Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия


Скачать 138.77 Kb.
НазваниеЗакон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия
ТипЗакон
filling-form.ru > Туризм > Закон

Концепция закона о социальном питании

1. Актуальность (цели Закона)


Закон о социальном питании … необходим для организации совместной согласованной работы организаций и лиц, направленной на обеспечение потребителей питания по получению здорового питания.

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия.

Закон содержит дополнительную к действующему федеральному законодательству (об образовании; о санитарно-эпидемиологическом благополучии и СанПиН-1078,2409,2660 и др; ведомственные приказы МЗ№330 и Минтруда№12; инструкции по бюджетному учету №148; законы о госзакупках) определения и принципы, специфические для управления питанием.
Потребителями социального (коллективного, организованного) питания являются:

  • учащиеся и воспитанники учебных заведений (дошкольных, школ, НПО/СПО),

  • пациенты лечебно-оздоровительных учреждений,

  • лица, получающие социальную помощь.

Положения закона рекомендуется применять и в областях со схожими задачами: столовые ВУЗов, предприятий и организаций, вахт, мест лишения свободы и тому подобные случаи, где ставится задача здорового коллективного питания.
Субъектами рынка социального питания являются:

  • Потребители питания (а также родители как законные представители детей)

  • Организации, в которых осуществляется социальное питание и их пищеблоки

  • Комбинаты питания (поставщики готового питания)

  • Поставщики продуктов

  • Поставщики прочих услуг: разработчики рационов, лаборатории, транспортные организации, поставщики оборудования и др.


Государственные органы, управляющие системой питания:

  • заказчики: министерство образования, министерство здравоохранения, министерство социальной защиты, семейной политики и др.

  • Роспотребнадзор: контроль безопасности и качества питания и продуктов, соблюдение прав потребителей

  • Организаторы госзакупок продуктов и питания

  • Министерство торговли (сельского хозяйства) – в части методического руководства в технологии питания и поставки продуктов

  • контролеры: органы финансового контроля, контроля за соблюдением госконтрактов



2. Структура закона





  • Определения

  • Субъекты

  • Общие принципы

  • Полномочия органов власти, участвующих в процессе управления

  • <отдельные конкретные механизмы, требующие законодательного закрепления>

  • Ответственность за нарушения


Справочно: корреспондирующие документы

3. Текст


Целью Закона о социальном питании является совместная согласованная работа организаций и лиц по обеспечению прав потребителей питания на получение здорового питания.

Определения


Социальное питание

К социальному питанию относится:

- питание в организованных детских коллективах: дошкольных учреждениях, школах, учреждениях начального и специального профессионального образования

- лечебное и оздоровительное питание в учреждениях здравоохранения и социальной защиты.

Принадлежность питания к социальному не зависит от ведомственной принадлежности и источников финансирования.

К социальному питанию не относится вскармливание детей до 1,5 лет и назначения индивидуального питания.

В высших учебных заведениях, столовых предприятий и других устойчивых учебных и трудовых коллективах рекомендуется организовывать питание на тех же принципах, аналогичных социальному питанию в учреждениях образования и здравоохранения.
Рацион - скомплектованный за период набор блюд (типовое меню) по дням и приемам пищи. Рацион включает рецептуры блюд, номенклатуру используемых продуктов, сведения о пищевой ценности. Периодичность (число дней) типового меню регламентируется санитарными правилами и ведомственными документами.
Основное и дополнительное питание

Основное питание – комплексы блюд в составе типового меню, составленного с учетом сочетаемости, разнообразия (неповторяемости) и норм потребления. Дополнительное питание – готовые к употреблению продукты и блюда для свободного выбора в буфете. «Санитарные правила» требуют обеспечения основного питания для всех обучающихся. Не допускается заменять основное питание дополнительным.

Субъекты


Потребителями социального (коллективного, организованного) питания являются:

  • учащиеся и воспитанники учебных заведений (дошкольных, школ, НПО/СПО),

  • пациенты лечебно-оздоровительных учреждений,

  • лица, получающие социальную помощь.

Положения закона рекомендуется применять и в областях со схожими задачами: столовые ВУЗов, предприятий и организаций, вахт, мест лишения свободы и тому подобные случаи, где ставится задача здорового коллективного питания.
Субъектами рынка социального питания являются:

  • Потребители питания (а также родители как законные представители детей)

  • Организации, в которых осуществляется социальное питание и их пищеблоки

  • Комбинаты питания (поставщики готового питания)

  • Поставщики продуктов

  • Поставщики прочих услуг: разработчики рационов, лаборатории, транспортные организации, поставщики оборудования и др.


Государственные органы, управляющие системой питания:

  • заказчики: министерство образования, министерство здравоохранения, министерство социальной защиты, семейной политики и др.Роспотребнадзор: контроль безопасности и качества питания и продуктов

  • Организаторы госзакупок продуктов и питания

  • Министерство торговли (сельского хозяйства) в части методического руководства в технологии питания и поставки продуктов, коньюктуры цен, обеспеченности оборудованием, обучения технологического персонала контролеры: органы финансового контроля, контроля за соблюдением госконтрактов



Общие принципы


  • Необходимость управления коллективным питанием. Организатор питания не должен снимать с себя ответственность предоставить здоровое питание, например под предлогом свободы индивидуального выбора или трудностей финансирования. Управление должно включать: долгосрочное планирование (разработку и расчет типового меню), повседневное управление (калькуляция, заказ продуктов), контроль фактического рациона за период (диетологический и финансовый).

  • Первичность диетологических требований. Предварительно составленный рацион питания должен быть адекватен физиологическим потребностям организма конкретной категории питающихся. Оценка стоимости питания выполняется на основе рациона расчет стоимости, возможно, с последующей корректурой рациона. Смета должна составляться после типового меню. Недостаток средств при необходимости возмещается из внебюджетных источников.

  • Независимость правил организации питания от источника финансирования. Исходя из организации питания как неотъемлемой части основной деятельности учреждения государственные закупки должны организовываться с учетом оплаты питания из нескольких источников финансирования.

  • Прозрачность учета и доступность информации. Регламенты первичного учета питания и отчетности за период должны предусматривать возможность и быстроту сверки и контроля параметров ценообразования, соблюдения норм потребления. В частности: установка предельного уровня наценки на блюдо устанавливает более простой («прозрачный») способ контроля по сравнению с набором наценок на разные группы продуктов при одинаковом уровне управляемости; излишняя детализация стоимости питания раздельно по дням типового меню создает существенные препятствия в учете и контроле по сравнению со среднедневными значениями – такие ухудшающие «прозрачность» приемы не должны применяться в регулировании питания. Управление питанием должно предоставлять данные для потребителей по меню, продуктам, ценообразованию, в соответствии с «Правилами оказания услуг общепита». В учебных заведениях должны регулярно проводиться родительские собрания по питанию. Инструкции по ведению первичной документации должны обеспечивать быстроту и точность ее ведения, рекомендуется разработка типовых иллюстрированных примерами заполнения городских «Методических рекомендаций», устраняющих несущественны ведомственные различия, а также автоматическая электронная регистрация при обеспечении авторизованного доступа.

  • Обратная связь с потребителем. Организатор питания отвечает за организацию регулярной оценки потребителями по общему состоянию системы питания (чистота, качество и т.д.) и по конкретным блюдам. Оценка работы пищеблока самими исполнителями не допускается.

  • Необходимость легального питания учителей и персонала больниц. Обеспеченность питанием персонала является необходимой обеспечивающей частью основного вида деятельности организации, противодействует злоупотреблениям и способствует повышению качества питания. Условия отнесения стоимости питания сотрудников на затраты

  • Первичность безопасности. Для пищеблоков организованного коллективного питания необходимым является входной контроль технических условий (ГОСТ, ТУ), условий хранения и транспортировки, сроков хранения. Для контроля происхождения продуктов используются декларации соответствия, реестры рекомендованных торговых марок и другие технические приемы. Для документирования приемки и первичной претензионной работы используют бракеражный журнал входного сырья или аналогичные формы, установленные ведомством

  • Индустриализация как средство сокращения трудозатрат, экономической эффективности, безопасности и качества поставляемого питания.

  • Соблюдение технологии питания как основа качества питания. Понятие «технология» включает весь цикл обработки продуктов от контроля происхождения, хранения и доставки сырья, до кулинарной обработки, сервировки и подачи готовых блюд. Технологические карты блюд разрабатываются заранее, при разработке рациона, согласуются в Роспотребнадзоре, в дальнейшем отступление от них не допускается. В качестве источников рецептур блюд следует использовать специализированные издания для соответствующей отрасли. Рекомендуется утверждение типовых сборников рецептур в целом для всех однотипных учреждений города (дошкольное учреждение, школа, конкретная диета).

  • Плановость. Социальное питание организуется на плановой основе, начиная от составления типового меню с расписанием поставки продуктов на весть период государственного заказа. Поставкой питания признается документированный факт заказа уполномоченным лицом. Признание поставки по факту получения допускается при наличии системы персонального учета питания.

  • Непрерывный характер услуги «поставка питания» и «поставка продуктов». Контракт на госзакупки и система повседневного учета

  • Адресность социальной помощи из государственного бюджета. Учет питания (средств на питание) предоставляемых из государственного бюджета ведется в персональном порядке на лицевых счетах получателей. Усредненный суммовой учет оплачиваемого из бюджета питания допускается как вынужденная мера в условиях отсутствия фактической автоматизации ведения персональных лицевых счетов.

  • В дошкольных и средних учебных заведениях организация питания должна рассматриваться как неотъемлемая часть материального обеспечения учебного процесса; как иллюстрация к учебным курсам: природоведения, истории, географии, арифметики, экономики, биологии, социологии и психологии, информатики; как элемент воспитания здорового образа жизни и привитие правильных продуктовых предпочтений.

  • Обеспечение конкурентной среды частно-государственного партнерства, предпринимательской свободы доступа на рынок социального питания при соблюдении квалификационных требований к поставщикам питания и продуктов.

  • Свободный доступ к технологической информации, обязательной для использования. Типовые меню, рационы, технологические карты блюд, информация технических условий по безопасности и доброкачественности должны публиковаться и не должны рассматриваться как предмет коммерческой тайны.



Полномочия органов власти, участвующих в процессе управления


Заказывающие региональные министерства: образования, здравоохранения, социальной защиты, семейной политики и др.

  • Определяют условия государственных контрактов на поставку продуктов и поставку питания

  • При необходимости рассчитывают и формулируют технические спецификации к госконтрактам

  • Общее управление системой питания: заказ разработки рационов, оценка потребностей по категориям питающихся

  • Для образовательных учреждений – утверждает календарь дней типового меню


Роспотребнадзор

  • Санитарно-гигиеническая оценка типовых меню

  • Методическое руководство разработкой рациона

  • Ведение электронных информационных ресурсов по методической поддержке управления питанием: типовых рационов, номенклатуры продуктов, сведений пищевой ценности


Управление образования, ЦБ

  • Методическое руководство подведомственными учреждениями

  • Обучение персонала учебных заведений управлению питанием (основное и переподготовка)

  • Работа с потребителями (родителями)

  • Ежемесячный контроль стоимости питания


Управление здравоохранения. Школьно-дошкольные отделы поликлиник

  • ?

  • Основное обучение диетсестер

  • Дополнительное обучение (переподготовка)


Министерство торговли

  • Организационная работа по квалификационному отбору поставщиков питания и продуктов

  • Методическое руководство комбинатами питания и пищеблоками самостоятельных школ

  • Обучение персонала по технологии приготовления пищи, товароведению продуктов, технологическому учету питания

  • Мониторинг рыночных цен на продукты, прогнозирование уровня цен на следующий период


Комитет по экономической политике

  • Определяет правила и ограничения ценообразования

  • Утверждение начальных цен для торгов

  • Утверждает нормативы стоимости питания раздельно по категориям питающихся – по утвержденным для города типовым меню

  • Утверждает критерии и порядок предоставления льготного (оплачиваемого из бюджета) питания



Ответственность участников рынка


Заказчик

  • Предоставляет Исполнителю техническую документацию для поставки питания: типовое меню, рецептуры блюд, номенклатуру продуктов с техническими условиями, календарь питания, плановое число питающихся и другую необходимую информацию



Поставщик продуктов

  • Обеспечивает документированный прием заказов на продукты по указанной номенклатуре, в соответствии с техническими условиями и графиком заказа, в бумажном и электронном виде

  • Поставляет продукты в соответствии с графиком поставки, соблюдением условий хранения и транспортировки

  • Гарантирует страховой запас продуктов на случай сбоев поставки

  • Ведет контроль происхождения продуктов, сопроводительных документов, сроков хранения

  • Обеспечивает поставку в заказанной фасовке и ассортименте

Поставщик питания (комбинат питания)

  • Разрабатывает рацион, выполняет его санитарно-гигиеническую оценку и согласование в Роспотребнадзоре. Может быть использовано типовое меню, разработанное для города.

  • Обеспечивает поставку основного питания в пищеблоки-потребители в соответствии с государственным контрактом

  • Обеспечивает дополнительное питание в буфетах школ

  • Обеспечивает соблюдение ограничений ценообразования, включая требования конкретных госконтрактов


Пищеблок учреждения, организующего питание самостоятельно

  • Разрабатывает рацион, выполняет его санитарно-гигиеническую оценку и согласование в Роспотребнадзоре. Может быть использовано типовое меню, разработанное для города.

  • Обеспечивает дополнительное питание в буфетах школ


Представитель заказчика (по заказу продуктов; числа порций)

  • Отвечает за своевременный документированный заказ в соответствии с графиком, указанным в госконтракте

  • Осуществляет приемку поставляемой продукции лично или через своего представителя, ведет первичную претензионную работу

  • Составляет ежемесячную отчетность


Потребитель

  • Представляет документы, необходимые для подтверждения права на льготное питание

  • Своевременно предоставляет данные о следующих днях питания

  • Своевременно вносит оплату (для не льготных категорий)


Разработчик рациона, поставщики нормативной информации, научно-методические центры

  • Готовит нормативно-справочную информацию: типовые меню, рецептуры блюд, номенклатура, сведения о пищевой ценности

  • Выполняет оценку рациона на соответствие нормативам по пищевой ценности и стоимости

  • Привлекает экспертов для оценки готового рациона

  • Учитывает пожелания пользователей

  • Ведет учет замечаний и пожеланий к разработанному рациону

  • Предоставляет данные в печатном виде и в виде компьютерной базы данных


Другие участники рынка

<отдельные конкретные механизмы, требующие законодательного закрепления>. (оглавление)


  • Порядок аккредитации поставщиков питания и поставщиков продуктов

  • Порядок оперативной замены поставщика питания и продуктов при документированном нарушении госконтракта

  • Первичная претензионная работа, страховой запас продуктов, лабораторные исследования соблюдения ТУ

  • Отражение планового характера питания в бухгалтерском учете.

  • Электронный документооборот при подаче заявок на продукты, на число порций, при движении продуктов. Электронная цифровая подпись. Ответственность источников первичной информации.

  • Ограничения ценообразования

  • Использование льготы по НДС в школьном питании

  • Порядок бюджетного учета при использовании наценки в бюджетном учреждении

  • Ведение реестров рекомендованных торговых марок продуктов

  • Учет сопутствующих затрат и отклонений: пробы, фасовки, разницы продуктов и блюд

  • Мониторинг сети пищеблоков организованного питания (компьютерная система).

Ответственность за нарушения


Исполнители по государственным контрактам, допустившие 3-кратное документированное нарушение условий поставки, включаются в перечень недобросовестных поставщиков. Наличие в данном перечне организации или ее ответственных лиц является причиной отказа в заключении последующих государственных контрактов.

Стоимость лабораторных исследований продуктов на соответствие затребованным в госконтракте техническим условиям, включая транспортные затраты, относятся на счет поставщика в случаях обнаружения нарушения условий поставки.

Корреспондирующие документы


Закон «Об образовании»

Инструкция по бюджетному учету 148н

94ФЗ

Приказ МЗ №330

Письмо Минтруда №12

СанПиН-1078

СанПиН-2409

СанПиН-2660

Нормы физиологических потребностей

Приказ ДО №920


4. Необходимые дополнительные регламентирующие документы, обеспечивающие практическое введение закона


  • Порядок ведения «Бракеражного журнала готовых блюд»

  • Порядок ведения «Бракеражного журнала сырья»

  • Порядок первичной претензионной работы при приемке сырья от поставщика

  • Состав и иллюстрированный порядок расчета индикаторов состояния питания: охват

  • Регламент ведения «Реестра рекомендованных торговых марок» с заявительным принципом формирования и техническим премодерированием

  • Иллюстрированный «Порядок заполнения Меню-требования»

  • Единая номенклатура продуктов – утверждена ранее Главным санитарным врачом для пищеблоков образовательных организаций

  • Иллюстрированный примерами «Порядок учета питания в школе»

  • Иллюстрированный примерами «Порядок учета родительской платы за питание в школе»

  • Иллюстрированный реферативный сборник «Техническая информация о доброкачественности, безопасности и фасовке продуктов для организованного питания»

  • Компьютерная база о номенклатуре и технических условиях на продукты

  • Техническое задание на разработку городской компьютерной расчетной системы по сведению численности и расчетам товарооборота

  • Техническое задание на модернизацию системы персонального учета школьного питания, позволяющей: полностью исключить наличность, обеспечить поставку во все школы Москвы без предварительной оплаты, учитывающей все виды питания


5. Предложения по экспертному обсуждению


Для получения полезного и точного документа к формулированию и обсуждению положений Закона следует привлечь следующих специалистов:

  • Руководитель учреждения, осуществляющих социальное питание: школа, ДОУ, интернат, больница, санаторий, пансионат для ветеранов труда, пункт социального питания

  • Юрист, экономист по подготовке госконтрактов на поставку продуктов и питания

  • Руководитель и экономист комбината питания

  • Начальник отдела питания централизованной бухгалтерии округа; бухгалтер автономного учреждения

  • Менеджер организации-поставщика продуктов

  • Технолог питания КШП, технолог по разработке рационов

  • Специалист по компьютерной системе управления питанием

  • финансовый контролер

  • Санитарный врач по контролю безопасности и качества питания, из городского отдела и окружного отдела, ведомства

  • Руководитель школьного отдела, дошкольного отдела окружного управления образования.

Для организации предварительной работы по формулировкам может быть организован закрытый электронный форум.

Для окончательной «отладки» положений Закона следует организовать открытый электронный форум (на educom.ru или GosBook.ru)

Похожие:

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconИсследование организации учета расчетов с работниками по оплате труда...
Тарифная система, ее значение в организации оплаты труда и обзор нормативной базы по вопросам трудовых отношений

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconПовестка дня
Подготовка правительством Казахстана основной нормативной и законодательной базы для либерализации сектора телекоммуникаций

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconРешение по вопросу №1 о принятии рекомендаций по развитию ведомственной...
О принятии рекомендаций по развитию ведомственной нормативной базы осуществления общественного контроля

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconВыполнение работ по созданию, гармонизации, актуализации нормативной...
Уполномоченных организаций наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconОбластной комитет
Данные методические рекомендации подготовлены по состоянию нормативной базы на 10. 09. 2014г

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconГород сургут
Развитие и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconОтветственные Отметка о выполнении
Формирование нормативной базы федеральных, региональных, муниципальных документов по подготовке к гиа

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconФедеральная аэронавигационная служба информационный сборник по вопросам функционирования
О состоянии самолетов-лабораторий и нормативной базы, предназначенных для осуществления летных проверок, и мерах по обновлению парка...

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconЗакон «Об основах туристской деятельности в рф»
Рф 2007 г породило ряд проблем вызванных отсутствием гармонизации правовых актов. Нормально в практике законотворчества — новый закон...

Закон необходим для гармонизации нормативной базы различных ведомств и организации их взаимодействия iconЧто такое специальный счет?
В части нормативной базы см раздел IX жк РФ организация проведения капитального ремонта общего имущества в мкд

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск