Закон обязывает граждан рф…


НазваниеЗакон обязывает граждан рф…
страница1/21
ТипЗакон
filling-form.ru > Туризм > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ по ГО и ЧС

с РАБОТНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ (УЧРЕЖДЕНИЙ).

Организация подготовки работающего населения к действиям в ЧС природного и техногенного и военного характера осуществляется в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов РФ по вопросам ГО и защиты от ЧС.
Основными руководящими и нормативными документами являются:

1. ФЗ №68 от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» в редакции ст.40 ФЗ №122 от 22.08.2004 года.

В статье 19 закон обязывает граждан РФ… «изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области».
2. ФЗ №28 от 12.02.1998 года «О гражданской обороне» в редакции статьи 96 ФЗ №122 от 22.08.2004 года.

В статье 10 «Права и обязанности граждан РФ в области ГО» указано, что граждане РФ «проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

Порядок подготовки и основные задачи обучения работающего населения определены:

- постановлениями Правительства:

  1. № 547 от 4.09.2003 года «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера».

  2. № 841 от 2.11.2000 года «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО».

- организационно-методическими указаниями по подготовке населения Иркутской области в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Примерная программа определяет базовое содержание подготовки работников организаций, не входящих в состав формирований ГО, в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 14 часов.

Обучение работников организаций проводится по решению руководителей организаций без отрыва от основной производственной деятельности.

Для проведения занятий в организациях создаются учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам и другим структурным подразделениям. Состав группы не должен превышать 20-25 человек.

Занятия проводятся руководящим составом, инженерно-техническими работниками, начальниками цехов, участков, членами КЧС, а также другими подготовленными лицами. Занятия по медицинским темам и проблемам психологической подготовке проводят соответствующие специалисты

Руководители учебных групп ежегодно назначаются приказами руководителей ГО и защиты от ЧС организаций. Они должны пройти подготовку в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований.

 Ответственность за организацию обучения работников организаций возлагается на руководителя ГО и ЧС, а в сельской местности, кроме этого, - на руководителя органа местного самоуправления.

  Учебный год в организациях завершается итоговым занятием. Оно проводится в целях проверки результатов обучения, закрепление полученных знаний и практических навыков, при этом обучаемые сдают зачет в объеме изученной программы с выполнением практического задания (норматива) по одной из тем программы.

Постановлением Правительства РФ № 841 от 2.11.2000 года определены формы обучения работающего населения:

       а) проведение занятий по месту работы;

б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО и защиты от ЧС;

в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера.

Важнейшие принципы обучения работающего населения.
1. Обязательность

Согласно ФЗ № 28 «О гражданской обороне», ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» - обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера - являются обязанностью граждан РФ (ст.10 и ст.19 соответствующих законов).
2. Дифференцированный подход

При проведении занятий с работающим населением учитывать особенности предприятия, организации, учреждения, его опасность для населения и окружающей среды. А также его местоположение по отношению к другим потенциально опасным объектам, наличие стихийных бедствий, затрагивающих объект, возможности его сил и средств.
3. Научность

Знания, которыми руководитель занятий вооружает обучаемых, должны быть научно обоснованными, достоверными, проверенными и подтвержденными практическим опытом. Занятия должны быть содержательными, убедительными, с подтверждением теоретических положений примерами и фактами, то есть увязка в процессе обучения теории с практикой.
4. Учить тому, что необходимо для защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера

Обучение работающего населения должно иметь конкретную практическую направленность, быть максимально приближенным к реальным условиям. В основе обучения должна быть практика. Овладеть знаниями – значит научиться пользоваться ими в практической деятельности.

5.Сознательность и активность

Сознательность и активность основывается на глубоком понимании обучаемыми практической необходимости получения знаний и навыков.

Добиться сознательности и активности обучаемых помогает правильная организация и методика обучения.

На каждом занятии преподаватель должен ставить конкретные и ясные учебные вопросы так, чтобы обучаемые осознали цели изучения того или другого материала и его практическую значимость. Этим преподаватель должен возбудить интерес обучаемых к изучаемой теме.

Объяснение учебного материала не должно быть слишком упрощенным и необоснованно усложненным, так как в обоих случаях это ведет к снижению активности обучаемых. Излагать материал следует от простого к сложному.

Для развития сознательности и активности обучаемых очень полезны занятия в условиях конкретной обстановки, где от них требуется самостоятельное решение задач, где имеется возможность, как для проявления инициативы, так и творческого отношения к выполнению обязанностей.

Вполне очевидно, что чем активнее обучаемые действуют на занятиях, чем глубже они продумывают и осмысливают изучаемый материал, тем основательнее, тверже их знания и навыки, тем они успешнее могут применять их на практике.

6. Наглядность

Этот принцип является действенным средством для получения обучаемыми конкретных знаний о технике, средствах защиты, а также правильного представления об очагах поражения, об организации и задачах ГО. Наглядность помогает лучше усвоить вопросы защиты населения, объектов экономики от воздействия последствий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера.

Практическое применение наглядных средств обучения активизирует деятельность обучаемых, развивает у них способность связывать теорию с жизнью и практикой. Наглядность повышает интерес к обучению, делает его более доступным.

В качестве наглядных средств обучения используются: техника, приборы, макеты, стенды, схемы, имитаторы, видеофильмы, слайды и т. п.

Однако при их использовании в обучении не следует забывать, что наглядность – не самоцель, а средство успешного обучения, и на занятиях следует использовать такие, которые бы позволили обучаемым глубоко отработать учебные вопросы. Если на занятиях наглядных пособий слишком много, то они рассеивают внимание обучаемых.

Учитывая это обстоятельство, целесообразно даже те пособия, которые необходимы для данного занятия, демонстрировать не все сразу, а последовательно, по мере отработки учебных вопросов.

В ходе каждого занятия следует сочетать различные наглядные средства.
7. Систематичность, последовательность и комплексность.

Этот принцип требует последовательно, в строгом логическом порядке преподносить обучаемым материал, добиваться получение ими определенных знаний, умений и навыков.

Большую роль в реализации принципа систематичности, последовательности и комплексности в процессе обучения играет планирование учебного процесса, правильное определение последовательности изучения тем, предусмотренных программой, и составление расписания занятий. Изучение материала, привитие практических навыков должно идти от простого к сложному.
8. Доступность

Этот принцип требует такой организации и проведения занятий, при которых обучаемые могли бы усвоить необходимые знания и приобрести требуемые навыки при определенном напряжении своих умственных и физических сил.

Основное требование принципа доступности состоит в том, чтобы учебный материал был посильным по содержанию и объему для данной категории обучаемых. Нарушение этого правила ведет к формальному прохождению программы, к бесполезной трате сил и времени. Понятно, что необходимо учитывать уровень подготовки обучаемых и количество отведенного времени на занятия по той или иной теме. Занятия, на которых без учета уровня подготовки и отведенного времени излагаются сложные материалы, делаются громоздкие расчеты с использованием формул, мало полезны, а порой и вредны.

Во всех случаях решающее значение для обеспечения доступности обучения имеет педагогическое и методическое мастерство преподавателя. От него требуется не только глубокое знание преподаваемого материала, но и умение применять в ходе занятий наиболее эффективные методические приемы.
9. Прочность знаний, умений и навыков

Прочность усвоения обучаемыми знаний, приобретение умений и навыков достигается всем ходом учебного процесса. Убедительная беседа, рассказ руководителя занятий, его умение заинтересовать обучаемых, правильно организовать проведение практических работ, обеспечить сознательное и активное отношение к учебе – все это способствует получению обучаемыми прочных знаний и навыков.

Такие простые методические приемы преподавателя, как: «обращаю ваше внимание на…», «это надо запомнить твердо…» или показ на слайде не всего текста сразу (например, задачи ГО), а с использованием анимации каждый абзац отдельно, тем самым, подчеркивая каждую мысль, каждое положение отдельно. Это привлекает внимание обучаемых к основному, главному и вызывает у них стремление основательнее запомнить эти положения.

Для более глубокого и прочного усвоения материала особенно важно вести записи излагаемого материала в рабочих тетрадях.

К прочным знаниям и навыкам ведут практические занятия, систематическое повторение учебного материала и широкое применение технических средств обучения.
10. Сочетание коллективной формы и индивидуального подхода в обучении.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому от руководителей занятий требуется умение создавать благоприятные условия для активной работы всех обучаемых, и в то же время необходим индивидуальный подход к каждому из слушателей.

Как показывает опыт, в числе средств, которые используются в руководстве коллективным учебным трудом, важное место занимают:

- постановка коллективных учебных задач;

- обсуждение и отбор лучших решений, выводов, предложений;

- стремление вызвать и направить в нужное русло общие интересные творческие дискуссии;

- создание условий для того, чтобы обучаемые могли посоветоваться друг с другом, взаимно оценить свои усилия, качество работы и приобретенные навыки.

Основу индивидуального подхода составляет знание преподавателем обучаемых. Преподаватель должен знать состав обучаемых (образование, должность, отрасль работы) и создавать условия для овладения знаниями каждым из них.

Индивидуальный подход подразумевает также заботу преподавателя о том, чтобы каждый обучаемый работал с полной отдачей сил возможностей, успешно усваивал учебную программу, развивал свои способности и совершенствовал методическую подготовку.

Индивидуальность в обучении нельзя понимать как снижение требований к одним обучаемым и повышение к другим, Требования преподавателя равны и высоки ко всем обучаемым. Но в тоже время эти требования должны соответствовать возможностям каждого обучаемого и способствовать его росту. Программу обучения должны усвоить все слушатели, но путь к этому у каждого может быть свой. Индивидуальный подход как раз и способствует наилучшему достижению этой цели.
Для проведения занятий с работающим населением по рекомендуемой 19-часовой программе применяются следующие методы:
Лекция представляет собой развернутое, обоснованное теоретическое изложение содержания крупных и важных вопросов учебной программы. Главная цель лекции – дать слушателям основные знания по теории ведения ГО, раскрыть наиболее сложные вопросы учебного материала. Она дает обучаемым основу для проведения последующих занятий по данной теме, а иногда по ряду тем и даже по всей программе. Также помогает обучаемым в их последующей самостоятельной работе.

Речь лектора должна быть, прежде всего, простой, ясной, понятной, образной, доходчивой для всех обучаемых. Важно также, чтобы речь преподавателя была абсолютно грамотной.

Лекция должна читаться так, чтобы обучаемые могли осмыслить ее содержание и записать главное.

Темп изложения материала должен быть умеренным (70 – 80 слов в минуту). Простой материал можно излагать быстрее, а наиболее важные положения и выводы следует давать медленнее, иногда повторяя их, с тем, чтобы слушатели могли лучше их понять и записать. Однако нельзя превращать лекцию в диктант, но и лекция, прочитанная в таком темпе, когда обучаемые лишены возможности записать основные ее положения, не дает желаемого результата.

Во время чтения лекции очень важно внимательно наблюдать, как реагирует аудитория на то или иное высказывание. Это помогает понимать настроение обучаемых и контролировать себя. При ослаблении внимания слушателей (люди начинают двигаться, переговариваться, покашливать) преподаватель должен принять меры, чтобы повысить их внимание:

- дополнительно разъяснить непонятный вопрос;

- перейти от тихой речи к более громкой;

- от обычного темпа изложения к замедленному или наоборот;

- привести какой-либо пример или афоризм;

- продемонстрировать схему, таблицу и т. д.

Лектор не должен своим поведением отвлекать обучаемых, например: ходить по аудитории, крутить указкой и т. п.

Лектору следует избегать излишней привязанности к тексту лекции, не допускать монотонности изложения материала. Хорошо слушается лекция, когда преподаватель излагает ее своими словами, а не читает.

В заключении лекции подводиться итог всему изложенному, делаются общие выводы, даются рекомендации по самостоятельной работе над темой.

Оставшиеся до конца лекции 4-5 минут преподаватель использует для ответов на вопросы обучаемых. На практике иногда на заключительную часть не отводится времени. Лекция оставляет впечатление незаконченной, а слушатели, не выяснив интересующих их вопросов, остаются неудовлетворенными.

Чрезвычайно большое значение при чтении лекции имеют наглядные и технические средства обучения и умелое их использование.

Следует ясно и полно излагать суть демонстрируемой иллюстрации. Недопустимо, экономя время, объяснять иллюстрацию на ходу – например, по пути от кафедры к схеме. При пользовании наглядными пособиями необходимо обеспечить, чтобы они были хорошо видны со всех мест аудитории. Большое значение не только на лекции, но и на любых других занятиях имеет умелое использование классной доски. Продуманные, четкие и аккуратные записи на классной доске способствуют лучшему усвоению материала, более правильному и полному его конспектированию.

В ходе лекции с целью активизации внимания и мышления обучаемых, закрепления знаний, определении правильности понимания изложенного следует практиковать постановку вопросов перед обучаемыми и заслушивание ответов на них.

Нужно овладевать искусством чтения лекций.

Большую пользу может принести лектору такой метод подготовки к лекции, как запись ее на магнитофон с последующим прослушиванием.
Практические занятия являются основным видом занятий и проводятся с целью отработки основных способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера, привития практических навыков в использовании средств защиты, приборов и другой техники. Главным на таких занятиях должна быть практическая работа каждого слушателя со средствами индивидуальной защиты, с приборами, по оказанию первой помощи, по поведению в тех или иных ЧС природного и техногенного характера.

Практические занятия проводятся в учебных городках, учебных пунктах, на натурных участках.

В зависимости от содержания темы для наиболее полного охвата обучаемых практическими работами, улучшения контроля и помощи в выполнении работ, обеспечения рационального и правильного использования приборов и средств индивидуальной защиты, а также другого учебного имущества целесообразно учебную группу делить на подгруппы.
Семинар как вид занятий углубляет и закрепляет знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной работы, а также прививает навыки поиска, обобщения изложенного материала, проверяет степень усвоения пройденного материала. Это вид занятий, который сочетает в себе работу преподавателя как с отдельными слушателями, так и со всей группой обучаемых.

Семинар начинается с краткого вступительного слова руководителя, после чего проводится обсуждение вопросов по плану семинара, который вручается слушателям заранее.

При обсуждении вопросов руководитель занятия не должен быть пассивным созерцателем и регистратором выступления, а обязан разумными и активными действиями направлять обсуждение на разрешение основных вопросов темы. Руководитель должен добиваться от выступающих, чтобы они не только перечисляли факты, но и анализировали их, выражали свое отношение к ним, давали им оценку, подкрепляли и делали выводы для решения задач у себя на объектах.

Руководитель семинара должен стремиться, чтобы в обсуждении вопросов принимали все слушатели группы. Обсуждая вопрос семинара, целесообразно опрашивать 2-3 человека. При этом выступают и желающие и те слушатели, которых вызвал руководитель. Этот прием заставляет каждого слушателя внимательно следить за выступлением других, анализировать сказанное ими, давать им оценку, с тем, чтобы самому быть готовым дополнить выступающего.

В заключение семинара руководитель делает обобщающие выводы по содержанию обсуждающихся вопросов, вносит ясность в спорные вопросы, подводит итог работы слушателей, отмечает наиболее содержательные выступления и допущенные ошибки, дает рекомендации для самостоятельной работы на последующий период.
Самостоятельная работа как вид занятий является важной составной частью учебного процесса и проводится в целях закрепления и углубления знаний, полученных на занятиях, активного поиска новых знаний.

Работая над учебными материалами, изучая приборы, аппаратуру и самостоятельно работая на них, слушатели осмысливают учебный материал, закрепляют навыки, полученные на занятиях.

Кроме того, слушатели дорабатывают свои конспекты, готовятся к предстоящим занятиям, семинарам и зачетам, а также присутствуют на просмотре кинофильмов и видеозаписей по ГО и защите от ЧС природного и техногенного характера, получают консультации и решают вопросы, которые возникают в ходе учебного процесса.

Слушатели занимаются самостоятельно в часы, определенные расписанием занятий и распорядком дня, под руководством руководителя учебной группы.

При проведении всех видов занятий широко практикуется показ (демонстрация) техники, аппаратуры, средств индивидуальной защиты и т. д.

Значение показа заключается в том, что слушатели имеют возможности с наименьшей затратой времени понять суть изучаемого вопроса и на этой основе создать четкое представление о нем. Он позволяет максимально реализовать принцип наглядности, показ широко применяется на практических занятиях.

Предметом особой заботы руководителя является правильное использование наглядных пособий. Важным средством при показе является демонстрация экранных пособий (кинофильмов, видеофильмов, слайдов), которые обогащают слушателей яркими и точными представлениями, дают руководителю занятий возможность наилучшим образом знакомить слушателей с деталями и динамикой изучаемого материала, поэтому их надо шире применять, особенно на лекциях, а также в часы самостоятельной работы.

Однако надо помнить, что на занятиях целесообразно показывать только фрагменты из кинофильма, так как на демонстрацию фильма уходит большая часть учебного времени. Кроме того, нельзя подменять живое слово руководителя занятий демонстрацией кинофильма. Кинофильмы в полном объеме демонстрируются в часы самоподготовки.

В современных условиях требования к гражданской обороне и защите от ЧС природного и техногенного характера повышаются, что в свою очередь повышает требования к подготовке руководителя групп занятий. Поэтому предложенные виды занятий, применяемых для подготовки работающего населения, не являются застывшими, неизменными. Наоборот, повышение требования к обучению диктует условия, при которых следует совершенствовать имеющиеся виды занятий, оптимальное соотношение видов занятий в ходе планирования учебной работы и учебного процесса.
Подготовка занятий

Подготовка к занятиям складывается из подготовки руководителя занятий, учебно-материальной базы.

В ходе подготовки руководитель занятия должен:

- уяснить тему, содержание занятий, изучить соответствующие нормативно-правовые документы, разделы наставлений и программ, методические пособия по этой теме, нормативы, отрабатываемые на этих занятиях;

- составить план проведения занятия, который утверждается руководитель ГО и защиты от ЧС.

На каждое занятие руководитель должен разрабатывать план его проведения. План является рабочим документом руководителя занятий и составляется с учетом образования, должности и отрасли экономики, в которой работают обучаемые. В нем должны быть отражены особенности организации и ведения ГО и защиты от ЧС в отрасли, где работают служащие, соответствующие примеры из практики их работы и необходимые расчеты.
Многолетний опыт показывает, что план проведения занятий состоит из вступительной, основной, и заключительной части.
Вступительная часть - руководитель, начиная занятия:

- проверяет наличие слушателей,

- объявляет тему занятий, учебные цели, вопросы, которые предстоит изучить или отработать,

- контрольными вопросами выясняет степень усвоения изученного материала.

Организованность, точное изложение темы и целей занятия, деловое настроение руководителя вызывает у слушателей состояние активности и готовности к действиям в ходе занятий.

При 2-х часовом занятии на вступительную часть отводится 5 минут. К сожалению, некоторые руководители занятий затягивают вступительную часть за счет различных ненужных пояснений и нравоучений. А это расхолаживает слушателей, ослабляет интерес и внимание к занятиям.

Основная часть - заключается в том, что ведется активный педагогический процесс передачи знаний и умений руководителем занятий слушателям

Вопросы, изучаемые и отрабатываемые в ходе занятий, различны, различен и характер работы обучаемых. В одном случае они слушают объяснение материала, в другом – упражняются в выполнении определенных действий, в третьем – решают тактические задачи. Поэтому здесь нет, и не может быть какого-либо шаблона, раз и навсегда сложившейся схемы. Больше того, шаблон и схематизм в организации и проведении занятий наносят вред обучению.

При отработке основных вопросов темы руководитель занятий особое внимание обращает на то, чтобы обучаемые четко понимали смысл изучаемого материала, явления, процесса и практической работы, вырабатывали необходимые навыки, умение и получали глубокие знания. Руководители занятий должны заботиться об успешном решении образовательных и воспитательных задач. С этой целью руководителям занятий надлежит определять воспитательные цели для любого вида занятий. Так, например, при организации занятий по изучению средств коллективной и индивидуальной защиты, сигналов оповещения, темы эвакуации, оказания само-, взаимопомощи целесообразно ставить воспитательные цели по формированию у слушателей уверенности в эффективности проводимых мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС, надежности средств защиты и другие.

Основная часть занимает большую часть времени и может составлять при двухчасовом занятии (академический час – 45 минут) 75 минут.

Заключительная часть - завершает занятие. Сущность этой части заключается в том, что подводится итог проведенного занятия. Закончив занятие, руководитель напоминает тему и цели занятия и указывает, как они достигнуты. Тут же оценивается работа слушателей в ходе занятий, дается задание для самостоятельной подготовки.

Заключительная часть любого занятия ни в коем случае не должна носить «разностный» характер или сводиться к простому перечислению фактов. Обстоятельный анализ работы обучаемых, показ передового опыта, раскрытие ошибок и недочетов, конкретные указания по устранению отмеченных недостатков, персональная и общая оценка работы слушателей – таковы отличительные черты каждой заключительной части.

На заключительную часть обычно отводится до 10 минут.

План является рабочим документом руководителя занятий и составляется в удобной для него форме.


Рекомендуемая форма плана проведения занятий
Тема. Берется в соответствии с программой подготовки, утвержденной руководителем ГО и ЧС предприятия, организации, учреждения на этот учебный год.

Учебные цели. В случае если занятия проводятся с лицами, изучающими данную тему впервые, то учебные цели могут начинаться словами: «изучить», «ознакомить», «научить пользоваться», «показать роль» и т. д.

В том случае, когда обучаемые тему изучали в предыдущие годы или изучали другие темы, в которых в той или иной мере раскрывалось содержание учебных вопросов изучаемой темы, то учебными целями становиться: «углубить знания», «совершенствовать навыки», «дать практику» и т. д.

Время. Указывается в соответствии с программой.

Место. Класс, натурный участок, учебно-консультационный пункт и т.д.

Учебно-материальное обеспечение. Карты, схемы, видеоматериалы, слайды, макеты, приборы, средства защиты и т. д.

Вводная часть

- объявление темы, целей,

- проверка готовности слушателей к занятиям,

- проверка усвоения ранее изучаемого материала,

- введение.

Основная часть. Последовательно называются учебные вопросы, отведенное на них время, порядок отработки. Необходимые примеры, выписки, расчеты, напоминания об использовании наглядных пособий, применение определенных методических приемов и т. д.

Заключительная часть. Порядок проведения разбора занятий (подведение итогов занятий), задание обучаемым для самостоятельной работы.

Подпись руководителя занятий.

УТВЕРЖДАЮ

_____________________

                                                                                                                                                                   (должность)

_____________________

                                                                                                                                                                   (подпись)
«___»___________ 20___ г.


ПЛАН

проведения_______________________ занятий

(вид занятий)

Тема:_____________________________________________________________

(номер и название)

__________________________________________________________________
Учебно-воспитательные цели: ________________________________________

Время________________ мин.

Место ____________________________________________________________

Учебно-материальное обеспечение ____________________________________

__________________________________________________________________


  1. Вводная часть _______________ мин.

Объявление темы, цели, проверка готовности слушателей к занятию, проверка усвоения ранее изучаемого материала, введение.
2. Основная часть _______________ мин.

Последовательно называются учебные вопросы, отведенное на них время и порядок отработки. Необходимые примеры, выписки, расчеты, напоминания об использовании наглядных пособий, применении определенных методических приемов и т.п.
3. Заключительная часть __________ мин.
Порядок проведения разбора занятия (подведение итогов занятия), задание обучаемым для самостоятельной работы.
__________________________

(подпись, фамилия)
«___»___________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

_____________________

                                                                                                                                                                  (должность)

_____________________

                                                                                                                                                                  (подпись)
«____»___________ 20__ г.


ПЛАН СЕМИНАРА
Тема ______________________________________________________________
Время___________час.
Учебные цели______________________________________________________
Вопросы для обсуждения:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Темы рефератов, докладов (при необходимости)_________________________

__________________________________________________________________
Литература:
Основная__________________________________________________________
Дополнительная ____________________________________________________
___________________________

(должность исполнителя)


Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий,

при чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них
Известно, что материальной основой ведения боевых действий является оружие, под которым понимаются устройства и средства, применяемые в вооруженной борьбе для поражения (уничтожения) противника.

Современные средства поражения :жения По масштабу и характеру поражающего действия различают:

  • оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое);

  • обычное, включающее все остальные виды оружия.

В настоящее время некоторые образцы обычного оружия, основанные на новейших достижениях науки и техники, по своей эффективности по ряду параметров приблизились к оружию массового поражения (боеприпасы объемного взрыва (БОВ)).
Классификация традиционных средств поражения

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон n 115-фз. В соответствии с п. 1 ст. 2
Одним из основных нормативных актов рф, устанавливающих правовой статус иностранных граждан в России, является Федеральный закон...

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон об основах охраны здоровья граждан в части прав на охрану здоровья...
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. №61-фз «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»...

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан...
Федеральный закон №442-фз «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон ставропольского края
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года n 44-фз "Об участии граждан в охране общественного порядка"...

Закон обязывает граждан рф… iconУпрощенный порядок государственной регистрации прав граждан на объекты недвижимости
С 1 сентября 2006 г вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2006г. №93-фз "О внесении изменений в некоторые законодательные акты...

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон республики татарстан о реализации прав граждан на предоставление им
Настоящий Закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон республики татарстан о реализации прав граждан на предоставление им
Настоящий Закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон «об обращениях граждан»
Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением...

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон о дачной амнистии направлен на решение этих задач, так, например
Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации по вопросу оформления в упрощенном...

Закон обязывает граждан рф… iconЗакон от 21. 11. 2011 n 323-фз (ред от 28. 12. 2013) "Об основах...
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее в сфере...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск