STEP-анализ
STEP — это аббревиатура четырех английских слов: Р — Political-legal — политико-правовые, Е — Есоnomic — экономические, 3 — Social cultural — социокультурные, Т — Тесhnological forces — технологические факторы.
Цель анализа — отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям (табл.) и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:
• политико-правовые;
• экономические;
• социокультурные;
• технологические.
Политика
| P
| Экономика Е
| 1. Правительственная стабильность
2. Изменение законодательства
3. Государственное влияние на отрасли, включая долю госсобственности
4. Государственное регулирование конкуренции в отрасли
5. Налоговая политика
| 1 . Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
2. Курс национальной валюты и ставка рефинансирования
3. Уровень инфляции
4. Уровень безработицы
5. Цены на энергоресурсы
| Социум
| S
| Технология Т
| 1. Демографические изменения
2. Изменение структуры доходов
3. Отношение к труду и отдыху
4. Социальная мобильность населения
5. Активность потребителей
| 1. Государственная техническая политика
2. Значимые тенденции в области НИОКР
3. Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий)
4. Новые патенты
|
Порядок проведения РЕSТ-анализа.
Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:
1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
3. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-балльной шкале: «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» — отсутствие воздействия, угрозы.
4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия. Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды западные специалисты предлагают использовать специальную форму «Резюме анализа внешних стратегических факторов» (External Strategic Factors Analysis Summary — EFAS).
Данная форма представляет собой метод анализа готовности пред-поиятия реагировать на стратегические факторы внешней среды с учетом предполагаемой значимости этих факторов для будущего предприятия. Выделяют следующие этапы заполнения указанной формы:
1. В первой колонке указываются 5—10 возможностей и такое же число угроз.
2. Каждому фактору приписывается весовое значение от единицы (важнейший) до нуля (незначимый) на основе оценки вероятного воздействия данного фактора на стратегическую позицию предприятия. Сумма весов должна быть равна единице, что может быть обеспечено нормированием.
3. Затем дается оценка каждого фактора по 5-балльной шкале: «пять» — выдающийся, «четыре» — выше среднего, «три» — средний, «два» — ниже среднего, «единица» — незначимый. Оценки основаны на специфической реакции предприятия на этот фактор.
4. Определяются взвешенные оценки каждого фактора путем умножения его веса на оценку, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.
Суммарная оценка (с той же градацией, как оценка каждого фактора) указывает на степень реакции предприятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. В данном случае оценка 3,15 показывает, что реакция предприятия находится на среднем уровне.
Пример. Результаты анализа внешних стратегических факторов (условный пример)
Внешние стратегические факторы
| Вес
| Оценка
| Взвешенная оценка
| Возможности
Благоприятная демографическая
ситуация
Развитие розничной сети
Государственная поддержка малого
бизнеса
Экономическая стабилизация
Угрозы
Усиление государственного регули-
рования
Конкуренция на внутреннем рынке
Новые технологии
Снижение активности потребителей
|
|
|
|
|
|
| 0,05
| 4
| 0,20
| 0,10
| 2
| 0,20
|
|
|
| 0,20
| 5
| 1,00
| 0,15
| 1
| 0,15
|
|
|
|
|
|
| 0,15
| 4
| 0,60
| 0,10
| 4
| 0,40
| 0,15
| 2
| 0,30
| 0,10
| 2
| 0,20
| Суммарная оценка
| 1,0
|
| 3,05
| В данном случае оценка 3,05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.
2. SWOT-анализ
1. Составление матрицы SWOT
Критерии
| Возможности:
1
2
3
4
5
| Угрозы:
1
2
3
4
5
| Сильные стороны:
1
2
3
4
5
| “СИВ” – поле для поиска того, позволяют ли эти сильные стороны получить преимущества благодаря этой возможности? Сопоставляется каждая пара.
| “СИУ” – поле для поиска того, как использовать сильные стороны организации для предотвращения угроз, позволяют ли эти сильные стороны избежать этой угрозы? Сопоставляется каждая пара.
| Слабые стороны:
1
2
3
4
5
| “СЛВ” – поле для поиска того, как использовать возможности Вашей организации для компенсации слабостей, препятствуют ли эти слабые стороны использовать эту возможность? Сопоставляется каждая пара.
| “СЛУ” – поле для поиска различных инноваций (т.к. использовать уже ничего нельзя), препятствуют ли эти слабые стороны избежать этой угрозы? Сопоставляется каждая пара.
|
2. Составление матрицы возможностей Влияние возможностей на организацию
| Сильное влияние
| Умеренное влияние
| Малое влияние
| Высокая вероятность
| Поле «ВС»
| Поле «ВУ»
| Поле «ВМ»
| Средняя вероятность
| Поле «СС»
| Поле «СУ»
| Поле «СМ»
| Низкая вероятность
| Поле «НС»
| Поле «НУ»
| Поле «НМ»
|
3. Составление матрицы угроз Влияние угроз на организацию
| Разрушение
| Критическое состояние
| Тяжелое состояние
| «Легкие ушибы»
| Высокая вероятность
| Поле «ВР»
| Поле «ВК»
| Поле «ВТ»
| Поле «ВЛ»
| Средняя вероятность
| Поле «СР»
| Поле «СК»
| Поле «СТ»
| Поле «СЛ»
| Низкая вероятность
| Поле «НР»
| Поле «НК»
| Поле «НТ»
| Поле «НЛ»
|
4. Подготовка общих выводов для выработки стратегии, формулировка стратегических, оперативных и тактических целей развития |