Скачать 378.64 Kb.
|
ОХРАНА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Промышленные предприятия в процессе эксплуатации потребляют определенное количество чистой воды, а также сбрасывают очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению гидрографической сети и территории района его размещения. Основными источниками загрязнения поверхностных вод являются:
В целях рационального использования и охраны поверхностных вод предприятие должно обеспечить:
В процессе хозяйственной деятельности запрещается сбрасывать в водные объекты сточные (возвратные) воды:
Запрещается сброс в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосбора, а также в системы канализации, пульпы концентрированных кубовых осадков, шламов, образующихся в результате обезвреживания сточных вод, других технологических и бытовых отходов. Не допускаются утечки в водные объекты от нефте- и продуктопроводов, а также сброс мусора. Не допускается сброс грунта, мусора, строительных и других материалов в водные объекты. Предприятия должны обеспечивать санитарное состояние подведомственной территории и не допускать вынос через дождевую канализационную сеть мусора и отходов производства. Не допускается производить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств, других механизмов, а также проведение любых работ, которые могут явиться источником загрязнения вод. С целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов создаются водоохранные зоны. В их пределах устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Для промышленных предприятий, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 года N 1404, в пределах водоохранных зон запрещаются:
Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод, случайные переливы жидких продуктов производства и полуфабрикатов из емкостей и открытых продуктопроводов, разрывы трубопроводов в результате коррозии и дефектов монтажа и т.п. Для исключения возможности загрязнения окружающей среды сточными водами и жидкими продуктами производства предусматривают:
Все водопользователи должны иметь планы ликвидации аварий, содержащие указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованные со специально уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами. Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. В соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, а также количества загрязняющих веществ в них. Данные первичного учета используются для заполнения формы государственной статистической отчетности 2ТП-водхоз, составления проектов планов по охране и рациональному использо ванию водных ресурсов, правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за водопользование. Данные первичного учета, заносятся в типовые формы ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами", ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами" и ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод". Образцы форм типовой первичной отчетности охраны поверхностных вод представлены в приложении 3.1. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду разрабатываются с целью предотвращения нарушения равновесия в окружающей природной среде, а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения и устанавливаются, исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Для каждого предприятия-водопользователя нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты производится путем установления предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами (ПДС) и планов мероприятий по достижению уровня ПДС со сроками их реализации. Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия - водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. Временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются предприятиям, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов. В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально - экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий. Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых - исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов. Проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами разрабатывается предприятием-водопользователем в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и другой действующей нормативно-методической документацией (см. приложение 3.2). Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. Согласованные нормативы ПДС утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании норматива допустимых сбросов водопользователю ежегодно выдается разрешение на сброс загрязняющих веществ. СОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ-ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Приводится анализ изменений законодательства в части государственного надзора за использованием и охра- ной водных объектов. Сформулировано понятие государственного надзора за использованием водных объектов промышленными предприятиями. Рассматриваются особенности осуществления государственного надзора за использованием и охраной водных объектов, которые предоставляются в пользование промышленным пред- приятиям на основании решения или договора водопользования. Анализируются полномочия основного органа государственной власти по осуществлению функции надзора за использованием и охраной водных объектов – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Подчеркивается, что в процессе использования водных объектов промышленные предприятия воздействует и на иные компоненты окружающей среды. По- этому на водопользователя возлагаются обязанности не осуществлять действия, приводящие к причинению вреда окружающей среде. Указывается на необходимость разработки методических рекомендаций, касающихся особенностей осуществления государственного надзора в зависимости от целей водопользования и оснований предоставления водных объектов в пользование. Ключевые слова: водный объект, промышленное предприятие, государственный надзор, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, охрана водных объектов. Среди принципов водного законодательства выделяется приоритет охраны водных объектов перед их использованием. При этом использование водных объектов не должно оказывать негативно- го воздействия на окружающую среду1 . Государственный надзор за использованием и охраной вод- ных объектов является одним из самых действенных инструментов, направленных на реализацию указанного принципа водного законодательства. Ввиду того, что промышленность является одним из основных потребителей водных ресурсов, во- прос об охране водных объектов и содержащихся в них водных ресурсов является актуальным. Предпри- ятия промышленности негативно воздействуют на водные объекты посредством сброса загрязненных сточных вод, увеличения объемов забора водных ресурсов, подключения новых водопользователей. Статья 36 Водного кодекса Российской Федерации, регламентирующая государственный над- зор в области использования и охраны водных объектов, подверглась кардинальным изменениям в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ2 . В соответствии с данными измене- ниями законодатель исключил из функций органов государственной власти проведение контроля за использованием и охраной водных объектов, оставив только функцию надзора. В настоящее время основным органом, осуществляющим надзор за использованием и охраной водных объектов, являет- ся Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) и ее тер- риториальные органы. Административный регламент по осуществлению Росприроднадзором функ- ций государственного надзора за использованием и охраной водных объектов3 предстоит привести в соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О во- просах государственного контроля (надзора) и признать утратившими силу некоторых актов Прави- тельства Российской Федерации» 4 . При этом под государственным надзором в области использова- 1 Статья 3 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381. 2 Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос- сийской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального кон- троля» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4590. 3 Приказ Минприроды России от 26.08.2008 № 192 «Об утверждении Административного регламента исполне- ния Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществле- нию федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 45. 4 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 24. Ст. 2999.212 М.Б. Уаге 2014. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО ния и охраны водных объектов промышленными предприятиями подразумевается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нару- шений промышленными предприятиями, их руководителями и иными должностными лицами требо- ваний, установленных действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Россий- ской Федерации в области использования и охраны водных объектов. Порядок осуществления госу- дарственного надзора за использованием и охраной водных объектов регламентируется Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов5 . Органы власти осуществляют надзор посредством организации и проведения проверок дея- тельности промышленных предприятий, проведения мероприятий по надзору на водных объектах и в их водоохранных зонах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблю- дения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении промышленными предприятиями своей деятельности. Предметом проверок промышленных предприятий является соблюдение ими при осуществле- нии своей деятельности обязательных требований, установленных действующим законодательством, а также разрешительной документацией. Особенности государственного надзора за использованием и охраной водных объектов промышленными предприятиями могут зависеть от оснований предостав- ления водного объекта в пользование конкретному предприятию для определенной цели. |
Методические рекомендации по расчету количества загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферный воздух от неорганизованных источников... | А записи в журнале по форме № под-11 ведутся па основании проведения замеров расходов воды | ||
Орадовская А. Е., Лапшин Н. Н. Санитарная охрана водозаборов подземных вод. — М.: Недра, 1987. — 167 с., с ил | ... | ||
Кадастр подземных вод является сводкой кратких сведений о естественных выходах подземных вод, буровых скважинах и горных выработках,... | Гидроизоляцию выполняют для защиты подземных частей здания от проникновения грунтовых вод, предотвращения капиллярного подсоса влаги... | ||
Целью настоящих Правил является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов... | При наличии статистики фактически сданных (принятых) на очистку сточных вод абонентом за предыдущий заключению договора год (сведения... | ||
Настоящее учебное пособие написано с целью оказания помощи студентам в приобретении практических навыков и умений при изучении дисциплины... | Тава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |