие основы лечебной физкультуры грудного ребенка и 1-го года жизни. Физическая культура здорового ребенка, особенности детского возраста 1-3-7 года жизни. Закаливание здорового ребенка. Массаж в различные возрастные периоды. ЛФК в условиях детской поликлиники и стационара. Демонстрация ЛГ, клинический разбор больных
  1   2

Похожие:

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины бд. 01 Русский язык Цель изучения дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с фгос по специальности...

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины огсэ. 01 Основы философии...
Тема Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х годов XX века

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии...

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины этика государственной и муниципальной...
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины этика государственной и муниципальной...
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» Цели освоения дисциплины
Практическая цель подготовка будущих специалистов к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной...

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины профессиональная этика и культура...
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины гсэ. Ф. 1 «Иностранный язык»...
Практическая цель – подготовка будущих выпускников к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личностной...

Аннотация рабочей программы дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины «Бухгалтерский учет» специальности
Рабочая программа учебной дисциплины соответствует требованиям фгос спо по специальности 19. 02. 10 «Технология продукции общественного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск