Педагогического опыта


Скачать 162.44 Kb.
НазваниеПедагогического опыта
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя химии и биологии МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского

муниципального района Республики Мордовия

Татьяны Николаевны Шачиновой

по теме «Личностно- ориентированный подход к обучению школьников биологии и химии»

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта

Актуальность моего инновационного педагогического опыта биолого химической подготовки школьников определяется тем, что в свете поэтапного перехода школ России на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования перед учителями предметниками неизбежно возникает вопрос о соответствии их деятельности с результатами подготовки школьников. Как известно, в стандарте они проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Вместе с тем в нем в качестве приоритетных подходов, положенных в основу деятельности учителей, гарантирующих достижение обозначенных результатов, выступают компетентостный, системно –деятельностный, технологический и личностно ориентированный. Последний направлен на развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Существующая раннее система образования была направлена в основном на усвоение и применение готовых знаний. Такая ориентировка направлена на подготовку простого исполнителя. Новая социокультурная ориентация предполагает развития у школьников творческих способностей, хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Для развития элементов творческой деятельности нужны активные методы, которые учитывали бы индивидуальные способности каждого ребенка, способствовали внедрению личностно-ориентированного подхода в обучении. Для решения данной проблемы я использую на своих уроках метод проектов.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных тестов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения теоретических знаний и умений применять их на практике. Учащиеся превращаются из «слушателя» готовой информации в «добытчика» знаний. И что очень важно, метод проектов помогает создать комфортную обстановку в процессе обучения для любого ученика. Ведь уровень подготовки и психологические особенности каждого ученика различны. Учитель может предложить ученику тему проекта, учитывая его возможности, воспитывая тем самым такое важное качество, как вера в успех. У любого учеников благодаря применению данного метода развиваются такие важные качества как системное и критическое мышление, умения исследовательской деятельности и построения гипотез, проведение эксперимента и анализа, способность обобщать и делать выводы.

Это в полной мере относится к биологи химическому образованию школьников и определяет концептуальность проводимой нами работы.

Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов

2.Условия формирования ведущей идеи опыта

Ведущей педагогической идеей моей опытнической работы явилось развитие ученика не только путём овладения им содержанием учебного материала по биологии и химии, но посредством постоянного обогащения, преобразования субъектного опыта как важного источника саморазвития личности для выбора будущей профессии и дальнейшей успешной социализации. А так же сотрудничество учителя и ученика в процессе обучения биологии и химии на основе:

-  взаимного доверия и уважения;

 - использование личностно-ориентированного обучения, в основу которого положена личность человека, его опыт как источник индивидуальной жизнедеятельности, проявляемый в познании;

-  обеспечение свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;

-  осуществление единства мыслительной и практической деятельности учащихся;

-  учение без принуждения;

-  создание благоприятных морально-психологических условий обучения;

Для реализации данной педагогической идеи неизбежным становиться индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, создаются благоприятные условия для формирования и развития личности, повышается эффективность педагогического воздействия. Успешность процесса обучения биологии и химии обеспечивается путем реализации принципов непрерывности, системности, научности, природосообразности.

Основная цель моей педагогической деятельности:

повышение творческой деятельности учащихся, развитие системного и критического мышления, формирование учебно-исследовательских умений и навыков, необходимых для продолжения образования и будущей самостоятельной деятельности..

Задачи личностно-ориентированного образования состоят в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Основой реализации новых образовательных стандартов является системно — деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:

- повышение мотивации обучения;

- выполнение практических и творческих заданий;

- решение биологических и химических задач;

- проведение уроков с применением ИКТ;

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр;

- осуществление межпредметных связей;

- практической направленности обучения;

- создание ситуации успеха;

- проектно- исследовательскую деятельность;

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

3. Теоретической базой опытнической деятельности послужили труды З.И. Колмыковой (1981), Л.И. Сухоруковой (2007) и И.С. Якиманской (1996). С опорой на них можно утверждать, что при лучностно- ориентированном обучении в целом, биологии/химии, в частности, каждому ученику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении с учётом собственных потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта. Содержание школьного биологи- химического образования, его средства, методы, методики, технологии в этом случае должны подбираться и организовываться так, чтобы каждый учащийся мог проявить избирательность в выборе предметного материала, его виде и форме. Такая обученность создаёт профессиональную и социальную адаптацию в обществе, а образованность формирует индивидуальное восприятие мира систем живой и неживой природы, возможность его адекватного творческого преобразования, широкое использование субъективного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно- значимых ценностей и установок. Основной акцент при данном обучении делается на совокупности знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру природы, что выступает основной целью современного биолог- химического образования.

4. Технология опыта

Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, добиваюсь положительных результатов.

Главной задачей образования и повышения устойчивого интереса к предмету в соответствии с ФГОС является создание мотивации учащихся к обучению. Будет желание учиться – повысится и качество образования. Выделяют следующие факторы, положительно влияющие на устойчивую мотивацию:

1.Содержание учебного материала.

2.Организация учебной деятельности.

3.Коллективные формы учебной деятельности.

4. Оценка учебной деятельности.

5. Стиль педагогической деятельности.

Современное информационное общество ставит перед системой образования следующую цель - формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Перед современным образованием стоит задача создания человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, к самореализации.

Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать, я считаю одним из самых важных компонентов урока.

И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках биологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт, в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Например: прием «Удивляй!»

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример 1. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Хордовые. Кл. Птицы». Учитель: Известно, что сова - неясыть питается мышами – зерноедами. Весит она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? Так вот, одна сова за жизнь сохраняет до 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет. Съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна Пример 2. Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». (7 класс) Учитель: Сколько цветков посещают пчёлы?

В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда. Поэтому в заключении каждой темы провожу зачетные уроки.

Таким образом, к концу изучения темы ученики имеют четкую картину того, какие знания, умения и навыки будут проверяться. Это снимает стресс и боязнь получить двойку. Ученики чувствуют себя увереннее, и поэтому познавательный интерес к предмету становится более устойчивым.

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Биология и химия открывают для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Полагаю, что оптимальными и эффективными средствами достижения желаемых результатов предметной подготовки школьников, безусловно, являются грамотно сформулированные цель/задачи с позиции установок личностно- ориентированного подхода, соответствующее содержание биолого- химического образования, формы (индивидуальная работа; уроки- проблемная лекция, индивидуальная беседа, теоретическая / практическая работа исследовательской направленности, самостоятельная работа, семинар- защита докладов, семинар- диспут, семинар- дискуссия, семинар –обсуждение проблемных ситуаций, индивидуальная лабораторная работа, игра- анализ живой ситуации; домашняя работа творческой направленности), методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский, создание экпрессивно- личностных ситуаций, эмоциональное переживание, создание ситуаций личностного выбора, межличностный диалог, личностная рефлексия), методики / технологии (поэтапного формирования понятий, проведения биологического / химического эксперимента, проектные, исследовательские, технологии case- study, проблемного обучения, критического мышления), способствующие максимальному развитию каждого воспитанника «на предметном содержании».

Результативность моей опытнической работы проявляется в том, что за последние пять лет 76% выпускников 11-х классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципально района Республики Мордовия по итогам выполнения заданий ЕГЭ показали результаты выше средних по республике; выпускники 9-х классов при решении заданий ОГЭ продемонстрировали абсолютный процент выполнения (100%).

Эффективность опыта работы по данной методической системе так же подтверждается результативным участием школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.

2011-12 учебный год:

1 место в районной олимпиаде по биологии (10 кл.),

1 место в районной олимпиаде по биологии (11 кл.),

Участие в республиканской олимпиаде по биологии

Призовое место в районной олимпиаде по биологии (10 кл.),

Призовое место в районной олимпиаде по химии (10 кл.),

Участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа»

Участие в республиканских конкурсах «Подрост», юных исследователей окружающей среды.

Участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа»

2012-13 учебный год:

1 место в районной олимпиаде по биологии (11 кл.),

Участие в республиканской олимпиаде по биологии

Призовое место в районной олимпиаде по экологии (11 кл.),

Участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа»

2014-15 учебный год:

1 место в районной олимпиаде по биологии (11 кл.),

Участие в республиканской олимпиаде по биологии

1 место в районной олимпиаде по химии (11 кл.),

Участие в республиканской олимпиаде по химии

Призовое место в районной олимпиаде по химии (11 кл.),

Участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа»

2015-16 учебный год:

Призовое место в открытой Республиканской дистанционной олимпиаде по биологии обучающихся 5 – 8 классов общеобразовательных организаций

Республики Мордовия

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Для того, чтобы организовать образовательный процесс на основе личностно- ориентированного подхода к обучению школьников биологии и химии, необходимо иметь в наличии достаточное количество учебного времени. Например, в курсе биологии за 6 класс отведен только 1 час в неделю. За такое время трудно организовать на уроках ситуации поиска информации и при этом успеть рассмотреть весь учебный материал, запланированный на занятии по программе. Также мало часов отводится на изучение химии и биологии в старших классах. В современных условиях работы ощущается недостаточная оснащённость школы компьютерами. Отсутствуют автоматизированные места учителя и учащихся. Устаревшее оборудование и недостаточное количество реактивов также создают трудности использования современных технологий.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт работы обобщен и представлен в методическом кабинете МБОУ «Большеберезниковская СОШ», на сайте МБОУ «Большеберезниковская СОШ».

- В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, предметные недели, выступаю на семинарах ШМО и ММО.

- Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти.

- А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учащимися и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.

- Все авторские учебно-методические, аналитические, и информационные материалы и являются основой формирования единой информационной образовательной среды.

- И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по химии.

«Периодический закон Д.И. Менделеева»

9 класс.

Учитель химии: Шачинова Татьяна Николаевна

2016 год

Тема. Периодический закон Д.И. Менделеева

Цели

Познакомиться с естественными семействами химических элементов; выявить связь между относительной атомной массой элементов и физическими свойствами образованных ими простых веществ; изучить периодический закон Д.И. Менделеева; в качестве домашнего задания выполнить исследовательскую работу «История открытия периодического закона».

Ход урока

Вспомним современную формулировку периодического закона Д.И. Менделеева: свойства химических элементов, образованных ими простых веществ, а также состав и свойства соединений химических элементов находятся в периодической зависимости от зарядов ядер их атомов. На основе закона Д.И. Менделеев составил периодическую систему химических элементов, в которой, как Вам известно, химические элементы распределены по периодам и группам.

Вспомните, какой ряд химических элементов в периодической системе называют периодом.

Сколько периодов включает в себя современная периодическая система химических элементов? Какие периоды называют малыми, а какие- большими?

Химические элементы, объединенные в одном вертикальном столбце, составляют группу периодической системы. Каждая группа делится на две подгруппы.

Какие подгруппы периодической системы химических элементов называют главными, какие –побочными?

Химические свойства веществ во многом зависят от строения электронных оболочек атомов химических элементов.

Вспомните, как происходит заполнение электронами электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

Связь между строением атомов химических элементов малых периодов и свойствами образованных ими простых и сложных веществ иллюстрирует таблица. (Связь между строением атомов и свойствами веществ на примере элементов третьего периода).

Обратите внимание на порядок заполнения электронами внешних электронных слоёв атомов элементов малых периодов. В атомах щелочных металлов один электрон на внешнем слое ; в атомах металлов главной подгруппы II группы на внешнем слое два электрона, эти электроны спарены. В атомах элементов главных подгрупп III, IV и V групп число неспаренных электронов на внешнем слое возрастает от 1 до 3. Затем в атомах элементов главных подгрупп VI, VII и VIII групп число неспаренных электронов на внешнем электронном слое уменьшается до нуля (у атомов инертных газов).

Составьте схемы строения внешних электронных слоёв атомов элементов второго периода периодической системы.

Спаренные электроны некоторых атомов при различных воздействиях могут распариваться – становиться неспаренными.

Число неспаренных электронов на внешнем электронном слое атома определяет его валентность, т. е. способность удерживать определённое число других атомов при образовании химических соединений.

Необходимость классификации химических элементов.

К середине XIX века учёные накопили достаточное количество информации о химических элементах и образованных ими веществах. Естественно, встал вопрос о структурировании имеющейся информации, о классификации химических элементов.

Естественные семейства химических элементов

В начале XX века было предпринято много попыток классифицировать известные тогда химические элементы. За основу одной из классификаций был взят такой признак, как сходство свойств простых и сложных веществ, образованных элементами.

Так были выделены несколько семейств, среди которых щелочные металлы и галогены.

Сравните физические свойства щелочных металлов (температуры кипения и плавления, плотность) лития, натрия, калия.

Изучите физические свойства галогенов – простых веществ. ( Проанализируйте информацию, изложенную в таблице на стр в учебнике …… Химия. Учебник для 8-ого класса средней общеобразовательной школы /Под ред……./. Особое внимание обратите на зависимость свойст веществ от относительной атомной массы элементов.

Ответить на вопрос.

Как, применительно к естественным семействам элементов, температуры кипения/плавления и плотность простых веществ зависят от относительной атомной массы? (Хлор, бром, йод, литий, натрий, калий):

А) Все перечисленные свойства изменяются по разному

Б) Чем выше относительная атомная масса, тем выше плотность, температуры кипения и плавления

В) Все перечисленные свойства изменяются периодически

Г) Температуры кипения и плавления уменьшаются, а плотность увеличивается.

(Ответ Б)

Проблемы классификации элементов.

Кроме галогенов и щелочных металлов, были выделены ещё несколько семейств: щелочно – земельные металлы, халькогены. Закономерности изменения свойств в этих семействах похожи.

Предлагаемые классификации химических элементов (И.Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Ю. Майера) были интересны, но не полноценны, так как не охватывали все известные элементы, не объясняли причины изменения свойств и имели ряд других существенных недостатков.

Периодический закон Д.И. Менделеева

Наиболее удачную классификацию элементов предложил наш соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев. Опираясь на труды предшественников, он также группировал элементы по сходству свойств и располагал их по возрастанию относительной атомной массы.

Графическим отображением закона является периодическая система химических элементов.

Назовите две характеристики химических элементов, которые Д.И.Менделеев положил в основу классификации.

А) Относительная атомная масса

Б) Химические свойства веществ

В) Названия веществ

Г) количественный состав простых веществ

Д) Валентность

(Ответ А,Б)

Среди элементов третьего периода найдите сходный с углеродом.

А) сера

Б) магний

В) алюминий

Г) фосфор

Д) кремний

(Ответ: кремний)

Какие свойства химических элементов, составляющих один период, изменяются закономерно?

А) латинские названия элементов

Б) характер оксидов и соответствующих гидроксидов

В) валентность атомов неметаллов в летучих водородных соединениях

Г)высшая валентность атомов элементов в оксидах

Д) металлические и неметаллические свойства простых веществ

(Ответ: Б,В,Г,Д)

Выводы к уроку

- Свойства элементов изменяются периодически по мере возрастания относительной атомной массы.

- Свойства простых веществ, а также состав и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительной атомной массы.

- Д.И.Менделеев выявил ЕСТЕСТВЕННУЮ классификацию химических элементов, открытую систему, в которой найдётся место любому вновь открытому элементу.

Конец урока.

Похожие:

Педагогического опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Педагогического опыта iconМетодические рекомендации по использованию диагностирования в процессе...
При анализе материалов актуального педагогического опыта для внесения в окружной банк данных выявлено слабое владение теорией и методикой...

Педагогического опыта iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6

Педагогического опыта iconМуниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр...
Обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования. / Методическое пособие. – Туринская Слобода, 2016....

Педагогического опыта iconI. Презентация педагогического опыта учителя-мастера
Ильина С. В., учитель иностранного языка моу «Салабайкасинская оош» Чебоксарского района Чувашской Республики

Педагогического опыта icon«Выявление и развитие одаренных детей в условиях личностно ориентированного обучения»
История темы педагогического опыта в педагогике: одаренные дети и развивающая образовательная среда

Педагогического опыта iconМетодические разработки Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих...
История изучения темы педагогического опыта по здоровьесберегающим технологиям в дошкольных образовательных организациях

Педагогического опыта iconГорода ижевска управление образования ижкар администраци
В целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов, распространения передового педагогического опыта, продвижения...

Педагогического опыта iconТворческая работа развитие творческих способностей детей в процессе...
Гоу дпо «нижегородский институт развития образования» кафедра начального образования

Педагогического опыта iconО проведении республиканского конкурса «Учитель года Бурятии 2016»
В целях стимулирования учительского потенциала в рамках реализации нои «Наша новая школа», реализации пнп «Образование», распространения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск