ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по «Черчению» для 8 и 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по разделу «Черчение и графика» образовательной области «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), авторской программы по «Черчению» под редакцией А. Д. Ботвинникова и рассчитана на один год обучения.
Преподавание предмета ведется по учебнику «Черчение» для 9 класса под редакцией А. Д. Ботвинникова М.: ООО «Издательство Астрель», 2014.
Рабочая программа разработана с целью обеспечения гарантий в получении обучающимися обязательного минимума образования, в соответствии с государственным стандартом. Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор видов учебной и творческой деятельности обучающихся.
Рабочая программа содержит описание основных требований к знаниям и умениям обучающихся, перечень обязательных графических и практических работ. В программе раскрыты рекомендуемые принципы оценки учебной работы обучающихся. В программе дано распределение времени на изучение тем. Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
- привить учащимся культуру графического труда. Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы используются следующие подходами к обучению:
Уделяется равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.
Сводится к минимуму или полностью исключаются непродуктивные элементы графической деятельности, необходимо избавлять школьников от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и пр.
Не проводится обучение выполнению графических построений в отрыве от обучения методу проекций.
При проведении и оценке первых графических работ уделяется внимание качеству их выполнения, стремясь поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.
Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
При выполнении чертежей по моделям, а также при выполнении эскизов с натуры целесообразно организовывать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
Формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях следует осуществлять с минимальным разрывом во времени.
При обучении выполнению разрезов и сечений использовать подход, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина — мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различие между ними, сравнит их возможности, он сможет сознательно пользоваться такими изображениями.
В основу упражнений, графических и практических работ закладываются разноплановые графические задачи:
построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
построение третьей проекции по двум заданным;
построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
связь чертежа с разметкой;
реконструкция изображений;
выполнение различных разрезов и сечений;
занимательные задачи;
графические диктанты;
преобразование формы и пространственного положения объектов;
с творческим содержанием.
Творческие задачи подразделяются на два вида. Пропедевтические творческие задачи не имеют проектного содержания. Их решение учащимися предусматривает применение знаний по пройденному разделу курса и формирование готовности к решению задач более высокого уровня. Таковыми являются задачи с элементами проектной деятельности (технического конструирования, архитектуры, дизайна). Для урочных заданий рекомендуются задачи с элементами конструирования, для решения которых у школьников имеется наибольшая предварительная подготовка. Объекты для задач с элементами конструирования желательно выбирать вместе с учителем труда.
Работа с учебником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) является неотъемлемой частью учебного процесса.
Придается большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программ:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования»
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Устав МБОУ «Вязьевская школа»
Учебный план МБОУ «Вязьевская школа» на 2015-2016 учебный год
Основная образовательная программа МБОУ «Вязьевская школа»
Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Вязьевская школа» от 01.06.2015 №35
Программы общеобразовательных учреждений «ЧЕРЧЕНИЕ» 7-11 классы, М.: Просвещение, 2008
Обоснование выбора авторской программы и комплекта учебников
Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекса «Черчение 9 класс» под редакцией профессора А. Д. Ботвинникова, соответствующего Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год (приказ Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г.) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ».
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение черчения на этапе основного общего образования. Программа черчения 8, 9 классов, рассчитана на 34 часа и один год обучения в каждом классе. Если учесть, что суммарное время программы, рассчитанное ранее на два года обучения – 58 часов, а из них 22 часа отводилось на графические и практические работы, то в итоге время, отведенное на изучение программного материала одинаковое. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ»
Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры обучающихся, их мышления и творческих качеств.
Реализация этой концепции требует учета следующих положений.
Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием используются при изучении всех разделов курса.
Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений обучающихся.
Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий учитывается, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
При обучении черчению учитываются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.
На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Черчение».
Учащиеся должны иметь представления:
об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
о видах соединений;
о чертежах различного назначения.
Учащиеся должны знать:
основы метода прямоугольного проецирования;
способы построения прямоугольных проекций;
способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
правила оформления чертежей.
Учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться чертежными инструментами;
выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);
наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
читать чертежи несложных изделий;
деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5—6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;
осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
|